Лучший педагог года

Программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Вместе с мамой»

Попкова Оксана
Программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Вместе с мамой»
▼ Скачать + Заказать документы

Программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности "ВМЕСТЕ С МАМОЙ"

Автор-составитель: Попкова О. В., старший воспитатель

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

1.2 Характеристики особенностей развития детей

1.3 Планируемые результаты освоения Программы

1.4. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

Публикация «Программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности „Вместе с мамой“» размещена в разделах

2.1 Описание образовательной деятельности, направленной на реализации программы для реализации программы

2.2. Распределение изучаемого материала

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1 Расписание занятий

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

3.3. Кадровые условия реализации Программы

3.4. Перечень методической литературы и методических пособий

ВВЕДЕНИЕ

Детский сад - это первый социальный институт, первое воспитательное учреждение с которым вступают в контакт дети. Поступление ребенка в детский сад и начальный период нахождения его в группе характеризуются существенными изменениями и способно вызвать у ребёнка эмоциональный стресс. Необходимо сделать переход ребенка из семьи в ДОО более плавным. Занятия в группе раннего развития «Вместе с мамой» позволяют решить эту проблему.

Посещая группу раннего развития «Вместе с мамой», ребенок знакомится с помещениями детского сада, приобщается к структуре развивающих занятий, учится взаимодействию с другими детьми и взрослыми, что способствует более успешной адаптации детей к ДОО.

Программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Вместе с мамой» (далее – Программа) является документом, на основании которого МБДОУ Детский сад № 100 осуществляет деятельность по дополнительному образованию детей раннего возраста.

Программа разработана на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. № 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Содержание Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный и организационный.

Целевой раздел Программы определяет ее цели и задачи, принципы и подходы к формированию Программы, планируемые результаты ее освоения.

Содержательный раздел Программы включает описание дополнительной образовательной деятельности социально-педагогической направленности.

Программа определяет содержание дополнительного образования детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей в различных видах деятельности, таких как: игровая; коммуникативная; восприятие художественной литературы и фольклора; музыкальная; двигательная.

Организационный раздел Программы описывает систему условий реализации образовательной деятельности, необходимых для достижения целей Программы, планируемых результатов ее освоения.

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Программа «Вместе с мамой» является программой социально-педагогической направленности. Она определяет содержание и организацию воспитательно-образовательной деятельности с детьми, посещающими группу раннего развития. Программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности. Также Программа способствует созданию ситуации социальной успешности, сохранению и укреплению здоровья детей от 1,5 до 3 лет. Кроме того Программа способствует созданию условий для успешной адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Программа основана на современных научных представлениях о закономерностях психического развития ребенка в раннем возрасте, ведущей роли предметной деятельности и общения с взрослым.

Цель: ранняя социализация детей, не посещающих ДОО, позволяющая обеспечить успешную адаптацию детей к условиям детского сада и педагогическое просвещение родителей в вопросах воспитания и обучения детей раннего возраста.

Задачи:

1. Способствовать обеспечению равных стартовых возможностей в проживании периода дошкольного детства для детей, не посещающих ДОО.

2. Способствовать полноценному психическому, физическому и интеллектуальному развитию детей раннего возраста посредством объединения усилий семьи и ДОО.

3. Обеспечивать освоение ребенком раннего возраста социального опыта общения со сверстниками и взрослыми в совместной игровой деятельности.

4. Создавать условия для успешного прохождения каждым ребенком адаптации при поступлении в ДОО.

5. Создавать условия для развития детско-родительских отношений на основе содержательного игрового взаимодействия.

6. Оказывать квалифицированную консультативно-методическую помощь родителям в вопросах воспитания и развития детей раннего возраста.

Принципы и подходы к формированию Программы

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку, уважения его личности.

В Программе отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

Программа построена на принципах:

1. Принцип развития. Развитие понимается как появление у ребенка нового отношения к миру, себе и другим людям, новых способностей, интересов и побуждений к действию, освоение новых способов деятельности. Это находит свое отражение в детской инициативности и самостоятельности.

2. Принцип самоценности раннего возраста, его полноценное проживание. Каждый период детства рассматривается не как подготовка к будущей жизни, а как настоящая, самобытная, неповторимая жизнь. Ценность раннего детства заключается в том, что оно позволяет ребенку в индивидуальных и совместных со взрослыми занятиях осуществлять разные виды деятельности - играть, рисовать, слушать сказки, конструировать и т. д. Эти виды деятельности, не предполагающие выполнения каких либо жестких правил и норм, ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги радуют детей. Но вместе с тем, многообразие этих видов дает детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное - развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми.

