Касьянова Ольга
Программа по профориентации «Выбери свое будущее»
Программа по профориентации «Выбери свое будущее»
Основания для разработки Программы :
• Концепция Модернизации российского образования;
• Трудовой кодекс;
• Конвенция о правах ребенка;
• Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования;
• Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка».
Цель Программы : способствовать формированию у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению в соответствии с интересами, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности.
Публикация «Программа по профориентации „Выбери свое будущее“» размещена в разделах
Задачи Программы :
1. Создать систему профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность.
2. Обеспечить возможность профпросвещение, профдиагностику, профконсультации обучающихся.
3. Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, о типах профессий, о их требованиях к личности, о путях продолжения образования для получения профессиональной подготовки.
4. Разработать формы и методы социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения школьников.
5. Реализовать возможности социального партнерства.
Основные исполнители Программы :
• Администрация ОУ;
• Социальные педагоги;
• Педагог – психолог;
• Классные руководители;
• Педагоги – предметники;
• Воспитатели
Виды деятельности:
• Профпросвещение через учебную и внеурочную деятельность;
• Диагностика и консультирование;
• Взаимодействие с предприятиями, с ГБПОУ;
• Профессиональные пробы.
Формы работы (определяются в соответствии с возрастными особенностями) • Тематические классные часы;
• Беседы;
• Встречи;
• Проектная деятельность;
• Экскурсии в ГБПОУ, на предприятия
• Сюжетно-ролевые игры;
• Встречи с бывшими выпускниками школы.
Направления реализации Программы :
• Информационно-аналитическая деятельность;
• Организационно-методическая работа;
• Работа с педагогическими кадрами;
• Работа с родителями;
• Работа с учащимися.
Ожидаемые результаты
• Повышение уровня готовности выпускников к профессиональному самоопределению;
• Повышение мотивации обучающихся к труду;
• Ориентированность обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Пояснительная записка
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, существенно сказывается на образовании молодежи и ее готовности к профессиональному самоопределению. Увеличивается число неработающей и не учащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь не охотно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. При сохранении престижа высшего и средне-специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство. Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует молодым людям возможность состояться в профессиональном отношении. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Подготовка подрастающего поколения к жизни, к труду – задача первостепенной важности. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности.
Целевая Программа по профориентации «Выбери свое будущее» определяет содержание и основные направления работы в школе. Программа представляет комплекс мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области профессионального самоопределения обучающихся.
В школе обучаются дети с ОВЗ. Программа предусматривает работу с детьми этой категории. Она заключается в выявлении их профессиональных интересов, в определении будущей сферы их деятельности, знакомства с перечнем профессий, отвечающих интересам, склонностям, возможностям и состоянию здоровья каждого из них. Профориентационная работа заключается в том, чтобы помочь детям с ОВЗ и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире профессий и не ошибиться в выборе будущего.
Виды деятельности:
1. Профпросвещение через учебную и внеурочную деятельность с целью расширения представлений, обучающихся о рынке труда.
2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии с учётом личностных особенностей.
3. Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ.
4. Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройству молодежи.
5. Профессиональные пробы – создание условий для получения учащимися опыта профессиональной деятельности.
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.
Этап Пропедевтический
1-4 классы
Возрастные особенности
Формы профориентационной работы
Повышенная чувствительность к внешним воздействиям.
Ведущая деятельность - учебная.
В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознатель-ность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых.
Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит нагляд-но-действенный характер.
Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых.
Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда. Тематические классные часы:
Мастерим мы – мастерят родители (1 класс).
Профессии моего города (2 класс).
Трудовая родословная моей семьи (3 класс).
Известные люди нашего города (4 класс).
Беседа:
Кто работает в нашей школе?
Как правильно организовать свое рабочее место? (практическая минутка)
Твои трудовые обязанности в школе и дома.
Мое любимое занятие в свободное время
Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.
Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры.
Методика «Кем быть»
(Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись.)
Профпросвещение :
- встречи детей с мастерами своего дела
(бабушки, дедушки)
- показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок
- костюмированные карнавалы профессий
- сочинения на тему «Пусть меня научат»
- трудовые поручения
Поисково-зондирующий
5 - 7 классы
Формируется чувство взрослос-ти. Подростки стремятся само-утвердиться в коллективе.
Формируется нравственная основа общения.
Для профессионального само-определения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, забо-ты об окружающих, младших и людях пожилого возраста.
Это возраст для формирования профессионально ориентирован-ных ЗУН. Тематические классные часы:
1. Мир профессий (5 класс).
2. Всякий труд надо уважать
(6класс).
3. Я и моя будущая профессия (7 класс)
Встречи с интересными людьми (профессионалами)
Экскурсии
Ролевые игры
Творческие конкурсы
Практическая, трудовая, общественно-значимая деятельность
8 - 9 классы
Период развития профессионального самоопределения
Формирование личностного смысла выбора профессии.
Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка. Тематические классные часы:
1. Дороги, которые мы выбираем. (9 класс)
2. Формула успеха - труд по призванию. (8 класс)
3. Проблемы профессиональ-ного самоопределения учащихся. (9 класс)
Информация о профессиях народного хозяйства, перспекти-вами профессионального роста и мастерства.
Знакомство с правилами выбора профессии.
Формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессией.
Мероприятия по реализации Программы «Выбери свое будущее»
I. ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
1. Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9 классов сентябрь Социальный педагог
2. Проведение социологического опроса выпускников школы с целью выявления профессиональных намерений и их реализации 2 раза в год
сентябрь,март, в течение учебного года, педагог- психолог
3. Выявление учащихся, неопределившихся с выбором профессии В течение уч. года Кл. руководители
4. Организация экскурсий в ГБПОУ В течение учебного года классные руководители
5. Анализ работы по профориентации с учащимися и их родителями. март-апрель Администрация школы
II. ОРГАНИЗАЦИОННО - МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
1. Подготовка плана работы по профориентации на учебный год май Зам. директора по ВР
2. Подготовка планов совместной работы школ с заинтересованными организациями
(внешкольными учреждениями, профессиональными учебными заведениями) май Социальный педагог, педагог - психолог
3. Создание страницы на сайте школы «Выбери своё будущее» с информацией:
• профессиограммы (описание профессий);
• справочники профессиональных учебных заведений - ГБПОУ;
-методические материалы по вопросам профориентации для педагогических работников. В течение года Администрация школы, ответственный за сайт
4. Проведение дней профориентации В течение года Учитель по профориентации
5. Обзор новинок методической литературы по профориентации, проведение в школьных библиотеках выставки книг «Человек и профессия» В течение года Библиотекарь
6. Вовлечение учащихся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами В течение года классные руководители
7. Выпуск школьной газеты, посвященной профориентации «Кем быть» 1 раз в год Социальный педагог, учитель по профориентации
II. РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ
1. Рассмотрение вопросов методики профориентационной работы, обмена опытом на МО классных руководителей. С сентября Кл. руководителей
2. Семинар для педагогов «Организация профориентационной работы с учащимися — важнейшее условие успешной социализации ученика». октябрь Учитель по профориентации
3. Проведение круглых столов «Состояние профориентационной работы с учащимися и распределение их по профилям обучения».
1 раз в год Зам. директора по УВР, ВР, классные руководители; педагог – психолог; социальный педагог
III. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
1. Проведение родительских собраний по профориентационной тематике. 1 раз в год Классные руководители
2. Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации Постоянно Кл. руководители,
3. Организация тематических групповых бесед с родителями по основным вопросам подготовки детей к осознанному выбору профиля обучения и профессии 1 раз в четверть Классные руководители
4. Проведение анкетирования родителей с целью выявления их отношения к выбору профиля и профессии детьми Сентябрь -
май Педагог - психолог
5. Привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы с учащимися (экскурсии, встречи с представителями различных профессий) Постоянно Классные руководители
6. Организация для родителей встреч со специалистами (представителями профессиональных учебных заведений) 1 раз в год Администрация ОУ
V. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ
1. Проведение групповых информационно-справочных консультаций по профориентационной тематике В течение года Педагог-психолог, классные руководители
2. Проведение индивидуальных профконсультаций с неопределившимися учащимися, в первую очередь из «группы риска» Постоянно Педагог-психолог, социальный педагог
3. Организация посещения учащимися профессиональных учебных заведений, предприятий района. В течение года Классные руководители
4. Мониторинг профнамерений посредством заполнения профориентационной карты учащегося сентябрь-октябрь Педагог – психолог, социальный педагог, учитель по профориентации
5. Профориентация учащихся на уроках по всем предметам учебного плана В течение года Учителя предметники
6. Участие школьников в профориентационных мероприятиях В течение года Зам. директора по ВР, социальный педагог, педагог-психолог
7. Проведение серий классных часов (по возрастам) В течение года Классные руководители
8. Организация встреч с бывшими выпускниками с профориентационной целью В течение года Социальный педагог
9. Профориентационные встречи с представителями ЦЗН, профессиональных учебных заведений, предприятий и организаций В течение года Социальный педагог, классные руководители
10. Привлечение учащихся к занятиям по интересам в кружках и спортивных секциях в школе и учреждениях дополнительного образования октябрь Классные руководители, воспитатели
11. Проведение опроса по выявлению проблем, учащихся в области профессиональной ориентации март Педагог психолог, классные руководители,
учителя-предметники
12. Проектная деятельность.
«Ступени мастерства»
«Мои жизненные планы, перспективы и возможности» апрель
Социальный педагог, учитель по профориентации, классные руководители
13. Участие в выставке лучших работ с уроков технологии «Мастер и Мастерица». май Учителя технологии
14. Трудоустройство учащихся. Оказание помощи в трудоустройстве опекаемым детям и детям «группы риска». летний период Социальный педагог, педагог психолог
Литература
1. Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности. – М., «Мир». 1999;
2. Александрова А. Нацелены ли вы на карьеру?// Обучение и карьера. 2007, № 1;
3. Возрастная психология. Практикум для студентов высших учебных заведений. /Трофимова Н. М. и др. – СПб. : «Питер». 2005;
4. Выбираем профессию : 100 вопросов и 100 ответов. – М., «Просвещение». 2011;
5. Грецов А. Б. Выбираем профессию. – СПб., 2005;
6. Дидактический материал по курсу «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С. Н. Чистяковой/ М. 2014;
7. Игры для интенсивного обучения. /Под ред. Петрусинского. – М., «Прометей». 2011;
8. Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям. Практическая психология на каждый день. – М., «Новая школа». 2006;
9. Козлов Н. И. Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, АРД Лтд. 2009;
10. Куда идешь? / А. Белухин /М., 2012;
11. Методика преподавания курса «Твоя профессиональная карьера» /Под ред. С. Н. Чистяковой / М. 2007г. из-во «Просвещение». 2014;
12. На пути к выбору профессии. / Смирнова Е. Е. / СПб. : КАРО, 2013.
13. Прутченков А. С. Тренинг личностного роста. – М., «Новая школа». 2003;
14. Психологическое обеспечение в школе выбора профессии. / Шеховцова Л. Ф. / СПб., 2010;
15. Психология для старшеклассников - в двух частях. / Л. П. Пономаренко, Р. В. Белоусова / М. Изд. центр ВЛАДОС, 2011;
16. Психология и выбор профессии : программа предпрофильной подготовки. /Г. В. Резапкина / М., ГЕНЕЗИС, 2011;
17. Путь к успеху (методические рекомендации для тех, кто хочет реализовать свои способности.) / Руководитель проекта: генеральный директор КГОУДЦ «Созвездие» А. Е. Волостникова. / Хабаровск, 2005;
18. Резапкина Г. В. Уроки выбора профессии. / Школьный психодог. 2006, № 14;
19. Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. – М., «Мир». 2009;
20. Родичев Н. Ф. Профессии, которые мы выбираем. / Абитуриент. – 2012, № 7;
21. Самоукина И. В. Психология профессиональной деятельности. – СПб., 2003;
22. Типы темперамента в практической психологии. /Овчинников Б. В. и др. – СПб., 2003;
23. Ты и твоя профессия. /М. А. Бенджков, И. Л. Соломин, Д. С. Черненко/ СПб., 2010;
24. Чистякова С. Н., Лернер П. С. и др. Профильное обучение и новые условия подготовки. / Школьные технологии. – 2012, № 1;
25. Чистякова С. Н., Родичева Н. Ф., Черкашев Е. О. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования. / Учебное пособие. – М., 2013;
Электронные ресурсы:
1. Энциклопедия профессий Кирилла и Мефодия
электронная энциклопедия.
2. Авторская молодежная студия «Пегас» «Зачет по профессии»