Обухов Сергей Александрович
Проект «Двигательная активность — важнейшее условие формирования здорового образа жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Данный проект составлен на основании Адаптированной основной общеобразовательной программы и Рабочей программы физического воспитания для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Перечень нормативных документов, на основании которых составлен проект :
1) Федеральный закон РФ от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу 01 сентября 2013 года);
Публикация «Проект „Двигательная активность — важнейшее условие формирования здорового образа жизни“» размещена в разделах
- Двигательная активность ребенка
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
2) Приказ Министерства образования и науки РФ «1599 от 19.12.2014 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
3) Постановление Правительства РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Одной из важнейших задач образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом является обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения, детей с ограниченными возможностями здоровья, учёт их образовательных потребностей.
Тема проекта : «Двигательная активность – важнейшее условие формирования здорового образа жизни».
Цель проекта : создать условия для совершенствования двигательной активности. Сохранение и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.
Задачи проекта :
– Систематизировать знания по приоритетному направлению;
– Внедрить в режим двигательной активности новые игровые задания, упражнения, элементы спортивных игр;
– Повышение двигательной активности учащихся как средство, направ-ленное на сохранение и укрепление здоровья учащихся;
– Стимулировать коммуникативную, речевую и двигательную активность учащихся;
– Формирование представлений об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
- Формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (снижение двигательной активности, курение, инфекционные заболевания).
- Формирование представлений о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности.
Проект соответствует важнейшим педагогически м требованиям. Обладает современностью форм и методов, применением здровьесберегающих технологий, учитывает возрастные и индивидуальные особенности интересов учащихся, отвечает требованиям системности, непрерывному развитию внеклассной работы.
Актуальность данного проекта заключается в том, что он интегрирует работу учителя и учащихся. Пробуждение в детях желание заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения, развитие самостоятельности и ответственности. Способствует активизации познавательной спортивной активности, развитию олимпиадного движения среди учащихся г. Томска.
Прогнозируемый результат.
– Повышение функциональных возможностей организма учащихся;
– Повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни;
– Проявлению собственной игровой, коммуникативной активности уча-щихся;
– Повышение уровня самостоятельности и активности, достижение эмоциональной устойчивости, способность самовыражения в процессе двигательной активности;
– Рост уровня физического развития и физической подготовленности учащихся.
Идеи оптимизации и гуманизации образовательного процесса позволяют :
– Увидеть в каждом ребёнке личность, уважать её, понимать, верить в неё;
– Создать для личности ситуацию успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности, чтобы школьная жизнь и деятельность приносила ребёнку радость;
– Исключить прямое принуждение, а также акцент на отставание и других недостатках ребёнка;
– Предоставлять возможности и помогать детям реализовать себя в положительной деятельности.
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения детей с ограниченными возможностями здоровья. Зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных способностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.
Формы реализации проекта :
– Учебно-игровая деятельность (занятие, познавательная игра);
– Индивидуально-творческая деятельность;
– Внеклассные мероприятия (с/праздники, Весёлые старты, соревнования, эстафеты);
– Обучение в повседневных бытовых ситуациях.
Продукт проекта.
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. Использование в проекте специальных упражнений, новых игровых заданий, элементов спортивных игр (пионербол, волейбол, баскетбол, футбол, бочче, подвижных игр с учётом особенностей двигательной сферы учащихся с ОВЗ способствуют совершенствованию двигательных навыков, активности, развитию и совершенствованию физических качеств, физической работоспособности и закреплению общеучебных умений и навыков, связанных с произвольной регуляцией деятельности. Наблюдается положительная динамика в росте познавательной активности и мотивации, творческой и спортивной деятельности, в коррекции недостатков и развитии детей с ОВЗ. Всё это позволяет повысить уровень адаптивной работы и обеспечить в дальнейшем успешную социализацию и участие в жизни обще-ства детей с ограниченными возможностями здоровья.
Программа
I этап – организационный (сентябрь 2019 г.)
Определение цели и задачи проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации совершенствования двигательной активности. Разработка и подбор нужного материала и спортивного инвентаря.
Цель. Создание условий для совершенствования двигательной активности учащихся на уроках адаптивной и физической культуры.
Задачи.
– Выявить уровень здоровья детей и причины его снижения;
– разработать нормативно-правовую научно-методическую базу;
– сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;
– изучить теоретические основы выбранного учебно-методического материала, применяемого на занятиях;
– выявить цели и задачи, особенности, результативность применения игровой и спортивной деятельности;
II этап – реализационный (октябрь 2019 – май 2020 г.)
Цель. Заинтересовать детей новыми игровыми заданиями, упражнениями, элементами спортивных игр (пионербол, баскетбол, волейбол, футбол, бочче).
Задачи:
– разработать комплекс упражнений, новых игровых заданий, элементов спортивных игр, способствующих процессу совершенствования двигательной активности;
– развитие коммуникативных навыков, воображения, произвольного внимания и произвольной деятельности, умения вовремя вступить в задание;
– соблюдать условия, технику безопасности данного задания;
– стимулировать игровую, коммуникативную и речевую активность;
– развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе игровой деятельности;
– дать возможность в игровой ситуации проявить смелость, отзывчивость к более слабым, формировать чувство товарищества.
III этап – итоговый (июнь 2020 г.)
Цель: подвести итога реализации проекта.
Задачи:
– собрать аналитический материал;
– создать условия для распространения опыта работы по проекту.
Двигательная активность – важнейшее условие формирования здорового образа жизни
Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения детей с ограниченными возможностями здоровья. Зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных способностей, телосложения и функциональных возможностей растущего организма. Дети, систематически занимающиеся физкультурой, отличаются жизнерадостностью, бодростью духа и высокой работоспособностью.
Цели: Создать условия для совершенствования двигательной активности и социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья средствами игровой деятельности, общеразвивающими упражнениями: помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки.
Задачи:
Систематизировать знания по приоритетному направлению деятельности;
Внедрить в режим двигательной активности новые игровые задания, игры, упражнения, элементы спортивных игр;
Повышение двигательной активности учащихся как средство, направленное на сохранение и укрепление здоровья детей;
Стимулировать коммуникативную, речевую и двигательную активность;
Развивать эмоциональную сферу личности, потребность самовыражения в процессе двигательной активности.
Ожидаемые результаты:
• Повышение функциональных возможностей организма учащихся;
• Повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни;
• Повышение уровня самостоятельности и активности учащихся в двигательной деятельности;
• Рост уровня физического развития и физической подготовленности учащихся.
Необходимо сформировать положительное отношение к физической культуре и спорту, а также потребность к самостоятельным занятиям. В этом заключается актуальность исследуемой проблемы.
Двигательная активность – это естественная потребность детей с ограни-ченными возможностями здоровья. При её организации уделяется большое внимание планированию. Наиболее рационально планировать двигательную активность на уроке по этапам. Этап – это условное деление функционально-оздоровительной работы урока. Этапы имеют свои задачи, в соответствии с которыми определяются средства, методы и формы двигательной активности. Первый этап педагогического процесса физической культуры – вводная часть (организационный этап) урока. Это самый короткий этап педагогического процесса по времени, но самый насыщенный воспитательно-образовательными мероприятиями. Задача учителя – уделить внимание каждому пришедшему на урок учащемуся, создать у него бодрое, жизнерадостное настроение, вызвать желание заняться интересной, полезной двигательной активностью. На этом этапе планировать двигательную активность, желательно знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей. Необходимо заранее создать условия для самостоятельной двигательной активности учащихся, продумать размещение физкультурного инвентаря. Планируются знакомые игры и игровые упражнения малой и средней подвижности («Прокати мяч, не задев кеглю», «Солнце – дождик и т. д.).
Второй этап педагогического процесса урока физической культуры – основная часть урока (освоение нового материала). Вторая часть занятия – выполнение «образных» физических упражнений, запоминание их и использование в самостоятельной двигательной деятельности. Обучить оздоровительным упражнениям, приёмам расслабления и обязательно игры, игровые движения, эстафеты, соревнования (в зависимости от темы урока).
Третий этап педагогического процесса урока по физической культуре – заключительная часть (рефлексия). Обмен впечатлениями о проведенном занятии, самооценка результатов учебной деятельности, соотносят результат с поставленной целью, анализируют и делают выводы по результатам учебной деятельности, приходят к общему мнению, формулируют собственное мнение, обобщают пройденный материал. Основная педагогическая задача третьего этапа – вызвать у учащихся желание снова прийти на урок физической и адаптивной культуры. Для этого на уроке создаётся положительный эмоциональной настрой, чтобы ребёнку было комфортно. В работе по планированию двигательной активности на уроке желательно относиться с большой ответственностью и требовательностью:
• Планирование должно обеспечить решение главной цели учителя – формирование индивидуальной личности, поэтому важно грамотно сочетать фронтальные и индивидуальные формы работы;
• При планировании необходимо избегать формализма. План должен быть реальным, необходимо планировать в соответствии с уровнем развития двигательных умений и навыков учащихся с ОВЗ;
• При планировании необходимо учитывать критические периоды в физическом и психическом развитии, уровень физического развития и физической подготовленности учащихся, учитывать задатки, склонности, интересы ребёнка.
Между различными видами деятельности должны быть тесная связь, единство воспитания и обучения. Только при правильной организации двигательной активности можно удовлетворить естественную потребность детей в движении, развивать у них в рождённую мотивацию к двигательной активности.
Дополнительно к обычным физкультурным занятиям проводятся 1 раз в 2 недели физкультурно-познавательные занятия, цель которых – развитие интереса к физической и адаптивной культуре и здоровому образу жизни. Основные задачи физкультурно-познавательных занятий – это воспитывать интерес к движениям и желание самостоятельно заниматься физическими упражнениями, углублять знания о пользе физических упражнений, о роли двигательной активности, формировать элементарные представления об особенностях строения и физиологии человека, о полезных и вредных привычках, о предупреждении некоторых заболеваний и травматизма, учить приёмам расслабления, воспитывать нравственные качества учащихся. Темы Физкультурно-познавательных занятий различны: «Как стать силачом?», «Драться или не драться?», «Как начать утро?», «Дыхательная гимнастика», «Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет!» и т. д. Дети с удовольствием принимают активное участие в беседе. Основная тема наших физкультурно-познавательных занятий: «Здоровье – это бесценный и бесплатный дар природы, которым надо дорожить!»
Игры и игровые движения – естественные спутники жизни детей, облада-ющие великой воспитательной силой, формирующие физические и личност-ные качества ребенка. Важное место в системе физического воспитания учащихся занимают действия с мячом. Игры, игры-упражнения, эстафеты, соревнования развивают координацию движений, ловкость, укрепляют мышцы плечевого пояса, развивают и укрепляют мелкие мышцы рук, способствуют развитию глазомера, меткости. В играх с мячом развиваются физические качества: быстрота, прыгучесть, сила, ловкость. Такие игры с мячом благотворно влияют на работоспособность ребёнка. Игры с мячом различного веса и объёма увеличивают подвижность суставов пальцев и кистей рук; при ловле и бросании мяча ребёнок действует обеими руками. Это способствует гармоничному развитию центральной нервной системы. А систематические игры и упражнения с мячом активно влияют на совершенствование основных свойств нервной системы: силы, подвижности, уравновешенности. Особенно большое значение придаётся возникновению радостных эмоций.
Положительные эмоции самые действенные! Совместное выполнение движений (трое, четверо, в парах) – прекрасная школа приобщения ребенка к коллективу, к деятельности «вместе». Игры с мячом активизируют не только двигательную активность, но и психическую, и умственную деятельность детей. Упражнения с мячом способствуют развитию сенсорики, движений кистей, пальцев рук, что активизирует кору головного мозга в целом, и речевые центры в частности. Игры с мячом способствуют быстрому восстановлению умственной работоспособности. О важности подвижных, спортивных игр написано много пособий, таких авторов, как: Адашкевичене Э. И. «Спортивные игры и упражнения», Конторович М. М., Михайлова Л. И. «Подвижные игры в детском саду», Волошина Л. Н. «Играйте на здоровье». Авторы не рекомендуют заниматься спортом для достижения высоких спортивных результатов детей, но элементарные действия в спортивных, подвижных играх, отдельные элементы соревнования не только возможны, но и целесообразны.
Практическая часть.
– Ребята! Отгадайте загадку, и вы узнаете, с каким спортивным инвента-рё м сегодня мы будем работать:
Кинешь в речку – он не тонет,
бьёшь о стенку – он не стонет,
будешь его о землю кидать -
станет он вверх подлетать! (Мяч)
– Для того, чтобы начать работать с мячом, нам нужна разминка.
Разминка: участники встают в круг, под музыку выполняют имитацион-ные движения, будто набивают, перекатывают, пасуют мяч.
Игровые упражнения, игры с мячом выполняют индивидуально, парами и коллективно, используя мячи разных диаметров.
Игры (для освоения элементов спортивных игр с мячом)
«Передал – садись» (элемент волейбола). Участники делятся на две команды выбирается капитан. Капитан бросает мяч стоящему впереди участнику, он перебрасывает его капитану, а сам присаживается. Так с каждым участником команды. Получив мяч от последнего участника команды, капитан поднимает его вверх, а вся команда вскакивает. Победила та команда, которая быстрее всех вскочила.
«Задержи мяч» (элемент футбола). Участники делятся на пары, у каждой пары по футбольному мячу. По сигналу участник с мячом перекатывает мяч внешней стороной стопы партнёру. Также по сигналу участник, у которого оказался мяч, должен остановить его, поставив на него стопу.
«Десять передач» (элемент баскетбола). Участники делятся на пары, у одного из участников мяч, он должен передать его партнёру разными видами передач, чем больше передач выполнит пара, та и победила.
Игра с теннисной ракеткой и мячом для тенниса. Каждому участнику даётся ракетка и мяч. задача: отбить ракеткой мяч максимально большее количество раз.
В играх с мячом целью было научить детей согласовывать свои дей-ствия с действиями товарищей на основе дружеских взаимоотношений и сплоченности. В играх с мячом у детей выработалась привычка поступаться личными интересами ради достижения общей цели.
• Спортивная игра «Пионербол» участвуют 2 команды.
• Спортивная игра «Баскетбол» участвуют 2 команды.
• Игровое упражнение. Ведущий бросает мяч, задавая вопросы участникам:
Мяч участнику – какое сегодня у вас настроение?
Мяч участнику – ваше мнение о тематике урока?
Мяч участнику – что для вас было интересным и полезным для самообразования?
Мяч участнику – что нового вы сегодня узнали?
Мяч участнику – кому вы помогли узнать что-то новое?
Мяч участнику — чего сегодня вы достигли сами?
Мяч участнику – тот опыт, который вы сегодня получили, вам пригодится?
Мяч участнику – ваши пожелания?
Так что, мячик – не просто игрушка, играя в которую, можно весело провести время. Это очень полезная игрушка. А во сколько разнообразных игр с мячом можно поиграть! И эти игры на самом деле обладают неоценимыми и весьма широкими развивающими возможностями. И прежде всего – развитием и совершенствованием двигательной активности!
Все уроки физического воспитания направлены на коррекцию дефектов физического развития и моторики, укрепление здоровья, на выработку жизненно необходимых двигательных умений и навыков. При планировании предусматривается разучивание одних и тех же заданий в различных условиях, так как при изменении привычной обстановки дети не могут воспроизвести даже хорошо знакомые, разученные упражнения. Для усвоения упражнения словесная инструкция, даже в сочетании с показом, не всегда бывает достаточной, поэтому предполагается непосредственная помощь детям в процессе того или иного задания. В процессе физического воспитания важно добиться решения многих конкретных задач, одно из которых является развитие координации движения и ориентировка в пространстве. Прежде всего предлагаются ОРУ в равновесии, ОРУ в лазании и перелазании. На занятиях учащиеся овладевают доступными им навыками в простейших видах построений и перестроений: построение в различных частях зала по показу и по команде, построение в колонну по одному на расстоянии вытянутой руки, ходьба по диагонали по прочерченной линии, повороты кругом, ходьба змейкой по прочерченной линии, ходьба по скамейке, прыжки в назначенное место, ходьба по ориентирам в усложненных условиях (ходьба боком с удержанием равновесия).
Игровые упражнения: «Прыжки по полоскам», «Вот так поза», «Сохрани позу», «Ориентир», «Бег по прямой», «По кочкам к линиям», «Кто дальше и точнее» и т. д. Для совершенствования координации движений рекомендуются упражнения с предметами (с мячами, гимнастическими палками, скакалками, так и без предметов. Координацию движений можно успешно развивать на протяжении всей учёбы в школе, тем самым совершенствуя двигательную активность детей с ограниченными возможностями здоровья.