Получи документы

Парциальная программа «Играем в экономику» для детей старшего дошкольного возраста

Наталья Иннокентьевна Апёнышева
Парциальная программа «Играем в экономику» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Парциальная программа

"Играем в экономику"

для детей старшего дошкольного возраста

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Одной из важнейших задач дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО является социализация личности ребенка, то есть усвоение им норм и ценностей, которые позволят ему стать полноценным членом общества. Социализация предполагает развитие ребенка как активного деятеля, компетентного, готового к саморазвитию в течение всей жизни, успешного в различных сферах жизнедеятельности и в разных нестандартных ситуациях. Одним из компонентов позитивной социализации дошкольников является формирование основ экономической грамотности. Уже в старшем дошкольном возрасте ребенок должен понимать, откуда берутся деньги, из чего складывается бюджет семьи, что такое цена товара и от чего она зависит, уметь ориентироваться в современном мире.

Публикация «Парциальная программа „Играем в экономику“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Парциальная программа по экономическому воспитанию дошкольников «Играем в экономику» (далее - программа) разработана в соответствии с требованиями современных нормативно-правовых и инструктивно-методических документов в области дошкольного образования. Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса со старшими дошкольниками в рамках цикла занятий по социально-коммуникативному развитию детей 5-7 лет.

Программа опирается на основные положения и принципы ФГОС ДО, способствует формированию основ экономической грамотности старших дошкольников в соответствии с их возрастными особенностями, содействует развитию детской инициативы и самостоятельности.

Программа разработана с учетом методических разработок по экономическому воспитанию Лалетиной Н. А., Салыковой Ж. В., Ожегиной О. П. и собственного педагогического опыта работы по социально-коммуникативному развитию детей старшего дошкольного возраста.

1.2. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность

Новизна программы заключается в том, что она разработана с использованием инновационных образовательных технологий - технологии проблемного обучения, технологии продуктивного чтения-слушания, которые заложены в основу образовательной системы «Детский сад 2100». Педагогическая целесообразность программы обусловлена недостаточным уровнем экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Это вызвано отсутствием целостной педагогической системы формирования экономической грамотности, а также некомпетентностью родителей в вопросах экономического воспитания. Также путем анкетирования будет выявлен социальный запрос родителей старших дошкольников на проведение работы по экономическому воспитанию в ДОО.

Поэтому была разработана данная программа, которая поможет детям - получить элементарные экономические знания, а родителям - овладеть формами и методами экономического воспитания в семье.

1.3. Цель и задачи программы

Цель программы : формирование основ экономической грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Познакомить детей с простейшими экономическими понятиями, их значением, применением в жизни.

Развивать умение творчески подходить к решению игровых проблемных ситуаций, проявлять инициативу и самостоятельность.

Воспитывать бережливость, рациональность, трудолюбие, уважение к труду взрослых.

Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах экономического воспитания дошкольников.

1.4. Принципы, лежащие в основе программы

Программа строится на следующих принципах:

Принцип гуманистической направленности, уважения уникальности

каждого ребенка;

Принцип научной обоснованности и практической применяемости программы;

Принцип системности организации образовательного процесса;

Принцип приоритетности интересов каждого ребенка;

Принцип развивающего образования, цель которого - всестороннее

развитие личности;

Комплексно-тематический принцип построения образовательного

процесса.

1.5. Планируемые результаты

1. В результате освоения программы дети :

- овладевают такими экономическими понятиями как «цена», «товар», «реклама», «семейный бюджет», «потребности», «экономия» и используют их в речи;

-осознают взаимосвязь понятий: «труд - продукт - деньги» и «стоимость продукта в зависимости от качества»;

-получают представления о труде людей разных профессий, они проявляют интерес и уважение к их профессиональной деятельности и ее результатам;

- проявляют творческую инициативу и самостоятельность при решении игровых проблемных ситуаций.

2. Родители овладевают формами и методами экономического воспитания в семье.

3. Педагоги повышают компетенцию в вопросах экономического воспитания дошкольников.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Общие положения

Программа обеспечивает формирование основ экономической грамотности у детей в возрасте 5-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа осваивается детьми в процессе интеграции образовательных областей – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители, педагогические работники ДОО, осуществляющие работу по программе.

Образовательный процесс решает программные образовательные задачи в следующих формах организации деятельности:

-совместная образовательная деятельность взрослых и детей;

-свободная самостоятельная деятельность детей.

Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется в ходе НОД, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Самостоятельная деятельность предполагает свободную игровую деятельность воспитанников в условиях специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивает каждому ребенку возможность выбора игр и атрибутов по интересам; позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком образовательных задач; позволяет освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.

2.2. Содержание программы

Программа реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности. Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям:

- материалы, используемые в педагогическом процессе, строятся на единых принципах, обеспечивают целостность педагогического процесса и дополняют друг друга;

- содержание материала обеспечивает оптимальную нагрузку на ребенка.

Организованная образовательная деятельность по программе «Играем в экономику» включена в цикл занятий «Социальный мир», направленный на позитивную социализацию старших дошкольников, и проводится с детьми 1 раз в месяц согласно перспективному плану. Кроме НОД в планирование включены сюжетно-дидактические игры экономического содержания, которые педагог организует с детьми по мере освоения детьми экономических понятий.

Перспективное планирование образовательной деятельности по программе «Играем в экономику»

Сентябрь

НОД "Откуда появились деньги?" (путешествие в Музей денег)

Цель: познакомить детей с историей возникновения денег, их предназначением, воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к деньгам. Игра «Магазин игрушек»

Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение определять материал, место производства, цену (стоимость).

Игра «Купи другу подарок»

Цель: научить подбирать монеты разного достоинства, в сумме составляющих цену подарка.

Чтение Я. Корчак «Маленький бизнесмен», В. Махневич «Хочешь быть богатым?»

Октябрь

НОД "Что такое семейный бюджет?"

Цель: дать представление и семейном бюджете, его составляющими - пенсия, зарплата, пополнять активный словарный запас детей экономическими понятиями, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых

Игра «Хочу и надо»

Цель: дать представление о взаимосвязи понятий «потребности» и «возможности»

Игра «Что важнее?»

Цель: учить дифференцировать предметы по степени их значимости, делать логические выводы.

Чтение В. Катаев «Цветик - семицветик», Г. Остер «Вредные советы»

Ноябрь

НОД "Знакомимся с профессией бухгалтера"

Цель: расширять представления о профессиях взрослых, их значении. Познакомить детей с профессией бухгалтера, её необходимости и общественной значимости, новыми словами «расходы», «бюджет», «зарплата». Игра «Кому что нужно?»»

Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий

Игра «Что быстрее купят?»

Цель: развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Чтение А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино», Л. Ястребова, Н. Мальгина «Хранители бюджета»

Декабрь

НОД "Дом, где живут деньги"

Цель: дать представление о банке, его назначении. Познакомить с профессиями банковских работников, валютами разных стран. Формирование экономического мышления воспитанников Игра «Копилка»

Цель: закрепить понятие о накоплении денежных средств, навыки составлять число из 2-х меньших чисел.

Игра «Назови монету»

Цель: Расширить представления о деньгах разных стран с помощью сказочных персонажей

Чтение Ш. Перро «Кот в сапогах», Ю. Яковлев «Кому спасибо говорим»

Январь

НОД "С уважением к энергосбережению"

Цель: Дать представление об энерго- и ресурсосбережении - экономном пользовании водой, электроэнергией, теплом; продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы. Игра «Оцени поступок»

Цель: воспитывать бережное отношение к природным ресурсам и другим материальным ценностям; на основе логического мышления учить делать самостоятельные выводы.

Игра «Умелые руки»

Цель: воспитывать бережное отношение к предметам, изготовление которых требует кропотливого труда разных по специальности людей; учить рационально использовать вещи, бывшие в употреблении.

Чтение А. С. Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде», В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»

Февраль

НОД "Для чего нужная реклама?"

Цель: дать представление о назначении рекламы и ее создании; научить детей правильно воспринимать рекламу. Игра «Реклама для енота»

Цель: закрепить знания детей о необходимости использования рекламы для реализации продуктов труда; развивать коммуникативные навыки.

Игра «Дерево объявлений»

Цель: формировать у детей положительное отношение к доступной, красивой и понятной рекламе; закрепить знания детей о потребностях животных.

Чтение Г. -Х. Андерсен «Новое платье короля», В. Драгунский «Он живой и светится»

Март

НОД "Делаем рекламу"

Цель: Расширить представления детей о различных видах рекламы, уточнять представления детей о профессиях, связанных с созданием рекламы. Вызвать желание создать собственную рекламу Игра «Рекламноеагенство»

Цель: развитие связной речи дети посредством придумывания рекламы по образцу воспитателя; развитие умений классифицировать товар по характерным признакам.

Игра «Рекламный мешочек»

закрепить знания детей о рекламе; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».

Чтение Михалков «Как старик корову продавал», Д. Хармс «Пирог»

Апрель

НОД "Что такое конкуренция?"

Цель: продолжать знакомить детей с экономическими терминами, дать представление о том, что такое конкуренция; воспитывать интерес к экономике Игра «Что дешевле?»

Цель: сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.

Игра «Наоборот»

Цель: закреплять экономические понятия, учить находить противоположные по смыслу слова.

Чтение С. Образцов «Так нельзя, а так можно и нужно», Р. н. с. «Жадная старуха»

Май

НОД "Занимательная экономика" (итоговое)

Цель: закреплять экономические термины и понятия, упражнять в решении проблемных ситуаций, воспитывать интерес к экономике Игра «Какое слово лишнее?»

Цель: закреплять знания экономических понятий, развить умение определять «лишнее», выделяя общий признак других.

Игра «Какие бывают доходы?»

Цель: уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах; учить различать виды доходов (основные и дополнительные)

Чтение Кнышова Л. В., Меньшикова О. И., Попова Т. Л. «Экономика для малышей, или Как Миша стал бизнесменом»

2.5. Формы и методы контроля реализации программы

На начальном этапе реализации программы используется методика А. А. Смоленцева для выявления уровня сформированности первоначальных экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста. В процессе педагогического наблюдения детям предлагается 3 задания, которые оцениваются по 3 уровням.

Задание 1

«Выберите, что тебе больше нравится»

Цель: выявить интерес детей к экономике.

Материал: 10-12 брусков, карточки с цифрами 1; 2; 3;…., деньги (монеты и банкноты)

Инструкция: на столе лежат цифры, деньги, бруски. Рассмотри их. Цифры ты используешь на занятиях по математике, бруски – на занятиях по конструированию, а деньги – когда занимаешься экономикой. Из этих материалов можно построить ряд числе.

- Что ты хочешь выбрать: бруски, цифру, монеты? Что тебе больше нравится? Почему? (Отмечается первичный выбор)

- Если не было цифр (брусков и монет, то из чего бы еще ты мог составить ряд чисел?

Задание 2

«Выбери верное предложение»

Цель: выявить сформированность экономических представлений

Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и соответствующие им картинки

Инструкция: предлагаю тебе поиграть со мной в игру. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал.

1. Чтобы жить, необходимы деньги.

Чтобы жить, необходимы игрушки.

2. Только взрослые должны трудиться.

И дети, и взрослые должны трудиться.

3. Валюта – это бумажные деньги.

Валюта – это деньги, которые могут быть и бумажными, и металлическими

4. Реклама нужна человеку для развлечения.

Реклама важна для продажи товаров.

5. Пенсию обычно получают папы и мамы.

Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.

6. Вода должна течь из крана и днем, и ночью.

Вода должна течь из крана тогда, когда это необходимо человеку.

