Наталья Иннокентьевна Апёнышева
Парциальная программа «Играем в экономику» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Парциальная программа
"Играем в экономику"
для детей старшего дошкольного возраста
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом общества. Социализация предполагает развитие ребенка как активного деятеля, компетентного, готового к саморазвитию в течение всей жизни, успешного в различных сферах жизнедеятельности и в разных нестандартных ситуациях. Одним из компонентов позитивной социализации дошкольников является формирование основ экономической грамотности. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок должен понимать, откуда берутся деньги, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, уметь ориентироваться в современном мире.
Публикация «Парциальная программа „Играем в экономику“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Экономические игры и пособия
- Темочки
Парциальная программа по экономическому воспитанию дошкольников «Играем в экономику» (далее - программа) разработана в соответствии с требованиями современных нормативно-правовых и инструктивно-методических документов в области дошкольного образования. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса со старшими дошкольниками в рамках цикла занятий по социально-коммуникативному развитию детей 5-7 лет.
Программа опирается на основные положения и принципы ФГОС ДО, способствует формированию основ экономической грамотности старших дошкольников в соответствии с их возрастными особенностями, содействует развитию детской инициативы и самостоятельности.
Программа разработана с учетом методических разработок по экономическому воспитанию Лалетиной Н. А., Салыковой Ж. В., Ожегиной О. П. и собственного педагогического опыта работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.
1.2. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
Новизна программы заключается в том, что она разработана с использованием инновационных образовательных технологий - технологии проблемного обучения, технологии продуктивного чтения-слушания, которые заложены в основу образовательной системы «Детский сад 2100». Педагогическая целесообразность программы обусловлена недостаточным уровнем экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Это вызвано отсутствием целостной педагогической системы формирования экономической грамотности, а также некомпетентностью родителей в вопросах экономического воспитания. Также путем анкетирования будет выявлен социальный запрос родителей старших дошкольников на проведение работы по экономическому воспитанию в ДОО.
Поэтому была разработана данная программа, которая поможет детям - получить элементарные экономические знания, а родителям - овладеть формами и методами экономического воспитания в семье.
1.3. Цель и задачи программы
Цель программы : формирование основ экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Познакомить детей с простейшими экономическими понятиями, их значением, применением в жизни.
Развивать умение творчески подходить к решению игровых проблемных ситуаций, проявлять инициативу и самостоятельность.
Воспитывать бережливость, рациональность, трудолюбие, уважение к труду взрослых.
Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах экономического воспитания дошкольников.
1.4. Принципы, лежащие в основе программы
Программа строится на следующих принципах:
Принцип гуманистической направленности, уважения уникальности
каждого ребенка;
Принцип научной обоснованности и практической применяемости программы;
Принцип системности организации образовательного процесса;
Принцип приоритетности интересов каждого ребенка;
Принцип развивающего образования, цель которого - всестороннее
развитие личности;
Комплексно-тематический принцип построения образовательного
процесса.
1.5. Планируемые результаты
1. В результате освоения программы дети :
- овладевают такими экономическими понятиями как «цена», «товар», «реклама», «семейный бюджет», «потребности», «экономия» и используют их в речи;
-осознают взаимосвязь понятий: «труд - продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества»;
-получают представления о труде людей разных профессий, они проявляют интерес и уважение к их профессиональной деятельности и ее результатам;
- проявляют творческую инициативу и самостоятельность при решении игровых проблемных ситуаций.
2. Родители овладевают формами и методами экономического воспитания в семье.
3. Педагоги повышают компетенцию в вопросах экономического воспитания дошкольников.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Общие положения
Программа обеспечивает формирование основ экономической грамотности у детей в возрасте 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа осваивается детьми в процессе интеграции образовательных областей – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители, педагогические работники ДОО, осуществляющие работу по программе.
Образовательный процесс решает программные образовательные задачи в следующих формах организации деятельности:
-совместная образовательная деятельность взрослых и детей;
-свободная самостоятельная деятельность детей.
Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется в ходе НОД, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Самостоятельная деятельность предполагает свободную игровую деятельность воспитанников в условиях специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивает каждому ребенку возможность выбора игр и атрибутов по интересам; позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком образовательных задач; позволяет освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.
