Туяна Харгатханова
Программа дополнительного образования «Бумажные фантазии»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа дополнительного образования
Кружок «Бумажные фантазии»
Образовательная область
«Художественнло – эстетическое развитие»
Подготовительная к школе группа (6 – 7 лет)
Срок реализации: 1 год
Разработал: воспитатель Харгатханова Т. В.
Пояснительная записка
Публикация «Программа дополнительного образования „Бумажные фантазии“» размещена в разделах
- Бумага. ИЗО, поделки
- Бумагопластика. Программы по конструированию из бумаги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Творчество рассматривается учеными, как деятельность высшего уровня познания и преобразования окружающего мира. В процессе творческой деятельности изменяется не только мир, но и сам человек- формы и способы мышления, личностные качества - он становится личностью.
Дети делают множество открытий и создают интересный, оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т. п. Новизна открытий и продукта субъективна и это - первая важная особенность детского творчества.
Процесс создания продукта для дошкольника имеет первостепенное значение. Деятельность ребенка отличается большой эмоциональной включенностью, стремления искать и много раз опробовать разные решения, получая от этого удовольствие большее, чем достижения результата. И это - вторая особенность детского творчества.
Ребенок с легкостью начинает ориентировочную деятельность, которая постепенно становясь более целенаправленной, увлекает ребенка поиском и часто приводит к положительным результатам. И это - третья особенность детского творчества.
Конструирование из бумаги относится к художественной деятельности. Дети в основном создают художественно-эстетический продукт: сказочные фигурки для игр, поделки для украшения интерьера и т. п. Это могут быть литературные персонажи и придуманные образы.
Конструирование формируется не только как практическая творческая деятельность, но и как универсальная умственная способность.
Создание художественно- эстетического продукта вместе с детьми имеет большие педагогические возможности. Оно развивает фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяет игровой опыт, дает знания об окружающем мире, обогащает словарь детей, формирует умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребенка становятся более ловкими, что также, положительно сказывается на его развитии.
Цель: развитие творческих способностей и конструктивного мышления.
Задачи:
1. Формировать обогащенные представления о конструируемых объектах
2. Формировать обогащенные способы конструирования ( создание целого из деталей путем: комбинаторики, надстраивания и присваивания и т. п. ; сминание, скручивание; разрывание бумаги и складывание листа в разных направлениях)
3. Развивать умение конструировать в соответствии с определенными условиями
4. Развивать элементарную поисковую деятельность и экспериментирование
5. Развитие речи детей
6. Развитие самостоятельного конструирования по собственному замыслу
В реализации программы участвуют дети подготовительной к школе группы (6-7 лет)
Программа предлагает проведение одного занятия в неделю во второй половине дня, количество детей на занятии 10-12 детей.
Продолжительность 30 минут, общее количество занятий 32, с октября по май.
Педагогический анализ знаний и умений детей проводится 2 раза в год: вводный - в конце сентября, итоговый - в конце мая.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей:
1. «Математическое развитие», где закрепляют умение считать, знание геометрических фигур, преобразование одной геометрической фигуры в другую.
2. «Развитие речи», дети обогащают словарный запас.
3. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящего конструирования.
4. «Экологическое развитие», где дети закрепляют знания о разных видах растений (деревья, цветы, водоросли и т. д.) и животных, о сезонных изменениях в природе.
5. «Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями, что послужит материалом для конструирования.
Ожидаемый результат
К концу учебного года дети умеют самостоятельно использовать освоенный способ для создания новых, более сложных конструкций, умение их комбинировать и трансформировать, развита мелкая моторика руки.
Формы проведения итогов реализации дополнительной образовательной программы :
выставки
создание предметно- игровой среды
использование в театральной деятельности
оформление интерьера.
Учебный тематический план
Раздел программы
Тема Число занятий
теория практика
1. Что может бумага? 1. Бумажная история 1 1
2. Д/игры и элементарные опыты с бумагой 1
3. «Веселые полоски» 1
4. «Фокусники» 1
2. Дорисуй! 1. Котята 1 1
2. Мышки 1
3. Зайцы 1
4. Сова 1
3. «Бумажная страна» 1. Путешествие по сказкам 1 1
2. Мы- строители 1
3. Бумажный лес 1
4. Корабли для жителей бумажной страны 1
5. Рыбки 1
6. Петушки и курочки 1
4. Киригами- зоосад 1. Загадочные превращения прямоугольника 1 1
2. «Быстрые ножки» 1
3. «Мышкин дом» 1
4. Мягкие лапки 1
5. Зверушки с брюшком 1
6. Фигурные зверушки 1
5. Мастерская Красной шапочки 1. Корзинка с цветам 1 1
2. Модельеры 1
3. Шляпки для бала 1
4. Сумочки 1
6. Садовники 1. Цветочная поляна 1 1
Содержание курса
Тема Цель
Бумажная история Знакомить детей с составом бумаги, с различными видами бумаги. Развивать любознательность
Опыты с бумагой Познакомить детей с пластическими свойствами бумаги :
бумага может защитить от солнца, холода, сохранять тепло;
изменение свойств бумаги под различными действиями с ней (вода, клей, солнце и т. д.)
Расширять жизненный опыт детей, обогащать словарь.
Веселые полоски Упражнять детей в установлении сходства через обыгрывание результатов работы и оформление композиций. Активизировать мышление с помощью загадок.
Фокусники Упражнять детей ориентировке в геометрических формах, понимать их отличительные особенности.
Котята Продолжать изготовление с детьми из одной заготовки, устанавливать их сходство со знакомыми предметами. Развивать умение использовать разные средства выразительности при создании образа. Учить моделировать игровую ситуацию. Развивать у детей сообразительность, творчество.
Зайцы
Сова
Путешествие по сказкам Вызвать желание у детей рассказывать сказки, в которых описываются волшебные страны. Способствовать развитию речевых умений
Мы - строители Вызвать интерес у детей к конструированию из бумаги домов, замков. Развивать конструктивное мышление, сообразительность.
Бумажный лес Познакомить детей со способами изготовления разных пород деревьев из одной заготовки. Обогащать словарь детей.
Корабли для жителей волшебной страны Упражнять детей в изготовлении игрушек из основной заготовки. Расширять личный игровой опыт детей.
Рыбки
Петушки
Загадочные превращения Познакомить детей с худ. техникой- киригами. Вызвать желание самостоятельно изготавливать игрушки новым способом. Способствовать освоение детьми общего способа конструирования. Развивать внимание, обогащать словарь детей.
Быстрые ножки Развивать умение решать творческие задачи, связанные с созданием различных поделок (на первом этапе дети работают с готовыми дополнительными деталями : голова, уши разных форм, хвосты). Развивать воображение
Мышкин дом Формировать у детей умения самостоятельно использовать освоенный способ для создания новых, более сложных конструкций. Развитие мелкой моторики рук.
Продолжать анализировать и выделять общий способ изготовления образов. Способствовать внесению в заданные образцы изменения с помощью дополнительных операций (надрезание, отворачивание углов т. д.) и деталей. Поощрять конструирование детей по собственному замыслу. Развивать творчество, фантазию.
Мягкие лапки
Зверушки с брюшком
Фигурные зверушки
Корзинка с цветами Обогащать игровой опыт детей, стимулировать обогащение и положительные взаимоотношения. Воспитывать нравственно- трудовые навыки и привычки. Развивать творческие способности и эстетический вкус.
Модельеры
Садовники Вовлечь детей в игру и творческую деятельность. Развивать интерес к окружающему миру, конструктивные умения. Расширять социальный опыт, обогащать словарь детей
Методическое обеспечение
Виды и формы занятий
Виды занятий Формы занятий
Контрольно- диагностические Беседы, практическая деятельность
Познавательно - досуговые Театральные игры
Методы и приемы обучения
Методы Приемы
Наглядный Наклядно – зрительные, тактильно – мышечные. Предметная наглядность, наглядно – слуховые
Информационно - рециптивные Совместная деятельность педагога и ребенка
Репродуктивный Уточнение и воспроизведение известных действий по образцу, развитие умения переносить знакомый способо изготовления в новую ситуацию
Практический Планирование выполнения задания, постановка задач, мотивация к деятельности, выявление и анализ ошибок.
Словесный Обыгрывание игрушки, инсценирование, обсуждение, речевые высказывания
Проблемное обучение Промеривание, прикладывание для наглядного практического выбора, умение соотносить знакомые способы с новыми условиями
Игровой Включение поделок в игру,развертывание их сюжета, побуждение детей к созданию дополнительных поделок.
Исследовательский Экспериментирование с материаломСоревновательный
Соревновательный Творческое использование готовых знаний, навыков, самостоятельное их использование
3. Оснащение
Дидактический материал
Вид Тематика
Художественная литература Сказки, рассказы
Иллюстрационный материал Картинки природы, иллюстрации сказок, цирка, зоопарка, образцы, схемы
Материал Различные виды бумаги, ножницы, краски, карандаши, клей, трафареты
4. Литература
1. Парамонова Л. А. Киригами. Зоосад. Растем и развиваемся. ИД «Карапуз»
2. Петрова И. М. Аппликация для дошкольников: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-67с.
3. Кобитина И. И. Работа с бумагой : поделки и игры. – М. : ТЦ «Сфера», 2009.-128с.