Ирина Семёнова
Программа физкультурно-оздоровительных мероприятий с использованием нетрадиционных форм и методов в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Программа разработана на концептуальных основах программного содержания "Из детства в отрочество".
Актуальность:
Современная статистика свидетельствует о том,что здоровье детей от рождения к моменту поступления в школу не улучшается,а ухудшается,что отрицательно влияет на процесс усвоения программного материала. Одной из причин отклонений в состоянии здоровья является поражение нервной системы (ЦНС) во внеутробном (перинантальном) периоде. Дети с перинатальным поражением ЦНС уже на первом году жизни болеют ОРЗ с осложнением на дыхательные органы. Все эти состояния усугубляются адаптационным стрессом при переходе ребенка из семьи в дошкольное учреждение,а затем в школу. К сожалению образовательные программы рассчитаны на "тело,здоровое до предела",то есть не учитывается реальное состояние здоровья современных детей. Основной задачей нашего коллектива было найти правильное решение,которое можно было бы использовать во благо здоровья не только детей младшего и старшего дошкольного возраста,но и малышей раннего возраста. В программе " Из детства в отрочество" раздел "Здоровье" разработан врачами кафедры поликлинической педиатрии Российской академии РФ. Для нас это вполне приемлемый выход из сложившейся ситуации,так как в наших условиях нет возможности привлечь специалистов такого уровня и мы воспользовались материалами из программы "Из детства в отрочество" переработав на свои условия. Целью нашей программы является формирование здоровья и развитие путем взаимодействия ДОУ с семьей и проведение врачебно-педагогических мероприятий по профилактике и коррекции ранних отклонений,повышения стрессоустойчивости,обеспечения условий для качественного созревания всех функциональных систем организма с учетом факторов биологического и социального риска,а также попытка компенсации последствий перинатального поражения ЦНС.
Публикация «Программа физкультурно-оздоровительных мероприятий с использованием нетрадиционных форм и методов в детском саду» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа инструкторов по физической культуре
- Физкультура. Программы рабочие и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2018
Раздел "Здоровье"
* Скрининговая диагностика детей от рождения до года.
* Создание единого пособия для родителей,воспитателей и специалистов по физической культуре по оценке состояния здоровья ребенка и способам его оптимизации.
* Соотнесение требований дошкольного учреждения в соответствии с условиями ФГОС ДО,семьи и школы с особенностями состояния здоровья и развития каждого ребенка.
*Проведение мероприятий по уменьшению адаптационного стресса при переходе ребенка из семьи в детский сад,а затем в школу.
* Использование комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий с обязательным учетом выявленных отклонений здоровья каждого ребенка.
Обследование проводится по пяти критериям здоровья.
Первый критерий здоровья-наличие или отсутствие отклонений в раннем (онтогенезе)
определяется методом анкетирования с последующей обработкой данных и скрининговой диагностики. На основе полученных данных составляется прогноз состояния здоровья из которого следует-стрессоустойчив ребенок к заболеваниям,и в какие периоды могут наступить осложнения.
Выявлено несколько критических периодов:
*Внутриутробный (первые и последние 3 месяца беременности).
*Постнатальный (новорожденность,3-6 месяцев,2-4года,5-6,12-15лет).
Программа расчитана на работу с детьми от3 до 7лет,так как этот период является критическим для здоровья детей. Для него характерны определенные угрожающие состояния
Характеристика периода:
Формирование высшей нервной системы (деятельности).
Нарастание силы и подвижности нервных процессов,возможно временное отступление от достигнутого уровня,изменение формулы белой крови. Многие показатели имунной системы достигают значений взрослых,наблюдается первое ускорение роста,процессы обмена веществ в определенной мере стабилизируются.
Угрожающие состояния:
Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное напряжение сопряжено с ростом частоты пограничных состояний и невретических реакций.
Максимальная частота детских инфекций,аллергических реакций. Различные функциональные изменения (боли в ногах и др.). У часто болеющих и предрасположенных к болезням детей формируются многие хронические соматические заболевания.
Второй критерий здоровья--физическое развитие и степень его гармоничности.
При обследовании детей были выявлены отклонения в физическом развитии в виде отставания в росте,дефиците или избытке массы,а также начальных нарушениях осанки.
Обнаружилось,что у многих детей недостаточно развита мускулатура и это обстоятельство при нагрузке может привести к раннему старению мышц. Только у единичного количества детей сформирован свод стопы,а у остальных стопа сплющена (уплощенная) или плоская,что приведет к плоскостопию. Поэтому необходим ранний контроль специалистов за проведением двигательной деятельности в группах раннего возраста и необходимо проводить работу с родителями по профилактике и качеству приобретаемой ими обуви для своих детей,консультировать родителей о последствиях,когда обувь плохого качества носят дети. Обращать внимание родителей на физиологические показатели детей в определенном возрасте и если,есть какие-либо отклонения от нормы обратиться к специалистам. Педагогам следить за качеством НОД в двигательной деятельности.
