Ольга Крохина
Программа дополнительного образования «Очумелые ручки» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка….
Актуальность….
Цель и задачи…. ….
Основные принципы построения программы…
Методы и формы ….….
Ожидаемые результаты….
Содержание программы….
Список литературы….
Приложение № 1 (Учебно – тематический план ….
Пояснительная записка
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетным направлением. Основой художественного воспитания и развития ребенка является искусство. Освоение этой области знаний — часть формирования эстетической культуры личности. Изобразительная деятельность помогает усвоению искусствоведческих знаний, умений, навыков, развивает способности к изобразительному творчеству.
Публикация «Программа дополнительного образования „Очумелые ручки“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
Программа предусматривает также интеграцию разных областей знаний: изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства, фольклорного искусства русского народа.
Актуальность
«Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок», - так говорил В. А. Сухомлинский.
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции. Работа с разными материалами даёт возможность детям проявить терпение, упорство, фантазию и художественный вкус, проявить творческие способности, приобрести ручную умелость, которая позволяет им чувствовать себя самостоятельными. Все это благотворно влияет на формирование здоровой и гармонично развитой личности.
Цель программы : создание условий для развития творческой активности детей старшего дошкольного возраста.
Основные задачи:
Обучающие задачи:
-формировать креативное мышление дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне;
-создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов;
2. Развивающие задачи:
-развивать интерес к дизайн – творчеству;
-развивать художественный и творческий потенциал;
-развивать образное мышление, воображение, устойчивое внимание,-наблюдательность,
-аккуратность.
3. Воспитывающие задачи:
-формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело
обращаться с материалами и инструментами;
-развивать у детей усидчивость, старательность в работе, трудовые умения;
-учить работать вместе, уступать друг другу, договариваться о совместной работе.
Принципы построения программы :
-От простого к сложному.
-Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
-Научность.
-Доступность.
-Системность знаний.
Воспитывающая и развивающая направленность:
-Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
-Активность и самостоятельность.
-Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
Продолжительность занятий не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", проводится 1 раз в неделю по 30 мин.
В занятия включены физкультминутки, которые позволяют детям расслабиться, а педагогу разграничить занятие на структурно-смысловые части.
Всего 36 занятия 18 часов в год.
Формы организации обучения художественно-изобразительной деятельности и ручному труду на занятиях кружка «Очумелые ручки» :
1. По образцу.
2. По условию
3. По замыслу.
4. По теме.
1. По образцу :
Форма организации заключается в том, что детям предлагают образцы поделок из бумаги или образцы поделок из природного материала, как правило, показывают способы их воспроизведения.
2. Конструирование по условию:
Данная форма конструирования традиционно относится к конструированию из строительного материала. Однако, как возникло убеждение, что она может быть использована и в других его видах в целях развития творчества.
3. По замыслу:
Форма организации обладает большими возможностями для развёртывания творчества детей, для проявления их самостоятельности ; здесь ребёнок сам решает, что он будет конструировать. Чтобы эта деятельность протекала как поисковый и творческий процесс, дети должны иметь обобщённые представления о конструируемом объекте, владеть обобщёнными способами конструирования и уметь искать новые способы. Эти знания и умения формируются в процессе других форм конструирования – по образцу и по условиям.
4. По теме:
Детям предлагают общую тематику художественных конструкций («птицы» и т. п.) и они сами создают замысел конкретных поделок, выбирают материал и способы их выполнения. Основная цель организации конструирования по заданной теме- актуализация и закрепление знаний и умений.
Каждая из рассмотренных форм организации обучения художественному конструированию может оказать развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности составляют основу формирования их творчества.
Индивидуальная работа с детьми:
Развитие у ребёнка творческих способностей.
Самым ближайшим социальным окружением является для ребёнка семья и детский сад. В детском саду у ребёнка впервые формируется правильное отношение к трудовой и эстетической деятельности. Основными источниками детских эстетического содержания является игрушки, предметы быта, книжные иллюстрации, кинофильмы, спектакли кукольного театра, радио- и телепередачи, общественные и семейные праздники, детские утренники и развлечения и декоративные оформления. Эти впечатления и связанные с ними переживания ребёнок стремится отразить в играх, рисунках, поделках. Чем полнее и содержательнее ведётся эстетическая воспитательная работа на занятиях кружка «Умелые ручки» в детском саду, тем ярче и интереснее ребёнок проявляет себя в индивидуальной творческой деятельности.
В условиях детского сада руководитель кружка «Умелые ручки», устанавливает контакт с каждым ребёнком, учитывая индивидуальные склонности, интересы и возможности. В детском саду ребёнок должен чувствовать себя членом близкого ему коллектива, должен знать, что его труд- это частица большого интересного дела, которое приносит радость всем. При выполнении индивидуальных заданий ребёнок принимает от педагога советы в выборе сюжета, и в раскрытии творческого замысла, в применении того или иного технического приёма. А сам ребёнок, должен уметь тактично помогать сверстникам или малышам, в осуществлении их замыслов.
Предполагаемый результат.
В плане формирования личностных качеств детей – это развитие, в зависимости от заложенного потенциала следующих качеств: чувство собственного достоинства и уважения к другой личности, психологической устойчивости, воображения, творческих наклонностей, умения самостоятельно действовать, принимать решения.
:
К концу года будут знать:
-название курса занятий – «Очумелые ручки»;
- влияние красоты на развитие внутреннего мира человека;
- что в основе деятельности человека лежит творчество;
- о том, что добрые поступки делают человека лучше.
К концу года будут уметь:
- выражать полученные знания и свои чувства с помощью слов, рисунков, поделок;
- творить красоту.
В программе уделено внимание возрастным особенностям учащихся. Эффективность учебно-воспитательной работы напрямую зависит от возрастных возможностей, темперамента, характера, способностей воспитанников, на которые надо опираться в процессе занятий.
Программа рассчитана на 32 обучающих занятий.
Для обучения рекомендуется принимать девочек и мальчиков 5,5-6 лет.
Работа направлена на трудовое и эстетическое воспитание. Дети приобретают навыки художественного творчества, получают представления о пропорциях, выразительности формы, отделке, декоративных свойствах материалов. При изготовлении поделок дети осваивают разнообразные технологические приемы, которые служат развитию мелкой моторики, а значит, стимулируют речевую и умственную деятельность.
Работая с изделиями из бумаги и картона, дети получают дополнительные знания и практические умения, знакомятся со свойствами и особенностями бумаги в различных промышленных изделиях, расширяя одновременно свой кругозор.
В разделе «Работа с природными материалами» дети знакомятся с разновидностями природных материалов, основными приемами работы с нетрадиционными природными материалами - это манка, опилки, яичная скорлупа.
«Поделки из солёного теста» требуют усидчивости, терпения, трудолюбия. Работа с солёным тестом вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что- то яркое, необыкновенное. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Постепенно образуется система специальных навыков и умений. Дети учатся самостоятельно составлять творческую композицию.
В разделе «Работа с пластилином» кружковцы знакомятся с различными приёмами создания панно из пластилина, учатся выбирать более гармоничное цветовое решение для своей творческой работы.
Используемые материалы:
-Пластилин
- Крышки от майонезных банок
- Крышки от бутылок, пластиковые бутылочки, баночки от йогуртов
- Яйца «Киндер - сюрприза»
- Сухие листья
- Коряги, шишки, жёлуди, мох
- Семена растений
- Цветная бумага, журнальная бумага, газетная бумага, салфетки, картон
- Вата
- Скорлупа яиц
- Перья
- Галька
-Фольга
-Клей, краски
Инструменты и приспособления:
- Ножницы, шило (только для взрослого)
- Карандаш
- Линейка
- Набор стеков и доска для лепки
- Клеёнка для аппликации
- Клейкая лента
- Кисточки для клея и красок.
Содержание программы :
Техника:
Цель:
Кол-во часов
Дата:
Сентябрь
1 неделя
«Созрели яблоки в саду»
Пластилинография
Учить детей размазывать пластилин, растягивать к краям шаблона
1
2 неделя
«Волшебные полоски»
Работы с бумагой
Учить детей аккуратно вырезать полоски и наклеивать их.
1
3 неделя
«Грибочки в лукошке»
Конструирование из цветной бумаги в технике «Оригами».
(Коллективная работа)
Закреплять умение наклеивать детали на поделку. Учить работать вместе.
1
4 неделя
«Рыбка»
Аппликация из природного материала
(листьев)
Учить детей делать поделки из листьев. Закреплять умение работать с клеем и разнообразными природными материалами
1
Октябрь
1 неделя
«Дом для Фили»
Аппликация
Закреплять умение разрезать полоску бумаги не доходя до края. Воспитывать самостоятельность, аккуратность.
1
2 неделя
«Бусы»
Техника работы смятой бумагой.
Учить детей работать с мятой бумагой. Закреплять умение работать с клеем и ножницами.
1
3 неделя
«Грибок»
Пластилинография
Продолжать учить размазывать пластилин на поверхности, растягивая к краям шаблона. Воспитывать аккуратность и терпение.
