МААМ-картинки

Программа факультативного курса по валеологии «Расти здоровым»

Конанова Анна
Программа факультативного курса по валеологии «Расти здоровым»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа факультативного курса по валеологии

«Расти здоровым»

1. Пояснительная записка.

Необходимость разработки и внедрения программы в образовательный процесс. Необходимость разработки и внедрения программы в образовательный процесс.

Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в воп­росах формирования здоровья способствует созданию новых обра­зовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» — быть здоровым, «логос» — наука, начиная с дошкольного и млад­шего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ре­бенка закладываются основные навыки по формированию здоро­вого образа жизни. Программы по валеологии ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоро­вья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, под­ростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоро­вья детей дошкольного и младшего школьного возраста ухудши­лось : увеличилось количество детей, имеющих различные откло­нения в состоянии здоровья — с 60,9 до 67,6%, а имеющих хронические заболевания— с 15,9 до 17,3%.

Публикация «Программа факультативного курса по валеологии „Расти здоровым“» размещена в разделах

Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементар­ные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формиро­вании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и млад­ших школьников необходима совместная работа педагогов и роди­телей. Программа модифицированная,за основу взята программа Г. К. Зайцева «Расти здоровым»

Цель:

Формирование у детей стойкой внутренней мотивации на здоровый образ жизни, стремления творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

дать знания из различных областей науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена;

- показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни;

- дать представление о здоровой и вредной пище, научить ради здоровья противостоять вредным привычкам;

- формировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

- способствовать контактности, доброжелательности.

Отличительные особенности программы.

Образовательно-оздоровительная программа по валеологии («валео» - быть здоровым, «логос» - наука) начинается с младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.

Работа по программе ориентируется не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовиться к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.

Работа по данной программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.

Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Надо, чтобы ребенок уже с раннего детства учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.

Концептуальные основы.

Принцип гармонизации личности и среды – ориентация на самореализацию личности.

Принцип доступности – соответствие учебного материала и нагрузки возрастным особенностям детей.

Принцип взаимодействия – между взрослым и ребенком, взаимодействие детей в коллективе.

Принцип последовательности – формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, физического воспитания, безопасного здорового образа жизни.

Особенности возрастной группы.

Содержание программы выбрано с учётом возрастных особенностей детей 2- 4-го классов

Режим занятий.

Программа разработана для проведения 34 уроков в течение учебного года (1 час в неделю) для 2, 3, 4, классов

Методы и формы обучения:

Словесные

Наглядные

Практические

Интерактивные методы (Ролевая игра, пары и группы, «Мозговая атака», «Общая дискуссия», проекты, «Общий галдёж», Словесные ассоциации, рисование, воспроизведение информации

Урок (урок-игра, урок-исследование, урок-экскурсия, проблемное обучение

2. Основное содержание всех тем

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФАКУЛЬТАТИВУ

«УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» во 2 классе

1 час в неделю, всего 34 часа

Программа «Расти здоровым». Зайцев Г. К.

Дружи с водой.

Забота о глазах.

Уход за ушами.

Уход за зубами.

Уход за руками и ногами.

Ручками похлопаем, ножками потопаем.

Формирование правильной посадки за столом.

Формирование правильной осанки.

Активный и Мышцы, кости и суставы.

пассивный отдых.

Забота о коже.

Как следует питаться 1 ч.

Профилактика простудных заболеваний.

Настроение в школе.

Вредные привычки.

Как закаляться.

Народные подвижные игры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФАКУЛЬТАТИВУ

«УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» в 3 классе

1 час в неделю, всего 34 часа

Откуда берутся болезни.

Осторожно – лекарство!

Глаза- главные помощники человека.

32 богатыря- уход за зубами.

Ручками похлопаем- ножками потопаем (подвижные игры).

Формирование правильной посадки за столом.

Формирование правильной осанки.

Что у меня за спиной? (ношение тяжестей).

Активный и пассивный отдых.

Если случилась беда…

Как я познаю окружающий мир.

Учусь держать себя в руках.

Вкусы и увлечения.

Опасные и безопасные ситуации – 1 ч. Вредные привычки.

Правильное питание – 1 ч.

Помощь при укусах насекомых.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФАКУЛЬТАТИВУ

«УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» в 3-4 классах

1 час в неделю, всего 34 ч

Откуда берутся болезни.

ЗОЖ- основа крепкого здоровья.

Костный и мышечный скелет.

Формирование правильной посадки за столом.

Формирование правильной осанки.

Нагрузка на спину.

Физическая культура и рациональное питание.

Красота человеческого тела.

Ты и твое здоровье.

Активный и пассивный отдых.

Гигиена тела.

Профилактика инфекционных заболеваний.

Питание- основа жизни.

Каждому овощу свое время.

Как правильно есть.

Из чего варят каши.

«Кашу маслом не испортишь».

Плох обед, если хлеба нет.

Полдник. Время есть булочки и пить молоко.

Пора ужинать.

Кулинарное путешествие по России.

Что нужно есть в разное время года.

Где найти витамины весной.

«Витаминный ералаш».

Какую пищу можно найти в лесу.

Молоко и молочные продукты.

Что лучше кушать летом.

Вредные привычки.

Профилактика простудных заболеваний.

Помощь при укусах насекомых.

Лекарственные и ядовитые растения.

Съедобные и ядовитые грибы.

О болезнях животных, опасных для человека.

Опасные и безопасные ситуации – 1 ч.

3. Требования к уровню подготовки учащихся.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки.

К концу обучения по данной программе уч-ся

Должны знать:

Какие факторы влияют на ухудшение, а какие- на улучшение их

здоровья;

Как уменьшить, нейтрализовать или компенсировать влияние

вредных факторов;

Как организовать свою учебу и отдых с наибольшим эффектом

для сохранения и укрепления здоровья.

Должны уметь:

Учащиеся должны уметь:

Организовать свою учебную и внеурочную деятельность в

соответствии с принципами здорового образа жизни;

Противостоять негативному влиянию природной и социальной

среды на собственное здоровье

Правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях.

В результате изучения технологии (труда) ученик должен знать/понимать

Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.

Формы контроля:

- тематический;

- итоговый;

- групповой;

- фронтальный;

- индивидуальный;

- текущая аттестация включает:

• Практические работы;

1. Учебно-методический комплект.

Программа «Расти здоровым. Уроки Айболита.» Зайцев Г. К., 1998 г.

Программа «Полезные привычки». Гречаная Т. Б., 1998 г.

Программа «Воспитай себя. Уроки знайки» Зайцев Г. К., 2001 г.

Программа «Здоровье» Касаткин В. Н., 2001 г.

Программа «Уроки Знайки. Воспитай себя.» Зайцев Г. К.

Программа «Разговор о правильном питании».

5. Дополнительные обобщающие материалы.

Литература для учителя:

Н. И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» М., «ВАКО» 2005

Г. К. Зайцев. Уроки Мойдодыра. СПб, 1996

Л. И. Лаврентьева, А. Е. Саратова, Э. Г. Ерина «Этика – наука о морали» Завуч, №3, 2004

Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья. – М. : ВАКО; 2004

С. В. Попов. Валеология в школе и дома. – СПб., 1997

Н. Рудина, О. Сазонова. Программа «Урок здоровье» объединения валеологиии. Сборник авторских программ. М. «Народное образование», 2002

Л. И. Саляхова Настольная книга классного руководителя. М., «Глобус», 2004

Семенова «Учусь быть здоровым и как стать неболейкой» М., «ВАКО», 2004 Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. – м., «Физкультура и спорт», 1990г.

Лодкина С. Р. Валеология в школе : подходы, программы, методики (учебно-методическое пособие для пегогов) Екатеринбург, 1995г,.

Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. г. Педагогика здоровья (образовательные програмы по валеологии – СПб., 1995 г. с. 3-15, 32, 43

программа «Познай себя». Руководство для учителей. – М., Витоцентр, 1993. – с. 16-17.

Колбанов В. В., Зайцев Г. К. Валеологи в школе. Спб. ,1992.

Ферручи П. Кем мы можем быть // Психосинтез: теория и практика. – М., «REFL- book”, 1994 г. – с. 107. 125.

Татарникова Л. Г., Зхаревич Н,Б, Калинина Т. Н. Валеология и основы безопасности жизни ребенка. – с- Пб., 1994 – с. 3-5

Маура О Коннор “Свет жизни” Адаптированная программа американской ассоциации учителей книги (1-4 возраст с 6-18 лет)

Электронные издания:

Программа «Интегрированный УМК для начальной школы»

Компакт диск «Детская энциклопедия КиМ»

Компакт диск «Большая энциклопедия»

Компакт диск «Детская энциклопедия «Мне интересно всё»

Интернет-ресурсы:

Уроки - Начальная школа - Каталог файлов - Учительский портал www.uchportal.ru/load

zakaz@akademkniga.ru

https://cd.animashky.ru

Омский образовательный портал www.omsk.edu.ru/_vmo/_elementary

https://p1.minedu.unibel.by/ru/main.

Начальная школа : : Архив учебных программ - презентации, уроки, тесты. www.rusedu.ru/

https://www.ppoisk.com/

https://www.lenagold.ru

Детские электронные презентации viki.rdf.ru/cd_lena/

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://festival.1september.ru/

7. Перечень учебного оборудования и наглядных пособий

Таблицы по строению тела человека

Макеты

Публикации по теме:

«Мы хотим расти сильными, выносливыми!»«Мы хотим расти сильными, выносливыми!» В ПРЕДДВЕРИИ ПРАЗДНОВАНИЯ В НАШЕЙ СТРАНЕ ДНЯ КОСМОНАВТИКИ В НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ ПРОШЛА СПОРТИВНАЯ ЭСТАФЕТА " МЫ ХОТИМ РАСТИ СИЛЬНЫМИ, ВЫНОСЛИВЫМИ!".

Елочка живая, должна расти в лесу!Елочка живая, должна расти в лесу! На протяжении всего месяца, в преддверии Нового года, мною была организована совместная деятельность воспитателя, воспитанников и их родителей.

Конспект физкультурного досуга «Расти здоровым, мой малыш!» во второй младшей группе совместно с родителямиКонспект физкультурного досуга «Расти здоровым, мой малыш!» во второй младшей группе совместно с родителями Конспект физкультурного досуга «Расти здоровым, мой малыш!» во второй младшей группе с участием родителей. Цель: Повышать интерес детей.

Конспект опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Расти семечко, расти!»Конспект опытно-экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Расти семечко, расти!» Цель: формировать познавательно – исследовательские способности у детей; показать детям, что необходимо для роста растений (вода, свет,.

Проект по ознакомлению детей с природой «Расти, расти, цветочек мой» «Расти, расти цветочек мой» средняя группа № 8 «Колокольчики» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА В современных условиях проблема экологического воспитания.

Проект «Расти малыш, здоровым» Актуальность: Проблема раннего формирования здоровья актуальна и достаточно сложна. Здоровье детей – одна из главных ценностей семьи и.

Фотовыставка «Расти, коса, до пояса»Фотовыставка «Расти, коса, до пояса» У нас в ДОУ прошла фотовыставка "Расти коса до пояса. ", где мы с девочками моей группы представили разные причёски. У нас в группе больше.

Урок «Способы разрешения конфликтов» в рамках курса по выбору «Учимся общаться» в 9 классе Урок по теме «Конфликты. Игры, способствующие разрушению стереотипности поведения» находится в логической последовательности уроков по изучению.

Стенгазета ЗОЖ «Расти малыш здоровым» (группа кратковременного пребывания)Стенгазета ЗОЖ «Расти малыш здоровым» (группа кратковременного пребывания) Здоровый образ жизни это активная деятельность людей, направленная на улучшение и сохранение здоровья. Формирование здорового образа.

Тематическое планирование курса «Профилактика наркомании, ВИЧ-инфицирования, употребления ПАВ. ЗОЖ»Тематическое планирование курса «Профилактика наркомании, ВИЧ-инфицирования, употребления ПАВ. ЗОЖ» Модуль «Я выбираю здоровый образ жизни» - 5 часов 1. Проведение акции (флешмоб) «Общешкольная зарядка». Цель: Поляризация здорового образа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа факультативного курса по валеологии «Расти здоровым»
Опубликовано: 19 сентября 2021 в 12:21
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа факультативного курса по валеологии «Расти здоровым»» (включая файлы) размещена пользователем Конанова Анна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД