Анастасия Тарасова
Программа «Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Причинить вред жизни или здоровью людей могут различные домашние предметы, электрический ток, пламя, бытовая химия, различные транспортные средства, дикие и домашние животные, некоторые насекомые и растения, люди и многое другое.
Показатели опыта безопасного поведения детей, отражающие уровень его сформированности:
знания ребенка о правилах безопасного поведения (об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы);
Публикация «Программа „Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
умения действовать в ситуациях контактов с потенциально опасными объектами окружающего мира;
отношение (переживание и понимание ребенком необходимости соблюдения мер предосторожности и своих возможностей по преодолению опасности).
Актуальностьданной проблемы обуславливается и тем, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от несчастных случаев.
Цель: формирование культуры безопасного поведения у детей дошкольного возраста в окружающей среде.
Задачи:
познакомить детей с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, контакте с незнакомыми людьми);
научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной ситуации;
помочь овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте;
развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность, умение объяснять собственное поведение.
привлечь внимание родителей к данной проблеме.
Принципы работы:
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
Принцип системности: работа проводится системно в течение всего учебного года.
Принцип интеграции: данная система выступает как часть комплексной программы развития дошкольников.
Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения.
Для решения поставленных задач, мы используем следующие виды деятельности:
Занятие (1 раз в месяц) как элемент, формирующий необходимый арсенал знаний у ребенка, основанный на проблемно-диалогическом обучении как наиболее эффективной образовательной технологии.
Игра способствует закреплению и развитию сформированного навыка, проводится в свободной деятельности.
Наблюдение обогащает социальный опыт ребенка, стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правилаобращения с опасными предметами.
Разрешение проблемных ситуаций под руководством воспитателя, что позволяет ребенку погрузиться в ситуацию, увидеть правильные способы действий и попробовать совершить их самому.
Развлечения и спортивные мероприятия, закрепляющие и обобщающие изученный материал по темам.
Целевые прогулки, экскурсии, диагностирующие способы поведения детей в реальной ситуации, а также мотивирующие детей на изучение материала.
Методы работы:
Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию.
Метод моделирования ситуаций. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их.
Метод повторения. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.
Экспериментирование и опыты. Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение
собственных представлений.
Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств.
Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку, например, «Как я спасал куклу от пожара…», «О доме, где я живу и где много электрических приборов…» и др.
В качестве средств обучения, с учётом возрастных особенностей детей, можно использовать:
плакаты;
иллюстрации;
сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
разрезные картинки;
мозаики;
настольно-печатные игры;
дидактические игры;
атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
компьютерные презентации;
карточки для индивидуальной работы;
костюмы: милиционера, врача, незнакомца, пожарного, светофора;
игрушечный транспорт различного функционального назначения (грузовые, легковые машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т. д.);
транспортные средства: (самокаты, велосипеды);
макеты: светофоров, деревьев, улиц, домов, фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
настольный макет, моделирующий улицы и дороги;
альбомы по ОБЖ; дорожные знаки;
муляжи съедобных и несъедобных грибов, плодов;
аптечка;
карточки с телефонами служб спасения; телефон;
картотека подвижных игр по ОБЖ;
подборка художественной литературы, литературные произведения разных жанров - стихи, пословицы, загадки, сказки, рассказы;
картотека бесед;
папки-передвижки;
картотека консультаций для воспитателей и родителей.
Закрепление правил безопасного поведения проходит в игровой деятельности. В дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх дети реализовывают себя, как активные участники различных возможных ситуаций. Дети учатся ролевому диалогу, ролевой цепочки действий.
Критерием эффективности созданных педагогических условий является:
умение ребенка действовать с потенциально опасными предметами домашнего обихода;
соблюдение мер предосторожности в быту, социуме, природе, на дороге;
умение применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
способность ориентироваться в окружающей обстановке, пользоваться знаковыми обозначениями;
планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели;
соблюдать правила поведения на улице, в общественных местах;
устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относится к природе;
ребенок научился с осторожностью пользоваться бытовыми приборами, опасными предметами, быть осторожным в обращении с огнем;
способен использовать свой познавательный опыт в разных ситуациях и видах деятельности (в игре, труде, общении).
Предметно-развивающая среда группы
Работу по данной теме необходимо начинать с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе. Она должна быть организована так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей.