Третий критерий здоровья-нервно-психическое развитие ребенка. Поскольку поражения развивающего мозга и нервной системы-одна из ведущих причин детской инвалидности,нужно быть особенно внимательным к ранним отклонениям в психомоторном развитии ребенка. Очень часто выявляются отклонения и нарушения в развитии речи и мелкой моторики.
Четвертый критерий здоровья-степень резистентности (инфекционной устойчивости) по кратности острой заболеваемости. Почти 50% детей можно отнести к категории ЧДБ по состоянию имунной системы. При организации оздоровления таких детей необходимо использовать специальные разработанные методики,которые учитывают индивидуальный темп развития ребенка и значительную нагрузку в виде медицинских и оздоровительных процедур. С этой целью в ДОУ нужно организовать с родителями просветительскую работу. Оптимальная форма взаимодействия с родителями-"Школа Мам" на занятиях в которой,родители получат информацию и квалифицированную помощь по правильной организации оздоровительных мероприятий в семье,придерживаясь здоровьесберегающих технологий и будут иметь возможность принимать активное участие в мероприятиях,проводимых в саду.
Пятый критерий здоровья-оценка функционального состояния (самочуствие и поведение в саду и в семье). Проводится двойное анкетирование (родителей и воспитателей). По результатам анкетирования можно сделать вывод,что у детей имеются начальные отклонения в здоровье и связаны они в основном с кризисом возраста и недостаточной регуляцией функции,зависящих от питания.
Симптомы: бледность кожи,мраморный рисунок,множественные увеличения лимфатических узлов, симптом "грязных коленей",периодические боли в животе.
Обнаружены различные нарушения в виде нарушений сна,речевого возбуждения по вечерам,утомляемости в двигательной деятельности,преневротических состояний (грызут ногти,дергают волосы,страдают энурезом). Для этого необходимо оздоровление ребенка проводить с учетом его реального состояния,и,в первую очередь,это должны делать родители вместе с врачами,а педагоги в детском саду могут лишь закрепить данные процедуры,используя методические разработки и индивидуальные показатели каждого ребенка. В условиях детского сада возможен только один принцип-"Не навреди". Используется ориентир на слабого ребенка и это то,что индивидуально только при участии родителей. Каждой семье даются индивидуальные (рецепторные) задания по оптимизации здоровья ребенка на доврачебном уровне (режим,питание,закаливающие процедуры,занятия физкультурой). Правильное питание-рекомендации родителям использовать программу "Правильное питание",разработанную на кафедре НИИ питания. Предлагалось использовать в пищу бобовые,растительное масло,овощи,кефир. Такой подход позволяет семье не ущемлять материальные возможности семьи и дает возможность индивидуализировать вопросы с пищевыми добавками и другими способами индивидуальной коррекции. Для индивидуализации работы по физическому воспитанию используется метод видео записи,где четко видны особенности поведения ребенка и двигательные проявления при минимальной мозговой дисфункции (ММД). Поэтому такие виды двигательной деятельности,как дыхательная гимнастика,зарядка,специальные упражнения для стоп можно перенести в семью,а массаж по А. А. Уманской_на музыкальные занятия в детском саду. Применение метода хронометража поведения ребенка в двигательной деятельности и на физкультурных занятиях позволяет сократить их продолжительность,но повысить плотность и улучшить качество движений,обращая особое внимание на состояние мышечной массы. Для индивидуализации физической нагрузки подобрана компьютерная программа"Подвижные игры",которая используется при подборе коррегирующих игр для детей с ММД в возрасте от 1.5лет до 14лет по методу Ю. С. Шевченко. При работе с родителями мы столкнулись с проблемой,так как большая часть родителей считала,что работу по оздоровлению с детьми должны проводить педагоги в саду и в школе с той целью,что имеют образовательные программы. Чтобы убедить родителей и нацелить их на то,что они являются первыми педагогами и наставниками своих детей мы решили вовлечь их вместе с детьми в историю спортивных состязаний и олимпийских игр Древней Греции и современности. Работу эту мы начали с начала учебного года,но уже есть подвижки. Родители стали более активными,проявляют желание участвовать вместе с детьми в спортивных досугах,при этом стараются соблюдать рекомендации медиков и педагогов. У нас появилась возможность учитывать выявленные у детей отклонения в состоянии здоровья и коррегировать их с участием родителей по индивидуальной схеме и обеспечивать сохранение здоровья до перехода в школу. С целью обогащения детей и родителей более глубокими знаниями о спорте и олимпийском движении и о здоровом образе жизни мы поставили перед собой задачу:
Познакомить детей и родителей с первоначальными сведениями об истории олимпийского движения,как части общечеловеческой культуры и приобщению к здоровому образу жизни и вовлечению родителей в совместные мероприятия проводимые в детском саду.
