Елена Семеняка
Профилактика жадности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Цель проекта : определить эффективные методы и приемы формирования нравственных представлений у детей 5-6 лет.
С учё том цели и проблем исследования определены следующие задачи:
1. Дать теоретическое освещение данной проблемы
2. Выяснить, какие методы, формы и средства воспитательного воздействия приемлемы для решения данной задачи;
3, Определить уровень сформированности нравственных представлений
Основная цель следующего этапа - формирование нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
.
Публикация «Профилактика жадности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Формирование нравственных представлений осуществлялось посредством соединения нравственных бесед с разнообразными играми, психогимнастическими упражнениями, чтения художественных произведений с последующим обыгрыванием сюжета.
В ходе взаимодействия с детьми учитывались следующие принципы:
1. Формирование нравственных представлений проводилось с помощью анализа художественных произведений.
2. Внедрение в занятие игровой мотивации, что повышает интерес детей к предлагаемым заданиям.
3. Сотрудничество педагога и ребенка.
Ребенку мало рассказать, кто такой честный и лживый человек, необходимо сформировать отношение к честным и лживым поступкам, желание быть честным.
В работе с детьми дошкольного возраста часто используется рассказ на этическую тему. Это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает дошкольникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, соответствующим нравственным нормам, влияет на поведение.
У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источников знаний; обогащать нравственный опыт личности опытом других людей; служить способом использования положительного примера в воспитании.
К условиям эффективности этического рассказа относят следующие:
1. Рассказ должен соответствовать социальному опыту дошкольников, должен быть краток, эмоционален, доступен, соответствовать переживаниям детей;
2. Рассказ сопровождается иллюстрациями, которыми могут стать произведения живописи, художественные фотографии, изделия народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.
3. Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа. Эмоциональное воздействие окружающей обстановки должно соответствовать замыслу и содержанию рассказа.
4. Рассказ производит должное впечатление только тогда, когда выполняется профессионально.
5. Рассказ обязательно должен переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатлени я от него сохранялись как можно дольше
Формирование нравственных представлений осуществлялось посредством соединения нравственных бесед с разнообразными играми, психогимнастическими упражнениями, чтения художественных произведений с последующим обыгрыванием сюжета.
В ходе взаимодействия с детьми учитывались следующие принципы:
1. Формирование нравственных представлений проводилось с помощью анализа художественных произведений.
2. Внедрение в занятие игровой мотивации, что повышает интерес детей к предлагаемым заданиям.
3. Сотрудничество педагога и ребенка на уровне субъект-субъектных отношений.
Приложение
В. Осеева «До первого дождя»
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. - Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
Вопросы:
1. Почему покраснела, Маша и почему – Таня?
2. Были ли девочки подругами?
3. Почему воспитательница сказала девочкам, что их дружба «до первого дождя»?
4. Как можно назвать поступок Маши?
5. Как можно назвать Машу?
6. Как нужно было поступить?
Е. Пермяк «Самое страшное»
Вова рос крепким и сильным мальчиков. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей обижал. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Бабушке грубил.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его – все. Он к добрым – добрые от него отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а тот зелеными глазами на мальчика смотрит. сердится.
Решил Волва из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить перебрался.
Подошел Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит, слезы утирает.
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.
Вопросы:
1. Как Вова относился к окружающим?
2. Был ли Вова на самом деле храбрым мальчиком?
3. Почему Вова остался один?
4. А ты бы хотел, чтобы тебя боялись?
5. Почему все отвернулись от Вовы?
6. Как можно назвать поступки Вовы?
7. Как можно назвать Вову?
8. Что должен сделать Вова, чтобы с ним играли ребята, животные, разговаривала бабушка?
Л. Толстой «Косточка»
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит: «А, что дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?» Все сказали: «Нет». Ваня покраснел как рак и сказал тоже: «Нет, я не ел».
Тогда отец сказал: «Что съел кто-нибудь из вас, нехорошо; не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь».
Ваня побледнел и сказал: «Нет, я косточку бросил за окошко».
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Вопросы:
1. Что купила мать?
2. Почему она не дала слив детям?
3. Почему Ване очень хотелось съесть сливы?
4. Что он сделал, когда никого не было в горнице?
5. Признался ли Ваня, что съел сливу, когда спросил отец?
6. Почему он не признался отцу?
7. Когда Ваня признался?
8. Почему мальчик побледнел и заплакал?
9. Как вы думаете, ругали ли бы родители мальчика?
10. А как надо было поступить мальчику сразу?
11. Хорошо ли поступил Ваня, что солгал родителям?
12. Почему он плохо поступил?
Беседа «Быть честным, это хорошо или плохо?»
• Что значит быть честным?
• Какого цвета честность?
• Говорить правду- это хорошо или плохо?
• Приведите примеры честного поступка.
• Нравится ли вам, когда люди поступают честно?
• Поступал ли ты когда-нибудь честно? Приведите примеры.
• Кто из ребят группы (класса) совершал честные поступки?
• Вы всегда говорите правду?
• Что такое ложь?
• Какого цвета ложь?
• Говорить неправду-это хорошо или плохо?
• Приведите примеры лживого поступка. Есть ли у тебя друзья, которые лгут?
• О чем говорится в пословице «У лжи короткие ноги».
• Почему люди обманывают?
• Нравится ли вам, когда вас обманывают? Можно ли обманывать других?
• Нужно ли наказывать за обман?
• Есть ли среди вас те, кто ни разу никого не обманул?
• Как вы считаете, каким лучше быть, лживым человеком или честным?
• Почему вы так считаете?
Педагог обобщает понятия о «честном человеке», «лживом человеке».
Чтение и анализ пословиц
Детям предлагают задуматься, почему так в народе говорят:
• На обмане далеко не уедешь.
• Ложь белой ниткой шита.
• Ложь дружбу губит.
• Раз солгал- навеки лгуном стал.
• Соврешь- не помрешь, да впредь не поверят.
• У лжи короткие ножки.
• Лжи много, а правда одна.
• Вчера солгал, а сегодня лгуном обзывают.
Упражнение «Лживый – честный стульчик»
Детям предлагают поочередно посидеть на двух стульчиках, вначале на «лживом», затем - на «честном». Ребенку, сидящему на стуле, задают любые вопросы, на которые он должен обязательно ответить: если сидит на честном стуле- должен говорить только правду, если сидит на лживом стуле - неправду. В конце выполнения упражнения каждый сидящий делится впечатлениями, какие чувства он испытывал, и на каком стульчике ему больше понравилось сидеть. Педагог обобщает сказанное и подводит к основному вопросу: быть честным, это хорошо или плохо?
Упражнение «Жадный – щедрый стульчик»
Детям предлагают поочередно посидеть на двух стульчиках, вначале на «жадном», затем - на «щедром». Ребенок, сидящий на стуле, имеет много игрушек, дети поочередно просят только одну понравившуюся игрушку, он на просьбы реагирует следующим образом: если сидит на «щедром стуле»- делится охотно, если сидит на «жадном стуле» - не дает ничего, как бы его об этом не просили. В конце выполнения упражнения каждый ребенок делится впечатлениями, какие чувства он испытывал и на каком стульчике, ему больше понравилось сидеть.
Педагог обобщает сказанное и подводит к основному вопросу: быть щедрым, это хорошо или плохо?