Ирина Маврина
Профилактика речевых расстройств у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика речевых расстройств у детей раннего возраста
Дыхательная гимнастика –
это гимнастика, направленная на увеличение объёма дыхания и нормализации его ритма.
Методика выполнения упражнений дыхательной гимнастики:
- воздух набирать через нос;
- плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным и плавным;
- необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).
Примеры дыхательных упражнений:
Публикация «Профилактика речевых расстройств у детей раннего возраста» размещена в разделах
«Снег и ветер». Из маленьких кусочков ваты скатываются небольшие шарики--«снег»-- и выкладываются на столе. Ребёнку предлагают дуть на «снег», как холодный зимний ветер. При этом «комья снега» должны медленно передвигаться к противоположному краю стола.
«Кто спрятался?» На предметную картинку размером с четверть альбомного листа наклеиваем с одного края гофрированную бумагу, изрезанную бахромкой. Получается, что картинка находится под тоненькими полосками гофрированной бумаги. Ребёнку предлагается дуть на бумажную бахромку, пока она не поднимется, и не станет видно картинку. «Хомячок».Предложите ребенку пройти несколько шагов (10-15, надув щёки, как хомячок, затем легко хлопнуть себя по щекам – выпустить воздух изо рта и пройти ещё немного, дыша носом.
Пальчиковые игры.
Направлены на развитие мелкой моторики рук, оказывающей благоприятное влияние на развитие речи, развитие зрительно-пространственной координации, активизация познавательной и речемыслительной деятельности.
Пример пальчиковой игры.
На крылечке у избы
(ладони соединить шалашиком)
Сушит белочка грибы:
(все пальцы прижать к ладони и разгибать по очереди в ходе игры)
Раз – опенок,
(разогнуть мизинец)
Два – масленок,
(разогнуть безымянный палец)
Три – волнушка,
(разогнуть средний палец)
А четыре – гриб свинушка,
(разогнуть указательный палец)
Пять – румяный боровик.
(разогнуть большой палец)
На зиму запас велик!
(пошевелить всеми пальцами) Су-Джок.
Это одно из направлений акупунктуры, метод которого основан на воздействии на определенные биологически-активные точки кистей и стопы. В переводе с корейского Су — кисть, Джок — стопа. Применяют Су-Джок-массажеры в виде массажных шариков, в комплекте с массажными металлическими кольцами-пружинками. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики.
Пример игры с Су-Джок массажерами.
«Мяч».
Я мячом круги катаю, между ладоней
Взад-вперед его гоняю. смена рук
Им поглажу я ладошку, соответственно
Будто я сметаю крошку. смена рук
И сожму его немножко, соответственно
Как сжимает лапу кошка. смена рук
Каждым пальцем мяч прижму соответственно
И другой рукой начну. смена рук
А теперь последний трюк: переброс мяча из
Мяч летает между рук. руки в руку
«Колечки».
Колечки надеваем по очереди на все пальцы левой руки, затем правой, под следующий текст:
Птичек мы окольцевали,
Наблюдали, узнавали,
Улетев в такие дали,
Где морозы переждали,
Что пернатые клевали,
Гнезда где свои свивали.
Где вы яйца отложили,
Как вы бури пережили,
Сколько вы, в конце концов,
В гнездах вывели птенцов? Артикуляционная гимнастика - это специальные упражнения, направленные на укрепление мышц, развитие силы и подвижности органов, участвующих в речевом процессе.
Методика проведения артикуляционной гимнастики.
Проводится артикуляционная гимнастика ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше её делать перед зеркалом, в течении 3 – 5 минут. Не следует предлагать детям более 2 – 3 упражнений, каждое упражнение повторить 5-6 раз.
Примеры логопедических упражнений:
• Улыбка – удерживать губы в улыбке, зубы не видны.
• Хоботок –вытягивать губы вперед длинной трубочкой.
• Улыбка – хоботок – чередование положения губ.
• Заборчик – губы растянуты в улыбке, зубы видны.
• Часики – рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончиком языка попеременно тянутся к уголкам рта.
• Спрячь конфетку – рот закрыт, языком упираться то в одну, то в другую щеку.
• Лошадка – щелкать языком, как-будто лошадка цокает копытами.
• Оближем губки – рот приоткрыт, облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.