7. Бюджет семьи – это только доходы.

Бюджет семьи – это доходы и расходы.

8. Чем качественнее товар, тем выше цена.

Чем качественнее товар, тем ниже цена.

Задание 3

«Расскажи, что случилось?»

Цель: определить интерес к экономическим знаниям, их осознанность; умение делать выбор, ориентируясь на нравственные нормы поведения.

Материал: картинки, иллюстрирующие разнообразные ситуации, вызывающие положительные и отрицательные чувства; «лица» в разных эмоциональных состояниях (улыбающиеся, недовольное, грустное, удивленное и т. д).

1. Мальчик ремонтирует книгу.

Мальчик вырывает страницу из книги

2. Девочка бросает игрушку.

Девочка наводит порядок в игровом уголке: собирает разбросанные игрушки.

3. На витрине магазина представлены товары без ценников

4. Мальчик плачет и требует машинку

5. Папа и мама определяет бюджет своей семьи (расходы и доходы)

Инструкция. Перед тобой картинки. Как ты относишься к тому, что изображено на картинке? Как надо вести себя в такой ситуации? Выбери картинку с соответствующим «лицом». Почему ты сделал такой выбор?

Высокий уровень. Ребенок проявляет ярко выраженное положительное эмоциональное отношения к заданиям экономического содержания; активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера. Проявляет настойчивость.

Средний уровень. Ребенок проявляет интерес к большинству заданий; активно отвечает на вопросы, используя в речи экономические термины, но сам вопросов не задает; иногда допускает ошибки при группировании предметов, выделении существительных признаков, но исправляет их.

Низкий уровень. Не всегда уверен в своих силах, особенно при выполнении более сложных заданий. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту, испытывает затруднения при выполнении заданий, группировке предметов, выборе предметов по существенным (экономическим) признакам при использовании «экономической» терминологии.

Публикации по теме:

«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста«Моделирование из проволоки». Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста «Моделирование из проволоки» Программа краткосрочной образовательной практики для детей старшего дошкольного возраста (5-6лет) (3 встречи)Автор:.

Парциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольниковПарциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольников ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОЗНАЮ МИР» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

Деловая игра для детей старшего дошкольного возраста «Играем в выборы»Деловая игра для детей старшего дошкольного возраста «Играем в выборы» Деловая игра для детей старшего дошкольного возраста «Играем в выборы!» Цель: Знакомить дошкольников с важными событиями, происходящими.

Фотоотчёт о НОД в старшей группе «Играем в экономику: семейный бюджет»Фотоотчёт о НОД в старшей группе «Играем в экономику: семейный бюджет» Добрый день, уважаемые коллеги! Приглашаю Вас в гости к Гному -Эконому. Отправились дети в путешествие и оказались в стране Экономики.

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Парциальная программа «Маленькие художники» от 3 до 5 лет Утверждаю Директором МБОУ СОШ № 196 ___Третьяковой Е. Н. «___» ___2015г. Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное.

Проект «Мы играем в математику» для детей младшего дошкольного возрастаПроект «Мы играем в математику» для детей младшего дошкольного возраста Проект : «Мы играем в математику»Номинация: «Дошкольный возраст» Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с о/в №10 Колмычек Юлия Викторовна.

Программа «Юный книголюб» по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с художественной литературой Пояснительная записка. «Основная задача взрослых – Открыть в ребёнке талант читателя». С. Я. Маршак. «Детские книги пишутся для воспитания,.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Родительское собрание «Играем в сюжетно-ролевые игры» для старшего дошкольного возрастаРодительское собрание «Играем в сюжетно-ролевые игры» для старшего дошкольного возраста Тема:"Играем в сюжетно-ролевые игры" Цель:Дать родителям знания о значении сюжетно-ролевой игры в жизни ребёнка Задачи: Способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Парциальная программа «Играем в экономику» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 11 ноября 2020 в 16:54
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Парциальная программа «Играем в экономику» для детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Иннокентьевна Апёнышева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД