Елена Ливицкая
Программа «Дарим детям радость»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа
«Дадим детям радость»
Реабилитация несовершеннолетних с помощью музыкального воспитания.
Составитель: Ливицкая Е. Н
Музыкальный руководитель 1 категории
г. Дальнереченск
2022г.
Постановка проблемы.
Ситуация в мире современного детства тревожна и опасна как для детей, так и для будущего общества. В настоящее время значительно расширился спектр социальных, экономических, психосоциальных, педагогических факторов, стимулирующих детскую безнадзорность, бездомность, социальное сиротство и дезадаптацию, которые представляются в утрате социальных связей детей с семьёй и школой, в отчуждении от труда, резком ухудшении нервно- психологического здоровья детей, в увеличении процента ранней подростковой алкоголизации, возрастании количества несовершеннолетних правонарушителей, суициде.
Публикация «Программа „Дарим детям радость“» размещена в разделах
Помещение ребёнка в реабилитационный центр, с одной стороны,- драматическое событие, вызванное катастрофическим неблагополучием в его жизни, с другой рубеж, завершающий трагический период, открывающий возможность возродиться в социальном, психологическом плане, восстановить здоровье, социальные роли, познать чувство привязанности к другим людям и получить право на достойную человеческую жизнь.
Реабилитационная работа начинается с определения с зоны актуального и ближайшего развития и продолжается при постоянном расширении этой зоны, с учётом возрастных особенностей психологии детей. Важно создание мягкого психологического климата, способствующего всестороннему развитию дезадаптированных детей. В этом большую роль играет эстетическое воспитание.
Основой для разработки программы «Дарим детям радость» послужили методики «Пробуждение и развитие интереса к музыке» (В. Шацкая, Н. Гродзенская, Л. Бартенева, «Активизация деятельности школьников, повышение роли творческого начала» (О. Апраскина, Н. Ветлугина, Л. Дмитриева, «Забегание вперёд и возвращение к пройденному»(так образно назвал свою методику Д. Б. Кабалевский).
Программа нацелена на воспитание таких нравственных качеств, как дисциплинированность, ответственность, взаимопомощь, взаимовыручка, доброта, заботливое отношение к окружающим. Она предусматривает наполнение досуга детей содержанием, имеющим социально- общественный характер: совместное общение с возможностью получить навыки и умения, которые можно применять в повседневной жизни и в будущем.
Цели и задачи программы.
Цель: всестороннее развитие личности дезадаптированных несовершеннолетних.
Задачи:
- создание условий для организации досуга детей как состовляющего элемента корекционно- реабилитационной работы;
- участие детей в совместной деятельности, способствующей их общению;
- развитие эмоционально- волевой сферы у дезадаптивных детей: снижение эмоционального напряжения, коррекция настроения;
- формирование у детей моральных представлений. Коррекция негативных черт характера ребёнка.
Структура программы.
Программа включает подпрограммы :
1. «Реабилитация несовершеннолетних с помощью музыкального воспитания.»
2. «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства (кукольный театр)».
3. «Организация совместной деятельности дезадаптивных детей».
Основные методы и приё мы:
- прослушивание музыки
- рассматривание иллюстраций
- беседы по прослушанным произведениям, знакомство с творчеством композиторов
- хоровое и индивидуальное пение
- обучение музыкально- ритмическим и танцевальным движениям
- драматизация
- игра на музыкальных инструментах.
Подпрограмма
«Реабилитация несовершеннолетних с помощью музыкального воспитания».
Важная роль в развитии и воспитании социально дезадаптированных детей принадлежит музыке. Музыкальное развитие ребёнка осуществляется естественно и непринуждённо. В отличие от традиционных программ, где упор сделан на исполнительской деятельности ребят, данная программа направленна на воспитание и развитие детей, страдающих неврозами, задержкой психического развития, которые отличаются чрезмерной утомляемостью, замкнутостью и т. д. она поможет сохранить психическое здоровье и предупредить эмоциональные расстройства у дезадаптивных детей.
Главной целью музыкального воспитания является формирование эмоционально- нравственной сферы каждого ребёнка.
Задачи:
- развитие способности переживать музыкальное содержание и специфическую выразительную речь;
- совершенствование навыков основных движений;
- обогащение эмоциональной сферы положительными эмоциями;
- обучение элементам техники выразительных движений и адекватное использование жестов, мимики;
- повышение уверенности в себе, приобретение навыков в расслаблении;
- развитие памяти в ходе разучивания песен, скороговорок, потешек;
- развитие интонационной речи.
Задачи музыкального руководителя.
1. Проведение музыкальных занятий разного типа: традиционных, доминантных, развивающих, комплексных, интегрированных.
2. обогащение детей яркими музыкальными впечатлениями. Воспитание доброжелательных отношений в процессе различных видов музыкальной деятельности.
Задачи воспитателя.
1. Использование музыки в повседневной деятельности и на занятиях.
2. Формирование эмоционально- положительной установки к занятиям музыкой.
3. Организация самостоятельной деятельности детей в группе.
4. Создание музыкальной зоны для музицирования.
Подпрограмма «Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства».
Уже в раннем возрасте дети склонны к творческой деятельности. Через творчество они познают окружающий мир. Мир театра помогает им понять, что такое зло и добро, с любовью относится к сверстникам, взрослым и животным. Общаться с искусством театра. Дети учатся быть более терпимыми друг к другу, уживчивыми, сдержанными, собранными, так как во время постановки спектакля требуется предельное внимание. Им нужно вовремя включиться в театральное действо, без спора уступить место у ширмы другому, суметь подать свою реплику своевременно и эмоционально.
Задачи:
- последовательно знакомить детей с различными видами театра (кукольным, драматическим, оперным);
- воспитывать устойчивый интерес к театрально- игровой деятельности;
- подводить детей к созданию выразительного образа в этюдах, драматизациях, в песенных и танцевальных импровизациях;
- расширять представления детей об окружающем мире;
- учить детей правильно оценивать моральный облик действующих лиц пьесы;
- развивать эмоциональную сферу детей, прививать им чувство прекрасного;
- стимулировать развитие различных видов творческой деятельности: песенная, танцевальная, игровая, импровизация на музыкальных инструментах.
Театральная деятельность содействует формированию дружного творческого коллектива, помогает решать задачи эстетического воспитания, развития речи, приносит детям много радости и делает ярким и содержательным их досуг.