Наталья Елисеева
Опыт работы «Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста»
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экономическая обстановка в обществе вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан - маленьких детей. С первых лет жизни любознательность ребёнка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослыми, порой становится весьма небезопасной для него.
Публикация «Опыт работы „Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
В настоящее время в нашем ДОУ большое внимание уделяется формированию основ безопасного поведения. Это становится актуальным в связи с увеличением ДТП, пожаров с участием детей. И наша задача научить детей безопасному поведению, как дома, так и на улице.
Цель моей работы – формирование основ безопасного поведения детей.
При работе по данной теме мною были определены следующие задачи:
1. Проведение анкетирования родителей (законных представителей) на предмет того, знают ли они о том, какие опасности подстерегают ребенка вне стен детского сада, с какими опасностями он может столкнуться.
2. Подбор и разработка практического материала по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста.
3. Создание развивающей предметно - пространственной среды в группе ДОУ по формированию основ безопасного поведения.
4. Вовлечение семьи в единое образовательное пространство, активизация и обогащение знаний родителей (законных представителей) и детей по основам безопасного поведения.
Для достижения поставленной цели сделано следующее:
• Определено содержание работы по проблеме обучения детей основам безопасности в окружающем мире;
• Разработаны формы организации деятельности с детьми и родителями (законными представителями);
• Разработаны и изготовлены наглядно-дидактические материалы;
• Разработана система планирования деятельности;
• Разработаны конспекты занятий, экскурсий, развлечений.
Свою работу я строила на основе перспективного планирования, которое включает в себя различные формы работы с детьми и родителями (законными представителями).
Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьёй.
Свою работу я начала с изучения знаний и умений детей и их родителей по основам безопасного поведения. Для этого мною было проведено анкетирование родителей на тему: “Как я отношусь к безопасности своего ребёнка? Что я знаю о безопасности моего ребенка?” и “Сотрудничество детского сада и семьи”. Результаты анкетирования показали, что далеко не все родители знают, как обеспечить безопасность ребенка дома, на улице, каких ситуаций следует избегать. Также исходя из результатов анкет я спланировала дальнейшую работу по формированию основ безопасного поведения детей как в детском саду, так и за его пределами.
Для реализации данного направления в нашем детском саду созданы все условия.
Большое внимание уделяется созданию развивающей предметно - пространственной среды совместно с родителями – созданы:
Центр “ПДД”, в котором расположены
- дидактические игры по правилам уличного движения (“Дорожные знаки”, “Красный, жёлтый и зелёный”, “Дорожное лото” и т. д.);
- учебный макет с перекрёстками, который включает в себя светофоры, знаки дорожного движения, различные модели машин;
- книги разных авторов на соответствующую тематику;
- справочная литература - энциклопедии, справочники;
- специальный транспорт (скорая помощь, пожарная, полицейская машина и т. д.);
- настольно - печатные игры;
- альбомы со стихами и загадками, книжками – раскрасками;
- атрибуты для сюжетно – ролевых игр (жезл, жилетка, “пешеходный переход”, светофор и др.).
Центр “Наша безопасность”. В нем находятся различные плакаты - “Ядовитые и съедобные грибы”, “Тело человека”, “Витамины”, “Оказываем первую медицинскую помощь”, наглядные пособия формата А3 “Наша безопасность : за и против”, альбомы “Телефоны экстренных служб”, “Опасные предметы в доме”, “Безопасность”. В ходе НОД и в режимные моменты мы рассматриваем с детьми данные пособия и выясняем, где поступили правильно, а где нарушили правила.
Также в данном центре есть художественная литература - стихи С. Маршака, сказки К. Чуковского, Г. Х. Андерсена, В. Катаева, стихи А. Барто.
Насыщенность и разнообразие пособий, атрибутов, дидактического и наглядного материала позволяет каждодневно организовывать игровую деятельность, беседы, занятия, где дети получают новые знания и применяют на практике уже полученные. Следует также сказать о ежедневных “минутках безопасности”, включаемых в различные режимные моменты. Например, на занятиях по правилам пожарной безопасности дети научились осторожному обращению с огнём, узнали о профессии пожарного. У них сформировалось понимание того, что соблюдение правил пожарной безопасности обязательно всегда и везде. Мне удалось объяснить, какой вред приносят игры с огнём. Мы познакомились с первичными действиями при обнаружении пожара, на практике учились правильно сообщать о пожаре по телефону. Благодаря дидактическим играм, таким, как “Осторожно, огонь!”, у детей сформировались представления о предметах, которыми пользоваться детям категорически запрещается - спички, зажигалки, газовые плиты, печки, электроприборы, петарды.
Большое внимание я уделяю работе по ознакомлению с правилами поведения на дороге. На занятиях по правилам дорожного движения (“Знакомство с правилами дорожного движения”, “Наблюдения за движением машин и работой водителя”, “Пешеход переходит улицу”, “Мы пассажиры”, “Сигналы регулировщика”, мои воспитанники в игровой форме знакомятся с правилами безопасного поведения на улице, закрепляют представления о таких понятиях, как улица, тротуар, проезжая часть, перекрёсток, бульвар, пешеходная зона, островок безопасности. Рассматриваем потенциально опасные ситуации, которые могут возникнуть в играх во дворе дома, учимся мерам предосторожности.
Решается круг представлений детей об особенностях различных видов транспорта (наземный, подземный, воздушный и водный). Знакомимся со специальными автомобилями: “Скорая помощь”, “Пожарная”, “Полиция”, их назначением и особыми правилами движения по улице.
В игровой форме формируются знания о дорожных знаках, их классификации, назначении.
Также я знакомлю детей с ГИБДД, рассказываю о том, кто там работает, узнаём о работе полицейского – регулировщика. Через сюжетно – ролевую игру “Автобус” расширяется круг правил поведения в общественном транспорте.
Для активизации знаний родителей по данной теме в группе накоплен большой опыт по проведению такой формы работы, как “Встреча с интересными людьми”, когда дети и взрослые встречаются с пожарными, врачами, инспектором ГИБДД и т. д.
Для родителей проводятся консультации “О правилах пожарной безопасности”, “Ребёнок дома”, “О правилах дорожного движения”, “Если пропал ребёнок”.
В родительском уголке систематически размещаются “папки - передвижки” на различные темы. В группе создан ящик вопросов, куда родители могут писать, задавая интересующие их вопросы. На родительском собрании родители получают цветные листовки, буклеты по темам “Внимание, дорога!”, “Как вести себя при пожаре”, “Правила поведения на воде и т. д. ”
Ежемесячно в родительском уголке обновляется информация тематическими консультациями, где родители могут найти полезную информацию, игры, методические рекомендации.
Организация совместных экскурсий (в МЧС, праздников (“Мама, папа, я – спортивная семья”, “В стране дорожных знаков”, развлечений, занятий, а также подготовка к ним способствует созданию положительного микроклимата в группе. У родителей появился интерес к достижению положительного результата.
Ежеквартально для родителей в ДОУ организуются выставки на тему: “Моя безопасность”, где семьи представляют поделки и рисунки на разные темы: “Регулировщик”, “Наш перекрёсток”, ”Мы пешеходы”, “Один дома”, “Полезные продукты”, “Отдыхаем на природе” и т. д.
Таким образом, дети в игровой форме осваивают те правила безопасного поведения, которые помогут им в трудной ситуации. А активное включение в эту работу родителей, специалистов ДОУ, сотрудников различных служб и учреждений делает данную работу более насыщенной и результативной.