Галина Афиногентова
Программа «Иголка-волшебница»
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа предназначена для работы в творческом объединении «Художественная вышивка» и в учреждениях дополнительного образования детей, и в кружках на базах учреждений общеобразовательных школ. Программа художественно - эстетической направленности.
Цель создания программы «Иголка - Волшебница».
— удовлетворение актуальных потребностей воспитанников;
— обновление содержания дополнительного образования в художественно- эстетическом направлении;
— изменение в содержании и технологиях образовательных программ.
Публикация «Программа „Иголка-волшебница“» размещена в разделах
Образовательная программа «Иголка - Волшебница» актуальна, так как занятия «художественной вышивкой», играют большую роль в эстетическом развитии учащихся, в проявлении и совершенствовании их творческих способностей.
«Художественная вышивка» - эмоциональная сфера деятельности детей. Работа в разных техниках расширяет круг возможностей ребёнка, развивает пространственное воображение. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Всё начинается с детства.
Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение.
Основными и ведущими целями программы являются :
помочь ребёнку обрести себя через участие в творческой деятельности, раскрывать и развивать потенциал способностей, научить по - новому смотреть на вещи;
— рождается сотрудничество, сотворчество, так как работа ведётся в коллективе;
— от каждого ребёнка требуются все его способности, заложенные природой.
— дети без принуждения погружаются в мир творчества. Из поставленной цели вытекают следующие ЗАДАЧИ
Образовательные:
1. формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;
2. развивать стремление к углублению знаний;
3. развивать художественный вкус, ориентировать на качество изделий;
4. развивать индивидуальные способности обучающихся.
Воспитательные:
1. воспитывать уважение к труду человека;
2. воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;
3. формировать чувство коллективизма, гражданственности;
4. формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;
5. воспитывать нравственные качества детей (взаимопомощь, добросовестность, честность).
Развивающие:
1. создавать условия для социального, профессионального самоопределения обучающихся;
2. формировать интерес, к освоению опыта познавательной, творческой деятельности;
3. развивать личностное самообразование, активность, самостоятельность;
4. содействовать формированию всесторонне развитой личности;
5. развитие и формирование коммуникативных качеств детей (умение работать в группе).
Организация образовательного процесса
Курс обучения планируется на 2 учебных года и включает в себя теоретическую, практическую и творческую работы.
Программа первого года обучения рассчитана на 144 часа. Занятия проводятся по 2 раза в неделю по 2 часа. Обучающиеся знакомятся с правилами и приёмами работы вышивания. Приёмами работы с атласными лентами, иглой, нитками, мулине, пяльцами, ножницами, гладкой тканью, конвой, напёрстками, сантиметровыми линейками, копировальной бумагой, переводными карандашами. Знакомятся с основами техники вышивания. Занимаются подбором цветовой гаммы, вышивают атласными лентами, по готовым схемам.
Программа второго года обучения рассчитана на 216 часов. Занятия проводятся по 2 раза в неделю по 3 часа. На занятиях продолжается изучение технологии изготовления картин, поделок по вышивке. Добавляется к изучению усложнённая программа техники вышивания атласными лентами.
1-ый год обучения
Обучающиеся должны знать:
1. Технику безопасности и правила поведения в творческом объединении.
2. Историю возникновения вышивки атласными лентами.
3. Правила поведения при выезде, выходе в музей, на экскурсию, на выставки.
4. Какие материалы и инструменты и швы применяются в художественной вышивке.
5. Основные приёмы вышивания атласными лентами.
6. Уметь работать с простыми схемами по вышиванию.
Обучающиеся должны уметь:
1. Соблюдать технику безопасности в творческом объединении.
2. Должны уметь правильно воспользоваться правилами поведения при посещении музеев, экскурсий, выставок.
3. Применять в работе материалы и инструменты по назначению.
4. Уметь распознавать все изученные швы.
5. Владеть техникой подбора цветовой гаммы.
6. Выполнять несложные работы по схемам.
7. Составлять схемы самостоятельно.
2-ой год обучения:
Обучающиеся должны знать:
1. Технику безопасности и правила поведения в творческом объединении.
2. Правила поведения при выезде, выходе в музей, на экскурсию, на выставки.
3. Что такое декоративно-прикладное творчество.
4. Какой дополнительной литературой нужно пользоваться для более глубокого усвоения материала.
Обучающиеся должны уметь:
1. Соблюдать технику безопасности в творческом коллективе.
2. Должны уметь правильно воспользоваться правилами поведения при посещении музеев, экскурсий, выставок.
3. Использовать накопленные знания в декоративно-прикладном творчестве.
4. Пользоваться литературой для углубленных знаний.
5. Выполнять сложные работы на заданную и свободную темы.
6. Составлять схемы.
7. Различать цветовые оттенки.
Вывод:2-ой год обучения — это закрепление и расширение полученных знаний и навыков, умений, дальнейшее развитие способностей детей.
По качеству освоения программного материала выделяются следующие УРОВНИ знаний, умений, навыков:
НИЗКИЙ — (знания поверхностные неполные, умения сформированы плохо. Практические навыки владения инструментами по вышивке, проводятся под контролем педагога. творческая деятельность не развита).
СРЕДНИЙ — (знания прочные по всем разделам программы, учащиеся самостоятельно выполняют практические работы по образцу. Умения и навыки вполне сформированы).
ВЫСОКИЙ — (знания полные, прочные, систематизированные по всем разделам. К практическим работам подходит творчески, работают самостоятельно. Большая часть работ выполняется без наблюдения педагога. Активно участвуют в выставках, конкурсах, в защите проектов).
Форма организации - групповая.
Основной формой работы являются учебные занятия. Учебные занятия -целенаправленный отрезок организации учебного процесса, который строится с помощью различных методов и приёмов.
— Беседа, лекция, викторина, рассказ педагога.
— Практическая работа /индивидуальный, в группе/.
— Экскурсия, теоретические проекты.
Образовательный процесс включает в себя следующие методы обучения:
репродуктивный (воспроизводящий);
объяснительно - иллюстрированный (объяснение сопровождается
демонстрацией наглядного материала);
поисковый (учащиеся решают проблему, а педагог делает вывод).
-проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);
эвристический (проблемы формированные детьми, или предлагаемые пути её решения);
На занятиях педагог опирается на следующие методы воспитания:
1) Общие методы воспитания:
а) беседа
б)рассказ
2)Методы организации деятельности и формирование опыта
поведения:
а) поручение
б) игра
в) коллективно-творческая деятельность
3) Методы стимулирования, поощрения:
а) предоставленное право выбора
б) одобрение
в) награждение
г) конкурс
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы. Теоретическая часть даётся в форме бесед, лекций с просмотром иллюстрированного материала, и подкрепляется практическим освоением темы.
Возрастные и психологические особенности детей и их
учёт в программе.
Программа рассчитана на детей младшего (8-11) и среднего (9-12) лет, школьного возраста.
В процессе обучения необходимо так же учитывать и индивидуальные различия и особенности детей. Весьма важно знать особенности познавательной деятельности учащихся, свойства их памяти, склонности и интересы. С учё том этих особенностей осуществляется индивидуальный подход в обучении: слабейшим ученикам нужно оказывать помощь, развивать их память, сообразительность, познавательную активность; более сильные нуждаются в дополнительных заданиях с тем, чтобы не потерять интерес к работе.
Большое внимание нужно уделить изучению чувственно-эмоциональной сферы детей и своевременно выявлять тех, кто отличается повышенной раздражительностью, болезненно реагирует на замечания, не умеет поддерживать благожелательных контактов с товарищами.
Только глубокое знание особенностей каждого ребёнка создаёт условия для успешного проведения образовательного процесса.
Организация работы мастерской
Техника безопасности.
Оснащение.
Диагностика достижений учащихся.
Без знаний достигнутых результатов, как промежуточных, так и конкретных, ни планирование, ни управление процессом обучения невозможно. Для выяснения этих и других вопросов используется диагностико-оценочная процедура, направленная на прояснение ситуации, выявления уровня усвоения изучаемого материала. Она помогает получить информацию о протекании и результатах учебно-воспитательного процесса.
