Екатерина Рыжонкова
Профилактика конфликтного поведения. Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы
Общие рекомендации по работе с детьми старшего дошкольного возраста в целях профилактики конфликтного поведения:
1. В воспитательно-образовательном процессе больше времени следует уделять развитию коммуникативных способностей детей через организованные игры.
Публикация «Профилактика конфликтного поведения, Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
2. Часть свободного времени детей нужно использовать для проведения игр и упражнений, направленных на снятие мышечного и эмоционального напряжения, что способствует созданию положительного эмоционального настроя, сплочению детского коллектива, развитию адекватной самооценки, решению конфликтных ситуаций через игру.
3. В ходе воспитательного взаимодействия обязательно учитывать индивидуальные качества и возможности каждого ребенка. Игра и общение не должны быть "из-под палки", обязательно нужно включать мотивацию успешности: "Уверена, у тебя получится".
4. В качестве основных методов, приемов, форм обучения детей конструктивным способам разрешения конфликтных ситуаций предлагаем использовать:
а) сюжетно - ролевые игры (с наличием проблемной ситуации);
б) имитационные игры (имитирующие в " чистом виде " какой - либо " человеческий " процесс);
в) интерактивные игры (игры на взаимодействие);
г) социально - поведенческие тренинги;
д) обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;
е) психогимнастика;
ж) чтение и обсуждение художественных произведений;
з) дискуссии.
5. Не стоит использовать за 1 раз несколько игр. У ребенка 5-6 лет работоспособность еще невелика, он быстро утомляется. Занятия и игры проводятся регулярно в течение 20 - 30 мин., когда ребенок в хорошем настроении, не переутомлен, не перевозбужден.
6. Между проведением таких игр в повседневной деятельности необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции свои и окружающих, таким образом закрепляя материал. Это также способствует развитию внимательности к людям, привычки задумываться о себе и своих поступках.
Занятие 1
Цель: профилактика конфликтного поведения в группе (развивающая).
Задачи:
1. Активизировать воспоминания об опыте взаимодействия со сверстниками, продемонстрировав конфликт на примере мультфильма;
2. Простимулировать детей к проявлению эмпатии и вербальному выражению эмоций и чувств;
3. Коллективно рассмотреть способы мирного выхода из конфликтной ситуации;
4. Простимулировать воображение и творческий подход в решении задач.
Воспитатель: Сегодня я хочу показать вам забавный мультик. Мне интересно, как вы повели бы себя в такой ситуации.
Показывает: мультфильм «Мост», 2 мин. 45 сек.
Коллективная беседа:
Воспитатель: Как себя вели бегемот и мишка? Почему бегемот и мишка такие упрямые? А бывают такие упрямые дети? А мамы? Что почувствовал енотик, когда увидел, что ему не пройти? Что почувствовал зайка? Кому из них хотелось помочь? Почему никому не хотелось уступать? Приходилось ли вам бывать в подобной ситуации? Как зверята могли поступить, чтобы не ссориться?
Воспитатель: «Теперь мы знаем что, лучше жить дружно, а не спорить. И в любой ситуации можно найти решение, подходящее обеим сторонам. Но как же быть с разрушенным мостиком? Ведь он, наверняка, уже обвалился окончательно…
Предлагаю представить, что делать доброму малышу, который пришел к этому обрыву, а мостика нет… Но! малыш не обычный, а волшебник»
Раздается подготовленная заготовка рисунков.
Предлагается дорисовать, как волшебник может перебраться на другой берег необычно.
Воспитатель: Конечно, волшебник может просто построить новый мост одним взмахом волшебной палочки, но волшебники страшно гордятся своей фантазией и обожают придумывать что-то необычное, чтобы потом удивлять своих друзей – вот как на этом рисунке, например, волшебник заказал персональную радугу. А новый мостик для остальных зверят он потом тоже обязательно построит – ведь он же добрый малыш-волшебник.
Закрепление темы занятия:
Игра «Кукловоды»
Дети делятся на пары, в которых каждый участник по очереди становится «куклой» или «кукловодом». Кукловод управляет своей куклой, а та обязана ему подчиняться. Воспитатель говорит кукловодам о том, что их куклы поссорились. Задача кукловодов помирить кукол: они могут подводить свою куклу к другим куклам и мириться с ними. Затем по команде ведущего дети меняются ролями в парах.
Занятие 2.
Цель:
- профилактика конфликтного поведения в группе;
- развитие коммуникационных способностей;
Задачи:
1. Продемонстрировать способы мирного разрешения конфликтных ситуаций на примере мультипликационного фильма;
2. Активизировать мирное взаимодействие детей между собой;
3. Способствовать овладению умением договариваться в ситуации конфликта.
Воспитатель: Ребята, а помните упрямых зверят которые разрушили мостик? Сегодня я хочу показать вам истории про веселых, добрых хомяков, которые настолько дружные и сообразительные, что даже если начинают ссориться, шустро находят способ помириться. И поэтому они мне очень нравятся.
Показывает три короткометражных мультфильма про хомяков, которые живут дружно:
https://vimeo.com/55371682 «Когда холодно», 1 мин.
https://vimeo.com/55371681 «Обед», 1 мин.
https://vimeo.com/55371683 «Пора спать», 1 мин. 4 сек.
Коллективная беседа:
Воспитатель: Ребята, правда, у хомяков здорово получается быть хорошими друзьями? Мы видели, можно мерзнуть и грустить в одиночестве, а можно подружиться и греться вместе; можно ссориться и драться, а можно заботиться друг о друге и делиться вкусным обедом; можно делать, что нравится и обижать своего друга, мешать ему спать, а можно сыграть ему колыбельную и вместе радоваться красивой музыке.
Воспитатель: Давайте потренируемся?
Пальчиковая игра «Помирились – поссорились»
Дети в парах по команде ведущего «поссорились» дерутся указательными пальцами, по команде «помирились» дети гладят пальчики в знак примирения. Упражнение выполняется около пяти минут. Ведущему следует наблюдать за тем, чтобы во время того как дети «дерутся» пальцами не перешли границу дозволенного (не начали драться руками и т. п.)
Упражнение "Сладкая проблема"
Цель: В этой игре дети могут научиться решать небольшие проблемы путем переговоров.
Самое важное в ней то, что дети могут в спокойной обстановке концентрироваться на принятии совместного решения и учиться отказываться от быстрого решения проблемы в свою пользу. В то же время эта игра – хороший повод поговорить о справедливости.
Материал: Каждому ребенку надо иметь по одному печенью, каждой паре детей - по одной салфетке.
Воспитатель: Сядьте в один общий круг. Я принесла вам несколько печений. Но чтобы получить печенье, вам надо сначала выбрать себе партнера и решить с ним одну проблему. Сядьте друг напротив друга и посмотрите друг на друга.
Между обоими партнерами я тут же положу салфетку с печеньем. Пожалуйста, пока его не трогайте.
А теперь перейдем к нашей проблеме. Вы можете получить печенье только в том случае, если ваш партнер, по доброй воле огласит его вам. Пожалуйста, помните об этом правиле. Сейчас вы можете начать говорить, но помните, что вы не имеете права просто так взять печенье без согласия своего партнера.
Воспитатель дает детям время для того, чтобы принять какое-нибудь решение. При этом они могут действовать разными способами. Одни могут сразу съесть печенье, получив его от партнера. Другие берут печенье, разламывают его пополам и одну половинку отдают своему партнеру. Некоторым потребуется сравнительно много времени, чтобы завершить свои переговоры.
Воспитатель: А теперь я дам каждой паре еще по одному печенью. Обсудите, как вы поступите с печеньем на сей раз.
И в этом случае могут быть разные варианты. Дети, разделившие первое печенье пополам, обычно повторяют эту "стратегию справедливости". Большинство детей, в первой части игры отдавшие печенье партнеру и не получившие от него ни кусочка, ожидают теперь, что партнер отдаст печенье им. Есть дети, которые готовы отдать партнеру и второе печенье.
Воспитатель: А теперь давайте обсудим, что у нас получилось.
-Отдал ли ты печенье своему партнеру? Как ты себя при этом чувствовал?
- Хотел ли ты, чтобы печенье осталось у тебя? Что ты делал для этого?
-Чего ты ожидаешь, когда вежливо обращаешься с кем-нибудь?
-В этой игре с тобой справедливо обошлись?
-Сколько времени понадобилось тебе и твоему партнеру, чтобы придти к совместному решению?
-Как ты себя при этом чувствовал?
-Как иначе ты мог бы придти к единому мнению со своим партнером?
-Какие доводы ты приводил, чтобы получить печенье?
Занятие 3.
Цель: профилактика конфликтного поведения в группе
Задачи:
-Укрепление коллективного взаимодействия в группе
-Сплочение детского коллектива в процессе творческой деятельности
• Игра «Новоселье»
Материал: лист ватмана для рисунка общего дома, краски, фломастеры, заготовки силуэтов девочек и мальчиков для индивидуальных портретов, двусторонний скотч для крепления фигурок в доме.
Инструкция: Детям предлагают нарисовать свои портреты и «поселить» их в домике. Дети вместе рисуют и раскрашивают дом. Игра направлена на формирование чувства единения с группой.