Татьяна Карпова
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Лепунюшка»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Комплекс основных характеристик программы дополнительного образования
1.1. Пояснительная записка
Направленность программы «Лепунюшка» – художественно-эстетическая.
Актуальность программы заключается в том, что занятие декоративно – прикладным творчеством является эффективным средством в развитии детей с ограниченными возможностями.
Публикация «Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности „Лепунюшка“» размещена в разделах
Отличительные особенности программы состоят в том, что она способствует приобщению ребёнка к высшим духовным ценностям, развитию его воображения, эстетического вкуса, восприятия окружающего мира, творческих способностей.
Адресат программы - дети 10 – 18 лет
Объем программы – 18 занятий
Продолжительность занятий: 1час
Формы обучения и виды занятий: групповые, индивидуальные
Срок освоения программы – 9 месяцев
Режим занятий: учебный материал на овладение компонентами программы рассчитан на 1-2 занятия в заезд
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы : формирование и развитие творческих способностей детей средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Воспитательные:
• формировать общее представление об окружающем мире;
• способствовать формированию основных нравственных норм поведения;
• воспитывать художественно-эстетический вкус, аккуратность, трудолюбие, ответственность.
Развивающие:
• формировать умение планировать действие в соответствии с поставленной задачей;
• формировать коммуникативные навыки;
• способствовать развитию познавательного интереса и творческого мышления.
Обучающие:
• познакомить с технологией изготовления соленого теста;
• обучить различным техническим приемам, способам лепки и художественному оформлению готового изделия;
• сформировать у воспитанников практические навыки работы с соленым тестом.
1.3. Содержание программы
Учебный план реализации программы дополнительного образования «Лепунюшка»
№ п/п Название раздела, темы Количество занятий Формы аттестации/контроля
всего теория практика
1. «Божья коровка» 1 10 мин 50 мин выставка
2. «Дары природы» 1 10 мин 50 мин выставка
3. «Грибы» 1 10 мин 50 мин выставка
4. «Осенний букет» 1 10 мин 50 мин выставка
5. «Рамка с виноградом» 1 10 мин 50 мин выставка
6. «Кошечка в корзинке» 1 10 мин 50 мин выставка
7. «Подсолнухи» 1 10 мин 50 мин выставка
8. «Снеговик» 1 10 мин 50 мин выставка
9. Панно «Зимняя сказка» 1 10 мин 50 мин Выставка, участие в конкурсе к Новому году
10. Панно «Лебеди» 1 10 мин 50 мин выставка
11. Подарок папе 1 10 мин 50 мин выставка
12. «Розы» 1 10 мин 50 мин Выставка, участие в конкурсе к Международному Женскому дню
13. «Анютины глазки» 1 10 мин 50 мин выставка
14. Панно «Цветочная поляна» 1 10 мин 50 мин выставка
15. Подкова «На счастье» 1 10 мин 50 мин выставка
16. «Мышата» 1 10 мин 50 мин выставка
17. «Ветка сирени» 1 10 мин 50 мин выставка
18. «Корзинка с фруктами» 1 10 мин 50 мин выставка
Итого 18
Содержание учебного плана
Раздел «Соленое тесто»
Теория: Особенности теста, работа с ним
Практика: Обучать различным видам и приемам лепки, познакомить со способами соединения частей.
Форма контроля: Выставка
1.4. Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- сформировано эмоционально-положительное отношение и интерес к художественно-творческой деятельности;
- заложены основы художественного вкуса;
- заложены основные нравственные нормы (ответственность, трудолюбие).
Метапредметные:
У воспитанников должны быть сформированы:
Регулятивные:
- сформировано умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;
Коммуникативные:
- сформировано умение формулировать собственное мнение, учитывая различные точки зрения;
Познавательные:
- сформирован познавательный интерес к декоративно-прикладному творчеству;
Предметные:
знать:
- отличительные особенности плоского изображения от объемного;
- принципы декоративной композиции;
- технологию изготовления соленого теста по разным рецептам.
В итоге дети должны уметь:
- самостоятельно различать и применять схемы плоского, объемного изображения;
- самостоятельно составлять декоративные композиции;
- украшать изделия из теста различными материалами;
- владеть различными техническими приемами изготовления соленого теста;
- правильно организовать свое рабочее место;
- самостоятельно лепить изделия из соленого теста по образцу и схемам;
- свободно пользоваться инструментами и материалами необходимыми для работы с соленым тестом.
