Конанова Анна
Программа факультативного курса по валеологии «Расти здоровым»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа факультативного курса по валеологии
«Расти здоровым»
1. Пояснительная записка.
Необходимость разработки и внедрения программы в образовательный процесс. Необходимость разработки и внедрения программы в образовательный процесс.
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» — быть здоровым, «логос» — наука, начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программы по валеологии ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста ухудшилось : увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья — с 60,9 до 67,6%, а имеющих хронические заболевания— с 15,9 до 17,3%.
Публикация «Программа факультативного курса по валеологии „Расти здоровым“» размещена в разделах
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у дошкольников и младших школьников необходима совместная работа педагогов и родителей. Программа модифицированная,за основу взята программа Г. К. Зайцева «Расти здоровым»
Цель:
Формирование у детей стойкой внутренней мотивации на здоровый образ жизни, стремления творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
Задачи:
дать знания из различных областей науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена;
- показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни;
- дать представление о здоровой и вредной пище, научить ради здоровья противостоять вредным привычкам;
- формировать мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;
- способствовать контактности, доброжелательности.
Отличительные особенности программы.
Образовательно-оздоровительная программа по валеологии («валео» - быть здоровым, «логос» - наука) начинается с младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программа ориентирована на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Работа по программе ориентируется не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовиться к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Работа по данной программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком.
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Надо, чтобы ребенок уже с раннего детства учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров.
Концептуальные основы.
Принцип гармонизации личности и среды – ориентация на самореализацию личности.
Принцип доступности – соответствие учебного материала и нагрузки возрастным особенностям детей.
Принцип взаимодействия – между взрослым и ребенком, взаимодействие детей в коллективе.
Принцип последовательности – формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, физического воспитания, безопасного здорового образа жизни.
Особенности возрастной группы.
Содержание программы выбрано с учётом возрастных особенностей детей 2- 4-го классов
Режим занятий.
Программа разработана для проведения 34 уроков в течение учебного года (1 час в неделю) для 2, 3, 4, классов
Методы и формы обучения:
Словесные
Наглядные
Практические
Интерактивные методы (Ролевая игра, пары и группы, «Мозговая атака», «Общая дискуссия», проекты, «Общий галдёж», Словесные ассоциации, рисование, воспроизведение информации
Урок (урок-игра, урок-исследование, урок-экскурсия, проблемное обучение
2. Основное содержание всех тем
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФАКУЛЬТАТИВУ
«УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» во 2 классе
1 час в неделю, всего 34 часа
Программа «Расти здоровым». Зайцев Г. К.
Дружи с водой.
Забота о глазах.
Уход за ушами.
Уход за зубами.
Уход за руками и ногами.
Ручками похлопаем, ножками потопаем.
Формирование правильной посадки за столом.
Формирование правильной осанки.
Активный и Мышцы, кости и суставы.
пассивный отдых.
Забота о коже.
Как следует питаться 1 ч.
Профилактика простудных заболеваний.
Настроение в школе.
Вредные привычки.
Как закаляться.
Народные подвижные игры.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФАКУЛЬТАТИВУ
«УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» в 3 классе
1 час в неделю, всего 34 часа
Откуда берутся болезни.
Осторожно – лекарство!
Глаза- главные помощники человека.
32 богатыря- уход за зубами.
Ручками похлопаем- ножками потопаем (подвижные игры).
Формирование правильной посадки за столом.
Формирование правильной осанки.
Что у меня за спиной? (ношение тяжестей).
Активный и пассивный отдых.
Если случилась беда…
Как я познаю окружающий мир.
Учусь держать себя в руках.
Вкусы и увлечения.
Опасные и безопасные ситуации – 1 ч. Вредные привычки.
Правильное питание – 1 ч.
Помощь при укусах насекомых.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ФАКУЛЬТАТИВУ
«УРОКИ ЗДОРОВЬЯ» в 3-4 классах
1 час в неделю, всего 34 ч
Откуда берутся болезни.
ЗОЖ- основа крепкого здоровья.
Костный и мышечный скелет.
Формирование правильной посадки за столом.
Формирование правильной осанки.
Нагрузка на спину.
Физическая культура и рациональное питание.
Красота человеческого тела.
Ты и твое здоровье.
Активный и пассивный отдых.
Гигиена тела.
Профилактика инфекционных заболеваний.
Питание- основа жизни.
Каждому овощу свое время.
Как правильно есть.
Из чего варят каши.
«Кашу маслом не испортишь».
Плох обед, если хлеба нет.
Полдник. Время есть булочки и пить молоко.
Пора ужинать.
Кулинарное путешествие по России.
Что нужно есть в разное время года.
Где найти витамины весной.
«Витаминный ералаш».
Какую пищу можно найти в лесу.
Молоко и молочные продукты.
Что лучше кушать летом.
Вредные привычки.
Профилактика простудных заболеваний.
Помощь при укусах насекомых.
Лекарственные и ядовитые растения.
Съедобные и ядовитые грибы.
О болезнях животных, опасных для человека.
Опасные и безопасные ситуации – 1 ч.
3. Требования к уровню подготовки учащихся.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки.
К концу обучения по данной программе уч-ся
Должны знать:
Какие факторы влияют на ухудшение, а какие- на улучшение их
здоровья;
Как уменьшить, нейтрализовать или компенсировать влияние
вредных факторов;
Как организовать свою учебу и отдых с наибольшим эффектом
для сохранения и укрепления здоровья.
Должны уметь:
Учащиеся должны уметь:
Организовать свою учебную и внеурочную деятельность в
соответствии с принципами здорового образа жизни;
Противостоять негативному влиянию природной и социальной
среды на собственное здоровье
Правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях.
В результате изучения технологии (труда) ученик должен знать/понимать
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки.
Формы контроля:
- тематический;
- итоговый;
- групповой;
- фронтальный;
- индивидуальный;
- текущая аттестация включает:
• Практические работы;
1. Учебно-методический комплект.
Программа «Расти здоровым. Уроки Айболита.» Зайцев Г. К., 1998 г.
Программа «Полезные привычки». Гречаная Т. Б., 1998 г.
Программа «Воспитай себя. Уроки знайки» Зайцев Г. К., 2001 г.
Программа «Здоровье» Касаткин В. Н., 2001 г.
Программа «Уроки Знайки. Воспитай себя.» Зайцев Г. К.
Программа «Разговор о правильном питании».
5. Дополнительные обобщающие материалы.
Литература для учителя:
Н. И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья» М., «ВАКО» 2005
Г. К. Зайцев. Уроки Мойдодыра. СПб, 1996
Л. И. Лаврентьева, А. Е. Саратова, Э. Г. Ерина «Этика – наука о морали» Завуч, №3, 2004
Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья. – М. : ВАКО; 2004
С. В. Попов. Валеология в школе и дома. – СПб., 1997
Н. Рудина, О. Сазонова. Программа «Урок здоровье» объединения валеологиии. Сборник авторских программ. М. «Народное образование», 2002
Л. И. Саляхова Настольная книга классного руководителя. М., «Глобус», 2004
Семенова «Учусь быть здоровым и как стать неболейкой» М., «ВАКО», 2004 Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. – м., «Физкультура и спорт», 1990г.
Лодкина С. Р. Валеология в школе : подходы, программы, методики (учебно-методическое пособие для пегогов) Екатеринбург, 1995г,.
Зайцев Г. К., Колбанов В. В., Колесникова М. г. Педагогика здоровья (образовательные програмы по валеологии – СПб., 1995 г. с. 3-15, 32, 43
программа «Познай себя». Руководство для учителей. – М., Витоцентр, 1993. – с. 16-17.
Колбанов В. В., Зайцев Г. К. Валеологи в школе. Спб. ,1992.
Ферручи П. Кем мы можем быть // Психосинтез: теория и практика. – М., «REFL- book”, 1994 г. – с. 107. 125.
Татарникова Л. Г., Зхаревич Н,Б, Калинина Т. Н. Валеология и основы безопасности жизни ребенка. – с- Пб., 1994 – с. 3-5
Маура О Коннор “Свет жизни” Адаптированная программа американской ассоциации учителей книги (1-4 возраст с 6-18 лет)
Электронные издания:
Программа «Интегрированный УМК для начальной школы»
Компакт диск «Детская энциклопедия КиМ»
Компакт диск «Большая энциклопедия»
Компакт диск «Детская энциклопедия «Мне интересно всё»
Интернет-ресурсы:
Уроки - Начальная школа - Каталог файлов - Учительский портал www.uchportal.ru/load
zakaz@akademkniga.ru
https://cd.animashky.ru
Омский образовательный портал www.omsk.edu.ru/_vmo/_elementary
https://p1.minedu.unibel.by/ru/main.
Начальная школа : : Архив учебных программ - презентации, уроки, тесты. www.rusedu.ru/
https://www.ppoisk.com/
https://www.lenagold.ru
Детские электронные презентации viki.rdf.ru/cd_lena/
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» https://festival.1september.ru/
7. Перечень учебного оборудования и наглядных пособий
Таблицы по строению тела человека
Макеты