Татьяна Попова
Программа дополнительного образования для «Радужные фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Направленность: художественно- эстетическая.
Уровень программы : ознакомительный.
Возраст детей 5-7 лет.
Автор: педагог дополнительного образования
Попова Татьяна Михайловна.
Пояснительная записка.
Законодательная база, регламентирующая работу по организации дополнительного образования по программе дополнительного образования «Радужные фантазии».
Публикация «Программа дополнительного образования для „Радужные фантазии“» размещена в разделах
• Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (Ст. 9. Закона «Об образовании» констатирует, что программы ДОО делятся на основные и дополнительные;
Ст. 14. п. 6 Закона «Об образовании» разрешает реализацию дополнительной программы); Конвенция о правах ребёнка от 15.09.1990г.
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2 013г № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»
• Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН 2.4.1. 3049-13
• Инструктивно – методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения» №65/23 – 16 от 14.03.2000г.
Программа имеет художественно-эстетическую направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.
Каким будет мир вокруг, зависит от нас и от того, что мы заложили в сознании наших детей. Что определяет человека и характеризует его в обществе? Его культура. Это понятие вмещает в себя духовность и нравственность, широкое сознание и кругозор, утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира: как мыслит, чувствует мир и красоту вокруг. Главная цель художественного воспитания детей – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием. Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром.
Актуальность программы.
Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости.
Изобразительная деятельность оказывает большое влияние на развитие восприятия, образного мышления и мелкой моторики ребенка. В силу того, что во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественно-творческих способностей дошкольников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.
Новизна дополнительной образовательной программы.
В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому невозможно обойтись только традиционными дидактическими методами обучения, вынуждающих детей действовать в рамках предложенных им схем, образцов, представлений. Необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пластилином, а не просто вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог.
Задача педагога предоставить свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка. Он уже не боится, что у него что-то не получится. На занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок может делать на листе пятна, мазки, раскрепощенно работать кистью и карандашом во всех направлениях, применять сочетание разных материалов и способов создания произведения.
Объясняя детям, что художник "глазами души» смотрит на мир, стремясь увидеть его суть, любуясь им, нужно подвести детей к пониманию того, что красота в природе, красота и добро в жизни, красота в искусстве неотделимы.
Педагогическая целесообразность.
Программа предусматривает последовательное изучение методически выстроенного материала. Возрастные и психологические особенности детей этого возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи : передавать в рисунках предметы разнообразных форм, величины, пропорции. В программе особое внимание уделено развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно, как для сюжетного, так и для декоративного рисования
Принцип тематического планирования в программе является основным. В течение года последовательно рассматривается каждая тема как ведущая. Предлагаемые занятия являются одним из эффективных средств подготовки детей к школе. Все это делает программу педагогически целесообразной.
Цель программы - развитие художественно-творческих способностей обучающихся, способного к творческому самовыражению посредством изобразительной деятельности.
Задачи.
Образовательные :
1. Создать условия для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
2. Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
3. Знакомить с универсальным «языком» искусства - средствами художественно-образной выразительности.
4. Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
Воспитательные:
1. Воспитывать художественного вкус и чувство гармонии.
2. Закреплять культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, стремление к самостоятельности, опрятность, аккуратность, бережное отношение к вещам, навыки культуры поведения.
3. Формировать чувство ответственности, приучать доводить начатое дело до конца.
4. Воспитывать культуру поведения: поддерживать доброжелательное отношение к сверстникам, эмоциональную отзывчивость, умение ждать, радоваться достигнутому результату, сопереживать.
Развивающие:
Развивать:
- эстетическое восприятие художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов;
- художественно-творческие способности в продуктивных видах детской деятельности;
-мелкую моторику.
Отличительная особенность программы - заключается в совместном творчестве педагога с обучающимися.
Структура программы.
Основы рисования.
Рисунок - один из основных предметов в системе обучения изобразительному искусству. Будучи основой реалистического изображения действительности, он является средством художественного образного выражения мыслей, чувств, представления художника, его отношения к миру.
Во всех работах необходимо решать задачу композиционной цельности листа.
Учащиеся должны освоить необходимые первичные знания, научиться сознательно пользоваться этими законами в своём рисунке. Основное место в этом блоке занимают рисунок натюрмортов, пейзажей, упражнения. Необходимо приучать юных художников к законченности каждого задания. Учащиеся овладевают выразительными возможностями рисунка через построения простейших геометрических фигур, линий и их сочетаний.
Очень важно в учебных композициях учиться построению фигур человека и животных с правильными пропорциями, передачи характерного движения, выразительности образа.
Живопись является одним из важнейших разделов учебного процесса. Необходимо прививать учащимся любовь к изображению окружающего мира во всем его цветовом богатстве. Для решения этих задач необходимо дать понятие о холодных, теплых, дополнительных и сближенных цветах, представления о технических возможностях живописных материалов (акварель и гуашь).
Композиция.
Важным разделом в формировании художественного образного мышления у детей является работа над композицией. В изостудии, учащиеся знакомятся с основными закономерностями композиции.
Композиция, развивая образное мышление, приучает учащихся, изображать действительность не пассивно, а творчески. Композиционное решение определяется темой, образным строем, отношением учащихся к изображаемому, индивидуальными особенностями детей. Для успешной работы в области композиции надо развивать у учащихся наблюдательность, умение подмечать в жизненных явлениях самое главное и характерное.
Азбука народного искусства
Народная игрушка и лучшие образцы декоративно-прикладного искусства могут стать эффективным материалом в художественном воспитании детей дошкольников. Этот блок учебный программы направлен на формирование у детей любви и понимания культуры родины, своего края, знания и уважения традиций предков.
Виды заданий по изобразительной деятельности :
рисунок;
живопись;
аппликация;
мозаика;
витраж;
коллаж;
конструирование;
оригами;
лепка;
бумажная пластика;
декоративно- прикладное искусство;
дизайн.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации программы.
Программа рассчитана на детей 5-7 лет. В учебные группы принимаются все желающие без специального отбора на основании заявления родителей
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 1 учебный год.
Возрастные особенности детей.
Старший дошкольный возраст (5-6 лет).
Постепенно дети приобретают способность действовать по предварительному замыслу в конструировании и рисовании. Ребёнок этого возраста уже хорошо знает основные цвета и имеет представления об оттенках (например, может показать два оттенка одного цвета: светло-красный и тёмно-красный). В процессе восприятия художественных произведений, произведений музыкального и изобразительного искусства дети способны осуществлять выбор того (произведений, персонажей, образов, что им больше нравится, обосновывая его с помощью элементов эстетической оценки. В продуктивной деятельности дети также могут изобразить задуманное (замысел ведёт за собой изображение).
Старший дошкольный возраст (6-7 лет).
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации.
Формы и режим занятий.
В процессе реализации программы педагог использует следующие формы организации обучения:
- индивидуально-групповые (педагог уделяет внимание нескольким обучающимся на занятии в то время, когда другие работают самостоятельно);
- дифференцированно-групповые (в группы объединяют обучающихся с одинаковыми учебными возможностями и уровнем сформированности умений и навыков);
- работа в парах;
- фронтальные (фронтально-репродуктивные и фронтально-поисковые).
Занятия кружка по изобразительной деятельности «Радужные фантазии» организуются для детей старшего дошкольного возраста и не дублируют содержание основной образовательной программы, реализуемой в ДОУ.
Учебный план кружка по рисованию «Радужные фантазии».
Программа включает в себя 32 часа. Занятия проводятся один раз в неделю, длительность занятия – 30 минут (с динамической паузой – физкультминутка или пальчиковая гимнастика, - 2-3 мин).
Для успешной реализации программы целесообразно объединение в группы численностью от 7 до 14 человек.
Для работы в парах или при создании коллективной работы с множеством деталей разной сложности возможно объединение в группу 14 детей.
Если планируется объяснение нового материала с выполнением практических заданий высокого уровня сложности, то необходимо делить детей на две подгруппы по 7 человек.
Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
К концу обучения по программе дети должны уметь :
- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;
- пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, цветные карандаши и т. д.);
- определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки;
- получать простые оттенки (от основного к более светлому);
- рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.);
- рисовать предмет с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет);
- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
К концу учебного года обучающиеся должны знать:
- названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания;
- применение орнамента в жизни, его значение в образе художественной вещи;
- основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт);
- название материалов и инструментов и их назначение;
- правила безопасности и личной гигиены.
Учебно-тематический план изостудии на учебный год.
№ Тема занятия Вид изобразительной деятельности. Колич. часов.
1 Жил резной кленовый лист. Оригами-1
2 Роспись кленового листа Живопись-1
3 Городской парк. Пейзаж. Коллаж – живопись -1
4 Украсим шляпку для феи Осени. Рисунок- аппликация.
Индивидуально- коллективная-1
5 Коллаж из газеты «Вечерняя прогулка». Аппликация, рисунок-1
6 Осенний ветер. Живопись - 1
7 Цирковые лошадки. Конструирование из бумаги, аппликация, рисунок. 1
8 Белоснежные стволы. Живопись, аппликация - 1
9 Лепка петушка из соленого теста. Лепка-1
10 Роспись петушка из соленого теста. Роспись в народном стиле - 1
11 Новогодний натюрморт. Рисунок, декупаж, живопись -1
12 Танец ёлок. Рисунок, живопись, квиллинг -1
Содержание программы.
Тема 1. «Краска и цвет» (5 часов)
Помочь детям выразить через рисунок свои наблюдения и представления о цвете предметов, взятых из окружающей жизни.
Научить детей:
- рисовать гуашевыми красками прямые и волнистые полоски, кружки и точки, а также научить сочетать все эти элементы вместе в своей работе;
- смешивать чистые краски с водой у себя на палитре; - работать жидкой краской на листе бумаги; - смешивать на палитре новые цвета, которые образуются путем смешивания красок с водой и между собой; - пользоваться в своем рисунке цветным живописным фоном;
- изображать, а затем раскрашивать, фигуры, нарисованные по цветному фону;
- работать красками по мокрой бумаге, выполняя в своей работе мягкие, плавные переходы одного цвета в другой.
Тема 2. «Работа с линией» (4 часа)
Учить детей понимать, различать и изображать с помощью линии различные человеческие чувства и ощущения.
Научить: - как с помощью линии научиться рисовать различные фигуры, создавать образы симпатичных сказочных героев;
- заполнять все пространство белого листа разноцветными линиями;
- обыгрывать пространство, придумывать и рисовать свою игру, свой волшебный лабиринт; - рисовать праздничное украшение, используя полученные ранее знания и умения за все предыдущие занятия.
Развивать творчество, фантазию.
Тема 3. «Работаем с формой» (4 часа)
Продолжать знакомить детей с различными формами (геометрическими фигурами, формами, взятыми из природы, и фантазийными формами, научить изображать эти формы на листе.
Научить:
- изображать по памяти различные формы живых существ, других предметов, взятых из окружающей жизни; - работать с формой круга, превращая ее в разные предметы;
- строить «постройки» из геометрических фигур на листе бумаге, комбинируя несколько фигур между собой;
- фантазировать с обычными кляксами, преобразовывая их в предметы.
Тема 4. «Композиция» (2 часа)
Дать представления об основных принципах построения композиции на листе бумаги:
- об основных ориентирах на листе (центр, углы, диагональ);
- о соотношении размеров фигур между собой на листе бумаги, о цветовых сочетаниях, о равновесии фигур;
- об изображении и передачи движения, линий, форм и цветовых сочетаниях на листе бумаги.
Тема 5. «Развивающее задание» (4 часа)
Учить детей выполнять творческое задание, ориентируясь на полученные ранее знания и умения (использование форм, линий, приемы композиции, цветовое сочетание). Уметь осмысленно и продуманно использовать цвета в своем рисунке, сочетать их между собой.
Тема 6. «Работаем с ритмом» (4 часа)
Показать детям, откуда берется ритм. Научить: чередовать различные формы и цвета в заданном ритме; изображать небольшие сюжеты, сценки и композиции в заданном ритме.
Тема 7. «Делаем вместе» (6 часов)
Учить работать в коллективе, отвечая за свое задание. Закреплять навыки цветового решения, ритма и композиции, продолжать учить использовать в работе разнообразный изобразительный материал – по выбору.
Тема 8. «Подводим итоги» (3 часа)
Определить, как дети усвоили пройденный материал, как они могут применять эти знания на практике, использование других видов занятия по изобразительной деятельности : аппликация, конструирование, ручной труд.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Методика организации теоретических и практических занятий
На занятиях дети знакомятся с различными изобразительными материалами и техниками.
Освоение материала происходит в основном в процессе практической деятельности.
Закономерности использования различных изобразительных средств и техник определяются темой конкретного занятия.
Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает постоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика.
Обучение по данной программе ведется на основе традиционных, а также инновационных техник, таких как монотипия, диатипия, граттаж, различные печатные техники.
Используются следующие дидактические материалы:
- наглядные пособия;
- репродукции картин известных художников;
- фотографии;
- дидактические карточки;
- видео и аудиозаписи;
- педагогические рисунки.
Для реализации программы используются следующие формы занятий:
Беседа об изобразительном искусстве – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).
Рисование с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Рисование по памяти и представлению – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.
Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.
Занятие-викторина – определение по карточкам работ известных художников, видов росписей или других изделий народных промыслов.
Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Коллективное занятие – выполнение групповых работ (панно, поделки, коллаж).
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Материально-техническое обеспечение:
• помещение для занятий в соответствии с действующими нормами СаНПина;
• оборудование (мебель, проектор, для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.)
Материал:
• акварельные краски, гуашь;
• восковые и масляные мелки, свеча;
• ватные палочки;
• поролоновые печатки;
• коктельные трубочки;
• палочки или старые стержни для процарапывания;
• матерчатые салфетки;
• стаканы для воды;
• подставки под кисти; кисти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
2. Колль М. -Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е. А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
3. Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К», 1998.– 256с.
4. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
6. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ» : Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
7. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред. Грибовской А. А. – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Соломенникова О. А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
10. Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
11. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – С. -Пб. : «Детство Пресс», 2004. – 128с.
12. Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
13. Алексеевская Н. А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
14. Колль М. -Э., Поттер Дж. Наука через скусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
15. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
16. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
17. Штейнле Н. Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
18. Колдина Д. Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007г.
19. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб. : КАРО, 2007. - 96с.
20. Ветрова Т. Н. ТРИЗ в изодеятельности. – Наб. Челны. 2007. – 80с.
21. Микляева Н. В. Комментированное рисование в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2010. – 128с.
22. Комарова Т. С. «Изобразительная деятельность в детском саду», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2006г.
23. «Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М. А. Васильевой.
24. Страунинг А. «Триз в развитии изобразительной деятельности».