Янбаева Кабират
Программа кружковой работы «Рукоделкины» для детей старшей группы
Программа кружковой работы для детей старшей группы
«Самые далеко идущие успехи
науки и техники рассчитаны
не только на мыслящего,
но и на ощущающего человека».
Б. Г. Ананьев
Пояснительная записка.
Человек от природы – творец. Для этого у него есть всё : воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, красках, глине или тесте! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому "танцу" рук – ЛЕПКА! Материалов для лепки предостаточно: глина, пластилин, гипс, тесто, снег, песок! Лепить можно даже из хлеба и воска.
Публикация «Программа кружковой работы „Рукоделкины“ для детей старшей группы» размещена в разделах
Соленое тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников.
Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Лепить могут как дети 5-6 лет, так и самые маленькие. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, вилки, гвоздика, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен.
Наблюдения за детьми в группе показали, что многие дети обладают низким уровнем развития мелкой моторики рук. Они не умеют пользоваться ножницами, плохо рисуют карандашами и красками. Дети робкие и застенчивые, неуверенные в своих силах.
Работа с тестом – это, своего рода упражнения, оказывающие помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему, что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление изделий из соленого теста.
ТЕСТОПЛАСТИКА ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ:
Коррекционно-развивающую - развитие и коррекция всех психических функций (восприятия, внимания, мышления, моторики и координации движений и т. д.)
• Обучающую - расширение знаний и представлений о самом себе, других, окружающем мире, раскрытие творческих способностей детей, умения видеть необычное в предмете исследования.
• Коммуникативную - развитие умения позитивного общения и сотрудничества.
• Релаксационную - преобразование деструктивных форм энергии в социально-адаптивную форму деятельности, снятие психоэмоционального напряжения
• Воспитательную - развитие нравственных сторон личности ребенка, любви к труду, процессу творчества и познания.
Предполагаемый результат работы кружка :
• сформируется общая осведомленность детей
• повысятся технические навыки и умения
• разовьется моторика рук
• дети будут проявлять творчество в процессе лепки
• станет устойчивым интерес к изотворчеству на занятиях и самостоятельной деятельности.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ :
Подарить детям радость творчества, показать приемы лепки из соленого теста, помочь развить творческие и коммуникативные способности ребенка через изготовление изделий из соленого теста.
ЗАДАЧИ:
Познакомить с тестопластикой. Развивать мелкую моторику. Учить техническим приемам работы с тестом и подручными инструментами. Развивать у детей эстетический и художественный вкус. Воспитывать интерес и желание заниматься декоративно-прикладным промыслом.
Методические приемы:
• рассматривание игрушек, скульптуры и т. д.
• рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т. д.
• игровые приемы (приход героя и др.).
• показ технологических приемов.
• упражнение детей навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т. д.).
Дидактический материал:
• аудиозаписи.
• использование образцов (муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).
• использование наглядности (фотографии, картины, рисунки детей, иллюстрации из книг и др.).
Техническое оснащение:
• дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, кусочки меха).
• инструменты для лепки (стеки, печатки, турнет для лепки, колпачки от фломастеров и др.).
Форма работы :
· Совместная деятельность с педагогам.
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ РАБОТЫ :
· От простого к сложному.
· Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
· Научность.
· Доступность.
· Системность знаний.
· Воспитывающая и развивающая направленность.
Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.
· Активность и самостоятельность.
· Учет возрастных и индивидуальных особенностей.
В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ КРУЖКА НА КОНЕЦ ГОДА ДЕТИ ОСВОЯТ СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЕМЫ ЛЕПКИ:
· скатывание прямыми движениями;
· скатывание круговыми движениями;
· расплющивание;
· соединение в виде кольца;
· защипывание края формы;
· лепка из нескольких частей;
· пропорции;
· оттягивание части от основной формы;
· сглаживание поверхности формы;
· присоединение части;
· прижимание;
· примазывание;
· вдавливание для получения полой формы;
· использование стеки.
Кружок «рукоделкины» проводится с детьми 6 – го года жизни. Занятия проводятся в течение учебного года (с октября по май) один раз в неделю с группой из 10 детей, продолжительностью до 25 мин.
Программа рассчитана на 31 занятия.
Ответственный воспитатель: Аджиниязова Г. А.
тема занятия способ организации месяц. Количество занятий
1. «Чудо-лепешка.»
Вводный рассказ об истоках появления лепки из солёного теста как вида декоративного прикладного искусства
2. Узоры из солёного теста.
Создание отпечатков и рисунков на лепешке из теста с помощью крупы, косточек, печатей.
3. Булки,бараночки.
4. Пирамидки Методические приё мы:
Перебирание пальчиками косточек, семян – дидактическое упражнение «Угадай на ощупь». Знакомство с пластичным материалом (соленое тесто).Освоение конструктивного способа лепки.
Практическая деятельность: замешивание солёного теста.
лепка и рисование.
Октябрь
4 занятия.
1. «Яблоки и груши»
2. «Раскрашивание красками яблок и груш».
3.» Декоративная тарелка «Роза»
4. «Раскрашивание красками декоративной тарелки «Розы». Методические приё мы:
Учить лепить яблоки и груши,
Упражнять в скатывании шара, овала, сплющивании, использовании природного материала для дополнения поделки.
Практическая деятельность: лепка раскрашивание, работа с природным материалом, веточкой гвоздики.
Ноябрь
4 занятия.
1. «Ёжики»
Создание фигурки ёжика, раскрашивание
2. «Раскрашивание красками ёжика»
3. «Ёлочка красавица» создание елочек из треугольной формы
4.«Новогодние игрушки»
Создание игрушек на елку, лепка, раскрашивание.
Методические приё мы:
Рассматривание открыток о зиме, фотографий с изображением зимних явлений.
Лепить ежа из целого куска, оттягивая мордочку.
Отдельно лепить иголки в форме конуса, соединять детали, смачивая водой.
Чтение рассказов с описанием зверей. Рассматривание иллюстраций, муляжей зверей.
Практическая деятельность – лепка, рисование.
Декабрь
4 занятия
1. «Рождественский леденец» Создание фигурки леденца, раскрашивание его.
2. «Забавный снеговик» лепка снеговика, раскрашивание гуашью.
3. «Пингвин на льдине»
Коллективное создание поделки лесная поляна.
Методические приё мы: Чтение стихотворений. Рассматривание открыток о зиме, фотографий с изображением зимних явлений.
Рассматривание иллюстраций с изображением пингвина.
Беседа с детьми о празднике «Рождество»
Практическая деятельность – лепка, рисование.
Самостоятельные действия детей, помощь педагога детям при выполнении работ.
Январь
3 занятия
1. «Белый медведь»
Создание фигурок медведя, раскрашивание гуашью.
2. «Валентинка» коллективная работа
3. «Кружка для папы» подарок для пап
4. «Подкова на счастья». Методические приё мы: Чтение стихотворений. Рассматривание иллюстраций с изображением белого медведя., зимнего леса
Беседа с детьми о празднике «День Валентина»
Практическая деятельность – лепка и рисование.
Февраль
4 занятия
1. «Веселые человечки».
2 «Цветы для мам» Создание отпечатков на лепешке из теста с помощью готовых трафаретов, раскрашивание гуашью.
3.«Моя любимая игрушка» Создание игрушек
4. «Матрешка» лепка плоской матрешки раскрашивание ее Методические приё мы: Чтение рассказов с описанием зверей. Рассматривание иллюстраций, муляжей человека. Чтение стихотворения о маме. Рассматривание картинок с изображением цветов.
Чтение стихотворений про игрушки.
Практическая деятельность – лепка, рисование Март
4 занятия
1. «Мышка на сыре» коллективная работа
2. «Пасхальное яичко» лепка яйца, раскрашивание его.
3. «Слон» лепка слона раскрашивание его.
4. «Божья коровка» Методические приё мы: Чтение стихотворений. Беседа с детьми по темам.
Рассматривание иллюстраций муляжей с изображением, яйца, слон, божьей коровки.
Практическая деятельность – лепка, рисование.
Апрель
4 занятия
1. «Аквариум» (создание фигурок рыбок, раскрашивание гуашью
2. «Грибная полянка» коллективная работа
3. «Угощение для моей семьи» изготовление фигурок печенья.
4. Лепка на свободную тему : (продемонстрируй чему научились) Методические приё мы:
Рассматривание иллюстраций с изображением леса, лесной поляны. Рассматривание иллюстраций с изображением рыб, муляжи рыб.
Рассказ о празднике.
Практическая деятельность – лепка, аппликация и рисование. Май
4 занятия
Литература:
1. Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки. Декор. — М: Эксмо, 2004. — 160 с.
2. Кискальт И. Соленое тесто/ Пер. с нем. — М. : АСТ-пресс книга, 2003 — 144 с.
3. Кискальт И. Соленое тесто. Увлекательное модедирование. — М. :
Профиздат 2002. — 80 с.
4. Колотова О. Тестопластика // Позашкiлля. – 2007. – №7. – с. 40 – 42.
5. Хананова И. Соленое тесто. — М. : АСТ-пресс книга, 2004 — 104 с.