Елена Ляхова
Профилактика у дошкольников дисграфии и дислексии
Профилактика у дошкольников дисграфии и дислексии (слайд 1)
Ляхова Елена Борисовна учитель-логопед МБДОУ д/с №3 «Светлячок» г. Красноармейска Московской области.
Описание материала: в данной методической разработке представлены дидактические игры и игровые упражнения по профилактике у дошкольников дисграфии и дислексии на уровне слогов, слов.
Цель: профилактика у дошкольников дисграфии и дислексии на уровне слогов, слов.
Публикация «Профилактика у дошкольников дисграфии и дислексии» размещена в разделах
Задачи: совершенствовать навыки звукового и слогового анализа, развивать фонематическое восприятие.
Актуальность и социальная значимость профилактики дисграфии и дислексии обусловлена значительным ростом количества учащихся-дисграфиков, дислексиков в школе. Значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе. К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма и чтения. Выделяются три группы специфических ошибок у детей:
- ошибки на уровне буквы и слога;
- ошибки на уровне слова;
- ошибки на уровне предложения (словосочетания).
Основные задачи по профилактике дисграфии и дислексии у детей :
1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
5. Формирование связной речи.
6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги.
7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр пальчиками, обводки, штриховки.
8. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук, составление схем и т. д. Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.
Все содержание работы по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников реализуется через упражнения в занимательной, игровой форме.
В игре «Что получится?» по картинкам дети выделяют первые звуки и составляют слог. Например: даны картинки, на которых изображены утка, конфета. Составить слог по первым звукам: УК. Что получится, если поменять картинки местами? Слог составляется из последних звуков. (слайд 2)
Умение определять позиции звука в слове формируется в игре «Где живёт звук О». (слайд 3)
В игре «Расшифруй слово» слова составляются по первым звукам (буквам) других слов. Например: краб, обезьяна, трактор (кот). (слайд 4)
Слова можно составлять по конечным звукам. Например: кенгуру, ананас, часы (усы).
В зависимости от уровня подготовки детей, составляются слова по второму, третьему, по четвертому звуку. Эта работа проводится с использованием картинок, а при более усложненном задании - по памяти.
Игровые упражнения, направленные на формирование навыков звукового анализа и синтеза.
В игре «Подбери схему к слову» детям предлагается: определить по звуковой схеме, какое слово предложено или для данного слова выбрать одну из предложенных звуковых схем. (слайд 5)
В играх «Составь слоговую схему слова», к словам дети составляют слоговые схемы, подбирают слова к схемам. (слайд 6)
В игре «Подпиши картинку», дети знакомятся с правилом: сколько в слове гласных, столько и слогов. (слайд 7)
Игровые упражнения на образование нового слова путём замены, прибавления какого-либо звука. (слайд 8)
Например: заменить в слове звук Л на Р и наоборот Р на Л: игла - игра.
В игре «Телеграф» ребенок или педагог отстукивает слоговую структуру слова, дети отгадывают, что это за слово по картинкам. (слайд 9)
В игре «Собери слово из слогов» дети читают слоги и составляют слова. (слайд 10)
Недоразвитие звуко-слогового синтеза приводит к нарушению понимания прочитанного. Ребёнок не всегда может синтезировать, объединить в своём представлении отдельно звучащие слоги в единое слово, не узнаёт слово.
Используются следующие задания:
- Назвать слово, произнесённое по звукам с паузой между ними (с, о, м);
- Назвать слитно слово, произнесённое по слогам, при этом интервалы между слогами постепенно увеличиваются (ма — ши — на);
В игре «Слово рассыпалось» составляются слова из заданных букв (слово печатают, выкладывают буквами). Например: Н Н А А Б – банан (слайд 11)
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья человека через определенные двигательные упражнения. (слайд 12)
Пальчиковые игры в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь. (слайд 13)
В результате использования игр у детей: улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать; формируется правильное, осмысленное чтение, пробуждается интерес к процессу чтения и письма, снимается эмоциональное напряжение и тревожность. (слайд 14)