В диагностику вкладывается более широкий и глубокий смысл, чем традиционную проверку знаний и умений. Она включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики тенденции, прогнозирование дальнейшего развития событий.
В личностно-ориентированном учебно-воспитательном процессе результаты прямо и непосредственно зависят от точности, полноты и своевременности диагностических выводов.
Сравнение результатов различных диагностических обследований покажет, насколько ученик продвинулся в овладении каждом из компонентов учебной деятельности за период, прошедший с начала учебного года. И на этой основе педагог сможет более эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения.
При проведении педагогической диагностики появляется дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребёнка.
Важно зафиксировать:
— какие изменения происходят с учащимися в процессе обучения;
— как изменяется понимание им учебных требований;
— в какой помощи педагога он нуждается.
Первая диагностическая работа проводится в начале учебного года. Ёе цель
- определение подготовленности детей к занятиям в кружке - для первого года обучения - сопоставление результатов конца прошлого года с тем, который получен в начале учебного года, и выяснить, какой учебный материал необходимо повторить.
Диагностирование проводиться на всех этапах педагогического процесса
- от начального восприятия знаний и до их практического применения в той логической последовательности, в какой проводиться изучение материала.
Заключительная диагностика проводиться в конце учебного года. Ёе цель
- проверка и учёт знаний, умений, приобретённых на всех этапах процесса обучения, диагностирование уровня (качества) фактической облученности в соответствии с поставленной на данном этапе задачей.
Благодаря детальному анализу характера затруднений, педагогическая диагностика открывает новые возможности в индивидуализации процесса обучения, который приобретает дифференцированный характер не на словах, а на деле. Каждый ученик приступает к изучению нового материала независимо от других только после устранения всех трудностей и пробелов, препятствующих усвоению следующих разделов программы. Темп обучения становится более гибким, более знающие продвигаются быстрее, менее знающие вынуждены потратить дополнительное время и усилия для устранения пробелов в подготовке.
В диагностике используются различные методы и методики.
Наряду с традиционными методами контроля проверки, оценки, учёта знаний и умений применяется тестирование облученности и воспитанности.
Тест облученности - это совокупность заданий, ориентированных на определение уровня усвоения элементов обучения. Они показывают, какого уровня достиг учащийся в обучении на данный период времени.
Тесты достижений комплектуются из тестовых заданий и применяются на всех этапах педагогического процесса. С их помощью педагог может эффективно проводить предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль.
Успех изучения темы, раздела или курса зависит от степени усвоения тех положений, которые изучались на предыдущих этапах. Если информация об этом у педагога нет, то он лишён возможности правильно построить дальнейшее обучение. Только сравнение исходного уровня с достигнутым позволяет измерить «прирост» знаний, степень сформированных умений и навыков, проанализировать эффективность процесса.
Итоговый контроль проводиться в конце учебного года в форме выставок творческих работ.
Календарно-тематический план 1 год обучения
Вводное занятие Вводное занятие 2
Введение в курс «Виды декоративно- прикладного искусства».История возникновения вышивки атласными лентами 2
Материалы и инвентарь «Знакомство с правилами обращения с иголкой. Знакомство с материалами» 2
Технология ручной вышивки «Знакомство со швами «полупетельки с прикрепкой», «узелки» 2
Знакомство со швами
«вытянутый стяжек с завитком» 2
Шов «стебельчатый», шов «тамбурный», шов «полупетельки» 2
Шов» с прикрепкой», шов вытянутые стяжки, шов вперед иголку 2
Изучение цветовой гаммы закрепление знаний на практике 2
Изучение цветовой гаммы закрепление знаний на практике 2
Швы «перекрученный вытянутый стяжек, перекрученный вытянутый стяжек с узелком». 2
Выполнение практических работ на изученные швы. 2
Выполнение практических работ на изученные швы. 2
Копирование мотивов «Копирование горячим утюгом» 2
«Увеличение или уменьшение рисунков» 2
Основы дизайна «От идеи до рисунка»- развиваем воображение 2
Вышивание «Розы».Метод «паутинка». Выбор рисунка и цвета лент самостоятельно. 2
Вышивание «Розы».Метод «паутинка». Выбор рисунка и цвета лент самостоятельно. 2
Вышивание «Ромашки и бутоны» 2
«Вышивание мелких цветов» 2
«Вышивание несложных композиций с использованием всех изученных швов» 2
«Вышивание несложных композиций с использованием всех изученных швов» 2
«Вышивание несложных композиций с использованием всех изученных швов» 2
«Вышивание несложных композиций с использованием всех изученных швов» 2
«Вышивание несложных композиций с использованием всех изученных швов» 2
«Вышивание несложных композиций с использованием всех изученных швов» 2
«Вышивание несложных композиций с использованием всех изученных швов» 2
«Вышивание несложных композиций с использованием всех изученных швов» 2
Поэтапные разработки эскизов для выполнения вышивок «Составление схем несложных композиций» 2
«Составление схем несложных композиций» 2
«Работа с простыми схемами по вышиванию и применение их на практике» 2
«Работа с простыми схемами по вышиванию и применение их на практике» 2
«Вышивание полевых цветов по схемам» 2
«Вышивание полевых цветов по схемам» 2
«Вышивание полевых цветов по схемам» 2
«Вышивание полевых цветов по схемам» 2
«Вышивание полевых цветов по схемам» 2
«Вышивание полевых цветов по схемам» 2
«Вышивание простых пейзажей» 2
«Вышивание простых пейзажей» 2
«Вышивание простых пейзажей» 2
«Вышивание простых пейзажей» 2
«Вышивание простых пейзажей» 2
«Вышивание простых пейзажей» 2
«Вышивание простых пейзажей» 2
«Практические работы на выбор» 2
«Практические работы на выбор» 2
«Практические работы на выбор» 2
Творческие работы с совмещением атласных лент и мулине «Вышивание закладок» 2
«Вышивание закладок» 2
«Вышивание работ в квадрате» 2
«Вышивание работ в квадрате» 2
«Вышивание работ в квадрате» 2
«Вышивание работ в круге» 2
«Вышивание работ в круге» 2
«Вышивание работ в круге» 2
«Вышивание композиций на игольницах» 2
«Вышивание композиций на игольницах» 2
«Вышивание композиций на игольницах» 2
«Вышивание композиций на игольницах» 2
Изготовление поделок и украшение их элементами техники вышивания атласными лентами «Украшение рамочек цветами из атласной ленты» 2
«Украшение рамочек цветами из атласной ленты» 2
«Украшение рамочек цветами из атласной ленты» 2
«Украшение рамочек цветами из атласной ленты» 2
«Украшение рамочек цветами из атласной ленты» 2
«Изготовление чехлов для телефонов и украшение их вышивкой из атласных лент» 2
«Изготовление чехлов для телефонов и украшение их вышивкой из атласных лент» 2
«Изготовление чехлов для телефонов и украшение их вышивкой из атласных лент» 2
«Изготовление чехлов для телефонов и украшение их вышивкой из атласных лент» 2
«Изготовление чехлов для телефонов и украшение их вышивкой из атласных лент» 2
«Изготовление чехлов для телефонов и украшение их вышивкой из атласных лент» 2
Итоговое занятие «Уход за вышитыми изделиями.» 2
«Выставка творческих работ, подведение итогов» 2
Календарно-тематический план 2 год обучения
Введение «Инструктаж по ТБ и ПБ» 2
«Экскурсия по МУ ДО ЦДТ», «Материалы и инвентарь» 2
Изучение швов,вышивания лентами. Закрепления их на практике. Швы «ленточный, смещенный ленточный, узелки» 2
Швы «петелька с глазком, перевить, с помощью присборенной ленты» 2
Швы «петелька с глазком, перевить, с помощью присборенной ленты» 2
«Ленточный шов». 2
Вышивка композиции «Ирисы» 2
Вышивка композиции «Ирисы» 2
«Смещенный ленточный шов» 2
Вышивание композиции «Тюльпаны» 2
Вышивание композиции «Тюльпаны» 2
Вышивание композиции «Тюльпаны» 2
«Смещенный ленточный шов» 2
Вышивание композиции «Колокольчики» 2
Вышивание композиции «Колокольчики» 2
Вышивание композиции «Колокольчики» 2
Шов «узелки, петелька с глазком» 2
Вышивание композиции «Сирень» 2
Вышивание композиции «Сирень» 2
Вышивание композиции «Сирень» 2
Вышивание композиции «Анютины глазки» 2
Вышивание композиции «Анютины глазки» 2
Вышивание композиции «Анютины глазки» 2
Вышивание композиции «Анютины глазки» 2
Вышивание композиции «Маки» 2
Вышивание композиции «Маки» 2
Вышивание композиции «Маки» 2
Вышивание композиции «Герань» 2
Вышивание композиции «Герань» 2
Вышивание композиции «Герань» 2
Вышивание композиции «Герань» 2
Сочетание атласных лент и мулине в вышивках. Вышивка композиции «Ваза с розами» 2
Вышивка композиции «Ваза с розами» 2
Вышивка композиции «Ваза с розами» 2
Вышивка композиции «Ваза с розами» 2
«Вышивание композиций на свободную тему» 2
«Вышивание композиций на свободную
тему» 2
«Вышивание композиций на свободную тему» 2
Вышивание картин с оттенками Подбор цветовой гаммы по тонам лент и мулине. 2
Подбор цветовой гаммы по тонам лент и мулине. 2
Подбор цветовой гаммы по тонам лент и мулине. 2
Подготовка и подбор фона. 2
Подготовка и подбор фона. 2
Подготовка и подбор фона. 2
Подготовка и подбор фона. 2
Вышивание птиц с оттенками «Ласточка» 2
«Ласточка» 2
«Ласточка» 2
«Сова» 2
«Сова» 2
«Сова» 2
«Попугай» 2
«Попугай» 2
«Попугай» 2
«Попугай» 2
Декоративно - прикладное творчество «Исторические основы выполнение бытовых изделий в народных традициях» «Гжель» 2
«Исторические основы выполнение бытовых изделий в народных традициях» «Гжель» 2
«Исторические основы выполнение бытовых изделий в народных традициях» «Гжель» 2
«Исторические основы выполнение бытовых изделий в народных традициях» «Гжель» 2
«Исторические основы выполнение бытовых изделий в народных традициях» «Гжель» 2
«Исторические основы выполнение бытовых изделий в народных традициях» «Гжель» 2
«Хохлома» 2
«Хохлома» 2
«Хохлома» 2
«Хохлома» 2
«Хохлома» 2
«Хохлома» 2
Украшение тканевых и вязаных изделий вышивкой лентами. Украшение вязаных изделий 2
Украшение вязаных изделий 2
Украшение вязаных изделий 2
Украшение тканевых изделий 2
Украшение тканевых изделий 2
Украшение тканевых изделий 2
Коллективная работа изготовление панно 2
Коллективная работа изготовление панно 2
Коллективная работа изготовление панно 2
Коллективная работа изготовление панно 2
Коллективная работа изготовление панно 2
Картины «Цветы» Гортензия, орхидея, астры. 2
Гортензия, орхидея, астры. 2
Гортензия, орхидея, астры. 2
Гортензия, орхидея, астры. 2
Сирень кучерявая 2
Сирень кучерявая 2
Сирень кучерявая 2
Сирень кучерявая 2
Астры в корзине 2
Астры в корзине 2
Астры в корзине 2
Астры в корзине 2
Ландыши. Подсолнухи 2
Ландыши. Подсолнухи 2
Ландыши. Подсолнухи. 2
Ландыши. Подсолнухи. 2
Изготовление насекомых для украшения картин Пчелка, паутинка. 2
Пчелка, паутинка. 2
Пчелка, паутинка. 2
Жучки, бабочки, стрекозы 2
Жучки, бабочки, стрекозы 2
Жучки, бабочки, стрекозы 2
Изготовление творческих работ 2
Изготовление итоговых работ. 2
Изготовление итоговых работ. 2
Изготовление итоговых работ. 2
Изготовление итоговых работ. 2
Изготовление итоговых работ. 2
Изготовление итоговых работ. Выставка. 2