Ольга Мартинкевич
Организация взаимодействия с семьёй в период адаптации ребенка к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к
будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.
И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум
и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
Публикация «Организация взаимодействия с семьёй в период адаптации ребенка к условиям ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Тема адаптации ребенка к детскому саду всегда остается одной из ведущих. Педагоги и воспитатели дошкольного учреждения непрестанно объясняют взволнованным мамам и папам, как облегчить адаптацию ребенка к детскому саду, как нужно и как не нужно себя вести с ребенком, что будет способствовать успешной адаптации малыша к ДОУ. Каждый год, по мере набора групп раннего возраста в детских садах, мы отмечаем, что родителей все больше волнует вопрос о том, как же будет себя чувствовать их малыш в новом для него помещении, коллективе, с новым незнакомым взрослым.
СЛАЙД 3
Когда ребенок поступает в детский сад, начинается его новая самостоятельная жизнь. Малыш попадает не просто в новые условия, а новую психологическую атмосферу. Нельзя сказать, что существует единый подход ко всем детям во время адаптации. Каждый ребенок своеобразен. Каждому ребенку нужен индивидуальный подход. У кого-то адаптация проходит быстро и легко, а у кого-то долго и тяжело.
Мы понимаем, что необходимо так построить совместную работу с родителями (равноправными участниками образовательных отношений, чтобы избежать осложнений в период адаптации и обеспечить ее оптимальное течение.
СЛАЙД 4
Перед нами, воспитателями, в период адаптации стоит главная цель: создать условия для минимизации стресса и снижения тревожности с первых дней пребывания малыша в детском саду.
СЛАЙД 5
Для достижения цели определили задачи:
1. Создавать оптимально насыщенную, многофункциональную, трансформирующуюся среду с учётом индивидуальных интересов и способностей малышей.
2. Стимулировать проявления собственной инициативы и самостоятельности ребёнка через игры, общения, совместную деятельность.
3. Расширять опыт ориентировки в окружающем, обогащать опыт детей разнообразными сенсорными впечатлениями.
4. Способствовать развитию умения играть рядом, а затем и вместе со сверстниками.
5. Информировать родителей об успехах и достижениях детей через беседы, организации выставок детских работ, по переписке по электронной почте.
СЛАЙД 6
Реализация этих задач невозможна без активного участия родителей!
Если родители настроены настороженно, чего-то опасаются, это отрицательно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка.
Мы старались успокоить родителей: приглашали их осмотреть групповые помещения, показывали шкафчик, кровать, игрушки, рассказывали, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомили с режимом дня, вместе обсуждали, как облегчить период адаптации.
Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
На протяжении многолетней работы в группе раннего возраста, мы отметили, что активное участие родителей в жизни группы положительно сказывается на успешной адаптации детей. У детей, чьи родители с первых дней посещения детского сада откликаются на просьбы воспитателей, процесс адаптации проходит менее болезненно и значительно быстрее.
В связи с этим наблюдением, мы решили найти и изучить различные формы и приемы вовлечения родителей в жизнь нашей группы с первых дней адаптации.
СЛАЙД 7
В своей работе мы используем различные формы работы с родителями:
1. Организация родительских встреч по типу родительского клуба:
• Консультация для родителей «Игрушка в жизни ребёнка» (Цель: дать рекомендации родителям о том, как выбрать игрушку ребенку: соответствие возрасту, смысловое значение, безопасность, эстетические требования)
СЛАЙД 8
• Мастер-класс с родителями «Создание дидактической игрушки своими руками» (Мы предлагаем родителям совместное создание дидактической игрушки для ребенка, знакомим с дидактическими игрушками в нашей группе).
СЛАЙД 9
• Первые встречи-знакомства. Приобретённые благодаря таким встречам знания друг о друге (педагогов о родителях и детях, родителей – о педагогах и других семьях) позволяют в дальнейшем в работе принимать верные стратегические и тактические решения по организации конструктивного взаимодействия детского сада и семьи в процессе воспитания детей.
СЛАЙД 10
2. Сказкотерапия (адаптационные сказки)
Уже до начала посещения ребёнком детского сада мы предлагаем родителям сказки, которые можно почитать деткам дома, в знакомой спокойной обстановке. Рассказывание мамой сказок для детей, которые сейчас проживают адаптацию к садику, поможет справиться со стрессом. Слушая сказку, малыш будет идентифицировать себя с главным героем. Слушая истории, которые приключаются с ребятами, так похожими на него, ребенок будет понимать, что не одинок! А еще герои сказок находят разные способы поведения, которые им помогают преодолевать страхи и переживания, здесь и будет возможен перенос позитивного выхода из внутреннего дискомфорта малыша.
«Котёнок Кузька идёт в детский сад»
«Слонёнок Тоша идёт в детский сад»
«Сказка о Сонечке, садике и слонике»
В процессе адаптации предлагаем сказки, направленные непосредственно на устранение тревожности у конкретного ребёнка:
«Сказка о детской кроватке»
«Если ребёнок боится, что мама его не заберёт»
«Если ребёнок не хочет спать в детском саду»
«Если ребёнок грустит в детском саду»
Мы даем рекомендации родителям как читать такие сказки: обсуждение после чтения, обыгрывание сюжета сказки с любимыми игрушками ребёнка.
СЛАЙД 11
3. Создание семейного фотоальбома «Моя семья», фотовыставка «С папой и мамой дома играем».
На первом родительском собрании, посвященном адаптации детей в ДОУ мы обсуждаем, каким хотелось бы видеть фотоальбом:10х15 см, в мягкой обложке с фотографией ребенка на обложке, фотографиями родителей, братьев \сестер, домашних любимцев, фотографии из путешествий. Мы просим родителей принести фото детей с мамой и папой и составили альбомы. В утренние часы, когда малыши грустят, мы предлагаем детям рассмотреть альбом, малыши отвлекаются от своей грусти и успокаиваются. Семейные фотографии – это важнейшая поддержка, символ присутствия родителей, их любви. Дети ощущают «живое» присутствие родных, могут рассказать о событиях, запечатленных на них, погружаются в атмосферу семейного микроклимата. Альбом постепенно пополняется фотографиями и рассказами детей. Малышу всегда интересно посмотреть не только свой, но и альбомы всех друзей.
СЛАЙД 12
4. Участие родителей в образовательной деятельности и играх:
«Гость группы»
Нередко были случаи когда, родители, волнуясь за малыша, ходили под окнами прислушивались, заглядывали, иногда дети это замечали и еще больше капризничали. Поэтому, на родительском собрании мы предлагаем, приходя за ребенком не сразу его забирать, а некоторое время провести вместе со всей группой, т. е. принимать участие в совместной и индивидуальной деятельности (по лепке, физкультуре, музыке и просто в различных играх). Эту работу мы назвали «Гость группы».
СЛАЙД 13
Благодаря этому непосредственному общению родители, воспитатели и дети ближе познакомились. Так родители могли не только помочь ребенку раскрыться, быть спокойным в детском коллективе, но и наблюдать за работой воспитателя. Как он общается с детьми. Пребывание мамы рядом с ребенком оказывает положительное влияние на формирование успешных взаимоотношений между детьми, педагогом и родителями.
СЛАЙД 14
В процессе совместного общения мы получили дополнительную информацию о ребенке, о стиле взаимоотношений между взрослым и ребенком в семье.
СЛАЙД 15
5. Информационные стенды для родителей.
Здесь помещаем буклеты, памятки для родителей. Оформляем выставки детских коллективных работ, портфолио детей.
Проведенный анализ бесед с родителями, анкетирование показывает, что адаптация детей в нашей группе проходит успешно. В результате совместной деятельности устанавливаются партнерские отношения с семьёй каждого ребёнка. Выработан наиболее оптимальный стиль воспитания детей в детском саду и семье.
Благодаря этой работе отмечается наиболее активная часть родителей, на которых в дальнейшей работе можно опереться при проведении различных конкурсах, праздниках и т. д.
В период адаптации трудностей не возникает, особенно нас радует то, что родители сами обращаются за советами к воспитателям: согласовывают режим дня дома, чтобы он совпадал с режимом дня детского сада, советуются о правильном подборе игрушек для детей данного возраста и т. д.
СЛАЙД 16
Результатом проведенной нами работы является создание благоприятного адаптационного периода для детей и родителей.
Итоги анкетирования родителей показали, что значительно повысилась компетентность родителей по вопросам воспитания и образования детей. Установлен с ними тесный контакт и сотрудничество.
В завершение хочется отметить, если родители и педагоги объединяют свои усилия и обеспечивают малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения в жизни ребенка - ему на благо.