МААМ-картинки

Программа дополнительного образования по развитию художественно-эстетических способностей «Рисовашка»

Галина Пичко
Программа дополнительного образования по развитию художественно-эстетических способностей «Рисовашка»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа дополнительного образования по развитию художественно-эстетических способностей

«Рисовашка»

Срок реализации: 1 год

Автор: Пичко Г. В

Содержание

Стр.

1. Пояснительная записка 3

1.1 Актуальность 4

1.2. Цель и задачи программы 5

1.3. Нетрадиционные техники рисования 7

1.4. Структура занятий кружка 9

1.5. Перечень нормативных документов 10

2. Комплексно–тематическое планирование. 11

Публикация «Программа дополнительного образования по развитию художественно-эстетических способностей „Рисовашка“» размещена в разделах

2.1. Планируемые результаты освоения программы кружка 12

3. Литература 13

1. Пояснительная записка

Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.

Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Художественное творчество», составляющая часть которого - изобразительное искусство.

Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности.

Занятия по программе «Разноцветный мир» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей, а также знакомство с национальными окружающими предметами, впервые пробуждающими душу ребенка, воспитывающими в нем чувство красоты, любознательность. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Рисование народно-декоративного искусства, знакомит детей со своей родной историей, развивает интерес к культуре русского народа. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать. Занятия по техникам русских народных узоров, продолжают развивать эстетический вкус, раскрывают возможности реализации творческого замысла через декоративное разнообразие.

Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.

1.1 Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических и народных искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического и народного творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Ознакомление с техниками народного творчества, реализовывает идею активного воспитания гражданина России, патриотизма малой родины.

Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных и традиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

Практическая значимость программы

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей — это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо.

Новизной и отличительной особенностью программы является то, что она имеет инновационный характер, благодаря нетрадиционным техникам рисования. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

1.2. Цель программы : развитие художественно-творческих способностей детей 4-5 лет средствами нетрадиционного рисования. Сформировать интерес к познанию истории культуры наших предков у детей дошкольного возраста.

Задачи программы

Развивающие :

- развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства (удивление, сомнение, радость от процесса познания).

Воспитательные:

- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;

- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности.

Образовательные :

- обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;

- знакомить детей с изобразительным искусством разных видов (живописью, графикой, скульптурой, дизайном) и жанров, учить понимать выразительные средства искусства;

- познакомить с элементами материальной культуры, включающей в себя знакомство с жилищем, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами;

- учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства;

- подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;

- формировать умение оценивать созданные изображения;

- развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций, обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов;

- развивать творческие способности детей;

- воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности;

- воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества;

- способствовать общему развитию ребенка, прививая ему любовь к Родине (русской культуре, русскому языку, природе).

Принципы программы

1. Систематичности и последовательности (знания преподносятся в системе, с опорой на ранее изученный материал).

2. Наглядности (познание дошкольников нуждается в наглядном подтверждении).

3. Доступности (познание происходит от легкого к трудному, от известного к новому, от простого к сложному).

4. Личностно-ориентированного подхода (знания подаются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей).

5. Связи теории с практикой (знания, полученные детьми из книг и бесед, подтверждаются практикой, применяются в играх и повседневной жизни).

6. Сознательности и активности (максимально часто используется вопрос «Почему?», чтобы научить детей активно мыслить, устанавливать причинно-следственные связи).

7. Творчества и самостоятельности (не делать за детей то, что они могут сделать самостоятельно, не сдерживать инициативу ребёнка).

В работе используются следующие методы обучения:

1. Наглядный (показ образцов, схем, демонстрация наглядного пособия).

2. Словесный (беседы, рассказ, объяснение).

3. Практические упражнения.

4. Стимулирующий метод (похвала, одобрение, благодарность, поощрение).

Организация занятий кружка:

Два занятия в неделю, во вторую половину дня.

Время занятий: 20 минут.

Общее количество занятий в год: 72.

Ожидаемый результат работы кружка:

1. Создание образов детьми, используя нетрадиционную технику рисования методом «тычка».

2. Сформированность у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.

3. Развитие мелкой моторики, воображения, самостоятельности.

4. Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Здоровьесберегающие технологии:

• дыхательная гимнастика;

• артикуляционная гимнастика;

• пальчиковая гимнастика;

• гимнастика для глаз;

• физкультминутка, динамические паузы.

1.3. Нетрадиционные техники рисования :

Рисование ладошкой

Способ рисования : На ладонь ребенка наносится специальная краска. Затем ребенок учится технике печатания ладошкой и дополняет свое изображение деталями.

Задачи:

- обучение новым приемам рисования и развития умения экспериментировать;

- органично чувствовать изобразительный материал, его свойства - вязкость, бархатистость, яркость красочного слоя;

- осознавать чувство ритма, как изобразительно-выразительное средство;

- развитие мелкой моторики рук.

Рисование пальчиками

Способ рисования : Ребенок окунает пальчики в краску и учится рисовать, распределяя отпечатки по всему листу. Это могут быть короткие линии, точки или предметы.

Задачи:

- учить рисованию пальчиками, распределяя отпечатки по всему листу;

- учить рисовать пальцами короткие линии, точки и предметы;

- развитие мелкой моторики рук.

Оттиск поролоном или скомканной бумагой

Способ рисования : Поролоновый тампон (или скомканная бумага) окунается в краску. Дети учатся проводить поролоном короткие прямые линии, рисовать различные формы, учатся ставить отпечатки поролоном или скомканной бумагой на силуэте предмета.

Задачи:

- развивать чувство фактурности, объемности при рисовании животных, птиц, деревьев;

- развивать творческие способности;

- формировать чувство ритма.

Рисование методом тычка (сухой кистью, ватной палочкой)

Способ рисования : На сухую кисть или ватную палочку наносится краска. Методом «тычка» дети рисуют различные формы, силуэты и целые композиции.

Задачи:

- познакомить и закрепить технику рисования «тычком»;

- развитие творческого воображения детей при рисовании узоров, цветов, снега;

- развитие творческих способностей;

- формировать чувство ритма и композиции при украшении обоев, одежды и различных росписей (дымковская, хохломская роспись, или изобразить произвольный силуэт предмета, состоящего из одинаковых элементов.

Распыление краски на лист бумаги

Способ рисования : На ворс щётки или кисти для клея нанести краску, направлять её на лист бумаги (на расстоянии 10 см.) и резкими движениями пальца свободной руки о ворс (от листа бумаги к себе) распылять краску.

Сложность техники: Из-за слабой моторики рук дети быстро утомляются, необходима разминочная пауза до начала занятия и, по необходимости, во время работы.

Точечный рисунок

Способ рисования : Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты (или ватная палочка) и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

Используемые материалы

• акварельные краски, гуашь;

• восковые и масляные мелки, свеча;

• ватные палочки;

• поролон;

• трубочки коктейльные;

• палочки или старые стержни для процарапывания;

• матерчатые салфетки;

• стаканы для воды;

• подставки под кисти;

• кисти.

Формы отчетности:

1. Выставки детских работ.

2. Участие в мероприятиях разного уровня.

3. Открытые занятия.

1.4. Структура занятий кружка «Рисовашка»

ЧАСТЬ 1. Вводная

Целью вводной части занятия – настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт с детьми.

Основные процедуры работы – чтение сказки, игры по темам, например, игра «Что бывает такого цвета», «Волшебные картинки», «Лабиринт» слушание песенок, и т. д.

ЧАСТЬ. 2. Продуктивная

На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В неё входят художественное слово, игры, объяснение материала, показ, рассказ воспитателя, рассматривание иллюстраций, репродукций, направленные на активизацию познавательной активности, развитие творческих способностей дошкольников.

Элементы занятий:

- элементы сказкотерапии с импровизацией – разыгрывание эпизодов, этюдов, основанные на упражнении чувств с помощью мимики, движений, собственной речи (Короткова Л. Д., Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста);

- игры на развитие мышления, воображения, памяти – Игры этого цикла включают в себя запоминание новых слов – понятий, фамилий, терминов (жанр, архитектура, скульптура). Умения выделять существенные признаки предметов, синтезировать их в едином представлении, устанавливать смысловые связи. Они проводятся с целью закрепления пройденного материала («Составь узор», «Определи жанр», «Найди пару» и др.).

- рисование, аппликация, коллаж – применяются нетрадиционные и традиционные виды рисования, используя при этом большой ассортимент практического материала: природного, атрибуты для нетрадиционного рисования, бросового.

ЧАСТЬ 3. Завершающая

Цель этой части занятия закрепление полученных знаний посредством создания коллективных рисунков, совместных сюжетно – ролевых игр, викторин. А также закрепление положительных эмоций от работы на занятии. В конце занятия проводится анализ деятельности детей педагогом, старшие дошкольники могут сами оценить итог работы. На практических занятиях организуется мини-выставка творческих работ. На каждом занятии проводится физминутка по теме занятия.

В конце года проводится итоговое занятие с родителями детей.

1.5. Данная Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

- Конституция РФ, ст. 43, 72;

- Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

- Закон РФ «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г. № 12 - ФЗ);

- Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (приказ от 11.02.02 № 393);

- СанПин 2.4.1.2660-10 (с изменениями и дополнениями от 31.07.2013).

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21.10.2010 № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

- Устав МБДОУ №7 Детский сад «Золотая рыбка»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) — совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Публикации по теме:

Консультация для руководителей дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Портрет»Консультация для руководителей дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Портрет» На занятии по дополнительному образованию я познакомила детей с портретным рисованием. В преддверии Дня Победы мы учились рисовать портреты.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Проект «Развитие познавательного интереса и художественно-эстетических способностей через эксперименты с алюминиевой фольгой»Проект «Развитие познавательного интереса и художественно-эстетических способностей через эксперименты с алюминиевой фольгой» Вид проекта: творческо-экспериментальный, краткосрочный Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители Актуальность: Одним.

Программа дополнительного образования «Бумажные превращения»Программа дополнительного образования «Бумажные превращения» Пояснительная записка Как быстро летит время. Как незаметно взрослеют наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письмуПрограмма дополнительного образования для кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму «Умные пальчики» программа.

Программа дополнительного образования по финансово-экономической грамотности дошкольника Программа по знакомству с миром экономики и финансов логически должна быть выстроена от осознания собственного опыта – к пониманию экономических,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования по развитию художественно-эстетических способностей «Рисовашка»
Опубликовано: 14 февраля 2024 в 14:11
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования по развитию художественно-эстетических способностей «Рисовашка»» (включая файлы) размещена пользователем Галина Пичко в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД