Елена Дехканова
Программа дополнительного образования «Волшебный мир красок» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, «чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В. А. Сухомлинский.
Одним из основных видов деятельности детей во всех возрастных группах является рисование. И для того, чтобы вызвать интерес к этому виду занятий и способствовать развитию творческого потенциала у ребенка,рекомендуется использовать нетрадиционные методы рисования.
Публикация «Программа дополнительного образования „Волшебный мир красок“ (средняя группа)» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2016
Мир маленького человека красочный, эмоциональный. Уже в самой сути ребёнка заложено стремление узнавать и создавать. Работа с разными материалами расширяет сферу возможностей ребёнка, обеспечивает его раскрепощение, развивает воображение, фантазию. Ежедневный массаж кисти, пальчиковые упражнения ускоряют развитие речи. Двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию, формирует грамматически правильную речь, развивает память, способствует автоматизации звуков и подготовке руки к письму.
Постоянный поиск новых форм и методов организации учебного и воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоциональной и информационно насыщенной. Наличие материала для кружковой работы, его высокое качество, разнообразие способов рисования, поможет ребёнку увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного сложней. А главное, нетрадиционная техника рисования даёт ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру.
Цель: Развивать потенциальные способности,заложенные в ребенке, интерес к собственным открытиям через поисковую деятельность.
Задачи: - Формировать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной деятельности;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
- Формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
- Знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними, закреплять приобретённые умения и навыки и показывать детям широту их возможного применения.
- Воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом.
- Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Так, для детей младшего дошкольного возраста при рисовании уместно использовать технику «рисование руками» (ладонью, ребром ладони, кулаком, пальцами, оттиск печатями из картофеля, тычок жесткой полусухой кистью.
Детей среднего дошкольного возраста:
тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Используемые методы
– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу рисования;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.
Методические рекомендации
Организуя занятия по нетрадиционному рисованию, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, форма бумаги, выделяются новые средства выразительности.
Режим занятий:
Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36занятий. Длительность занятия в средней группе -20 мин
Форма занятий - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы
Ожидаемый результат
Посредством данной программы педагог получит возможность более эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Так как представленный материал способствует:
- развитию мелкой моторики рук;
- обострению тактильного восприятия;
- улучшению цветовосприятия ;
- концентрации внимания;
- повышению уровня воображения и самооценки.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Сформируются навыки трудовой деятельности
-активность и самостоятельность детей в изодеятельности;
-умение находить новые способы для художественного изображения;
-Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства
Диагностика
Уровни усвоения программы :
Высокий уровень
Ребенок по собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования. Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа.
Средний уровень
Ребенок нетрадиционные техники рисования использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога.
Низкий уровень
Ребенок нетрадиционные техники рисования использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа.
№ Фамилия
Имя
ребенка Технические
навыки Точность
движения Средства
Выразит-ти (цвет,форма и др. Наличие замысла Проявление
самостоятель-ности Отношение к рисованию Речь в процессе
рисования Итог
Перспективный план кружка " Волшебный
мир красок" в средней группе.
Сентябрь
N
п/п Тема
занятия Техника Программное содержание
1 Диагностика Различные Совершенствовать умения и навыки в
свободном экспериментировании с
материалами, необходимыми для
работы в нетрадиционных
изобразительных техниках.
2 Укрась
платочек Оттиск пробкой.
Рисование
пальчиками Учить украшать платочек простым
узором, используя печатание, рисование
пальчиками и прием примакивания.
Развивать чувство композиции, ритма.
Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
3 Осеннее
дерево Оттиск печатками
из ластика Познакомить с приемом печати печатками. Воспитать у ребенка художественный вкус.
4 Осенний
букет Печатание
листьями Познакомить с приемом
печати листьями.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
ОКТЯБРЬ
N п/п Тема занятия Техника Программное содержание
1 Заготовка
на зиму
«Компот
из яблок» Оттиск
печаткой
из яблока Познакомить с техникой печатания
яблоком, поролоновым тампоном.
Показать приём получения отпечатка.
Учить рисовать яблоки и ягоды, в банке.
По желанию можно использовать рисование пальчиками.
Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
2 Улитка
Рисование
восковыми
мелками,
солью Познакомить с техникой сочетания акварели и восковых мелков. Учить детей рисовать восковым мелком по контуру, учить раскрашивать по частям, аккуратно работать с солью. Воспитывать у детей умение работать индивидуально.
3 Грибы
в
лукошке Оттиск
печатками
(шляпка-картон,
рисование
пальчиками Упражнять в рисовании предметов
овальной формы, печатание печатками.
Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
4 Цыпленок Рисование
с помощью
«Риса»
ватные палочки Учить детей наносить клей на отдельный
участок, щедро насыпать крупу на
отдельный участок, аккуратно окрашивать
рис, «оживлять» работу с помощью ватной
палочки. Воспитывать у детей умение
работать индивидуально.
5 Два
петушка Рисование
ладошкой Совершенствовать умение делать отпечатки
ладони и дорисовывать их до определенного
образа (петушки). Развивать воображение,
творчество. Воспитать у ребенка
художественный вкус.
НОЯБРЬ
N п/п Тема занятия Техника Программное содержание
1 Рябинка Рисование
пальчиками Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками)
и листики (примакиванием).
Закрепить данные навыки рисования.
Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
2 Мои
любимые
рыбки Рисование
ладошками Совершенствовать умение делать отпечатки
ладони и дорисовывать их до определенного
образа. (рыбки)
Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
3 Первый
снег Оттиск
печатками
из салфетки Закреплять умение рисовать деревья большие и
маленькие, изображать снежок с
помощью техники печатания или рисование
пальчиками.
Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
4 Цыпленок Гуашь,
ватные
диски,
палочки Учить детей наклеивать ватные диски,
учить аккуратно раскрашивать ватные диски,
«оживлять» картинку с помощь ватных палочек.
Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
ДЕКАБРЬ
N п/п Тема занятия Техника Программное содержание
1 Зимний
лес
Печать
по
трафарету,
рисование
пальчиками Упражнять в печати по трафарету.
Закрепить умение рисовать пальчиками.
Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
2 Мои рукавички Оттиск
печатками
рисование
пальчиками Упражнять в технике печатания.
Закрепить умение украшать предмет,
нанося рисунок по возможности равномерно
на всю поверхность.
Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
3-4 Овечка
Кисть
щетина,
салфетка,
рисование
пальчиками Учить тонировать лист, промакивать салфеткой
(изображая облака, шерсть, учить детей
техникой рисования тычком полусухой кистью.
Закрепить умение рисовать пальчиками.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
ЯНВАРЬ
N п/п Тема занятия Техника Программное содержание
1 Ёлочка
пушистая,
нарядная Тычок
жёсткой
полусухой
кистью,
рисование
пальчиками Упражнять в технике рисования тычком,
полусухой жёсткой кистью.
Продолжать учить использовать такое
средство выразительности, как фактура.
Закрепить умение украшать рисунок,
используя рисование пальчиками.
Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
2 Снежок
Рисование
свечой,
акварель Познакомить с техникой рисования свечой,
тонировать фон. Воспитать у ребенка
художественный вкус.
3 Снеговичок
Комкание
бумаги
(скатывание)
Закреплять навыки рисования гуашью,
умение сочетать в работе скатывание,
комкание бумаги и рисование.
Учить дорисовывать картинку со снеговиком
(метла, елочка, заборчик и т. д.). Развивать
чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
ФЕВРАЛЬ
N п/п Тема занятия Техника Программное содержание
1 Чашка
Оттиск
печатками,
печать
по
трафарету,
ватные
палочки Упражнять в технике рисования тычком,
печатание печатками.
Развивать чувство композиции.
Учить дорисовывать предмет.
Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
2 Цветочек
для папы Оттиск
печатками
из
картофеля Упражнять в рисовании с помощью печаток.
Закреплять умение дорисовывать у
полураспустившихся цветов стебельки
и листочки. Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус
3 Ягоды и
фрукты
Рисование
пальчиками,
карандашом Учить рисовать простейшие фигурки,
состоящие из многих отпечатков пальчиков,
пользоваться всей разноцветной
гаммой краской.
Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
4 Плюшевый
медвежонок Поролон
(2шт., тонкая кисть,
гуашь Помочь детям освоить новый
способ изображения - рисования поролоновой
губкой, позволяющий наиболее ярко передать
изображаемый объект, характерную
фактурность его внешнего вида, продолжать
рисовать крупно, располагать изображение в
соответствии с размером листа.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
Март
N п/п Тема занятия Техника Программное содержание
1 Мимоза
для мамы Рисование
пальчиками Упражнять в рисовании пальчиками,
скатывании шариков из салфеток.
Развивать чувство композиции.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
2 Солнышко
Рисование
ладошками Закреплять технику печатанья ладошками.
Учить наносить быстро краску и делать
отпечатки - лучики для солнышка.
Развивать цветовосприятие.
Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
3 Животные (петух, птица, слон, олень, медведь) Рисование
пальчиками,
карандашом
или кисть,
фломастер Учить рисовать простейшие фигурки,
состоящие из многих отпечатков пальчиков,
пользоваться всей разноцветной гаммой
краской.
Воспитать у ребенка художественный вкус.
4 Подснежники
Акварель,
восковые
мелки Учить рисовать подснежники восковыми
мелками, обращать внимание на склоненную
головку цветов.
Учить с помощью акварели передавать
весенний колорит.
Развивать цветовосприятие.
Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
АПРЕЛЬ
N п/п Тема занятия Техника Программное содержание
1 Неваляшка
Кисточка,
пуговицы
различной формы Учить рисовать печатками
(пуговицами) различной формы.
Закрепить основные цвета: красный, желтый, синий.
Воспитать у ребенка художественный
вкус.
2 Волшебные
картинки
(волшебный
дождик) Рисование свечой Закреплять технику рисования свечой
(волшебный дождик). Аккуратно
закрашивать лист жидкой краской.
Учить рисовать тучу с помощью
воскового мелка.
Воспитать у ребенка художественный
вкус.
3 Подарок
для кошки
Мурки Ватные палочки,
готовое
изображение
кошки из
геометрических
фигур: голова-круг,
уши-маленькие
треугольники, туловище-большой треугольник, лапы, хвост - овалы, краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для
выкладывания изображения кошки, клей ПВА. Упражнять детей в выкладывании
и наклеивании изображения
из геометрических фигур;
закрепить названия фигур;
совершенствовать умение
рисовать шарики ватными
палочками;
воспитывать аккуратность при работе
с клеем и красками,
желание помочь другу.
4 Насекомые
(бабочка,
паук, божья
коровка,
гусеница) Рисование
пальчиками,
карандашом Учить рисовать простейшие фигурки,
состоящие из многих отпечатков
пальчиков, пользоваться всей
разноцветной гаммой краской.
Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
МАЙ
N п/п Тема занятия Техника Программное содержание
1 Черемуха
Рисование
ватными
палочками,
пальчиками Продолжать знакомить детей с
техникой рисования тычком.
Формировать чувство композиции
и ритма.
Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
2 Салют Акварель или
гуашь,
восковые мелки Закрепление навыка рисования
акварелью или гуашь,
учить рисовать салют с помощью
воскового мелка.
Воспитать у ребенка художественный
вкус.
3 Котенок
Тычок полусухой
жесткой кистью,
трафарет котенка Закреплять навык печати кистью
по трафарету.
Воспитывать у детей умение работать
индивидуально.
4 Как я
люблю
одуванчики Обрывание,
восковые
мелки, тычкование. Совершенствовать эстетическое
восприятие природных явлений
и техник их изображения - обрывания и
тычкования и других;
развивать чувство композиции и
колорита в процессе использования
разных материалов для создания
выразительного образа одуванчика в
пейзаже.
Воспитать у ребенка художественный
вкус.
Список использованной литературы
• Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
• Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М. :Издательство «Скрипторий 2003,2013.
• Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М. :Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
• Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М., 2007
• Комарова Т. С. Изобразительная деятельность : Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
• Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва. 2007.
• Лебедева Е. Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс] : https://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
• Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованыз родителей. -СПб. : КАРО,2010.
• Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные заняти в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера,2011.
• Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - Москва. 2003.