Формы работы :
Основные теоретические сведения по истории олимпийского движения и олимпийских игр детям дают воспитатели с целью формирования интереса к занятиям физическими упражнениями через приобщение к нравственному и эстетическому опыту олимпийских игр. Тематические физкультурные досуги проводятся совместно с музыкальным руководителем. Сюжетно-ролевые и дидактические игры по тематике:"Путешествие в Олимпию" проводятся педагогами с участием родителей.
Тематический план:
сентябрь-"Спорт и спортсмены"
октябрь-"Мифы и люди Олимпии"
ноябрь-"Олимпийские игры древности"
декабрь-"Возрождение олимпийских игр"
январь-"Символика олимпийских игр"
февраль-"Летние и зимние олимпийские игры"
март-"Знаменитые олимпийцы современности"
Занятия в физкультурном зале :
сентябрь-повторение основных теоретических положений, рассмотренных на занятии :Что такое спорт. Кто такие спортсмены. Что нужно делать,чтобы стать спортсменом?"
Закрепляющие знания в сюжетной и двигательной деятельности:"Кто быстрее пробежит,кто дальше прыгнет"-соревнование.
октябрь-"Боги и герои Олимпа. Физическое совершенство. Красота тела и движения"
закрепление-"Формирование осанки,развитие скоростно-силовых способностей,создание образа движения".
ноябрь-"Основание Олимпийских игр. Традиции Олимпийских игр древности. Программа состязаний. Марафонский бег"
закрепление-"Длительный бег,развитие общей выносливости,создание образа в движении"
декабрь-"Возрождение Олимпийских игр. Олимпийские виды спорта. Легкая атлетика,виды метания"
закрепление-"Метание на дальность,развитие скоростно-силовых способностей мышц рук,игра"На другой берег".
январь-"Олимпийская символика. Олимпийские традиции. Факельная эстафета"
закрепление-"Эстафетный бег по кругу,обучение передаче эстафеты,формирование чувства команды,эстафета"Кто быстрее"
февраль-" Зимние Олимпийские игры:программа соревнований. Виды прыжков"
закрепление-"Прыжки в длину с места,развитие скоростно-силовых способностей мышц ног,игра"Пять прыжков"
март-"Знаменитые олимпийцы. Олимпийские медали спортсменов нашей страны. Спортивные игры"
закрепление-"Обучение элементам баскетбола,развитие координационных способностей,эстафета"Попади в корзину".
Занятия с использованием ИКТ :
Просмотр видеоматериалов об Олимпийских играх. Показ сюжетов о наградах (кубки,вазы древней Греции,медали,рисунки,плакаты,изображающие спортсменов и др.).
Тематический план:
сентябрь-"Мы любим спорт"
октябрь-"Боги Олимпа"
март-"Олимпийский огонь"
"Мы любим сорт"_беседы о видах спорта. Зимние и летние виды спорта.
Рисование по замыслу (каким видом спорта хотел бы ты заниматься)
"Боги Олимпа"-демонстрация иллюстраций к мифам Древней Греции,знакомство со скульптурами богов и богинь.
"Олимпийский огонь-символОлимпийских игр"-рассказ о факельной эстафете.
Музыкальные занятия:
сентябрь-песни о спорте
январь-музыка олимпиад
Песни о спорте_какие бывают виды спорта. Почему люди придумывают песни о спорте. Разучивание песен. (спортивные марши,Гимн страны,олимпийские гимны).
Тематические физкультурные досуги :
ноябрь-"В гостях у эллинов"
февраль-"Белая олимпиада"
март-"Чемпионы среди нас"
Содержание:
"В гостях у эллинов"-игры-забавы на основе спортивных состязаний жителей Древней Греции (метание диска,стрельба из лука,бег)
"Белая Олимпиада"-игры-забавы на улице на основе зимних видов спорта.
"Чемпионы среди нас"-игры-соревнования на основе упражнений,входящих в программу физ. занятий.
Олимпийская неделя:
Детям предлагается в совместной с педагогом и родителями деятельности,а также и в самостоятельной деятельности по желанию нарисовать сюжеты,изображающие состязания древних или спортсменов современности.
Театрализованные представления:
"Малые Олимпийские игры"
"Олимпийские игры Древней Греции"
"Олимпийские игры современности"
Используемая литература :
К. В. Плеханова "методы горячего закаливания"
Ю. С. Шевченко"Подвижные игры"
А. А. Уманская "Массаж ЛФК"
П. Г. Светлов"Критические периоды развития"