2.2. Содержание программы
Программа реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности. Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям:
- материалы, используемые в педагогическом процессе, строятся на единых принципах, обеспечивают целостность педагогического процесса и дополняют друг друга;
- содержание материала обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка.
Организованная образовательная деятельность по программе «Играем в экономику» включена в цикл занятий «Социальный мир», направленный на позитивную социализацию старших дошкольников, и проводится с детьми 1 раз в месяц согласно перспективному плану. Кроме НОД в планирование включены сюжетно-дидактические игры экономического содержания, которые педагог организует с детьми по мере освоения детьми экономических понятий.
Перспективное планирование образовательной деятельности по программе «Играем в экономику»
Сентябрь
НОД "Откуда появились деньги?" (путешествие в Музей денег)
Цель: познакомить детей с историей возникновения денег, их предназначением, воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам. Игра «Магазин игрушек»
Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение определять материал, место производства, цену (стоимость).
Игра «Купи другу подарок»
Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.
Чтение Я. Корчак «Маленький бизнесмен», В. Махневич «Хочешь быть богатым?»
Октябрь
НОД "Что такое семейный бюджет?"
Цель: дать представление и семейном бюджете, его составляющими - пенсия, зарплата, пополнять активный словарный запас детей экономическими понятиями, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых
Игра «Хочу и надо»
Цель: дать представление о взаимосвязи понятий «потребности» и «возможности»
Игра «Что важнее?»
Цель: учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делать логические выводы.
Чтение В. Катаев «Цветик - семицветик», Г. Остер «Вредные советы»
Ноябрь
НОД "Знакомимся с профессией бухгалтера"
Цель: расширять представления о профессиях взрослых, их значении. Познакомить детей с профессией бухгалтера, её необходимости и общественной значимости, новыми словами «расходы», «бюджет», «зарплата». Игра «Кому что нужно?»»
Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий
Игра «Что быстрее купят?»
Цель: развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.
Чтение А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», Л. Ястребова, Н. Мальгина «Хранители бюджета»
Декабрь
НОД "Дом, где живут деньги"
Цель: дать представление о банке, его назначении. Познакомить с профессиями банковских работников, валютами разных стран. Формирование экономического мышления воспитанников Игра «Копилка»
Цель: закрепить понятие о накоплении денежных средств, навыки составлять число из 2-х меньших чисел.
Игра «Назови монету»
Цель: Расширить представления о деньгах разных стран с помощью сказочных персонажей
Чтение Ш. Перро «Кот в сапогах», Ю. Яковлев «Кому спасибо говорим»
Январь
НОД "С уважением к энергосбережению"
Цель: Дать представление об энерго- и ресурсосбережении - экономном пользовании водой, электроэнергией, теплом; продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы. Игра «Оцени поступок»
Цель: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и другим материальным ценностям; на основе логического мышления учить делать самостоятельные выводы.
Игра «Умелые руки»
Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.
Чтение А. С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
Февраль
НОД "Для чего нужная реклама?"
Цель: дать представление о назначении рекламы и ее создании; научить детей правильно воспринимать рекламу. Игра «Реклама для енота»
Цель: закрепить знания детей о необходимости использования рекламы для реализации продуктов труда; развивать коммуникативные навыки.
Игра «Дерево объявлений»
Цель: формировать у детей положительное отношение к доступной, красивой и понятной рекламе; закрепить знания детей о потребностях животных.
Чтение Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», В. Драгунский «Он живой и светится»
Март
НОД "Делаем рекламу"
Цель: Расширить представления детей о различных видах рекламы, уточнять представления детей о профессиях, связанных с созданием рекламы. Вызвать желание создать собственную рекламу Игра «Рекламноеагенство»
Цель: развитие связной речи дети посредством придумывания рекламы по образцу воспитателя; развитие умений классифицировать товар по характерным признакам.
Игра «Рекламный мешочек»
закрепить знания детей о рекламе; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».
Чтение Михалков «Как старик корову продавал», Д. Хармс «Пирог»
Апрель
НОД "Что такое конкуренция?"
Цель: продолжать знакомить детей с экономическими терминами, дать представление о том, что такое конкуренция; воспитывать интерес к экономике Игра «Что дешевле?»
Цель: сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.
Игра «Наоборот»
Цель: закреплять экономические понятия, учить находить противоположные по смыслу слова.
Чтение С. Образцов «Так нельзя, а так можно и нужно», Р. н. с. «Жадная старуха»
Май
НОД "Занимательная экономика" (итоговое)
Цель: закреплять экономические термины и понятия, упражнять в решении проблемных ситуаций, воспитывать интерес к экономике Игра «Какое слово лишнее?»
Цель: закреплять знания экономических понятий, развить умение определять «лишнее», выделяя общий признак других.
Игра «Какие бывают доходы?»
Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; учить различать виды доходов (основные и дополнительные)
Чтение Кнышова Л. В., Меньшикова О. И., Попова Т. Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом»
2.5. Формы и методы контроля реализации программы
На начальном этапе реализации программы используется методика А. А. Смоленцева для выявления уровня сформированности первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста. В процессе педагогического наблюдения детям предлагается 3 задания, которые оцениваются по 3 уровням.
Задание 1
«Выберите, что тебе больше нравится»
Цель: выявить интерес детей к экономике.
Материал: 10-12 брусков, карточки с цифрами 1; 2; 3;…., деньги (монеты и банкноты)
Инструкция: на столе лежат цифры, деньги, бруски. Рассмотри их. Цифры ты используешь на занятиях по математике, бруски – на занятиях по конструированию, а деньги – когда занимаешься экономикой. Из этих материалов можно построить ряд числе.
- Что ты хочешь выбрать: бруски, цифру, монеты? Что тебе больше нравится? Почему? (Отмечается первичный выбор)
- Если не было цифр (брусков и монет, то из чего бы еще ты мог составить ряд чисел?
Задание 2
«Выбери верное предложение»
Цель: выявить сформированность экономических представлений
Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и соответствующие им картинки
Инструкция: предлагаю тебе поиграть со мной в игру. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал.
1. Чтобы жить, необходимы деньги.
Чтобы жить, необходимы игрушки.
2. Только взрослые должны трудиться.
И дети, и взрослые должны трудиться.
3. Валюта – это бумажные деньги.
Валюта – это деньги, которые могут быть и бумажными, и металлическими
4. Реклама нужна человеку для развлечения.
Реклама важна для продажи товаров.
5. Пенсию обычно получают папы и мамы.
Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.
6. Вода должна течь из крана и днем, и ночью.
Вода должна течь из крана тогда, когда это необходимо человеку.
7. Бюджет семьи – это только доходы.
Бюджет семьи – это доходы и расходы.
8. Чем качественнее товар, тем выше цена.
Чем качественнее товар, тем ниже цена.
Задание 3
«Расскажи, что случилось?»
Цель: определить интерес к экономическим знаниям, их осознанность; умение делать выбор, ориентируясь на нравственные нормы поведения.
Материал: картинки, иллюстрирующие разнообразные ситуации, вызывающие положительные и отрицательные чувства; «лица» в разных эмоциональных состояниях (улыбающиеся, недовольное, грустное, удивленное и т. д).
1. Мальчик ремонтирует книгу.
Мальчик вырывает страницу из книги
2. Девочка бросает игрушку.
Девочка наводит порядок в игровом уголке: собирает разбросанные игрушки.
3. На витрине магазина представлены товары без ценников
4. Мальчик плачет и требует машинку
5. Папа и мама определяет бюджет своей семьи (расходы и доходы)
Инструкция. Перед тобой картинки. Как ты относишься к тому, что изображено на картинке? Как надо вести себя в такой ситуации? Выбери картинку с соответствующим «лицом». Почему ты сделал такой выбор?
Высокий уровень. Ребенок проявляет ярко выраженное положительное эмоциональное отношения к заданиям экономического содержания; активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера. Проявляет настойчивость.
Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к большинству заданий; активно отвечает на вопросы, используя в речи экономические термины, но сам вопросов не задает; иногда допускает ошибки при группировании предметов, выделении существительных признаков, но исправляет их.
Низкий уровень. Не всегда уверен в своих силах, особенно при выполнении более сложных заданий. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту, испытывает затруднения при выполнении заданий, группировке предметов, выборе предметов по существенным (экономическим) признакам при использовании «экономической» терминологии.