Губарь Оксана
Программа дополнительного образования «Вокал» для школьников
▼ Скачать + Заказать документы
ВОКАЛ
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа художественной направленности
Возраст учащихся: 7-15 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Губарь Оксана Ивановна
учитель музыки
Раздел№1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОГРАММЫ
1.1 Пояснительная записка
Актуальность программы
Публикация «Программа дополнительного образования „Вокал“ для школьников» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Вокал. Программы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана эта программа.
Дополнительное образование детей – неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов и реализуется посредством дополнительных образовательных программ и услуг. В концепции художественного образования, указывается, что в процессе гуманизации и гуманитаризации центров дополнительного образования дисциплины художественного цикла должны переместиться в центр изучения, так как обладают большим воспитательным потенциалом.
Музыка, как и другие виды искусства, способствует развитию эстетических чувств, положительных эмоций, формирует общую культуру личности ребенка, развивает творческие способности. Эстрадное пение занимает особое место в современной музыке, у детей и подростков этот вид искусства вызывает огромный интерес, поэтому курс имеет прямое отношение к формированию критериев прекрасного, регулированию взаимоотношений поющих детей между собой, к сохранению личного достоинства, интеллигентности, дружелюбности и доброжелательности. Отражая действительность и выполняя познавательную функцию, текст песни и мелодия воздействуют на людей, воспитывают человека, формируют его взгляды, чувства.
Направленность программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Эстрадный вокал» имеет художественную направленность.
Язык реализации программы – государственный язык РФ – русский
Данная программа является модифицированной. В е основе лежит программа для музыкальных и общеобразовательных учреждений «Вокал», автор-составитель Бабышева Светлана Николаевна
Уровень освоения: стартовый.
Программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся и разработана для детей, которые сами стремятся научиться красиво и грамотно петь, но при этом имеют разные стартовые способности. В данных условиях программа «Вокал» - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу, методы работы педагога по формированию и развитию вокальных умений и навыков. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков : певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Адресат программы : программа «Эстрадный вокал» предназначена для детей 7-15 лет МБОУ «СОШ№9» сХвалынка.
Особенности организации образовательного процесса
Наполняемость учебной группы – от 10 до 20 человек. Все дети проходят предварительное прослушивание. На прослушивании определяются музыкальные способности (состояние голосового аппарата, наличие певческого голоса, музыкальный слух и память, чувство ритма, особенности личности ребёнка.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 2 академических часа;
Срок реализации программы составляет 1 год – 68 часов.
Срок освоения программы : 1 год
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы : формирование основ вокального мастерства обучающихся 7-15-ти лет МБОУ «СОШ№9» села Хвалынка посредством развития вокальных данных.
Задачи программы :
Воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, чувство товарищества, чувство личной ответственности;
- воспитывать позитивное отношение к музыкальному искусству;
- воспитывать высокую исполнительскую и слушательскую культуру.
Развивающие:
- развивать голосовой потенциал ребёнка
- развивать основные музыкальные способности;
- развивать вокальные данные;
- развивать эмоциональную восприимчивость, образное мышление, творческое воображение;
- развивать артистические способности;
- развивать культуру исполнения и художественный вкус.
Обучающие:
- приобретать вокально-певческие навыки;
- приобретать основы музыкальной грамоты;
- приобретать навыки сценического мастерства;
- обучать работать с микрофоном.
- способствовать формированию эстетического вкуса, познавательного интереса.
1.3 Содержание программы
Содержание программы «Вокал» направлено на формирование у учащихся певческой культуры, творческого отношения к исполняемым музыкальным произведениям, на развитие знаний и умений, связанных с усвоением способов вокальной техники.
Учебный план
Теоретические знания приобретаются учениками в практической деятельности, в таблице указано общее количество часов. Темы изучения различных дисциплин варьируются и имеют степень сложности в зависимости от темпа изучения материала, индивидуальных и возрастных способностей учащихся.
№ п/п Название раздела, темы Количество часов Формы аттестации/
контроля
Всего Теория Практика
1 Вводное занятие. 2 1 1
1.1 Диагностика. Прослушивание детских голосов. Особенности вокального эстрадного пения.
2
1
1 Беседа, диагностика голосового аппарата
2 Постановка голоса: 16 7 9
2.1
Певческий вдох и выдох
4
2
2 Беседа, выполнение практических заданий, наблюдение, анализ
2.2 Устройство и работа голосового аппарата 4 2 2 Беседа, выполнение практических заданий, наблюдение, анализ
2.3 Вокальные упражнения для начинающих 6 2 4 Выполнение практических заданий, наблюдение, анализ
2.4 Артикуляция и дикция 2 1 1 Беседа, выполнение практических заданий
3 Развитие музыкального слуха и ритма 8 4 4
3.1
Тактирование.
Освоение дирижерского жеста.
4
2
2 Беседа, выполнение практических заданий
3.2
Музыкальный слух.
Звуковысотное интонирование
4
2
2 Беседа, выполнение практических заданий
4 Фонограмма, её особенности и возможности. Пение учебно-тренировочного материала
4
2
2 Опрос (теория)
5 Приёмы работы с микрофоном.
Пение учебно-тренировочного материала.
4
2
2 Опрос (практика)
6 Приёмы ансамблевого исполнения. Пение учебно-тренировочного материала. 12 2 10 Выполнение практических заданий, наблюдение, анализ
7 Работа над репертуаром. Исполнительская культура в коллективе. 20 2 18 Выполнение практических заданий, наблюдение, анализ
8 Концертные выступления 2 0 2 Аттестация
Итого 68 20 48
Содержание учебного плана
1. Раздел: Вводное занятие.
1. 1 Тема: Диагностика. Прослушивание детских голосов. Особенности вокального эстрадного пения».
Теория.
- Инструктаж по ТБ,
- постановка певческой задачи,
- жанр «Эстрадное пение»,
- понятие «манера исполнения»
Практика.
- Индивидуальное прослушивание.
2. Раздел: Постановка голоса
2. 1 Тема: Певческий вдох и выдох
Теория. Роль дыхания в пении как источник энергии для возникновения звука.
Практика. Формирование смешанного дыхания, с преобладанием то грудного, то брюшного типа. Работа над свободным, естественным дыханием, с мышечным и слуховым ощущением.
2. 2 Тема: Устройство и работа голосового аппарата
Теория. Работа по перестройке голосового аппарата с речевой функции на певческую.
Практика. Пение упражнений за счет гласных звуков, а согласные – четко проговариваются. Упражнения для организации артикуляционного аппарата.
2. 3 Тема: Вокальные упражнения для начинающих
Теория. Упражнения для вокала.
Практика. Грамотное, осмысленное исполнение текста в хоровом произведении. Выделение главных слов.
2. 4 Тема: Артикуляция и дикция
Теория. Дикция. Артикуляция.
Практика. Работа над дикцией и звуковедением. Вокальные упражнения. Артикуляционные упражнения. Самомассаж артикуляционного аппарата. Упражнения для губ, упражнения для языка. Губы активные, нижняя челюсть раскрепощена. Отработка четкого произношения согласных звуков: взрывных, шипящих. Работа над скороговорками. Сочетание четкого произношения с движениями рук, ног.
3. Раздел: Развитие музыкального слуха и ритма.
3. 1 Тема: Тактирование. Освоение дирижерского жеста.
Теория. Особенности дирижерского жеста: тактирование, ауфтакт, внимание, дыхание, снятие, legato, staccato, marcato, forte, piano, crescendo, diminuendo.
Практика. Отстукивание и прохлопывание ритма.
3. 2 Тема: Музыкальный слух. Звуковысотное интонирование.
Теория. Музыкальный слух, отдельные музыкальные качества звуков (громкость, высота, тембр, гармоничные связи между ними в музыкальной композиции (чувство ритма, лад).
Практика. Выработка у обучающихся ощущения музыкальной высоты, в результате воспитания ладового чувства, с помощью вокальных упражнений - распевок. Упражнения подбираются от простого с постепенным усложнением.
4. Тема: Фонограмма, её особенности и возможности. Пение учебно-тренировочного материала.
Теория. Понятие фонограмма, её виды и особенности,
Практика.
- Слушание и анализ «плюсовок» и «минусовок»,
- подбор песенного репертуара,
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистоты интонирования, унисона, мягкой атаки звука, глубокого певческого дыхания,
- запись фонограмм.
5. Тема: Приёмы работы с микрофоном. Пение учебно-тренировочного материала.
Теория.
- Работа с техническим устройством – микрофоном, его типами (стационарный проводной, радиомикрофон).
- положения микрофона: у стойки, «микрофон в руке», «со сменой рук»;
- передвижение с микрофоном по сцене.
Практика.
- Индивидуальная работа с обучающимися по формированию технических умений и навыков работы с микрофоном (положение в руке, направление, приближение и удаление,
- пение учебно-тренировочного материала, направленного на формирование вокальных навыков в жанре эстрадного пения (чистота интонирования, унисона, дикции,
- разучивание песенного репертуара.
6. Тема: Приёмы ансамблевого исполнения. Пение учебно-тренировочного материала.
Теория.
- Работа с приёмами ансамблевого исполнения - солист + подпевка, смена солистов,
- современная эстрадная песня: сообщение о композиторе, раскрытие содержания музыки и текста, её актуальности, музыкально – выразительных средств.
Практика.
- Пение учебно-тренировочного материала, направленного на развитие ансамблевого эстрадного пения (унисон, двухголосие,
- индивидуальная и групповая работа, направленная на разучивание песенного репертуара со сменой солистов.
- подготовка к творческому отчёту в рамках представленного мероприятия.
- современная эстрадная песня: сообщение о композиторе, раскрытие содержания музыки и текста, её актуальности, музыкально – выразительных средств.
7. Тема: Работа над репертуаром. Исполнительская культура в коллективе.
Теория. Что такое репертуар. Как подбирается репертуар.
Практика. Разучивание и исполнение выбранных песен.
8. Тема: Концертные выступления
Практика.
- Работа с детским коллективом, участие в досуговых мероприятиях Учреждения и села.
- работа с родителями;
- участие в концертных программах МБОУ «СОШ№9» сХвалынка».
- отчетный концерт для родителей.
1.4. Планируемые результаты
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях города и края. В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Личностные результаты:
Обучающийся будет:
- активно заниматься на репетициях, с ответственностью относится к поставленным задачам;
- проявлять интерес к различным музыкальным жанрам, брать для себя что-то новое, использовать, полученные знания на репетициях;
- избирательно относится к различным музыкальным жанрам, давать критичную оценку своему выступлению.
У обучающегося:
- будет развито бережное заинтересованное отношение к культурным традициям и искусству родного края, нации, этнической общности;
- будут развиты такие качества личности, как трудолюбие, терпение, дисциплинированность, аккуратность, целеустремленность, уверенность в себе;
- будет сформирован широкий музыкальный кругозор;
- будет приобретён опыт эмоционально-ценностных отношений, опыт творческой деятельности;
- овладеет исполнительской хоровой культурой;
- приобретет опыт участия в публичных выступлениях.
Метапредметные результаты:
Обучающийся будет знать:
-мотивы музыкально-учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного музицирования;
-культурно-познавательную, коммуникативную и социально-эстетическую компетентность;
- познавательную активность в области музыкального искусства;
- способы решения проблемы поискового и творческого характера.
Обучающийся приобретет:
- опыт в вокально-творческой деятельности;
-овладение способами решения поискового характера при выборе музыкальной композиции;
- навыки общения и культуры поведения в коллективе.
Предметные результаты:
Обучающийся будет знать:
- правила охраны голоса в связи с наступлением предмутационного периода или мутации,
- ощущение высокой певческой позиции, близости и опоры звука, особенно при пении широких интервалов,
- процесс записи плюсовых фонограмм в студии звукозаписи.
- понятие «фольклор», жанры музыкального народного творчества европейских стран;
- историческое значение, содержание, особенности исполняемых песен;
- распевки, дыхательные и артикуляционные упражнения и их роль в развитии вокальных навыков;
- специфику певческого искусства;
- основные жанры народной и профессиональной хоровой музыки;
- многообразие музыкальных образов и способов их развития.
Обучающийся будет уметь:
- эмоционально – образно воспринимать и выразительно исполнять хоровые и вокальные произведения;
- пользоваться ровностью голоса на всем его протяжении,
- самостоятельно осваивать и анализировать музыкальный материал,
- самостоятельно работать над осмыслением сценического образа,
- следить за чистотой интонации в пределах октавы,
- работать над качеством звука,
- исполнять вокализ,
- совместно с педагогом принимать решения о световом, цветовом и хореографическом
исполнении материала,
- работать над драматургией произведения, сценическим поведением,
- уметь применять полученные знания, опыт в своём творчестве, быту, а при необходимости помогать педагогу в работе с младшими детьми,
- исполнять свою партию в хоре;
- активно работать артикуляционным аппаратом;
- владеть цепным дыханием;
- пользоваться хоровыми тембрами;
- грамотно исполнять разучиваемые произведения;
- иметь навыки исполнения гармонического двухголосия;
- иметь чёткую и выразительную дикцию, основанную на грамотной артикуляции;
- понимать указания дирижера;
- устанавливать взаимосвязи между различными видами искусства на уровне общих идей, художественных образов.
Обучающийся будет владеть:
- навыками чтения с листа;
- всеми видами вокально-хорового дыхания;
- практическими умениями и навыками вокального творчества;
- основами музыкальной культуры на материале искусства родного края.
РАЗДЕЛ №2. ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
2.1 Условия реализации программы
1 Материально-техническое обеспечение
Материально – техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.
Занятия должны проходить в учебной аудитории с соответствующим освещением, температурным режимом и вентиляцией. Учебная аудитория для занятий по предмету «Вокал» должна иметь площадь не менее 12 м2 и звукоизоляцию.
Ресурсное обеспечение программы :
- наличие специального кабинета;
- кабинет для занятий;
- 15 стульев;
- фортепиано;
- репетиционный зал (сцена);
- звуковое оборудование: 3 шнуровых микрофонов и 2 радиомикрофона, усилитель, микшерский пульт;
- стойки для микрофонов;
- компьютерная система; ноутбук;
- видеопроектор;
- аудиосредства: музыкальный центр, электронные аудиозаписи и медиа – продукты, компьютер;
- записи фонограмм в режимах «+» и «-»;
- СD - диски – 10 шт. ;
- концертные костюмы, реквизит.
2. Учебно-методическое и информационное обеспечение:
- программа «Эстрадный вокал»;
- нотный материал;
- дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;
- наглядные пособия, таблицы: «Строение голосового аппарата», «Динамика», «Диапазон», «Музыкальный размер, темп»;
- портреты композиторов;
Список литературы для организации образовательного процесса :
-Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся». Ленинград: Изд-во Музыка, 1989.
- Вайнкоп Ю., Гусин И. Краткий биографический словарь композиторов. Ленинград: Изд-во Музыка, 1987.
- Исаева И. Эстрадное пение. Москва: Изд-во Владос, 2005.
- Кл нов А. Там, где музыка жив т. Москва: Изд-во Владос, 1996.
- Светличная Л. Сказка о музыке. Москва: Изд-во Творческий центр, 2003
- Юдина А. А. «Сценическая речь, движение, имидж». СПб. : Изд-во «Ария», 2000.
- МК Т. Д Новиченко Основы вокала, распевки https://www.youtube.com/watch?v=POLvypyTigY
2.2 Оценочные материалы и формы аттестации
Контроль осуществляется на основе наблюдения за образовательным процессом с целью получения информации о достижении планируемых результатов.
Областью контроля являются текущие, промежуточные и итоговые результаты овладения обучающимися обозначенными в программе знаниями и умениями, а именно:
- предметные результаты
- метапредметные результаты
- личностные результаты
В процессе обучения используются следующие виды контроля: входной (предварительный, текущий, промежуточный, итоговый.
Входной контроль предполагает получение информации об уровне имеющихся у обучающегося знаний, умений, навыков об изучаемом предмете, уровне сформированности способностей и развития личностных качеств будет осуществлен на первом занятии: «Диагностика. Прослушивание детских голосов. Особенности вокального эстрадного пения».
Текущий контроль - организация проверки качества обучения по образовательной программе в течение года. Отслеживание результатов проводится на каждом занятии и по окончании прохождения темы.
Формы:
- педагогическое наблюдение;
- беседа, опрос;
- выполнение практических заданий педагога;
- анализ педагогом выполнения заданий учащимися.
Промежуточная аттестация проводится по окончании полугодия с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки образовательного процесса.
Формы:
- опрос для определения уровня усвоения теоретического материала, проводится по содержанию основных тем программ; учащиеся выполняют задания как устно, так и письменно;
- опрос для определения уровня усвоения практического материала. Учащиеся самостоятельно выполняют упражнения по распевке, музыкальные игровые упражнения («Музыкальная лесенка», «Нарисуй мелодию»). Исполняют, заранее разученные песни;
- концертное выступление;
- видеозапись выступления, для выявления ошибок;
Итоговый контроль проводится в конце учебного года с целью получения информации о степени освоения обучающимися программы, достижения ими планируемых итоговых результатов в данном учебном году.
Формы:
-конкурс,
-участие в массовых мероприятиях
- Отчетный концерт, концерт для родителей.
По результатам проведенных исследований педагог заполняет диагностические карты на год обучения.
Формы и способы фиксации (фотографии, аудиозапись, видеозапись; диагностическая карта наблюдений, результаты контроля сводится в таблицах «Оценочные материалы» и «Карта учета творческих достижений учащихся» итогами будут: грамоты, дипломы.
Оценочные материалы зафиксированы в Приложениях №1, 2, 3.
2.3 Методические материалы
• методические пособия по постановке дыхания используются на каждом занятии;
• практические упражнения (звуковедение, звукоизвлечение, пение на опоре, постановка вибрато и т. д.) используются на каждом занятии;
• литература по вокальному и хоровому искусству используется при подготовке к занятиям;
• литература по педагогике и психологии; искусству используется при подготовке к занятиям;
• программы, сценарии концертов;
• дидактические и методические материалы по применению инновационных методов и технологий, используются при подготовке к занятиям;
• атрибуты для занятий (музыкально – дидактические игры, пособия) используются на каждом занятии;
• звуковоспроизводящая аппаратура (аудиомагнитофон, микрофон) используются на каждом занятии;
• сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста, используются при подготовке к концерту.
Теоретические знания проверяются в форме собеседования, тестов, а проверка практических умений – на музыкально-слуховых упражнениях и на музыкальных фрагментах разучиваемых произведений.
В каждой из групп работа ведется с учетом их возрастных особенностей: игра, беседа, викторина, тест, концерт, фестиваль, конкурс.
Данные формы работы обусловлены развитием интереса к вокально-хоровому творчеству у детей. Особенно это необходимо в репетиционный период, в который от каждого ребенка требуется максимальная сосредоточенность и слуховой контроль над певческим строем в хоре (хоровом объединении).
Участие в концертах, фестивалях, конкурсах необходимо для профессионального роста детского коллектива и объективной оценки его возможностей.
2.4 Календарный учебный график.
Этапы образовательного процесса 1 год
Продолжительность учебного года, неделя 34
Количество учебных дней 34
Продолжительность учебных периодов 1 полугодие 01.09.2023- 31.12.2023
2 полугодие 09.01.2024- 31.05.2024
Возраст детей, лет 10-17
Продолжительность занятия, час 2
Режим занятия 1 раз/нед
Годовая учебная нагрузка, час 68
2.5 Календарный план воспитательной работы
Вокальное воспитание было и остается актуальным во все времена. Занятия в вокальной студии способствуют развитию музыкальной памяти, выработке и развитию интонационного и ладового слуха, развитию творческой фантазии. Приобщение к музыкальной культуре родного края имеет большое значение в духовно – нравственном воспитании учащихся, в их патриотическом воспитании, особенно, когда учащиеся вокального кружка принимают участие в концертах для ветеранов войны и труда, а также выступление на празднике, посвященном 23 февраля, дню защитника Отечества. Вокальное воспитание и развитие певческих навыков объединяются в единый педагогический процесс, являющий собой планомерную работу по совершенствованию голосового аппарата ребёнка. Способствуют формированию и становлению всесторонне и гармонично развитой личности ребенка. Пение - один из самых массовых и доступных видов детского исполнительства - формирует позитивное отношение ребенка к окружающему миру, запечатленному в музыкальных образах, к людям, к самому себе. Уже в младшем школьном возрасте, знакомясь с лучшими образцами музыки, дети учатся индивидуально-личностной оценке разнообразных явлений музыкального искусства.
Мероприятие Ориентировочное время проведения
Обязательные мероприятия каждый год
«День учителя» Октябрь
«День матери» Ноябрь
«День Защитников Отечества» Февраль
«Международный женский день 8 марта» Март
«День защиты детей» Июнь
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. – М: Изд-во «Музыка», 2019.
2. Кандаурова Л. Как слушать музыку. - М., 2020.
3. Коломиец Г. Музыкально-эстетическое воспитание. Монография (аксиологический подход). – М: Просвещение, 2020.
4. Полякова Н. П. Детский голос: особенности развития, выбор репертуара. – М: «Музыка», 2019.
5. Стулова Г. П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором. - Спб. ,2019.