Евгения Дровнина
Программа дополнительного образования по ИЗО и декоративно-прикладному искусству «Мир фантазии» для детей 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Так, сложной для детей дошкольников является методика изображения предметов тонкими линиями. Линия несет вполне конкретную художественную нагрузку и должна быть нарисована достаточно профессионально, что не удается детям в силу их возрастных особенностей. Предметы получаются не узнаваемыми, далекими от реальности.
Публикация «Программа дополнительного образования по ИЗО и декоративно-прикладному искусству „Мир фантазии“ для детей 4–6 лет» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Подготовительная группа
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.
Основные задачи
Образовательные :
1)Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
2)Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
3)Ознакомление с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
4)Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
Воспитательные:
1)Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
2)Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, радостное сопереживание.
3)Культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятность, аккуратность, бережное отношение к вещам, навыки культуры поведения, положительное отношение к окружающему.
Развивающие:
1)Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2)Развитие художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
3)Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам ДЦК).
Дидактические принципы построения и реализации программы «Веселые ладошки»
Общепедагогические принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ГОУ:
- принцип культуросообразности : построение или корректировка универсального эстетического содержания программы с учетом региональных культурных традиций;
- принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;
-принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо из-вестного к малоизвестному и незнакомому»;
- принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к воз-расту;
- принцип развивающего характера художественного образования;
- принцип природосообразности : постановка и/или корректировка задач художественно-творческого развития детей с учётом «природы» детей - возрастных особенностей и индивидуальных способностей;
Отличительными особенностями программы являются :
- работа с различными материалами (бумага, соленое тесто, масса папье-маше);
- использование нетрадиционных техник рисования (кляксография, монотипия, тычок сухой кистью, граттаж и др.)
Применяются такие методы, как беседы, объяснения, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Возраст обучающихся
Программа предназначена для детей 4 – 6 лет. В объединение принимаются все желающие с 4 – 5 лет без специального отбора. Для успешной реализации программы создаются учебные группы численностью от 10 до 15 человек.
Формы и режим занятий
Программа предусматривает индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения, а также самостоятельное изучение материала с целью выполнения подготовительных работ в домашних условиях.
При определении режима занятий учтены санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей. Занятия проводятся: в первый и второй год обучения – 2 раза в неделю: 2 занятия по 25 минут с перерывом 10 – 15 минут.
Структура занятия состоит из нескольких этапов:
•объявление цели и задач занятия;
•объяснение нового материала, включающего в себя игровой момент;
•физкультминутка для глаз, пальчиковая гимнастика;
•повторение последовательности выполнения работы;
•самостоятельная работа детей;
•физкультминутка для тела и пальчиковая гимнастика;
•продолжение работы;
•подведение итогов.
Формы и виды контроля
Требования к организации контроля:
- индивидуальный характер контроля, требующий осуществления контроля результатов учебной работы каждого ученика;
- систематичность, регулярность проведения контроля на всех этапах процесса обучения;
- разнообразие форм контроля, обеспечивающее выполнение его обучающей, развивающей и воспитывающей функции;
- объективность;
- дифференцированный подход, учитывающий специфические особенности учебного курса.
Педагогический контроль универсальных учебных действий учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
Промежуточный контроль.
•Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
• Фронтальная и индивидуальная беседа.
•Терминологический диктант
•Выполнение практических заданий различных уровней сложности.
•Решение ситуационных задач направлено на проверку умения использовать приобретенные знания на практике.
•Решение кроссвордов
•Игровые формы контроля.
Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках разного уровня: школьных, городских, областных в области изобразительного искусства.
Итоговый контроль
Итоговый контроль проводится в конце всего времени обучения по программе, а также предусматривает выполнение итоговой работы творческой работы по собственным эскизам с использованием различных материалов.
Проверка успешной, познавательной, трудовой и других видов деятельности осуществляется методом наблюдения, индивидуального и фронтального опроса, тестирования, бесед с родителями. Для подведения итогов деятельности детей в течение года проводятся выставки, конкурсы на которых дети представляют свои изделия.
После окончания курса учащиеся, успешно справившиеся с программой, проявившие заинтересованность в развитии своих творческих способностей, комплектуются в творческую группу, которая принимает участие в областных, конкурсах изобразительного творчества.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
1 уровень - репродуктивный с помощью педагога;
2 уровень - репродуктивный без помощи педагога;
3 уровень - продуктивный;
4 уровень - творческий.
Конечным результатом выполнения программы предполагается выход учащихся на 3-4 уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1 год обучения
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
теория практика итого
1. Вводное занятие 1 1 2
2. Работа с бумагой 6 25 34
2.1Аппликация 3
2.2Техника торцевание 2 6 8
2.3Квиллинг 1 3 4
3. Нетрадиционные техники рисования 6 22 28
4. Декоративно-прикладное искусство 4 12 16
4.1Народное декоративно - прикладное искусство
4.2Современные виды ДПИ 2 6 8
5. Лепка из соленого теста 8 24 32
6. Основы рисунка и живописи 6 18 24
7. Оформительская деятельность 1 8 9
8. Итоговые занятия
9. Культурно – досуговая деятельность
Итого 35 109 144
Знания и умения учащихся к концу 1 года обучения
Содержание программы
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2 год обучения
№ п/п Наименование разделов и тем Количество часов
теория практика итого
1. Вводное занятие 1 1 2
2. Работа с бумагой 6 25 34
2.1Аппликация 3
2.2Техника торцевание 2 6 8
2.3Квиллинг 1 3 4
3. Нетрадиционные техники рисования 6 22 28
4. Декоративно-прикладное искусство 4 12 16
4.1Народное декоративно - прикладное искусство
4.2Современные виды ДПИ 2 6 8
5. Лепка из соленого теста 8 24 32
6. Основы рисунка и живописи 6 18 24
7. Оформительская деятельность 1 8 9
8. Итоговые занятия
9. Культурно – досуговая деятельность
Итого 35 109 144
Литература:
1. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М. : ТЦ «Сфера», 2000
2. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2006
3. Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004
4. Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5, 5-6 лет. Конспекты занятий. – М. :Мозаика-Синтез,2013
5. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред. Грибовской А. А. – М. : ТЦ «Сфера», 2005
6. Лыкова И. А., Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М. : ИД «Цветной мир»,2013
7. Немешаева Е. А. Разноцветные ладошки /Екатерина Немешаева. - М. : Айрис-пресс, 2013.
9. Тихомирова О. Ю., Г. А. Лебедева. Пластилиновая картина : Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : Мозаика- Синтез, 2012
10. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : «Карапуз – Дидактика», 2006
11. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2001
12. Шмитт,Гудрун. Квиллинг для детей/Гудрун шмитт,пер. с нем. Е. Г. Сас. – М. : Астрель: Кладезь,2013