Елена Владимировна Понтаева
НОД по ФЦКМ «Волшебница-вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Волшебница- вода»
Программное содержание:
1. Расширить знания о воде (может очищаться, у соленой воды плотность выше, чем у пресной; лед легче воды);
2. Поощрять выдвижение гипотез детьми, развивать умение сравнивать, делать выводы;
3. Развивать умение использовать модели для обозначения свойств воды;
4. Воспитывать желание оказывать помощь.
Материал: тазик с водой, кусочки льда, стаканы, соль, ложечки, вата, марля, салфетки, яйцо сырое, земля.
Словарная работа: расширить словарный запас детей, обогащая словами: фильтр, очищенная вода.
Темочки:
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Предварительная работа: рассматривание глобуса, беседа о теплых и холодных морях и океанах, закрепление правил работы с водой; словесная игра «Подбери определение к слову «вода»»; беседа «Чем отличается морская вода от речной воды»; свободная экспериментальная деятельность детей.
Ход занятия:
Воспитатель держит в руках письмо и обращается к детям:
- Ребята, к нам в группу пришло письмо. Хотите знать от кого? Оно от Лунтика. Сейчас я его вам прочитаю:
«Дорогие ребята! Я с друзьями хочу прилететь к вам в гости на Землю, но нам многое неизвестно и непонятно – нужна ваша помощь. Мы считаем, что на вашей планете есть то, чего нет у нас на Луне. Про это говорят так:
Я и туча и туман
И ручей и океан
И летаю и бегу
И стеклянной быть могу (вода)»
- Ребята, как вы думаете, о чем говорил Лунтик? (ответ детей).
Правильно, Лунтик хочет узнать о воде. Ну, что поможем ему? (ответ детей).
( Воспитатель предлагает детям надеть фартуки и вместе с детьми вспоминают о правилах работы с водой: «Пролил воду - не беда: тряпка под рукой всегда. Фартук - друг: он нам помог, и никто здесь не промок».)
- Ребята, наша планета очень огромна, и где-то вода теплая, теплая и в ней можно купаться, где-то она уже вся покрыта льдом, а где-то только наполовину. Корабль Лунтика должен приземлиться на льдину. И тут Лунтик задумался.
Как вы думаете, о чем задумался Лунтик?
А давайте проверим, утонет ли льдинка в воде или нет?
Что для этого надо сделать?
Что у тебя происходит с льдинкой?
Что у тебя получилось? А у тебя?
Что можно сказать про льдинку и воду?
Давайте это свойство воды зарисуем.
Как обозначаем воду? А как нарисовать лед – придумайте сами.
Прочитаем.
Что мы скажем Лунтику, если он не приземлится на льдину? (ответы детей).
Ребята, мы с вами говорили о морской и речной воде.
Какая вода на вкус в море?
Как вы думаете, на какую воду лучше приземлиться Лунтику: на соленую или пресную? (ответы детей).
Почему ты так думаешь?
А ты как думаешь?
Я предлагаю проверить.
Где взять пресную воду? (ответы детей).
А как сделать соленую воду? (ответы детей).
Воспитатель приглашает детей сесть за столы.
А сейчас осторожно опустите одно сырое яйцо в соленую воду, а другое - в пресную.
Катя, что происходит с яйцом, которое находится в соленой (пресной) воде? (ответы детей).
Как ты думаешь, Юра, что помогает яйцу держаться на поверхности воды и не утонуть? (ответы детей).
А как ты думаешь?
Что можно сказать про яйцо и соленую (пресную) воду? (ответы детей).
- Ребята, соленая вода плотная, она способна удержать предметы на своей поверхности, а пресная нет. На нашей планете есть море, в котором вода такая соленая, что на ней может спокойно сидеть человек и читать книгу. И это море называется «Мертвым». Называется оно так потому, что из-за большого количества соли в нем не могут жить рыбы и растения.
Давайте зарисуем это свойство воды.
Прочитаем.
- Что мы скажем Лунтику, на какую воду ему лучше приземляться: на соленую или пресную (ответы детей).
Ребята,а если Лунтик захочет попить нашей воды из речки – можно?
А почему нельзя?
Что же ему нужно сделать?
Когда воду кипятят, убиваются только микробы, а грязь, веточки, камушки, останутся?
Так что же нужно сделать? (ответы детей).
Но, сначала ее надо сделать мутной.
Что для этого нужно сделать?
Воспитатель предлагает детям подойти к столам и с помощью земли сделать воду мутной.
- А сейчас посмотрите не этот стол и подумайте, чем и как можно очистить воду? (ответы детей).
- То, что мы с вами сделали - называется очищающим фильтром.
- А сейчас попробуем очистить воду. Для этого объединитесь по парам и договоритесь, кто будет наливать воду, а кто держать фильтр. Но помните, воду надо лить через фильтр медленно. Поставьте для стакана рядом и рассмотрите
Какая была вода? А какая стала?
Что осталось на фильтре?
Что мы узнаем о воде?
А можно пить эту воду?
Давайте сейчас зарисуем.
Что нужно сделать Лунтику с водой, если он захочет попить из реки? (ответы детей).
Итог занятия:
Что мы с вами делали? (ответы детей).
Вам понравилось помогать Лунтику? (ответы детей).
Звучит аудиозапись льющейся воды.
- Вот она какая волшебница – водица. То может быть жидкой и тихо журчать в ручейке, то она может быть твердой как скала, то она превращается в пар и улетает от нас легким облачком. Благодаря воде наша планета такая красивая и загадочная. И не удивительно, что водой заинтересовался Лунтик и его друзья. Мы ему помогли, многое рассказали о воде. Я это письмо отправлю, и мы будем ждать их в гости.