Айдария Мухаметшина
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие»
▼ Скачать + Заказать документы
ДВИГАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов). У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся.
Публикация «Рабочая программа коррекционного курса „Двигательное развитие“» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель: обогащение сенсомоторного опыта, поддержание и развитие способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков.
Задачи:
1) мотивация двигательной активности;
2) поддержка и развитие имеющихся движений;
3) расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
4) освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).
• мотивация двигательной активности;
• поддержка и развитие имеющихся движений;
• расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений;
• обучение переходу из одной позы в другую;
• освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации);
• формирование функциональных двигательных навыков;
Наряду с вышеуказанными задачами в коррекционном курсе «Двигательное развитие» решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников:
развитие тактильных ощущений кистей рук и расширение тактильного опыта;
развитие зрительного восприятия;
развитие зрительного и слухового внимания;
развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков;
формирование и развитие реципрокной координации;
развитие пространственных представлений;
развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации. развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;
• формирование ориентировки в пространстве;
• обогащение сенсомоторного опыта.
Программа определяет цель, задачи, возможные результаты, содержание и организацию образовательного процесса для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, тяжелыми и множественными нарушениями развития, для которых характерно интеллектуальное и психофизическое недоразвитие в сочетании с локальными и системными нарушениями речи, расстройствами аутистического спектра, эмоционально-волевой сферы, выраженными в различной степени тяжести.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» обеспечивает удовлетворение особых образовательных потребностей, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитие.
В рабочей программе представлен учебный материал, который может быть скорректирован с учетом индивидуальных потребностей воспитанника.
Исходя из этого, общей целью реализации содержания рабочей программы по коррекционному курсу «Двигательное развитие» является оптимизации физического состояния и развития ребенка.
Задачи:
1. Образовательные: развитие двигательных функций (способности к самостоятельному передвижению, формирование фонда жизненно важных движений, игровой деятельности.
2. Воспитательные: общее развитие и предупреждение вторичных эмоциональных и поведенческих расстройств, преодоление страхов, воспитание настойчивости, смелости, позитивного отношения к себе и окружающим.
3. Коррекционно-компенсаторные : преодоление двигательных нарушений, нормализация мышечного тонуса.
4. Лечебно-оздоровительные и профилактические: сохранение здоровья, повышение физиологической активности органов и систем профилактика осложняющих расстройств (стойких вегетативно-сосудистых и соматических нарушений).
5. Развивающие : повышение толерантности к нагрузке, развитие физических способностей, расширение объема мышечно-двигательных представлений и двигательной памяти.
Рабочая программа коррекционного курса «Двигательное развитие» организуется в форме занятий. Исходя из особенностей развития ребенка, индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида, занятие проводится для группы детей, а также индивидуально.
Предусмотрены следующие виды деятельности на занятии: словесные: объяснения, словесные инструкции, распоряжения, команды и т. д. ; физические упражнения: с помощью, с частичной помощью, по образцу, по словесной инструкции.
Личностные и предметные результаты освоения.
Ожидаемые результаты освоения программы.
В результате освоения программы :
Будет знать: правила поведения на занятиях ДР, что такое двигательное развитие, ее роль и влияние на организм ребенка. Что такое правильная осанка. Гигиенические требования к занятиям по двигательному развитию. Правила приема воздушных и солнечных ванн. Значение занятий на открытом воздухе. Знать правила подвижных игр, изученных на занятиях.
Будет уметь: выполнять упражнения, направленные на двигательное развитие, играть в подвижные игры.
Будет иметь: прирост показателей развития основных физических качеств; показывать хорошие умения и навыки в выполнении упражнений по двигательному развитию.
Учащиеся будут уметь демонстрировать: общеразвивающие упражнения : в положении стоя, сидя, лежа, стоя на четвереньках, с гимнастическими палками, дыхательные упражнения.
Предметные результаты:
- формирование знаний о положительном влиянии физических упражнений на организм,
- формирование представлений о правильной осанке, о правильном дыхании,
- формирование представлений о последовательности действий при осуществлении личной гигиены и закрепление этих представлений на практике.
- коррекция и компенсация недостатков физического развития (нарушение осанки, плоскостопие, отставание в массе, росте тела и т. д.);
- коррекция нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировке в пространстве, равновесия и т. д.);
- устранение недостатков в развитии двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и др.).
- выполнение комплексов по двигательному развитию на основе демонстрации (самостоятельно, с помощью, со значительной помощью).
Содержание курса состоит из следующих разделов:
«Основы знаний» - дать знания знаний о личной гигиене, правильной осанке, дать понятие «направляющий».
«Коррекционные упражнения» - коррекция и профилактика : плоскостопия, нарушений осанки, сколиозов.
«Развитие мелкой моторики» - развивающие игры, работа с дидактическими пособиями для развития мелкой моторики.
«Ориентировка в пространстве» - шаги, построения, перестроения.
«Самомассаж» - обучение навыкам самомассажа.
Содержание курса
№ Наименование разделов, тем программы
1 Основы знаний по двигательному развитию
1.1. Техника безопасности на занятиях ДР
1.2. Основы знаний о личной гигиене
1.3. Основы знаний: понятие «направляющий»
1.4. Представления о правильной осанке
2 Коррекционные упражнения для развития пространственно-временной дифференцировки и точности движения.
2.1. Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах).
2.2. Гимнастические построения и перестроения
2.3. Повороты по ориентирам.
2.4. Шаги вперед, назад, в сторону.
3 Упражнения для коррекции нарушений осанки
3.2. Упражнения сидя и лежа на полу.
3.3. Упражнения стоя и стоя на четвереньках
3.4. Упражнения на мягких модулях
3.5. Упражнения с гимнастической палкой
4 Упражнения для коррекции плоскостопия.
4.1. Катание ступнями массажных мячей. Игра «Кто быстрее снимет обувь?»
4.2. Ходьба на носках, на пятках.
4.3. Игры для профилактики плоскостопия. Ходьба по массажным дорожкам.
5 Упражнения для мелкой моторики
5.1. Сгибание, разгибание пальцев рук в кулак. Игра «Фигуры из пальцев».
5.2. Перекладывание мяча из руки в руку, катание мяча. Игра «Прокати мяч».
5.3. Подбрасывание мяча на разную высоту. Метание мяча в цель.
5.4. Самомассаж рук, головы, ног, живота.
5.5. Работа с дидактическим пособием «Черепашка» (по форме, по цвету)
5.6. Упражнения с массажными мячами. Игра «передай мяч».
5.7. Упражнения для пальчиков. Игра «Сложи картинку»
5.8. Упражнения для развития мышц рук и пальцев.
6 Обще развивающие игры (ОРИ)
6.1. ОРИ для всех групп мышц
6.2. Дыхательные игры
6.3. ОРИ с гимнастическими палками
7 Итоговое тестирование
7.1. Тестирование на начало заезда
7.2. Итоговое тестирование за заезд
Содержание программного материала занятий ДР состоит из базовых основ физической культуры и большого количества подготовительных, и коррекционных упражнений, а также подвижных игр коррекционной направленности, упражнений на развитие мелкой и общей моторики.
Календарно-тематический план
п/п Тема урока Кол-во часов Цель, задачи занятия Планируемые результаты
Академические Жизненные
ПЕРВОЕ ПОСЕЩЕНИЕ
1 Техника безопасности на занятиях по двигательному развитию (ДР) 1 Знакомить с правилами безопасности на занятиях по двигательному развитию Знать правила ТБ на занятиях ДР Учится слушать воспитателя, соблюдать правила поведения. Умение регулировать своё поведение
Тестирование на начало заезда.
Игры для знакомств Оценить состояние опорно-двигательного аппарата у каждого воспитанника Правильное исходное положение Учиться соблюдать инструкцию
2 Сгибание, разгибание пальцев рук в кулак. Игры на сгибание и разгибание рук и пальцев. 1 Учить сгибанию, разгибанию пальцев рук в кулак. Обучать правилам игры Сгибать, разгибать пальцы в кулак. Применять правила в игре. Развивать тонкие, дифференцированные движения пальцами рук.
Ходьба на носках, на пятках.
Игры для профилактики плоскостопия. Обучать правильно ходить на носках, на пятках Уметь правильно ходить на носках и пятках Развить умение слушать, соблюдать инструкцию. Ориентация в схеме тела
3 Построение в обозначенном месте (в кругах, в квадратах) 1 Обучать построению, перестроению в обозначенном месте Знать направление Ориентация в окружающем пространстве, ориентация в схеме тела
Подвижные игры для всех групп мышц Обучать комплексу общеразвивающих упражнений Правильно выполнять упражнения по примеру учителя Умение работать в группе
4
Работа с дидактическим пособием «Черепашка» 1 Учить работе с дидактическим пособием «Черепашка». Учить раскладывать детали по форме. Правильно раскладывать детали по форме Развить тонкие, дифференцированные движения пальцами рук.
Упражнения на мягких модулях Обучать комплексу упражнений на мягких модулях. Правильно выполнять упражнения по примеру учителя Ориентация в окружающем пространстве, ориентация в схеме тела
5 Катание ступнями массажных мячей. 1 Обучать комплексу упражнений с массажными мячами для ступней. Профилактировать плоскостопие. Правильно выполнять упражнения по примеру учителя. Применять правила в игре Умение работать в группе. Оказывать помощь, принимать помощь.
Игра «Кто быстрее снимет обувь» 1 Обучать правилам игры. Профилактировать плоскостопие. Правильно выполнять упражнения по примеру учителя. Применять правила в игре Умение работать в группе. Оказывать помощь, принимать помощь.
6 Перекладывание мяча из руки в руку, катание мяча. Игра с мячом. 1 Обучать правилам игры. Обучать перекладыванию мяча из руки в руку. Учить катать мяч. Правильно выполнять упражнения по примеру учителя. Применять правила в игре Развить тонкие, дифференцированные движения пальцами рук. Оказывать помощь, принимать помощь.
7 Основы знаний: понятие «направляющий»
Ознакомить учащихся с понятием «направляющий».
Знать понятие «направляющий», уметь двигаться за «направляющим» Ориентация в окружающем пространстве, умение работать в группе
Шаги вперед, назад, в сторону. Обучать воспитанников правильному движению вперед, назад, в сторону.
Уметь двигаться по заданному направлению (вперед, назад, в сторону) Ориентация в окружающем пространстве, ориентация в схеме тела, умение следовать правилам.
Гимнастические построения и перестроения Обучать построению, перестроению в одну шеренгу, в две шеренги. Знать, как построиться в одну шеренгу, перестроиться в две шеренги Ориентация в окружающем пространстве, ориентация в схеме тела, умение работать в группе
8 Общеразвивающие упражнения с гимнастическими палками 2 Обучать комплексу упражнений с гимнастическими палками. Правильно выполнять упражнения по примеру учителя Умение соблюдать правила, принимать и оказывать помощь.
9 Работа с дидактическим пособием «Черепашка» 2 Совершенствовать работу с дидактическим пособием «Черепашка». Повторить раскладку деталей по форме. Правильно раскладывать детали по форме Развить тонкие, дифференцированные движения пальцами рук.
10 Тестирование на первый заезд 1 Оценить состояние опорно - двигательного аппарата у каждого воспитанника Правильное исходное положение Учиться соблюдать инструкцию
Повторный заезд.
1 Техника безопасности на занятиях по двигательному развитию 1 Повторять правила безопасности на занятиях по двигательному развитию Знать правила ТБ на уроках ДР Учиться слушать учителя, соблюдать правила поведения. Умение регулировать своё поведение
2 Представления о правильной осанке 1 В доступной форме дать представление о правильной осанке Учиться сохранять правильную осанку Формирование представлений о собственном теле
Гимнастические построения и перестроения.
Игры на перестроение. Повторять построение, перестроение в одну шеренгу, в две шеренги. Знать, как построиться в одну шеренгу, перестроиться в две шеренги Ориентация в окружающем пространстве, ориентация в схеме тела, умение работать в группе
3 Игры сидя и лёжа на полу 1 Обучать комплексу упражнений с исходными положениями сидя и лёжа. Правильно выполнять задания по примеру воспитателя, соблюдать правильное исходное положение Умение соблюдать правила игры, принимать и оказывать помощь.
4 Повороты по ориентирам 1 Обучать поворотам по ориентирам, развить пространственную ориентацию, точность движения Знать, как совершать повороты по указанным ориентирам Ориентация в окружающем пространстве, ориентации в схеме
5 Подбрасывание мяча на разную высоту. Бросание мяча в цель
Игры на развитие крупной моторики 1 Обучать, как работать с мячом, развить точность движения, меткость. Уметь подбрасывать мяч на разную высоту, бросать мяч точно в цель Ориентация в окружающем пространстве, умение совершать точные движения. Представление о собственных возможностях
6 Упражнения и игры для профилактики плоскостопия 1 Коррекция деформации стопы, профилактика плоскостопия Учиться выполнять упражнения для профилактики плоскостопия. Правильно выполнять упражнения по примеру воспитателя. Ориентация в схеме тела, представление о собственном теле
7 Игры с массажными мячами. Игра «передай мяч» 1 Обучать правилам игры. Обучать упражнениям с массажными мячами. Правильно выполнять упражнения по примеру учителя. Применять правила в игре Развить тонкие, дифференцированные движения пальцами рук. Оказывать помощь, принимать помощь.
8 Игры для пальчиков. Игра «Сложи картинку» 2 Обучать правилам игры. Обучать упражнениям для пальчиков. Учить складывать картинку, разрезанную на части. Формировать предпосылки для развития способности к синтезу. Правильно выполнять упражнения по примеру учителя. Применять правила в игре. Умение составлять целое из частей. Развить тонкие, дифференцированные движения пальцами рук. Оказывать помощь, принимать помощь.
9 Упражнения для развития мышц рук и пальцев 1 Учить правильно выполнять упражнения, для мышц кистей рук и пальцев. Укрепить мышцы рук и пальцев Правильно выполнять упражнения по примеру воспитателя Развить тонкие, дифференцированные движения пальцами рук. Оказывать помощь, принимать помощь.
10 Итоговое занятие. 1 Оценить состояние опорно - двигательного аппарата у каждого воспитанника Правильное исходное положение Учиться соблюдать инструкцию
Учебно-методическое обеспечение
• дидактический материал: изображения (картинки, фото, пиктограммы, альбомы с демонстрационным материалом в соответствии с темами занятий.
• спортивный инвентарь: маты, батуты, гимнастические мячи разного диаметра, гимнастические скамейки, гимнастические лестницы, обручи, кегли, мягкие модули различных форм, гимнастические коврики, корзины.
• технические средства реабилитации: кресла-коляски комнатные и прогулочные, опор для стояния (ходунки).