1
4 неделя
«Браслеты»
Техника работы с бумагой - «Волшебные полоски»
Продолжать учить детей вырезать круги из квадрата и аккуратно наклеивать. Развивать творчество.
1
Ноябрь
2 неделя
«Тележка»
Конструирование из бросового материала
Закреплять умение делать поделку разнообразными материалами.
1
3 неделя
«Аптечка доктора Айболита»
Техника работы с бумагой – «Волшебные полоски».
Учить детей составлять композицию их полосок бумаги. Проявлять фантазию и творчество.
1
4 неделя
«Змея»
Техника работы с мятой бумагой.
Продолжать учить детей работать с мятой бумагой. Совершенствовать работу с клеем ПВА.
1
Декабрь
1 неделя
«Санки»
Конструирование из бросового материала
(из спич. кор.)
Учить детей делать санки из спичечных коробков. Развивать творчество, мелкую моторику рук.
1
2 неделя
«Усы для кота Неумейки»
Техника работы с бумагой – «Волшебные полоски»
Продолжать учить вырезать ровные полоски из цветной бумаги. Закреплять умение создавать сюжетную композицию на листе бумаги.
1
3 неделя
«Ёлочка»
Конструирование из природного материала
(Коллективная работа)
Продолжать учить детей работать с природным материалом. Закреплять умение украшать поделку.
1
4 неделя
«Снеговик»
Пластилинография
Закреплять умение работать с пластилином, уметь его растягивать по шаблону.
1
Январь
2 неделя
«Кукла-неваляшка»
Аппликация
Закреплять умение работать с клеем ПВА, аккуратно наклеивать готовые фигуры. Воспитывать аккуратность
1
3 неделя
«Снегурочка»
Техника работы с бумагой
Учить детей пользоваться ножницами, правильно вырезать по шаблону и аккуратно наклеивать.
1
4 неделя
«Снежинка»
Конструирование из бумаги в технике «Оригами»
Продолжать учить детей складывать бумагу гармошкой и вырезать узоры в снежинке.
1
Февраль
1 неделя
«Курица с цыплятами»
Техника работы с мятой бумагой
(коллективная работа)
Продолжать работать с мятой бумагой. Закреплять умение создавать композицию. Развивать творчество и фантазию с коллективом.
1
2 неделя
«Самолёт»
Конструирование из цветной бумаги в технике «Оригами».
Учить вырезать по шаблону крупные детали. Закреплять умение создавать композицию.
1
3 неделя
«Светофор»
Техника работы с бумагой
Продолжать учить вырезать круги из квадратов, правильно и последовательно наклеивать их. Воспитывать творчество.
1
4 неделя
«Кораблик»
Аппликация
Продолжать учить детей работать с цветной бумагой. Совершенствовать умение наклеивать мелкие части деталей.
1
Март
1 неделя
«Цветок для мамы»
Конструирование из цветной бумаги в технике «Оригами»
Учить вырезать цветы и листья из готовых форм. Закреплять умение создавать композицию из цветной бумаги. Воспитывать терпение, художественный вкус.
1
2 неделя
«Корзина с цветами»
Техника работы с мятой бумагой
(коллективная работа)
Продолжать учить работать в коллективе с мятой бумагой. Воспитывать аккуратность, терпеливость, умение работать друг с другом.
1
3 неделя
«Веточки с листочками»
Конструирование из природного материала
Продолжать работать с природным материалом. Развивать художественный вкус, фантазию.
1
Апрель
1 неделя
«Птичка»
Пластилинография
Продолжать закреплять размазывать пластилин, растягивать к краям шаблона. Развивать творчество.
1
2 неделя
«Украшение чашки»
Аппликация
Закреплять умение украшать поделку из цветной бумаги. Умение работать аккуратно с клеем ПВА.
1
3 неделя
«Медвежонок»
Техника работы с бумагой
Учить красиво и правильно наклеивать готовые детали из бумаги. Проявлять творчество, воспитанность, терпение.
1
4 неделя
«Домик для гномика»
Конструирование из бросового материала
Продолжать учить детей работать с бросовым материалом. Клеем ПВА. Проявлять фантазию и аккуратность.
1
Май
1 неделя
«Репка»
Конструирование из бумаги в технике «Оригами»
Продолжать конструировать из цветной бумаги. Пользоваться клеем ПВА.
1
2 неделя
«Лиса»
Техника работы с мятой бумагой
Закреплять работать с мятой бумагой. Совершенствовать умение правильно наклеивать её. Развивать мелкую моторику рук.
1
3 неделя
«Лебединое озеро»
Конструирование из природного материала
(коллективная работа)
Закреплять умение конструировать из природного материала объёмную композицию. Работать всем вместе, дружно. Развивать творчество, фантазию. Воспитывать аккуратность, терпение.
Список использованной литературы:
1. «Волшебные полоски». Петрова И. М. ;
2. «Оригами для самых маленьких». Соколова С. В. ;
3. «Детское творческое конструирование». Парамонова Л. А. ;
5. «Аппликация в детском саду». Малышева А. Н., Ермолаева Н. В. ;
6. «Пластилинография - Детский дизайн 3». Давыдова Г. Н. ;
7. «Поделки из мятой бумаги». Садилова Л. А.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
№
Тема занятия Количество занятий
1. «Созрели яблоки в саду» 1
2. «Волшебные полоски» 1
3. «Грибочки в лукошке» 1
4. «Рыбка» 1
5. «Дом для Фили» 1
6. «Бусы» 1
7. «Грибок» 1
8. «Браслеты» 1
9. «Тележка» 1
10. «Аптечка доктора Айболита» 1
11. «Змея» 1
12. «Санки» 1
13. «Усы для кота Неумейки» 1
14. «Ёлочка» 1
15. «Снеговик» 1
16. «Кукла-неваляшка» 1
17. «Снегурочка» 1
18. «Снежинка» 1
19. «Курица с цыплятами» 1
20. «Самолёт» 1
21. «Светофор» 1
22. «Кораблик» 1
23. «Цветок для мамы» 1
24. «Корзина с цветами» 1
25. «Веточки с листочками» 1
26. «Птичка» 1
27. «Украшение чашки» 1
28. «Медвежонок» 1
29. «Домик для гномика» 1
30. «Репка» 1
31. «Лиса» 1
32 «Лебединое озеро» 1
33. «Подснежник» 1
34 «Ветка сирени» 1
35 «Черёмуха душистая» 1
36 «Гусеница» 1
Календарно – тематическое планирование
Пальчиковые игры
Буквы
Буквы из мозаики нравятся и заиньке,
И ежу, и мишке – вот они, детишки.
Слово
Буква “К” съедобная, из печенья сдобного.
Буква “У” из желудей, что в шкатулочке моей.
Буква “3” готова из семян фруктовых.
“Я” из пуговок сложили, слово “Кузя” получили.
Кузя - милый наш щенок, приглашает на урок.
Сказки оживают
Кусочки пластилина катает наша Зина:
Шарики, колбаски, и оживают сказки.
Пальчики стараются, лепят, развиваются.
Все из пластилина
Из пластилина овощи, из пластилина буквы.
Смогу слепить без помощи я даже торт для куклы.
Бумажный дом
Строим дом многоэтажный из кубов и пирамид.
Не кирпичный дом, бумажный. Но отлично он стоит.
Снежинка
Я в руках листок держу, вчетверо его сложу,
Отогну еще разок, получился уголок.
Режу ровно, не спеша, как снежинка хороша!
Коврик
Коврик плету из полосок бумажных.
Видела коврик такой я однажды.
Яркими красками коврик горит,
Можно подружке его подарить.
Театр
Кукол рисую, потом вырезаю.
С ними в театр интересно играю.
Нравится маме театр бумажный.
Ловкие руки – как это важно!
Карандаш
Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик быть послушным научу.
Орехи
Научился два ореха между пальцами держать.
Это в школе мне поможет буквы ровные писать.
Бусинки – горошки
Покатаю я в руках бусинки, горошки.
Станьте ловкими скорей, пальчики, ладошки.
Катя – мастерица
Если Катя в лес пойдет, разных шишек наберет.
А потом полдня сидит, терпеливо мастерит:
Зайчиков и мишек, все из разных шишек.
Бусы
Зайка желуди собрал, их на нитку нанизал.
Очень маме угодил, - он ей бусы подарил.
Робот
Робот маму удивил: робот по столу ходил,
А затем пустился в пляс, спрыгнув прямо на палас.
Удачный кораблик
Скорлупка ореха, из палочки – мачта.
Плыви, мой кораблик, ты сделан удачно.
Золотой коврик
Листья осенью сушила, как хорош подарок мой!
В день рождения вручила маме коврик золотой.
Муха
Муха не летящая, муха не жужжащая,
Сделана из желудей. Ты не настоящая.
Жираф
Жирафы в Африке живут, жирафы в Африке жуют.
А у меня жираф из палочек – из палочек, из выручалочек.
Силач
Палочки я разбросаю, снова в руку их возьму,
Быстро силу набираю, скоро гирю подниму.
Журавль
Семечек белых от тыквы взяла, птица похожа, да только бела.
Краску беру и журавль – настоящий.
Встретит он братьев, к нам с юга летящих.
Ослик
Ослик отличный вышел из пробок.
только характером ослик мой робок:
Тигра боится, от волка бежит,
И по – ослиному громко кричит.
Загадки:
• Одноглазая старушка узоры вышивает (иголка).
• Всех на свете обшивает, что сошьет – не надевает (иголка).
• Сама коротка, а хвост длинен (нитка с иголкой).
• Ныряла, ныряла, да хвост потеряла (нитка с иголкой).
• Маленького роста я тонкая и острая. Носом путь себе ищу, за собою хвост тащу (нитка с иголкой).
• Я пушистый, мягкий, круглый, есть и хвост, но я - не кот, часто прыгаю упруго, покачусь – и под комод (клубок ниток).
• Маленько, кругленько, а за хвост не поднять (клубок ниток).
• На пальце одном ведерко вверх дном (наперсток).
• Железный жучок, на хвостике червячок (булавка).
• Кланяется, кланяется, придет домой – растянется (топор).
• Зубастый зверек грызет со свистом дубок (пила).
• Толстый тонкого побьет, тонкий что-нибудь прибьет (молоток и гвоздь).
• Два кольца, два конца, а посередине гвоздик (ножницы).
• Без головы, а в шляпе, одна нога, и та без сапога (гвоздь).
• Грамоты не знаю, а весь век пишу (карандаш).
• Деревянная река, деревянный катерок, а над катером струится деревянный дымок (рубанок).
• По деревянной речке плывет кораблик новый, свивается в колечки дымок его сосновый (рубанок).
Правила техники безопасности при работе с различными материала и инструментами
• Работай за своим рабочим местом.
• Прежде чем начать работу, приготовь рабочее место правильно.
• Во время работы держи рабочее место в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи его после выполненных действий.
• Нельзя брать в рот мелкие детали.
• При работе с клеем будь аккуратен, при попадании клея на руки и лицо промой их водой.
• При работе с ножницами, держи их параллельно столу.
• Передавай ножницы только в закрытом виде кольцами вперед.
• Когда режешь, держи ножницы концами от себя.
• При работе не держи ножницы концами вверх.
• При вырезании детали поворачивай бумагу.
• Не оставляй ножницы в раскрытом виде.
• Не работай ножницами с ослабленным креплением.
• Береги инструменты, экономь материалы.
• Закончил работу – убери рабочее место быстро и аккуратно.
Список литературы
1. Андреева Р. П., “Расписные самоделки”, Издательский дом “Литера”, Санкт - Петербург, 2000 г. ;
2. Брыкина Е. К. “Творчество детей с различными материалами”, Педагогическое общество России, М: 2002г. ;
3. Гомозова Ю. Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999 г. ;
4. Гульянц З. К., Базик И. Л. “Что можно сделать из природного материала, М: “Просвещение”, 1991 г. ;
5. Гершензон М. А. “Головоломки профессора Головоломки”, М: “Детская литература”;
6. Гульянц З. К. “Учите детей мастерить”, М: “Просвещение”, 1979 г. ;
7. Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками” (для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста). – М: ТЦ “Сфера”, 2000. – 112 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
8. Демина И. П. “Подарки из природных материалов”, Смоленск “Русич”, 2001 г. ;
9. “Делаем сами” - ежемесячный журнал;
10. “Дошкольное воспитание” - журнал 1995-1999, 2000-2005, 2006-2008 гг. ;
11. Кошелев В. М. “Художественный и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 2002 г. ;
12. Корчинова О. В. “Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях”, Серия “Мир вашего ребенка”. Ростов н/ Д: Феникс, 2002. – 320 с.
13. Куцакова Л. В. “Конструирование и ручной труд в детском саду”, М: “Просвещение”, 1990 г. ;
14. Литвиненко В. М., Аксенов М. В. “Игрушки из ничего”, Издательство “Кристалл”, Санкт - Петербург, 1999 г. ;
15. “Мастерская” - подшивка из газеты “Труд”;
16. Машинистов В. Г., Романина В. И. “Дидактический материал по трудовому обучению”, М: “Просвещение”, 1991 г. ;
17. Нагибина М. И. “Чудеса из ткани своими руками”. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1998. – 208 с., ил. – ( Серия: “Вместе учимся мастерить”).
18. Нагибина М. И. “Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. – 224 с., ил. – ( Серия: “Вместе учимся мастерить”).
19. “Очумелые ручки” - телепередача “Пока все дома”;
20. “Субботник” - субботняя телепередача;
21. Тарабарина Т. И. “Оригами и развитие ребенка”, “Академия развития”, Ярославль, 1996 г.