3. Принцип деятельности: решение образовательных задач в детском возрасте должно опираться на характерные для каждого возрастного этапа виды детской деятельности и общения со взрослым. В раннем возрасте развитие ребенка происходит в ведущей для этого периода предметной деятельности. В соответствии с этим содержание Программы построено на включении детей в самостоятельные и совместные с взрослым действия с разнообразными предметами, экспериментирование с водой, песком, красками, в игры с взрослыми и сверстниками.

4. Опора на игровые методы. Игра в широком смысле данного термина является универсальным методом воспитания и развития маленьких детей. Игра, основанная на свободном взаимодействии взрослого с детьми и самих детей друг с другом, позволяет ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.

5. Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых реализуется в личностно-ориентированном взаимодействии взрослых с детьми. Личностно-ориентированное взаимодействие предполагает создание условий для эмоционального благополучия каждого ребенка, уважение к его интересам и потребностям, предоставление права на реализацию своей индивидуальности. Личностно-ориентированное взаимодействие позволяет осуществлять индивидуальный подход в воспитании и обучении детей.

6. Принцип полноты содержания образования. Требования ФГОС ДО к содержанию образования детей предполагают обеспечение условий для всестороннего развития ребенка. Содержание дошкольного образования включает следующие сферы развития ребенка: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие. В Программе предусмотрено создание условий для всех линий развития.

7. Принцип интеграции содержания образования предполагает сочетание и взаимопроникновение в педагогическом процессе разных видов детской деятельности. Это обеспечивает полноту реализации возможностей ребенка, целостность восприятия им окружающего мира, его всестороннее развитие.

8. Принцип сотрудничества с семьей реализуется в Программе как в организационном, так и в содержательном плане. Программа включает методические рекомендации по организации взаимодействия педагогов и родителей. Игры и занятия, описанные в программе, легко могут быть организованы в домашних условиях.

1.2. Характеристики особенностей развития детей

Программа обеспечивает воспитание, обучение и развитие детей в возрасте от 1,5 до 3 лет.

Раннее детство – очень короткий период в жизни человека. Именно в первые три года жизни дети научаются тому, что будут использовать в течение всей дальнейшей жизни. Если взрослые на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться.

Основной вид деятельности этих детей – манипулирование предметами. Т. е. ребенок вначале изучает предмет, узнает его назначение, а затем начинает употреблять эти предметы для других целей. Поэтому, чтобы предметная деятельность носила развивающий характер, ребенку необходимо осваивать разнообразные действия с одним и тем же предметом, а значит, предметно-развивающая среда не должна быть перегружена игрушками, но должна быть разнообразна. Игры со сверстниками не привлекают этих детей, они предпочитают самостоятельные игры.

В ходе совместной с взрослыми предметной деятельности развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети осваивают названия окружающих предметов, учатся выполнять словесные просьбы взрослых, ориентируясь в пределах ближайшего окружения.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Интенсивно развивается активная речь детей

Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.

Основной формой мышления является наглядно-действенная. Ее особенность заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются путем реального действия с предметами.

Начинает складываться произвольность поведения. Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения с взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

1.3. Планируемые результаты освоения Программы

Планируемые результаты освоения Программы выражаются в Целевых ориентирах образования в младенческом и раннем возрасте.

Целевые ориентиры включают следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка:

- интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

- использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

- владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

- стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

- развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Кроме того, у ребенка наблюдается прогноз успешной адаптации к условиям ДОО.

Также родители детей в ходе реализации Программы получат представления:

- о возрастных и психологических особенностях детей раннего возраста, о возрастном кризисе 3- лет;

- о приемах взаимодействия с детьми раннего возраста;

- об адаптации ребенка к условиям ДОО;

освоят на практике:

- использование некоторых приемов воспитания детей раннего возраста;

- использование игр и игрушек в процессе игровой деятельности;

- методы и приемы развития всех видов детской деятельности.

1.4. Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по Программе

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации детей раннего возраста.

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей. Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач :

1) индивидуализации образования (в т. ч. поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей и родителей.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Описание образовательной деятельности, направленной на реализацию Программы

Программа разработана для организации дополнительного образования детей раннего возраста в условиях ДОО.

Занятия состоят из нескольких блоков. Смена деятельности не дает малышам почувствовать усталость. Позволяет сохранить познавательную активность на протяжении всего времени пребывания в ДОО. Не все блоки присутствуют на каждом игровом сеансе, они чередуются, по-разному соединяются. Игрушки вводятся в занятие постепенно, они появляются только в нужный момент и, выполнив свои функции, исчезают. В ходе игровых занятий родители и дети перемещаются по музыкальному залу, выполняя задания педагогов.

Структура игрового занятия:

Блок № 1. Социализация - приветствие детей (ритуал приветствия) способствует снятию напряжения, вызывает положительные эмоции и настраивает на совместную деятельность. С детьми проводятся коммуникативные игры или игры малой подвижности, направленные на эмоциональное сближение и раскрепощение, развитие общей двигательной активности. Они сопровождаются стихами, тексты которых должны быть понятными детям раннего возраста.

Блок № 2. Развитие мелкой моторики. С целью развития мелкой моторики, «разминки» пальчиков перед началом художественно-эстетической деятельности педагоги проводят пальчиковую гимнастику.

Блок № 3. Познавательно-речевой. Игры направлены на выполнение одного и того же действия с разными игрушками (рассматриваем глазки, носик … у собачки, зайчика и т. д.).

Блок № 4. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование) Краски, материалы для лепки являются для малыша не средством обучения, а материалом для исследования, способствующим познанию окружающего мира. Главным условием работы является продуктивная деятельность, которая должна доставлять удовольствие и маленьким, и взрослым.

Блок № 5. Музыкально-ритмические упражнения и танцы, выполняемые под песенки, развивают у детей координацию, зрительную и слуховую память, а также умение соотносить свои движения со словами текста и с действиями других.

Блок № 6. Свободная игровая и предметная деятельность вместе с мамой. Каждому ребенку предоставляется свободный выбор игрушек и места для игры.

Блок № 7. Социализация – прощание. Завершается занятие ритуалом прощания, настраивающим детей на дружеский лад.

Общение детей и родителей в процессе продуктивной творческой деятельности не только обогащает внутренний мир ребенка, но и способствует установлению положительного психоэмоционального контакта с близким взрослым. В свою очередь родители в процессе совместной деятельности учатся анализировать поведение детей.

На встречи в группу раннего развития приходят специалисты ДОО с интересными и полезными советами по общению с детьми.

2.2. Распределение изучаемого материала

Занятия по Программе планируются в соответствии с перспективно-тематическим планом, который может корректироваться в течение года. Каждое занятие посвящено конкретной теме, в рамках изучения которой расширяется и активизируется словарный запас, ведется работа над мелкой и общей моторикой, происходит художественно-эстетическое развитее детей.

2.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей раннего возраста

В соответствии с законом «Об образовании» в РФ одной из основных задач, стоящих перед ДОО является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Современная семья нуждается в педагогическом сопровождении, а именно, в совместной деятельности. Эта задача вполне решаема, если объединить усилия всех педагогов ДОО, родителей и детей.

Главная цель совместной работы педагогов и родителей – обеспечение преемственности между воспитанием ребенка в ДОО и в семье.

Для привлечения семьи к сотрудничеству и установления партнерских отношений с родителями необходимо налаживание доверительных отношений между педагогами и членами семьи, организация обратной связи между ними.

Важно познакомить родителей с особенностями развития ребенка и достигнуть взаимопонимания. Для этого в ДОО организована работа «Деловой гостиной», где родителям оказывается необходимая консультативная и методическая помощь.

Во время практикумов происходит обучение родителей практическим навыкам: изготовлению игр, игрушек, методических пособий, организации игр с детьми и др.

В ДОО также оборудована библиотека, аудио- и видеотека, а также игротека для родителей и детей. Родители имеют возможность пользоваться пособиями, которые могут помочь им овладеть знаниями, необходимыми для успешного воспитания ребенка, приемами личностно-ориентированного общения, научиться играть с детьми, подбирать игры, игрушки, художественную литературу, видео - и аудиозаписи для своих малышей.

Этапы работы с родителями

1 этап - подготовительный.

На этом этапе происходит планирование деятельности. Информационная встреча с родителями, их анкетирование.

Далее на этом этапе родители вместе с детьми ближе знакомятся с помещением детского сада, предметно-развивающей средой, педагогами ДОО, которые будут проводить занятия. В этот период организуется свободная игровая деятельность детей и их родителей в помещении музыкального зала. Педагоги непосредственно с малышами не контактируют, а лишь руководят действиями родителей с детьми.

2 этап – основной.

На этом этапе педагоги ДОО проводят с детьми и родителями развивающие занятия. Кроме занятий, родителям оказывается консультативная и методическая помощь по вопросам воспитания и развития ребенка.

3 этап – заключительный.

На этом этапе подводятся итоги работы. Проводится анкетирование родителей с целью изучения динамики развития ребенка при посещении группы. С помощью анкет необходимо выявить степень удовлетворения запросов родителей, учитывая недостатки, планировали свою дальнейшую работу.

3. Организационный раздел

Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся в период с октября по май, в первую половину дня.

Форма и режим занятий: групповые занятия проводятся с детьми и родителями в количественном составе группы 10-15 пар «родитель – ребенок»; длительность пребывания в ДОО – 1ч. ; длительность 1 блока 10-15 минут каждое с перерывами (динамическими паузами) 5-10 минут между ними; периодичность занятий – 1 раз в неделю.

3.1. Расписание занятий

день недели - среда; время - 11.00-12.00

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды

В качестве помещения для занятий по Программе используется музыкальный зал ДОО.

Технические средства для подготовки и проведения занятий:

• компьютер;

• мультимедиа проектор;

• CD- проигрыватель.

Дидактический и раздаточный материал:

• детские музыкальные инструменты;

• шумовые игрушки;

• массажные и резиновые разноцветные мячики;

• природный игровой материал (камушки, палочки различной фактуры, орешки, сушеные листья, шишки, горох и т. д.);

• магнитная доска;

• таблицы, картинки и т. п. в соответствии с темой занятия;

• мягкие, резиновые игрушки и т. д. ;

• материал для драматизации сказок и потешек;

• ширма;

• раздаточный материал, соответствующий тематике занятий;

• реквизит для танцев и двигательных упражнений (флажки, ленточки, платочки и т. д.).

3.3 Кадровые условия реализации Программы

Программу «Вместе с мамой» реализуют педагоги: старший воспитатель и музыкальный руководитель.

Старший воспитатель проводит занятия по развитию всех компонентов речи; занятия по ознакомлению с окружающим миром; групповые занятия, направленные на социализацию, формирование навыков общения и адаптивных возможностей детей; проводит занятия по развитию творческих способностей детей раннего возраста, способствует созданию интереса к художественной деятельности.

Музыкальный руководитель организует работу по музыкальному воспитанию детей с учетом их индивидуальных, возрастных, психических особенностей в тесном контакте с родителями (законными представителями, способствует созданию положительной эмоциональной атмосферы; способствует физическому развитию детей раннего возраста и совершенствованию техники их движений.

Все педагоги, реализующие программу обладают основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей раннего возраста и их успешной адаптации.

3.4. Перечень методической литературы и пособий

1. Афонькина Ю. А. «Игровые комплексы для детей 2-3 лет» - Волгоград: Учитель, 2018.

2. Группа кратковременного пребывания: Для детей раннего возраста / под ред. Т. М. Бабуновой. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

3. Кантор С. И. «Развивающие игры. От 1 до 3 лет». – М. : АЙРИС-пресс, 2015г.

4. Кирилова Ю. В. «Игровое взаимодействие родителей и детей раннего дошкольного возраста в ДОО». - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016.

5. Можгова Е. И. «Литературно-музыкальные занятия для детей от 1,5 до 3 лет». - СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2018.

6. Стефанько А. В. «Практический материал для организации образовательной деятельности в группе для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет). – СПб. : ООО «Издательство «Детство-пресс», 2017.

Публикации по теме:

Дополнительная общеобразовательная программа социально-педагогической направленности «Игротека для малышей» 3–4 лет Содержание программы. I Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи реализации Дополнительной образовательной программы «Игротека.

Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности Модифицированная программа дополнительного образования детей «Веселая карусель» художественно-эстетической направленности для детей возраста.

Модифицированная программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлый балаганчик» Модифицированная программа дополнительного образования детей «Весёлый балаганчик»художественно-эстетической направленности для старшего.

Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности «Весёлая карусель» .

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Программа дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 летПрограмма дополнительного образования курса социально-педагогической направленности «Кружок Читай-Ка» для детей 3–7 лет Пояснительная записка Данная программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об дополнительном образовании», принятого Государственной.

Программа дополнительного образования экологического направления «Друзья природы» для детей 5–7 лет муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 "Малышок" г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «Речецветик» Рабочая общеобразовательная программа дополнительного образования социально-педагогической направленности «РЕЧеЦВеТИК»для детей средней группы.

Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4–5 лет Рабочая программа общеобразовательной программы дополнительного образования «Ритмическая гимнастика» для детей 4-5 лет. Савельева Марина.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Вместе с мамой»
Опубликовано: 25 сентября 2022 в 21:33
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Вместе с мамой»» (включая файлы) размещена пользователем Попкова Оксана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД