Рябчикова Виктория
Программа дополнительного образования «Азбука юного финансиста»
Министерство образования и науки Хабаровского края
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края
Принята на заседании
педагогического совета
Протокол № ___от «___»___2021г Утверждаю
заведующий МБДОУ д/с № 5
р. п. Хор
___Т. В. Шутова
Протокол №___
от «___»___2021г
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Азбука юного финансиста»
Направленность: социально-гуманитарная
Публикация «Программа дополнительного образования „Азбука юного финансиста“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Темочки
Уровень: стартовый
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации: 9 месяцев
Составитель (разработчик) :
Воспитатель Рябчикова Виктория Анатольевна
р. п. Хор
2021
Раздел 1. Комплекс основных характеристик ДООП
Пояснительная записка
Направление программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Азбука юного финансиста» (далее Программа) создаёт условия для обучения детей экономической грамотности.
Содержание программы направлено на заложение основ финансовой культуры в дошкольном возрасте в русле формирования здорового отношения к деньгам, совершенствования общения ребёнка со взрослыми и сверстниками при реализации интереса к материальным
ценностям.
Программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами и локальными актами:
Программа разработана с учетом следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30.09.2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196»;
Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
Устав образовательной организации
Актуальность программы
Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой.
Таким образом, очевидна необходимость установления и поддержания тесной взаимосвязи экономического образования и нравственного воспитания в дошкольном детстве.
Экономической грамотности, то есть представлению о том, берутся деньги и как их правильно тратить, стоит учить с детства. Обычно дети знают, что родители уходят на работу, чтобы зарабатывать деньги. Чтобы в будущем из вашего маленького человечка вырос человек со здоровым отношением к деньгам и работе, очень важно с детства привить ему основы экономической грамотности, объяснить, откуда берутся деньги и как их тратить. Если малыш будет четко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, он быстрее осознает устройство взрослого мира.
Задача взрослых — объяснить детям, почему следует уважать труд и бережно относиться к его результатам, и доступно раскрыть взаимосвязь труда, экономики и нравственности.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем,
что формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, способствует зарождению основ экономического мышления, дает знания о новых профессиях, учит освоению приемов простейшего выбора, овладению элементарными экономическими расчетами.
Отличительные особенности программы
-учет возрастных и индивидуальных психических особенностей старших дошкольников,
- их интерес к экономическим явлениям как к явлениям окружающей действительности,
- тесная взаимосвязь нравственно-трудового и экономического воспитания, комплексный подход к развитию личности дошкольника (связь этического, трудового и экономического воспитания, что соответствует федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО).
Содержание Программы способствует социально - коммуникативному и познавательному развитию детей.
Все занятия проводятся в игровой форме.
Адресат программы
Программа рассчитана на детей 4-5 лет.
Объём и сроки усвоения программы, режим занятий
Период Продолжительность занятия Кол-во занятий в месяц Кол-во часов
9 месяцев 20 мин. 4 34
Итого по программе 34 часа
Цель и задачи программы
Цель программы : помочь детям войти в социально-экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.
Задачи:
-знакомить детей с основными экономическими понятиями (деньги, ресурсы, цена, и т. д.).
- формировать представление детей о финансовой грамотности, организации производства;
- формировать понятие основных правил расходования денег, умение учитывать важность и необходимость покупки;
- воспитывать уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности;
-воспитывать умение правильного обращения с деньгами, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи.
Содержание программы
Фундамент по финансовой грамотности детей дошкольного возраста необходимо закладывать с раннего возраста. Финансовая грамотность позволит маленькому человеку быть успешным во взрослой жизни, грамотно вести свой семейный бюджет.
В данной программе закрепляется представление о непростом мире предметов и услуг, как результата труда людей, человеческих взаимоотношений.
Играя в профессии, дети постигают смысл труда, моделируют реальные жизненные ситуации, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, повышая интерес к экономическим знаниям.
В дидактических играх систематизируются представления детей о мире финансовых явлений, терминах, закрепляются представления о понятии «реклама», обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные и творческие способности детей.
Планируемые результаты
1. Иметь представление:
• о различных потребностях и в чем они заключаются;
• об ограниченности возможностей и удовлетворении потребностей;
• о ресурсах, как и для чего они используются, какие ресурсы нужны человеку;
• о различных профессиях, специальностях, о том, как получают профессию;
• об обмене товарами и услугами, о деньгах и их значении;
• об экономике.
2. Знать:
• о правилах и нормах жизни в группе и в детском саду;
• об ограниченности ресурсов, о необходимости их беречь и экономить.
• Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются;
• Сначала зарабатываем – потом тратим;
• Стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести;
• Деньги любят счет;
• Финансы нужно планировать.
• Твои деньги бывают объектом чужого интереса.
• Не все покупается;
• Финансы – это интересно и увлекательно!
Формы контроля и оценочные материалы
Для отслеживания результативности образовательного процесса по данной программе используются следующие формы контроля:
1. начальный контроль (сентябрь);
2. текущий контроль (в течение всего учебного года);
3. промежуточный контроль (январь);
4. итоговый контроль (май).
Занятия не предполагают отметочного контроля знаний, поэтому применяются различные критерии, такие как:
• текущая оценка достигнутого самим ребенком.
Диагностика знаний и умений детей по программе
В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:
Текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах детей);
Промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);
Итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
-через определение практических умений и навыков.
Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
Материально-технические условия реализации программы
- групповая комната
-столы, стулья
-атрибуты для с/ролевых игр «Шоферы»; «Поликлиника»; «Ветеринарная лечебница»; «Автобус»; «Скорая помощь»; «Парикмахерская».
-д/игры по темам;
-художественная литература «Муха-Цокотуха»; «Три поросенка»; «Сказка о рыбаке и Золотой Рыбке».
Календарный учебный график
Месяц Дата занятия Тема занятия Форма проведения Кол-во часов Форма контроля Примечание
Сентябрь
07.09.2021 Дидактическая игра «Зачем (для чего, почему) нужно это делать?»
Беседа;
д/игра
1
Анализ выполнения заданий
14.09.2021 Дидактическая игра «Назови профессию»
(учить детей правильно называть профессии людей по видам машин, управляемых ими). Игровая ситуация
1 Анализ выполнения заданий
21.09.2021 Дидактическая игра «Кому без них не обойтись?» (закреплять знания детей о материалах, инструментах и оборудовании, необходимых людям разных профессий). Беседа,
д/игра.
1 Анализ выполнения заданий
28.09.2021 Игровая ситуация «Большая стирка» Беседа,
д/игра. 1 Анализ выполнения заданий
Октябрь
05.10.2021 Дидактическая игра «Угадай профессию» Игровая ситуация
1 Анализ
выполнения заданий
12.10.2021
Сюжетно ролевая игра «Шоферы» Игровая ситуация
1 Анализ
выполнения заданий
19.10.2021
Дидактическая игра «Что делают этим предметом?» Игровая ситуация
1 Анализ
выполнения заданий
26.10.2021
Дидактическая игра «Для человека какой профессии это нужно?» Беседа,
д/игра
1 Анализ
выполнения заданий
Ноябрь
ноябрь
Ноябрь
02.11.2021
Дидактическая игра «Назови профессии» Игровая ситуация
1 Анализ
выполнения заданий
09.11.2021
Чтение «Муха-Цокотуха» Беседа,
чтение
1 Анализ
выполнения заданий
16.11.2021
Сказка «Фея копеечка» (Показ сказки с использованием ИКТ)
Игровая ситуация
1 Анализ
выполнения заданий
23.11.2021 «Что такое деньги?» Рассказ детям с показом денежных купюр (объяснить детям, для чего нужны деньги, какие они бывают, как необходимо с ними обращаться) Игровая ситуация
1 Анализ
выполнения заданий
30.09.21 Игра «Делаем деньги – купюры» (изучить деньги как предмет с его физическими свойствами).