В группе создан уголок «Безопасности», который оснащен:
учебными макетами по пожарной безопасности;
строительным конструктором с блоками среднего и маленького размера;
транспортом: специальный транспорт (скорая помощь, пожарная машина, машина полиции);
настольно-печатными играми;
макетом дороги с разметкой, дорожными знаками, транспортом, светофорами, мелкими игрушками-куклами;
художественными произведениями по правилам дорожного движения, пожарной безопасности;
альбомами со стихами и загадками, книжками-раскрасками; иллюстрациями об опасных ситуациях в жизни детей;
специально подобранными и разработанными пособиями и дидактическими играми.
Тематический план работы в средней группе
№ Месяц Мероприятие, цель мероприятия
1. Сентябрь
Тема: «Безопасная улица»
Цель: Знакомить с правилами перехода улицы при двустороннем движении. Закрепить понятия “улица”, “дорога”, ”транспорт”, «светофор», познакомить с понятиями “переход”, ”перекресток”.
Работа с детьми:
1. Чтение стихотворения А. Дорохова «Зеленый, желтый, красный».
2. Беседа: «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать».
3. Просмотр мультфильма «Пешеходная «зебра» из цикла «Азбука безопасности» («Смешарики»).
4. Наблюдение: «За пешеходами».
5. Подвижная игра: «Автобусы».
6. Сюжетно-ролевая игра: «Мы - пешеходы»
Работа с родителями:
1. Родительское собрание на тему «Ребенок и правила дорожного движения».
2. Папка-передвижка «Беседа о правилах дорожного движения».
2. Октябрь
Тема: «Профессия водитель»
Цель: Дать представление о профессии водителя. Познакомить с особенностями работы водителей различного транспорта. Расширять знания о правилах поведения водителей на дороге. Совершенствовать знания о различных видах транспорта и его назначении в жизни человека.
Работа с детьми:
1. Чтение стихотворения А. Усачева «Дорожная песенка».
2. Беседа: «Внимание: дорожный знак».
3. Дидактическая игра: «Водители».
4. Наблюдение: «За движением транспорта».
5. Подвижная игра: «Найди свой цвет».
6. Конструирование: «Гаражи для своей машины»
Работа с родителями: Памятка по ПДД «По дороге в детский сад».
3. Ноябрь
Тема: «Нужно слушаться без спора указаний светофора»
Цель: Рассказать о назначении светофора в дорожном движении, чередовании и расположении цветов. Закрепить знания перехода улицы по сигналам светофора.
Работа с детьми:
1. Аппликация “Светофор”.
2. Чтение худ. лит. В. Миходед “Уроки светофора”.
3. Просмотр мультфильма «Светофор» из цикла «Азбука безопасности» («Смешарики»).
4. Подвижная игра “Светофор”.
5. Подвижная игра “Стой-иди”.
6. Дидактическая игра “Транспорт”.
7. Сюжетно-ролевая игра «Пассажиры»
Работа с родителями: Консультация «Светоотражающие элементы на детской одежде».
4. Декабрь
Тема: «Городской наземный, подземный общественный транспорт» Цель: Формирование понятий “наземный”, ”подземный”, ”общественный транспорт”, расширение знаний о его видах.
Работа с детьми:
1. Беседа: «Как вести себя в общественном транспорте».
2. Рассматривание иллюстраций с изображением улиц, различных видов транспорта, тематических плакатов
3. Просмотр мультфильма «В автобусе» из цикла «Азбука безопасности» («Смешарики»).
4. Дидактическая игра «Машины».
5. Подвижная игра «Такси».
6. Чтение художественной литературы Я. Пишумов «Машины».
7. Раскрашивание машин в ИЗО уголке (раскраски, трафареты).
Работа с родителями: Проведение инструктажа с родителями по ПДД.
5. Январь
Тема: «По стране дорожных знаков»
Цель: Познакомить с понятием «дорожный знак». Рассказать о назначении дорожных знаков. Познакомить с основными дорожными знаками.
Работа с детьми:
1. Рассматривание иллюстраций дорожных знаков и сюжетных картинок к ним.
2. Беседа «Знаки дорожные знать каждому положено»
3. Отгадывание загадок про дорожные знаки
4. Дидактическая игра «Дорожные знаки»
Работа с родителями: Памятка «Правила поведения на дороге зимой».
6. Февраль
Тема: «Моя дорожная грамота»
Цель: Продолжать знакомить детей с дорожными знаками: дать представление о информационно-указательных и запрещающих дорожных знаках.
Работа с детьми:
1. Рассматривание картин, изображающих дорожное движение в зимний период.
2. Чтение стихотворений А. Усачева «Футбольный мяч»; В. И. Мирясова (стихи про транспорт).
3. Дидактическая игра: «Дорожные знаки».
4. Игровая ситуация: «Кто самый грамотный пешеход».
5. Подвижная игра: «Веселый трамвайчик».
Работа с родителями: Консультация «Воспитываем грамотного пешехода».
7. Март
Тема: «На железной дороге»
Цель: Расширять знания детей о видах транспорта, рассказать о назначении железнодорожного транспорта, его особенностях. Формировать знания о правилах поведения на железной дороге
Работа с детьми:
1. Рассматривание сюжетных картинок о железной дороге.
2. Беседа «Правила поведения на железной дороге».
3. Чтение рассказа Л. Н. Толстого «Девочка и грибы».
4. Просмотр мультфильма «Паровозик из Ромашково».
5. Подвижная игра «Паровозики».
Работа с родителями:
1. Выставка совместных с родителями работ «Правила дорожные детям знать положено».
2. Папка-передвижка «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге».
8. Апрель
Тема: «Машины специального назначения»
Цель: Познакомить детей с машинами специального назначения: “cкорая помощь”, “пожарная”, “милиция” и их назначением.
Работа с детьми:
1. Рассматривание сюжетных картин с изображением машин специального назначения.
2. Беседа «Как машины людям помогают».
3. Чтение худ. лит. С. Маршак «Кошкин дом».
4. Просмотр мультфильма «Автомобили специального назначения» из цикла «Азбука безопасности» («Смешарики»).
5. Дидактическая игра «Машины», лото по теме «Транспорт».
6. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили».
7. Сюжетно-ролевая игра «Пожарные».
9. Май
Тема: «Кто самый грамотный»
Цель: Закреплять знания детей об ориентировании на дороге, используя правила дорожного движения для пешеходов и водителей в различных практических ситуациях.
Работа с детьми:
1. Загадывание загадок о транспорте.
2. Беседа: «Мы на улице».
3. Рассматривание и обсуждение сюжетных картинок, изображающих различные ситуации на дороге.
4. Дидактическая игра: «Правила поведения».
5. Наблюдение: «За пешеходами на тротуаре».
6. Сюжетно-ролевые игры: Сочиняем старые сказки на новый лад.
7. Подвижная игра: «Пешеходы и водители».
Работа с родителями: Памятка «Безопасность детей в летний период».
Тематический план работы в старшей группе
№ Месяц Мероприятие, цель мероприятия
1. Сентябрь
Беседа «Пора, не пора - не ходи со двора»
Уточнить знания детей о правилах поведения на улице: не играть на проезжей части, кататься на велосипеде во дворе или на детской площадке
Игра-беседа «Съедобные и несъедобные грибы»
Закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах
Занятие «Огонь - друг или враг?»
Закрепить знания о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности. Воспитывать уважение к профессии пожарного
Подвижная игра «Огонь - друг и враг»
Развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве, внимание, выдержку
Дидактические игры «Можно-нельзя, правильно - неправильно»
Закреплять представления о правилах поведения на улице.
Работа с родителями:
Выступление на родительском собрании «Детская безопасность».
Анкетирование родителей «Изучение отношения родителей к
необходимости обучения детей правилам дорожного движения».
Консультация «Родителям о правилах дорожного движения».
2. Октябрь
Беседа «Мостовая - для машин, тротуары - для пешехода»
Уточнить представления детей о правилах уличного движения (проезжая часть улицы: для движения машин, а тротуар для переходов).
Занятие «Мы в общественном транспорте»
Формировать представления о правилах поведения в транспорте; уточнить знания о правилах дорожного движения
Дидактическая игра «Найди и расскажи»
Упражнять в умении находить названный дорожный знак, рассказывать о его назначении.
Подвижная игра «Птенчики в беде».
Развивать быстроту реакции, ловкость, ориентировку в пространстве. Формировать чувство долга, сострадания к животным, желание оказать помощь ближнему.
Работа с родителями:
Папка-передвижка «Советы по охране жизни и здоровья детей».
Консультация «Основные правила поведения и действия при пожаре».
Беседа – «Светофор - наш друг».
3. Ноябрь
Беседа «О полосатой «зебре» и дорожном знаке.
«Пешеходный переход».
Расширять у детей знания Правил дорожного движения (улицу можно переходить в специальных местах - наземных и подземных переходах, напомнить о значении дорожного знака «Пешеходный переход». Дать представление о дорожном знаке «Движение пешеходов запрещено».
Чтение Сказки В. Даля: «Война грибов с ягодами».
Расширять представление детей о съедобных грибах.
Занятие «Знакомство с правилами дорожного движения».
Расширять знания детей о правилах поведения на улице, уточнить назначение островка безопасности.
Игра-соревнование «Сбей мяч».
Закреплять знания о средствах пожаротушения. Развивать глазомер, ловкость.
Работа с родителями:
Консультация для родителей - «Безопасность детей - забота взрослых»
Памятка «Обеспечение безопасного поведения детей в быту».
Информационная папка - «Правила дорожного движения пешехода».
4. Декабрь
Беседа «Красный, желтый, зеленый».
Уточнить у детей знание значений сигналов светофора. Развивать внимание.
Беседа «Умеешь ли ты обращаться с животными?»
Дать знания о правилах поведения при встрече с различными домашними животными и при общении с ними. Учить детей понимать состояние и поведение животных.
Занятие «О правилах кошке расскажем немножко».
Повторить правила дорожного движения; закрепить и систематизировать знания в играх и инсценировках.
Проигрывание проблемных ситуаций «Мы в общественном месте».
Продолжать изучать основные правила поведения в транспорте и на остановках.
Работа с родителями:
Советы для родителей «Поведение детей в общественном транспорте»
Консультация - «Правила безопасности на водоёмах зимой».
Памятка «С Новым годом. Осторожно - огонь».
Папка-передвижка «Наступает Новый год».
5. Январь
Беседа «Что такое перекресток?»
Рассмотреть иллюстрацию с изображением: оживленного перекрестка. Побуждать детей к внимательному прослушиванию короткого рассказа, учить ставить вопросы к прочитанному.
Занятие «О правилах важных - пожароопасных».
Продолжать знакомить с правилами пожарной безопасности; учить осторожному обращению с огнем.
Рассматривание иллюстраций «Ядовитые растения».
Дать детям понятие о ядовитых растениях (дать знания о том, что плодами этих растении человек может отравиться).
Беседа «Осторожно, грипп!»
Учить заботиться о своем здоровье. Познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой; учить детей самостоятельно рассказывать о различных способах защиты от вируса.
Работа с родителями:
Папка-передвижка «Безопасность поведения детей и взрослых дома».
Памятка - «Опасность - электричество!».
6. Февраль
Просмотр видеоролика «Наблюдение за работой светофора».
Закреплять знания детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов.
Занятие «Зимние забавы».
Формировать представление о правила безопасности во время проведения зимних игр; воспитывать интерес к спортивным играм.
Беседа «Берегись мороза».
Учить детей соблюдать правила безопасности на морозе.
Развлечение «Вечер весёлых и находчивых».
Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, систематизировать знания детей о различных видах транспорта, воспитывать культуру поведения на улице.
Работа с родителями:
Консультация для родителей «Типичные ошибки детей при переходе улиц и дорог».
Привлечение родителей к оформлению уголка ПДД «ПДД - наши лучшие друзья»
Памятка «Правила поведения при пожаре».
Беседа - «Пешеходный переход- это необходимость».
7. Март
Дидактическая игра «Найди и расскажи».
Упражнять в умении находить названный ведущим дорожный знак, рассказывать о его назначении. Развивать интерес к изучению дорожных знаков.
Игра-беседа «Познакомимся с нашими соседями».
Формировать представление о разных насекомых, о правилах поведения с ними.
Занятие «Службы „01", „02", „03" всегда на страже».
Познакомить со службами спасения: «01», «02», «03». Учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта.
Беседа «Если ты потерялся».
Рассмотреть различные ситуации, которые могут возникнуть, если ребенок потерялся, познакомить с правилами поведения для потерявшихся детей.
Работа с родителями:
Информационный стенд - «Безопасность на дорогах».
Консультация - «Чем занять своего ребёнка дома».
Беседа - «Если ребенок потерялся в большом магазине».
8. Апрель
Беседа «Катание на велосипеде, самокате, роликах в черте города».
Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть в городских условиях при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правилам поведения в таких ситуациях.
Беседа «Осторожно, гроза!»
Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы.
Проигрывание проблемных ситуаций.
«Каждому опасному предмету - своё место».
Закреплять у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, об их необходимости для человека, о правилах пользования ими.
Занятие «Сказка про Колобка».
Дать детям понятия о том, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям; научить разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях.
Работа с родителями:
Беседа «Осторожно, незнакомец!
Консультация - «Правила поведения в общественном транспорте».
Консультация - «Правила безопасности на льду водоёма весной».
9. Май
Беседа «Если ты гуляешь один».
Развивать у детей понятие о необходимости соблюдения правил безопасности во время прогулки без взрослых. Формировать навыки поведения в отношениях с незнакомыми людьми. Закреплять правило «Не трогать на улице незнакомые предметы».
Беседа «Не прыгай в воду в в незнакомых местах».
Знакомить детей с правилами поведения на воде.
Занятие «Запомните, детки, таблетки -не конфетки».
Познакомить детей с последствиями случайного употребления таблеток и других лекарств.
Подвижная игра «При пожаре не зевай, огонь водою заливай».
Познакомить детей с огнетушителем, подчеркнув, что пользоваться им могут только взрослые. Закрепить знания детей о том, что огонь боится песка и воды.
Проигрывание проблемных ситуаций «Осторожно! Открытое окно, балкон, двери».
Познакомить детей с правилами поведения в опасных ситуациях.
Работа с родителями:
Информационный стенд - «Правила пожарной безопасности в лесу»
Памятка «Правила поведения детей на воде».
Папка - передвижка - «Осторожно ядовитые грибы!»
Мониторинг
Педагогическая диагностика по формированию представлений о правилах безопасного поведения у дошкольников 4 -7 лет, которая разработана на основе парциальной программы «Безопасность» Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной.
Мониторинг проводится с целью определения уровня формирования основ безопасности, проводится дважды: в начале и в конце учебного года. С помощью диагностических заданий и критериев высокого уровня развития отслеживаем динамику развития ребенка. Мониторинг проводится на основе диагностического комплекса.
Критерии оценки приобретенных знаний детей 4-6 лет
Первый блок «Дети на дороге» 1. Называет 5 и более дорожных знаков. 2. Правильно называет и объясняет цвета светофора. 3. Называет виды транспорта, имеет элементарные знания о правилах поведения на каждом виде транспорта. 4. Подробно рассказывает о правилах поведения на улице.
Второй блок «Огонь – друг, огонь – враг!» 1. Подробно рассказывает о пользе и опасности огня. 2. Находит пожарного среди картинок представителей других профессий, рассказывает о его работе. 3. Знает основные правила пожарной безопасности.
Третий блок «Один дома» 1. Знает правила пользования предметами быта, рассказывает об опасности колющих и режущих предметов, местах их хранения. 2. Знает, как нужно действовать дома и на улице при встрече с незнакомыми людьми. 3. Объясняет понятие «бережливость», используя его по отношению к предметам, ресурсам, труду других людей.
Четвертый блок «В мире природы» 1. Умеет подбирать одежду на прогулку в соответствии со временем года. 2. Имеет представление о том, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. 3. Различает и называет съедобные и несъедобные грибы (пять и более). 4. Знает правила поведения вблизи и на водоёмах во все времена года.
Оценки за каждый критерий: Высокий – 3 балла; Средний – 2 балла; Низкий – 1 балл.
Уровни освоения программы: Низкий. Количество баллов до 22. Небрежное отношение к изучаемому материалу; отсутствие или малое наличие каких - либо навыков и знаний по основам безопасности; первое проявление интереса к экспериментированию с предметами; отсутствие желания включаться в совместную деятельность с педагогом и другими детьми; необходимость прямой помощи взрослого.
Уровни освоения программы: Средний. Количество баллов от 23 до 44. Появление заинтересованности к вопросам изучаемого материала; среднее наличие каких - либо навыков и знаний по основам безопасности; охотное включение в коллективные проекты, способность к поисково - исследовательской деятельности совместно с взрослым и сверстниками; необходима помощь взрослого в некоторых вопросах.
Уровни освоения программы: Высокий. Количество баллов от 45 до 66. Отличное знание изученного материала, ярко выраженное отношение к соблюдению правил безопасности в ближайшем окружении; самостоятельное использование правил безопасности в повседневной жизни; устойчивый познавательный интерес к экспериментированию и опытно - исследовательской деятельности; эмоциональная окрашенность досуговой деятельности с использованием изученного материала; способность к творческому мышлению, проявлению индивидуальности; познавательная активность, умение строить отношения сотрудничества в рабочей группе.