У воспитанников сформированы навыки:
- изготовления изделий из солё ного теста: игрушки, украшения, декоративные панно и картины;
- навыки самостоятельной работы.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график (см. приложение к программе)
2.2. Ресурсное обеспечение
Кадровое обеспечение: воспитатель
Материально-техническое обеспечение: Для осуществления образовательного процесса и решения поставленных задач на занятиях программы дополнительного образования «Лепунюшка» используются следующие необходимые пособия, материалы и оборудование:
образцы поделок, фото панно;
мука, соль, природный материал (веточки, семена растений);
инструменты и вспомогательные материалы (ножницы, карандаши, бумага, стеки, пластины, диски, скалки, клей ПВА, гуашь, кисти, лак и т. д.)
Учебные столы, стеллажи для хранения детских работ, методического фонда.
Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор
Информационно-методическое обеспечение: Для освоения программы воспитанниками (обучающимися) в работе педагога используются:
Методы организации занятий:
словесные: объяснение тем, новых терминов и понятий, обсуждение, беседа, рассказ, анализ выполнения заданий, комментарий педагога.
наглядные: демонстрация педагогом образца выполнения задания, видеоматериалы, презентации, материалы с сайтов и т. д.
репродуктивный метод – метод практического показа и выполнения заданий детьми.
Методы обеспечивающие уровень деятельности на занятиях:
объяснительно - иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
частично-поисковый - участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
проектно - исследовательский – творческая работа обучающихся.
Решение задач программы дополнительного образования «Лепунюшка» идет в ходе игровых приёмов, упражнений, решения проблемных ситуаций, диалога, анализа, показа и просмотра иллюстраций, работы по образцу, тренингов.
Формы организации деятельности детей на занятиях:
фронтальная – одновременная работа со всеми обучающимися;
организация проблемно-поискового или творческого взаимодействия между всеми детьми;
индивидуально - фронтальная – чередование индивидуальной и фронтальных форм работы;
групповая – организация работы по группам (2-5 человек);
индивидуальная – индивидуальное выполнение заданий.
2.3. Формы контроля
просмотр и анализ практических работ,
устный опрос по основным разделам теоретического материала,
участие в выставках «Творенье детских рук прекрасно»… и конкурсах, посвященных праздникам: «День знаний», «День матери», «День Защитников Отечества», «День Хакасии»….
2.4. Оценочные материалы
Методы контроля: наблюдение, собеседование, опрос устный, тестирование, творческие задания по выполнению моделей, защита проекта.
Результативность обучения по программе, проводится в виде входного и итогового контроля, что помогает не только скоординировать последующие темы занятий, но и выявить разноуровневые категории обучающихся.
Входной контроль осуществляется в начале заезда в виде беседы, и наблюдения за выполнением простейшей практической работы. Это позволяет выявить обученность детей и готовность их к занятиям в объединении.
Итоговый контроль осуществляется в конце заезда и позволяет определить качество усвоения учащимися образовательной программы, реальную результативность учебного процесса.
Для проведения мониторинга разработана диагностическая карта, в которую внесены показатели уровня знаний, умений и навыков обучающихся
Результативность обучения по программе дополнительного образования оценивается по трехбальной системе: высокий уровень – 3 балла, средний уровень – 2 балла, низкий уровень – 1 балл.
I уровень – высокий (оптимальный)
II уровень – средний (достаточный)
III уровень – низкий (минимальный)
3. Список литературы
3.1. Литература для педагога
Андреев В. И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. – Казань, 2009.
Д. В., Куприянов Б. В. Программы внеурочной деятельности. – М. : Просвещение, 2011..
Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. – М. : Сфера, 2005.
3.2. Литература для учащихся
Соленое тесто: украшения, сувениры, поделки. – М. : Изд-во Эксмо, 2003.
Соленое тесто. Большая книга поделок. – М. : Изд-во Эксмо. 2008.
Чурзина Н. О. Игрушки своими руками. – М. :Олма-Пресс; С-Пб изд. Дом «Нева», 2009.
Величко Н. Роспись изделия. – М. : Аст-Пресс, 2009.
Хапанова Н. Б. Соленое тесто. – М. : Аст-Пресс, 2007.
Лежнева С. С., Булатова И. Н. Сказка своими руками, - 3-е изд. – Мн. : Полыми, 2005.
Лебедева А. И. Умелые руки не знают скуки. – М. : Малыш, 2009.
3.3. Интернет-ресурсы
https://stranamasterov. ru/taxonomy/term/364
https://skyki-net. ru
https://ejka. ru
4. Нормативно-правовое сопровождениие программы
1. Закон РФ от 29.12.2012г. №273 «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями).
2. Положение о порядке, разработке, рецензировании и утверждении дополнительных общеразвивающих программ. Утверждено Приказом директора ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей» от 29.01.2021г № 11.
3. Положение о формах обучения и организации образовательной деятельности по дополнительным программам. Утверждено Приказом директора ГБУ РХ «Саяногорский реабилитационный центр для детей» от 29.01.2021г № 11.
4. Образовательная программа Государственного Бюджетного Учреждения Республики Хакасия «Саяногорский реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями»
5. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»