Светлана Тузкова
Профилактика заболеваемости детей дошкольного возраста посредством здоровьсберегающх технологий
▼ Скачать
(1 слайд) ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА на тему:
«Профилактика заболеваемости детей дошкольного возраста посредством здоровьесберегающих технологий»
(2 слайд) Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становиться первостепенной.
Всемирная организация здравоохранения определила здоровье как состояние «полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
Публикация «Профилактика заболеваемости детей дошкольного возраста посредством здоровьсберегающх технологий» размещена в разделах
Перед работниками дошкольных учреждений стоит реальная проблема: воспитать здорового ребенка с оптимальным физическим и психическим развитием.
(3 слайд) Объект исследования: здоровьесберегающие технологии.
Предмет исследования – профилактика заболеваемости детей дошкольного возраста.
Целью данной работы является рассмотрение комфортной здоровьесберегающей среды как условия сохранения здоровья дошкольников.
(4 слайд) В соответствии с целью необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать научную психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Определить сущность содержание, формы и методы здоровьесберегающих технологий.
3. Разработать методику эффективного использования здоровьесберегающих технологий в дошкольных образовательных учреждениях.
(5 слайд) Гипотеза исследования - показатели состояния здоровья детей зависят от эффективного использования здоровьесберегающих технологий в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Методы исследования: беседа, наблюдение, опрос, анализ литературы, прогнозирование и моделирование.
Практическая значимость работы состоит во владении всеми воспитательными здоровьесберегающими технологиями.
(6 слайд) Выпускная квалификационная работа состоит из двух глав.
В теоретической главе отражено:
1. Современное состояние проблемы сохранения здоровья дошкольников в педагогической науке и практике детских образовательных учреждений
2. Сущность здоровьесберегающих технологий : понятия, критерии, технологии.
3. Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Можно выделить общие задачи сохранения здоровья детей :
осознание негативных проблем, воздействующих на здоровье детей в условиях дошкольного учреждения и необходимости их решения;
признание педагогами своей ответственности за неблагополучие состояния здоровья воспитанников;
овладение определенными здоровьесберегающими технологиями и их реализация на практике в тесном взаимодействии всех специалистов дошкольного учреждения с родителями.
повышение экологической культуры.
Главными факторами здоровьесбережения детей в образовательном процессе: – это комфортное пребывание ребенка в ДОУ, которое не вызывает повышенной тревожности, - это личностное в системе взаимоотношения воспитатель-ребенок, - это экологическая грамотность и здоровый образ жизни родителей, а также направления здоровьесберегающих технологий.
(7 слайд) Опытно-эксперементальная работа проходила на базе МБДОУ «ЦРР-ДЕТСКИЙ САД № 37» г. Новомосковск, во второй средней разновозрастной группе, в количестве 16 человек (7 мальчиков и 9 девочек).
(8 слайд) В исследовании использовались следующие методики:
Методика №1. Выявления детских страхов А. И. Захарова и М. А. Панфиловой «Страхи в домиках».
Методика №2. Оценка физического здоровья учащихся.
Методика №3. Анкета для родителей «Условия здорового образа жизни в семье».
По итогам проведенной диагностики было выявлена взаимосвязь показателей здоровья у дошкольников с уровнем их тревожности. Если соотнести результаты диагностики здоровья каждого ребенка с результатами анкет их родителей, то оказалось, что здоровье ребенка находится в прямой зависимости от знаний родителей о здоровьесберегающих технологиях.
(9слайд) Применение в работе дошкольного учреждения здоровьесберегающих технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий.
(10 слайд) Для проведения успешной работы по здоровьесбережению необходимо создать программу оздоровления детей в условиях ДОУ.
Цель: программа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
(11 слайд) В группе был разработан режим дня, согласно летнему периоду: утренний прием и гимнастика на воздухе, прогулки не менее 4 часов, закаливающие мероприятия: солнечные ванны, нахождение детей без одежды, хождение босиком, обливание рук до локтя, увеличение времени сна, пробежки по массажным коврикам,
(12 слад) витаминизация и калорийность питания, физкультурные мероприятия, соблюдался питьевой режим, одежда детей соответствовала температурному режиму, имелись головные уборы.
(13 слайд) Проводились занятия: рисование, лепка, аппликация, развитие речи. Много времени отводилось чтению художественной литературы: сказки, загадки, разучивание стихов. Проводились различные беседы, в том числе беседы «О лекарственных растениях», «Правила поведения при пожаре», «О дружбе и друзьях» и т. д.
(14 слайд) Большее количество времени было отведено игровой деятельности на воздухе: подвижные игры, игры с оборудованием,
(15 слайд) повышающим двигательную активность детей (скакалки, мячи, обручи, велосипеды, и др., сюжетные игры различной тематики, дидактические игры.
После программы была проведена повторная диагностика.
(16 слайд) Анализ полученных результатов показывает, что количество страхов диагностируемых, как имеющиеся в наличии, уменьшились как у девочек так и у мальчиков исследуемой группы. На данном этапе мы видим значительное уменьшение (диаграмма 1). Исчез страх перед родителям, страх снов и темноты.
(17 слайд) Контрольный анализ результатов медицинских обследований выявил улучшения уровня здоровья исследуемой группы и показал следующие результаты, которые представлены на диаграмме.
(18 слайд) На протяжении всей оздоровительной программы велась работа с родителями. В сентябре им снова были предложены анкеты, но несколько другого характера. Педагогическому составу ДОУ интересно было узнать ответы на такие вопросы:
1. Довольны ли вы работой ДОУ по оздоровлению детей?
2. Видите ли Вы улучшения в состоянии здоровья Вашего ребенка?
3. Доступна ли Вам информация о физическом воспитании детей в ДОУ?
Анализ повторного анкетирования (таблица 10) показал, что родители довольны проведенной программой оздоровления. Вся информация о физическом воспитании детей в ДОУ доступна родителям. Дети стали меньше болеть. Родители изменили свое отношение к здоровому образу жизни : больше времени проводят с детьми на свежем воздухе, вместе выполняют утреннею зарядку, активно участвуют в спортивных праздниках ДОУ.
Учитывая одно из приоритетных направлений нашего образовательного учреждения «Физическое развитие детей» и применение в своей работе здоровьесберегающих технологий, мы достигли следующих результатов:
положительная динамика состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости.
повышение уровня физического развития детей, физической работоспособности, общей выносливости.
развитие основных психических процессов (памяти, мышления, воображения, восприятия).
(19 слайд) Выдвинутая гипотеза о том, что показатели состояния здоровья детей зависят от эффективного использования здоровьесберегающих технологий в деятельности воспитателя подтвердилась проведенным исследованием.
Цель работы достигнута, задачи решены.
Коллектив детского сада не останавливается на достигнутом и в дальнейшем продолжит работу по формированию здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья детей.
Спасибо за внимание.