Декабрь
07.12.2021 Игра «Мастерим шкатулочку» (изучить деньги как предмет с его физическими свойствами, обучить денежным формам и величинам, приучить к аккуратному обращению с деньгами)
Игра
1 Анализ
выполнения заданий
14.12.2021 Чтение сказки «Три поросенка» (расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых). Чтение
1 Анализ
выполнения заданий
21.12.2021 Игра «Панно из монеток» (изучить деньги как предмет с его физическими свойствами). Игра
1 Анализ
выполнения заданий
28.12.2021 Игра «Груша-яблоко»
(научить детей считать деньги и ресурсы) Игра
1 Анализ
выполнения заданий
Январь
11.01.2022 Игра «Орел или решка» (Изучить деньги как предмет с его физическими свойствами). Игра
1
Анализ
выполнения заданий
18.01.2022 Игра «Исчезающая монетка» (изучить деньги как предмет с его физическими свойствами (опыт – экспериментирование) Игровая ситуация
1 Анализ
выполнения заданий
25.01.2022 Чтение сказки о Золотой Рыбке (Показать детям, что такое жадность на примере героев сказки)
Чтение
1
Анализ
выполнения заданий
Февраль
01.02.2022 Игра «Размен» (научить считать деньги). Игровая ситуация
1 Анализ
выполнения заданий
08.02.2022 Профессии моей семьи д/ игра
1 Анализ
выполнения заданий
22.02.2022 «Деньги всякие нужны» д/игра
1 Анализ
выполнения заданий
Март
рт 02.03. 2022 Игра: «Услуги и товары» Игровая ситуация
1 Анализ
выполнения заданий
15.03.2022 Игровое упражнение «Какие бывают доходы?» (уточнить знания детей об основных и дополнительных доходах) Игровое упражнение
1 Анализ
выполнения заданий
22.03.2022 «Путешествие в страну «Экономград» Игра
1 Анализ
выполнения заданий
29.03.2022 Сюжетно –ролевая игра «Поликлиника» с/р игра
1 Анализ
выполнения заданий
Апрель
05.04.2022 Дидактическая игра «Кто кем работает?» (на примере сказочных героев закрепить и расширить представление о профессии) Игра
1 Анализ
выполнения заданий
12.04.2022 Игровое занятие «Поиск сокровищ пирата Финансиста» Игровое занятие
1 Анализ
выполнения заданий
19.04.2022 Дидактическая игра «Товарный поезд» (закрепить знания детей о месте изготовления товара; классифицировать товар по месту производства). Игровая ситуация
1 Анализ
выполнения заданий
26.04.2022 Сюжетно – ролевая игра «Ветеринарная лечебница» с/р игра
1 Анализ
выполнения заданий
Май
03.05.2022 Сюжетно – ролевая игра «Автобус» с/р игра
1 Анализ
выполнения заданий
17.05.2022 Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская» с/ролевая игра
1 Анализ
выполнения заданий
24.05.2022 «Путешествие по городу» Игровое занятие
1 Анализ
выполнения заданий
Список источников
1. Беседы об экономике: методическое пособие/авт. - сост. Т. А. Шорыгина. - М. : Творческий Центр «Сфера», 2009.
2. Введение в мир экономики, или мы играем в экономику/авт. - сост. А. А. Смоленцева. – Спб., 2001.
3. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории/ авт. -сост. М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.
4. Школа юного экономиста. Разработки занятий для младших школьников/авт. -сост. М. М. Воронина. - Волгоград: Учитель, 2008.
5. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. -М. ,2002.
6. Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт. - сост. А. Д. Шатова. – М. : Ювента, 2003.
7. Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М. : Карапуз, 2002