МААМ-картинки

Профилактика у дошкольников дисграфии и дислексии

Елена Ляхова
Профилактика у дошкольников дисграфии и дислексии

Профилактика у дошкольников дисграфии и дислексии (слайд 1)

Ляхова Елена Борисовна учитель-логопед МБДОУ д/с №3 «Светлячок» г. Красноармейска Московской области.

Описание материала: в данной методической разработке представлены дидактические игры и игровые упражнения по профилактике у дошкольников дисграфии и дислексии на уровне слогов, слов.

Цель: профилактика у дошкольников дисграфии и дислексии на уровне слогов, слов.

Публикация «Профилактика у дошкольников дисграфии и дислексии» размещена в разделах

Задачи: совершенствовать навыки звукового и слогового анализа, развивать фонематическое восприятие.

Актуальность и социальная значимость профилактики дисграфии и дислексии обусловлена значительным ростом количества учащихся-дисграфиков, дислексиков в школе. Значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе. К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма и чтения. Выделяются три группы специфических ошибок у детей:

- ошибки на уровне буквы и слога;

- ошибки на уровне слова;

- ошибки на уровне предложения (словосочетания).

Основные задачи по профилактике дисграфии и дислексии у детей :

1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.

2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.

3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

5. Формирование связной речи.

6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги.

7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр пальчиками, обводки, штриховки.

8. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук, составление схем и т. д. Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.

Все содержание работы по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников реализуется через упражнения в занимательной, игровой форме.

В игре «Что получится?» по картинкам дети выделяют первые звуки и составляют слог. Например: даны картинки, на которых изображены утка, конфета. Составить слог по первым звукам: УК. Что получится, если поменять картинки местами? Слог составляется из последних звуков. (слайд 2)

Умение определять позиции звука в слове формируется в игре «Где живёт звук О». (слайд 3)

В игре «Расшифруй слово» слова составляются по первым звукам (буквам) других слов. Например: краб, обезьяна, трактор (кот). (слайд 4)

Слова можно составлять по конечным звукам. Например: кенгуру, ананас, часы (усы).

В зависимости от уровня подготовки детей, составляются слова по второму, третьему, по четвертому звуку. Эта работа проводится с использованием картинок, а при более усложненном задании - по памяти.

Игровые упражнения, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза.

В игре «Подбери схему к слову» детям предлагается: определить по звуковой схеме, какое слово предложено или для данного слова выбрать одну из предложенных звуковых схем. (слайд 5)

В играх «Составь слоговую схему слова», к словам дети составляют слоговые схемы, подбирают слова к схемам. (слайд 6)

В игре «Подпиши картинку», дети знакомятся с правилом: сколько в слове гласных, столько и слогов. (слайд 7)

Игровые упражнения на образование нового слова путём замены, прибавления какого-либо звука. (слайд 8)

Например: заменить в слове звук Л на Р и наоборот Р на Л: игла - игра.

В игре «Телеграф» ребенок или педагог отстукивает слоговую структуру слова, дети отгадывают, что это за слово по картинкам. (слайд 9)

В игре «Собери слово из слогов» дети читают слоги и составляют слова. (слайд 10)

Недоразвитие звуко-слогового синтеза приводит к нарушению понимания прочитанного. Ребёнок не всегда может синтезировать, объединить в своём представлении отдельно звучащие слоги в единое слово, не узнаёт слово.

Используются следующие задания:

- Назвать слово, произнесённое по звукам с паузой между ними (с, о, м);

- Назвать слитно слово, произнесённое по слогам, при этом интервалы между слогами постепенно увеличиваются (ма — ши — на);

В игре «Слово рассыпалось» составляются слова из заданных букв (слово печатают, выкладывают буквами). Например: Н Н А А Б – банан (слайд 11)

Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные двигательные упражнения. (слайд 12)

Пальчиковые игры в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь. (слайд 13)

В результате использования игр у детей: улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность. (слайд 14)

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе ДОКЛАД «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в школе» Подготовила заместитель директора по ВР Сивак Г. В. 2017 год.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Консультация для педагогов «Профилактика нарушения зрения у дошкольников» Цель: познакомить родителей с гимнастикой для глаз. Разучить комплекс упражнений для сохранения зрения у детей. Очень часто мы корим себя.

Консультация для родителей «Профилактика коронавируса» Консультация для родителей «Профилактика коронавируса»Коронавирус – это целое семейство вирусов, которое включает более 30 видов. Виды объединены.

Профилактика гриппа «Лотосы»Профилактика гриппа «Лотосы» Дети большую часть времени проводит в детском садике, поэтому воспитатели должны обеспечить полный комплекс мер, которые помогут избежать.

Профилактика нарушения зрения у детей Причины нарушения зрения у детей: 1. наследственность (родители малыша имеют различные нарушения зрения); 2. частые болезни ребенка; 3.

Профилактика ОРЗ и ОРВИ в весенний период у старших дошкольниковПрофилактика ОРЗ и ОРВИ в весенний период у старших дошкольников Вот и наступила долгожданная весна! Журчат ручьи, ярко светит солнышко, заметно прибавился день. Но к сожалению,тёплое солнышко не поможет.

Профилактика плоскостопияПрофилактика плоскостопия Профилактика плоскостопия. Для предупреждения плоскостопия рекомендуются умеренные упражнения для мышц, ног и стоп, ежедневные прохладные.

Профилактика суицидов в подростковом возрасте Особенности профилактики суицида в школьном возрасте Частота суицидальных действий среди молодежи, у нас в России, в течение последних двух.

Профилактика употребления ПАВ среди школьников Выступление на школьном методическом объединении классных руководителей «Профилактика употребления ПАВ» Выработка у подрастающего поколения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика у дошкольников дисграфии и дислексии
Опубликовано: 5 апреля 2020 в 13:12
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД