Папки-передвижки

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагога

Татьяна Герасимова
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагога
▼ Скачать + Заказать документы

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагога

Составитель педагог – психолог Бычкова Наталья Ивановна МОБУ «СОШ «Муринский ЦО№2»

Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагога

Цель: Познакомить педагогов с понятием «синдром эмоционального выгорания», его причинами, симптомами, способами профилактики, методами саморегуляции.

Публикация «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагога» размещена в разделах

Эмоциональное выгорание термин введен американским психиатром Дж. Фрейд енбергером в 1974 году. Это состояние изнеможения, истощения, возникающее в последствие интенсивного и эмоционально нагруженного общения, а так же в процессе эмоциональной работы с клиентами, пациентами, ученикам

В 1981 г. А Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания «Запах горящей психологической проводки»

Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или освобождения от них.

«Группа риска»

В «группе риска» СЭВ, прежде всего находятся те специалисты, которые по роду своей деятельности имеют широкий круг контактов с людьми (врачи, учителя, социальные работники). Дело в том, что нервная система человека имеет некоторый «лимит общения», то есть в день человек может уделить полноценное внимание лишь ограниченному количеству людей. Если их число больше, неизбежно наступает истощение, а со временем и выгорание.

Синдром включает в себя 3 компонента:

Эмоциональное истощение- чувство опустошенности, усталости, вызванное собственной работой, перенапряжения, исчерпанности.

Деперсонализация—чувство равнодушия и негативного отношения к людям, циничное отношение к труду и объектам труда.

Редукция профессиональных достижений – недовольство собой, чувство некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.

Три фазы синдрома эмоционального выгорания:

*Фаза «Напряжение» Многократное прокручивание в голове негативных мыслей, недовольство собой и своими достижениями, чувство тревоги, паника, депрессия.

*Фаза «Резистенция» (сопротивление) Человек пытается оградить себя от неприятных впечатлений. Теряется интерес к работе, потребность в общении, в том числе и дома.

*Фаза «Истощение» Сопровождается общим падением энергетического тонуса и ослаблением нервной системы, нарушения психосоматики и вегетативной нервной регуляции.

Факторы, способствующие возникновению синдрома:

* Особенности профессиональной деятельности. (внешний блок)

* Индивидуальные характеристики самих людей (внутренний блок)

Группа внешних факторов:

• Ответственность за жизнь и здоровье ребенка;

• Ответственность за результаты своего труда;

• Хроническая напряженность психоэмоциональной деятельности (активно ставить и решать проблемы, усиленно запоминать и быстро интерпретировать информацию);

• Дестабилизирующая организация деятельности (нечеткая организация и планирование труда, недостаток оборудования, завышенные требования);

• Неблагополучная психологическая атмосфера (конфликтность по вертикали «руководитель-подчиненный», и по горизонтали «коллега-коллега»);

Группа внутренних факторов

• Повышенная впечатлительность, чувствительность;

• Склонность к эмоциональной ригидности (склонность к длительному переживанию чувств, особенно эмоционально неприятных)

• Высокий самоконтроль;

• Повышенная тревожность

• Постоянный анализ мотивов своего поведения;

• Волевое подавление отрицательных эмоций;

Симптомы эмоционального выгорания

*Физическое;

*Поведенческое;

*Психологическое

К физическим относят:

• Усталость;

• Чувство истощения;

• Восприимчивость к изменениям внешней среды;

• Частые головные боли;

• Расстройства желудочно-кишечного тракта;

• Избыток или недостаток веса;

• Одышка;

• Бессонница.

К поведенческим и психологическим:

• Работа становится тяжелее, а способности выполнять ее все меньше

• Рано приходит на работу и остается на долго;

• Поздно появляется на работе и рано уходит;

• Берет работу на дом;

• Чувство неосознанного беспокойства, скуки;

• Чувство обиды, разочарования;

• Неуверенность;

• Чувство вины, невостребованности;

• Не способность принимать решения

• Дистанционирование от коллег;

• Повышенное чувство ответственности за учеников;

• Общая негативная установка на жизненные перспективы;

• Легко возникающее чувство гнева;

• Раздражительность, подозрительность.

Как восстановить эмоционально-психологический баланс?

• Психотерапия (арт – терапия: изотерапия, танцевальная терапия, музыкотерапия, цветотерапия, ароматерапия);

• Поддержание хорошей физической формы (правильное питание, активный образ жизни, занятия спортом)

• Профессиональное развитие и самосовершенствование;

• Соблюдение психогигиены (настрой на позитив, расчет и обдуманное распределение своих нагрузок);

• Эмоциональное общение

• Поощрение себя за каждую выполненную работу;

• Овладение умениями и навыками саморегуляции;

Саморегуляция – это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя

Способы саморегуляции:

• Управление дыханием;

• Управление тонусом мышц;

• Воздействие словом;

Использование образов.

Управление дыханием

Дыхание- это единственная вегетативная функция, которая подчиняется контролю сознания. Мы не можем сознательно управлять работой внутренних органов, однако управляя дыханием, мы оказываем воздействие на деятельность других органов и систем.

Саморегуляция дыханием может быть проделана нами в любых ситуациях (в момент переговоров, когда вас окружает много людей) так как не требует каких то особых условий.

Упражнение «Расслабляющее дыхание»

Цель: Развитие навыков релаксации при помощи дыхательной техники.

Удобно сядьте или лягте, держа спину прямо и не скрещивая руки. Глубоко дышите животом.

Для выполнения упражнения нужен внутренний счет, считайте «про себя» в темпе движения секундной стрелки («раз-два-три.»). Сделайте вдох через нос на 4 счета (раз -два-три-четыре, паузу на 2 счета (раз-два, выдох через рот на 6 или 8 счетов (в идеале для расслабления выдох должен быть в 2 раза длиннее, чем вдох, затем опять паузу на 2 счета. Затем повторите весь цикл 10–20 раз.

Обратите внимание на то, как дыхание постепенно замедляется, тело расслабляется, а мозг успокаивается.

Визуализация как метод саморегуляции

Известно, что наше тело реагирует на мысленные образы, так же как на реальные события. Если мы будем представлять себе как разрезаем желтый, сочный лимон, мы тут же почувствуем выделение слюны во рту. Доказано. Что визуализация может вызвать изменения концентрации сахара в крови, влияет на процесс пищеварения, на работу сердца. Способна изменить мышечный тонус. Таким образом, используя направленное воображение, мы можем программировать работу нашего тела и психики.

Упражнение «Цветное дыхание»

Цель: Развитие навыков релаксации при помощидыхательной техники и релаксации.

Содержание: 1. Определите, с каким цветом у вас ассоциируется спокойствие? Спокойствие может ассоциироваться с самыми разными цветами и оттенками.

2. Примите расслабленную позу и с концентрируйтесь на дыхании. Дыхание должно быть спокойным и ровным.

3. Представьте, что с каждым вдохом в вас вливается энергия спокойствия, окрашенная в тот цвет, с которым у вас это состояние ассоциировалось. Такое дыхание продолжайте в течение 1-2 минуты.

4. Теперь, определите, с каким цветом у вас ассоциируется беспокойство, тревога?

5. Представьте, как после цветного вдоха (спокойствия) следует выдох окрашенный в цвет беспокойства или тревоги.

Методы саморегуляции связанные с управлением тонусом мышц

В обычной жизни мы напрягаем мышцы, что бы подготовить организм к действию. Однакосостояние стресса часто вызывает сильное напряжение определенных групп мышц, хотя никакого действия после этого напряжения не происходит. В результате в мышце образуется мышечный зажим. Техники релаксации направлены на осознание мышечных зажимов и развития навыков расслабления мышц. Умение расслаблять мышцы позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановит силы.

Упражнение «Расслабление через напряжение»

Цель: Релаксация мышечных зажимов.

Содержание: Предлагается встать и напрячь правую руку до предела. Напряжение нужно удерживать 5 секунд. После этого расслабить руку, сбросить напряжение от руки. Полезно отследить, куда пошло напряжение от руки. Обычно чувствуется напряжение в шее, нижней челюсти и правой ноге, хотя могут бытьи индивидуальные вариации. Далее проделать аналогичную процедуру поочередно с левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.

Американский врач, физиолог Э. Джекобсон считал, что наиболее важно научиться расслаблять мышцы лица. Таким образом мы оберегаем мозг от перенапряжения. Для этого можно использовать упражнение «Лицо релаксанта»

Упражнение «Лицо релаксанта» Модификация доктора М. И. Буянова (1986).

Цель: Релаксация мышц лица и плечевого пояса. Снятие переутомления, раздражения.

Содержание: Перед применением упражнения, желательно сделать легкий массаж лица. Можно принять любую удобную позу лежа, полулежа или сидя.

Закрыв глаза, надо чуть-чуть отпустить нижнюю челюсть, будто мы пытаемся произнести звук «ы», язык слегка прижат к зубам, как будто мы собираемся сказать «да». Плечи надо опустить и постараться расслабить мышцы лица, представляя как оно становится сонным, вялым, равнодушным. В такой позе следует побыть 4-5 минут. В день можно использовать данный прием расслабления до 6-7 раз.

Способы саморегуляции с помощью воздействия словом. Аффирмации.

Аффирмация (от лат. affirmatio — подтверждение) — краткая фраза, содержащая вербальную формулу, которая при многократном повторении закрепляет требуемый образ или установку в подсознании человека.

Самоприказы - короткие отрывистые распоряжения, сделанные самому себе

«Разговаривать спокойно!», «Молчать, молчать!», «Не поддаваться на провокацию!» - все это поможет сдерживать эмоции, вести себя достойно.

Самопрограмирование «Именно сегодня у меня все получится», «Именно сегодня я буду самой спокойной и выдержанной». Мысленно повторите текст несколько раз. Формулы настроя можно произносить перед зеркалом или про себя, по дорогедо места встречи.

Самоодобрение

Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Поэтому важно поощрять себя самим. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя мысленно говоря: «Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!».

Научитесь по возможности сразу сбрасывать негативные эмоции, а не вытеснять их в психосоматику.

Как это можно сделать в условиях работы в детском саду, в школе:

- резко встать и пройтись;

- быстро и резко написать или нарисовать что-то на доске или листе бумаги;

- измалевать листок бумаги, измять и выбросить;

- использовать методы саморегуляции («Расслабляющее дыхание», «Цветное дыхание», «Расслабление через напряжение», «Лицо релаксанта», аффирмации)

Начинайте восстанавливаться уже сейчас, не откладывайте на потом!

Публикации по теме:

«Профилактика и коррекция эмоционального выгорания педагогов с помощью психокоррекционных технологий и проекционных методик» Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья,.

Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности»Конспект мастер-класса «Профилактика синдрома эмоционального выгорания в педагогической деятельности» Цель: - проработать актуальное состояние педагогов - профилактика эмоционального выгорания; - развитие эмоциональной гибкости; - гармонизировать.

Помоги себе сам. Профилактика эмоционального выгорания педагога. Уважаемые коллеги, в последнее время остро стоит проблема сохранения психического здоровья педагога. Исследователи выявили, что педагоги.

Профилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагоговПрофилактика эмоционального выгорания и поддержка психического здоровья педагогов Немного истории Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Герберт Фрейденбергер в 1974 г. для описания разочарования и крайней.

Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания Задачи: - Познакомить педагогов с понятием эмоциональное выгорание;.

Синдром профессионального выгорания педагога Синдром профессионального выгорания относится к числу феноменов личностной деформации и является неблагоприятной реакцией на рабочие стрессы,.

Консультация «Синдром эмоционального выгорания воспитателя» Немного из истории Термин «эмоциональное выгорание» введен американским психиатором Х. Дж. Фрейденбергером в 1974 году для характеристики.

Тренинг для педагогов «Профилактика профессионального выгорания» Тренинг "Профилактика профессионального выгорания" Обучающие цели семинара: — знакомство с синдромом профессионального выгорания; — выявление.

Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов «Все в твоих руках» Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов Задачи: 1. Обучать педагогов способам регуляции психоэмоционального состояния.

Тренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгоранияТренинговое занятие с воспитателями по профилактике синдрома эмоционального выгорания Цель: профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов. Задачи: познакомить воспитателей с понятием «синдром эмоционального выгорания»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагога
Опубликовано: 13 марта 2020 в 16:36
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагога» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Герасимова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД