Дадова Оксана Олеговна
Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста (5–7 лет) «Далекий космос»
▼ Скачать + Заказать документы
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка … 3 – 6
2. Содержание Программы … 6 – 11
– Актуальность Программы. Проблемы. Цель и задачи
– Теоретические подходы и их учет в осуществлении Программы
– Принципы дошкольной дидактики
– Ожидаемый результат
3. Учебно-тематический план
– Старшая группа. Непосредственно образовательная деятельность
(НОД). Образовательная деятельность в режимных моментах … 12 – 26
– Подготовительная к школе группа. Непосредственно образовательная
Публикация «Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста (5–7 лет) „Далекий космос“» размещена в разделах
деятельность (НОД). Образовательная деятельность в режимных момен-
тах … 27 – 39
4. Мониторинг достижений детей … 40 – 42
5. Работа с родителями … 43 – 44
5. Литература …. 44
6. Приложения к программе
– Конспекты НОД по старшей и подготовительной к школе группам – 1
– Игротека дидактических игр – 2
– Ознакомление детей дошкольного возраста с космосом через проведение
опытов и экспериментов – 3
– Организация сюжетно-ролевой игра «Космос» – 4
– Стихи о космосе – 5
– Загадки о космосе – 6
– Приметы – 7
– Работа с родителями.
– Фотоматериалы – 10
– Детские работы – 12
– Наглядный материал – 12
Пояснительная записка
Паспорт программы
Наименование программы Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста (5 – 7 лет) «Далекий космос» муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей.
Назначение рабочей программы Программа дополнительного образования детей дошкольного воз- раста (5–7 лет) «Далекий космос» МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей.
Программа дополнительного образования обеспечивает разно стороннее развитие детей в возрасте от 5 до 7 лет с учетом их воз- растных и индивидуальных особенностей, развитие у воспитанников представлений о Солнечной системе, понятия «космос», «космическое пространство», «звезды» «планеты», «кометы», «спутники»; ознакомление с историей освоения космоса; расширение и углубление пред- ставлений об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме; подведение к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь; воспитание интереса к своей планете Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.
Сроки реализации рабочей программы На два учебных года (старшая и подготовительная к школе группы) позволят получить определенные результаты в формировании представлений воспитанников об окружающем мире.
Разработчик программы Дадова Оксана Олеговна педагогический стаж 24 года
Дата принятия рабочей программы Педагогический совет ДОУ № 2 от 27 нояб
Направление про- граммы дополнительного образования Программа дополнительно образования «Далекий космос» опре-деляет содержание и организацию узконаправленного образовательного процесса для детей старшего дошкольного возраста по формированию у детей представления о Солнечной системе, понятия «космос», «космическое пространство», «звезды» «планеты», «кометы», «спутники»; знакомит с историей освоения космоса; расширяет и углубляет представления детей об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме; подводит к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь; позволяет воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.
Возможности внесения корректировок в программу дополни тельного образования В условиях модернизации российского образования коррективы возможны в связи с принятием новых требований к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Возможны коррективы с учетом особенностей воспитанников и потребностей их родителей в дополнительных и индивидуальных образовательных услугах
“Человечество не останется вечно на земле, но,
в погоне за светом и пространством,
сначала робко проникнет за пределы атмосферы,
а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
К. Циолковский
С древних времен взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле человек, ощущал свою зависимость от неба, его жизнь и деятельность во многом зависели от него. Наши предки хорошо знали и разбирались в «повадках» неба. Для них небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Вот эту любовь и знание неба необходимо воспитывать у старших дошкольников, посещающих наш детский сад.
До недавнего времени, работая по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой включалась воспитательно-образовательная работа по развитию у детей элемен- тарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях, как составляющее задач по развитию элементарных естественно-научных представлений. Знакомство с космосом и Солнечной системой включалось в раздел «Природное окружение. Экологическое воспитание» :
Старшая группа Подготовительная к школе группа
В доступной форме отвечать на вопросы детей, связанные с космосом, звездами, Луной, Солнцем и т. д. Знакомить с нашей планетой (Земля – это огромный шар, на Земле есть материки: Азия, Европа, Африка и др., два полюса: Северный и Южный).
Расширять знания детей о природе с учетом их интересов. Знакомить с планетами Солнечной Системы (Солнце – это большая горячая звезда; его роль в жизни человека: Солнце – источник света (смена дня и ночи) и тепла.
Время не стоит на месте. Вышла Примерная основная общеобразовательная Программа дошкольного образования «От рождения до школы» : Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Н. Е Вараксы, Т. С. Комаровой, М. А Васильевой, являющаяся инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным в соответствии с Федеральным государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ №655 от 23 ноября
2009). Программа «От рождения до школы» опирается на лучшие традиции оте-
чественного образования и является переработанным в соответствии с действующим ФГТ вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, рекомендованной Министерством образования РФ. Но в ней нет задач по ознакомлению старших дошкольников по развитию у детей элементарных представлений о Солнечной системе и основных космических явлениях (Солнце и вращающиеся вокруг него планет; звездное небо и Луна; кометы и метеориты; затмение Солнца, Луны На мой взгляд – это значительное упущение. Как бы мы не хотели, но знакомство дошкольников с космосом само по себе заявляет о себе в апреле – 12 апреля День космонавтики. Воспользовавшись рекомендациями по написанию части Программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса дошкольного учреждения, программа «Далекий космос» для детей старшего дошкольного возраста органично вписывается в познавательно-речевой компонент общеобразовательной программы МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №73. В большей степени это относится к организации непосредственно организованной деятельности (НОД, т. к. интегрирующая тема периода «Космос» в рабочих программах старшей и подготовительной групп ДОУ заявлена в комплексно-тематическом планировании на вторую неделю апреля. Да и предметно-развивающая среда групп ДОУ, а именно, дизайнерское космическое оформление приемной одной из групп и «Модель Солнечной системы - мини-планетарий»» холла второго этажа здания детского сада позволяет использовать их как одну из форм наглядного метода ознакомления дошкольников с космосом. К тому же мы, воспитатели ДОУ, использовали методические пособия Шорыгиной Т. А. О космосе (Педагогические беседы). – М. : Книголюб, 2005 и Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Удивительный мир космоса». – М. : ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005. Они же и взяты за основу в Программе «Тайны космоса».
Проверено на практике, что использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориен-тироваться в ценностях окружающего мира.
Астрономический материал также успешно используется для реализации общих задач психолого-физиологического развития детей 5 –7 -летнего возраста. Его содержание составляет комплекс заданий развивающего характера, ориентированных на формирование системы общеучебных знаний, умений и навыков.
Астрономия для маленьких, космос психологически представляют для дошкольников и младших школьников (как для людей давнего прошлого) сочетание: 1) непривычности, непохожести, невероятности, многочисленных качественных и количественных отличий от повседневного окружения, и 2) реального, поскольку существует на самом деле, снижая элемент условности, осознаваемый детьми в волшебной сказке. Изучение космического материала дает объективно существующую опору фантазии детей. Инопланетяне, космические корабли и т. д. воспринимаются детьми как чудесно-реальная составляющая окружающего мира.
Возникновение начальных форм категориального мышления у детей дошкольного возраста допускает возможность формирования у детей с 5–7 летнего возраста представлений о фундаментальных законах природы (перехода количественных изменений в качественные, отрицания, единства и взаимодействия противоположностей и т. д., а также системы фундаментальных общенаучных и физических понятий на основе использования астрономического материала.
Дети в этом возрасте эмоционально восприимчивые, и воспитатель может подарить им чудо. При изучении же созвездий появляется возможность приобщить ребят к общемировой культуре через мифы и легенды древней Греции.
Внимание нормального ребенка не может не привлечь Солнце, Луна, звезды.
Редкий ребенок не спрашивает, что такое Солнышко, Луна, звездочки. Многие малыши уже кое-что знают о космонавтах и хотят знать, зачем летают в космос, что космонавты там видят и т. д. Нередко малыши задают совсем не детские вопросы. Всякий ли взрослый сумеет объяснить ребенку, «что кушает Солнышко» или «какие они, эти «черные дыры». Маленькие дети очень хотят побольше узнать о Вселенной и с удовольствием слушают рассказы о ней и играют в «астрономические игры»
Возраст почемучек – самый замечательный возраст и для ребёнка, и для родителей. Малыш активно познаёт мир, интересуясь всем на свете, открывает для себя новые истины. Поэтому необходимо воспользоваться данным моментом для познания дошкольниками космоса.
Несомненно, соответствующие «теоретические знания» сообщаются детям в увлекательной форме, а их содержание адекватно психолого-педагогическим особенностям развития детей старшего дошкольного возраста.
Взаимодействие с родителями позволяет активизировать познавательную деятельность детей. Для родителей же этот период – не только возможность больше общаться с ребёнком, рассказывая ему обо всем, что он спросит. Не только шанс освежить в памяти то, что уже забылось. Это универсальная возможность вернуться в детство и посмотреть на мир глазами ребёнка.
Содержание изучаемого материала
Актуальность Программы
В детстве и юности формируется личность человека и его мировоззрение, которое, как известно, определяет отношение человека к внешнему миру и самому себе. Здесь немаловажное значение имеет астрономическая грамотность, сформированность космического мышления. Это способствует расширению кругозора молодого человека, дает ему возможность ощутить свою связь с Вселенной и ответственность за сохранение уникальной природы нашей планеты.
Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценностях окружающего мира.
Актуальность еще составляет в том, совсем недавно 2011 год был объявлен указом президента РФ годом российской космонавтики, в честь 50-летия полета в космос Юрия Гагарина. Опыт показал, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников.
Проблема.
Развить у ребенка представления об окружающем мире до глубин Вселенной, не зазубривая научные истины, а открывая их самому.
Цель данной программы.
Формирование элементарных естественнонаучных представлений у старших дошкольников о космосе и развитие интереса к истории нашей Родины, как к космическому первопроходцу.
Задачи:
образовательные :
– сформировать у детей представление о Солнечной системе, понятия «космос», «космическое пространство», «звезды» «планеты», «кометы», «спутники»; познакомить с историей освоения космоса; расширять и углублять представления об окружающем мире Земли и о роли человека в ее экосистеме; подвести к пониманию уникальности нашей планеты, так как только на ней есть жизнь; воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты, за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов.
– учить делать интересные «космические» постройки, находить необычные конструктивные решения, видеть новое, нетрадиционное предназначение привычных вещей;
– учить детей придумывать композицию и содержание рисунка, используя характерные особенности предметов космической тематики (звезды, звездное небо, кометы, роботы, луноход, роботы космические корабли и космонавтов – фигурки человечков в скафандрах);
– учить лепить по представлению, воплощать свой замысел в лепке;
– учить создавать аппликационные композиции;
– учить в рисовании, аппликации использовать пространство переднего и заднего плана;
развивающие;
– развивать навыки творческого рассказывания; добиваться того, чтобы дети придерживались избранной сюжетной линии в рассказывании;
– учить четко и кратко отвечать на конкретно поставленные вопросы;
– развивать мелкую моторику;
воспитывающие:
– воспитывать уважение и любовь к Земле, как к космическому чуду, дающему все необходимое для жизни, а так же чувство гордости за историю своей планеты;
– воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связна с освоением космоса; за достижения отечественных ученых, конструкторов, космонавтов;
– воспитывать убеждение в ценности коллективного труда для достижения большой цели, в профессионализме людей любой профессии;
– формировать навык активного контроля и оценки результатов деятельности;
– формировать навык выражения своего мнения;
– развивать способности к коллективному творчеству;
словарная работа:
– активизация словаря: небо, звездное небо; звезда, планета, Солнце, Земля,
Луна; созвездия; космос, космический корабль, спутник, космический полет, кос- монавт, скафандр;
– обогащение словаря: Вселенная, галактика, Млечный Путь; Солнечная система. Планеты Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн; искусственный спутник Земли, космодром, ракета-носитель, невесомость, орбита, космическая станция, орбитальная станция, генеральный конструктор Сергей Павлович Королев, первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин, первая женщина-космонавт Валентина Терешкова, космонавт, вышедший в открытый космос Леонов и другие.
Теоретические подходы и их учет в осуществлении содержания Программы.
Астрономический компонент содержания дошкольного образования должен с учетом принципа исторического подхода сочетать в себе;
1) упрощенную и адаптированную к детскому восприятию космологию, определяющую роль и место человека в антропоморфной одушевленной Вселенной;
2) описание и объяснение повседневно (часто) наблюдаемых природных явлений. Подавляющая часть изучаемого материала генерализуется вокруг объяснения повседневно наблюдаемых явлений природы: смены дня и ночи, фаз Луны, времен года и т. д., в основе которых лежат космические явления вращения Земли вокруг оси, обращения Луны вокруг Земли и обращения Земли вокруг Солнца;
3) первоначальные представления о пространстве, единицах и способах измерения и ориентации в пространстве, географических картах и глобусе;
4) первоначальные представления о времени, единицах и способах его измерения и календарях;
3) некоторый минимум знаний о физической природе космических объектов и их влиянии на природные процессы и явления, происходящие на Земле.
4) первоначальные сведения по истории познания окружающего мира, астрономии и космонавтики как своеобразные «мифы о героях» – ученых, космонавтах и их свершениях.
Астрономический материал создает богатые возможности развития творческих способностей отходом от обыденности, ориентирует на поиск не только «известного для неизвестного», но и для «неизвестного для неизвестного».
Пути осуществления Программы «Далёкий космос» : педагогическая технология
Материалы программы скомплектованы по принципу тематического планирования и интеграции образовательных областей «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора, ФЭМП, «Коммуникация», «Художественное творчество» (рисование, аппликация, лепка) через игровую и практическую деятельность. Суть тематического планирования заключается в следующем:
– при организации непосредственно образовательной деятельности (НОД) дети знакомятся с новой темой посвященной космосу;
– при последующей непосредственно образовательной деятельности (НОД) дается короткое повторение темы;
– родителям предлагаются рекомендации, советы по проведению наблюдений в природе, домашнему чтению детям, для закрепления пройденного материала;
– праздники, досуги, викторины помогают закреплять и совершенствовать знания детей, а реализовывают эти знания дети в играх (сюжетно-ролевых, режиссерских, подвижных, т. д.).
Такое построение воспитательно -образовательной работы с детьми позволяет учесть принципы дошкольной дидактики :
принцип взаимосвязи всех направлений работы с детьми дошкольного возраста;
принципы последовательности;
принцип систематичности: НОД проводится систематически, с обязательным закреплением в самостоятельной деятельности;
принцип повторности;
принцип наглядности.
Программа по ознакомлению старших дошкольников с «далеким космосом» поделена на блоки. В блоки НОД, входит все, что касается мира надземного, все, что существует над землей, над нами. И в первую очередь то, что ребенок может видеть: Солнце, облака, небосвод, звезды, Луну. Различные явления неба – дождь, снег, молнию, радугу и т. д.
Следующий блок – «На чем и зачем люди летают в космос». Дети знакомятся с различными летательными аппаратами, одеждой космонавтов, героями космоса, а самое главное – раскрывается значение космических полетов для человека.
Далее дети знакомятся с Солнцем, самой яркой звездой, Солнечной системы и с ее жительницами – планетами. Таким образом, подходим к знакомству с на-
шей голубой планетой и узнаем, как Земля вращается вокруг своей оси знако-
мим с годовым вращением нашей планеты вокруг Солнца и узнаем, почему на Земле происходит смена дня и ночи.
Третий блок знакомства детей с тайнами космоса – «Спутница нашей планеты Луны завершает космический блок» – «Звездный зоопарк, или Космическое путешествие к звездам», где дети узнают о наиболее ярких звездах и созвездиях, о посланцах дальних миров – метеоритах и метеорах, о кометах, которые можно увидеть на ночном небосводе. При непосредственно организованной деятельности о космосе большое внимание уделяется занимательным опытам и экспериментам, которые побуждают детей к творчеству.
Большое значение придается организации детей, а также из самостоятельной деятельности. Активно используется работа в микрогруппах по 2 – 5 человек (в зависимости от цели, которая ставится педагогом). Здания предлагаются не одному, а нескольким, подчеркивающие общность участников. Предлагается какое-то конкретное дело для проявления детской фантазии.
Такого рода организация продиктована следующими соображениями :
– она дает детям необходимость для развития возможности сравнения своих действий с действиями других детей;
– позволяет ребёнку поверить в собственные силы («Раз так может мой товарищ, значит, и я смогу»;
– скорректировать собственные способы действия, интеллектуальные усилия путем сопоставления с действиями других.
Такая организация стимулирует активное речевое общение со сверстниками.
Позиция же педагога при организации НОД, а также всей воспитательно-образовательной работы дает детям возможность самостоятельного накопления опыта и его осмысления. Основная же роль воспитателя с такой позицией заключается в организации ситуаций для познания детьми окружающего мира, когда ребёнок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах.
К тому же такая организация позволяет перенести акцент в содержании обучения с усвоения знаний, умений и навыков на формирование у дошкольников средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности.
В тематическом планировании предусматриваются все формы работы с детьми: НОД, свободная игра, индивидуальная работа с детьми, чтение художественной литературы, беседы с детьми, развлечения, викторины, т. д.
Все эти формы служат достижению цели программы «Тайны космоса» – это разностороннее развитие детей старшего дошкольного возраста, сохранению их физического и психического здоровья.
Ожидаемые результаты: к концу пребывания в ДОУ (при переходе в школу) дети 7-го жизни могут:
иметь элементарные представления о Солнечной системе, о роли Солнца в
возникновении и развитии жизни на Земле; о планетах Солнечной системы, о звездах и созвездиях; об освоении космоса людьми; об истории его освоения;
проявляет интерес к окружающему миру и познавательную активность;
способен поддержать обсуждение и самостоятельно сформулировать ответ.