Приложение МААМ

Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста

Светлана Глущенко
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время наблюдается выраженная тенденция — растет количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Чтобы понять, насколько катастрофически растет количество детей, у которых проблемы с речью, приведу всего одну цифру: дошкольников, не имеющих речевых проблем, у нас по России лишь 6-12 процентов.

Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. «Для речи - таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».

Темочки:

Речевые нарушения существенно влияют на психические функции ребенка. У детей с нарушением речевого развития могут наблюдаться:

• Неустойчивое внимание

Плохие локомоторные функции: нарушения в координации, сниженная скорость и ловкость движений

• Трудности с выполнением словесных инструкции

• Обидчивость, робость, замкнутость.

Можно сказать, что отправной точкой всей этой волны речевых патологий стали 1990-е годы. И по мнению российских академиков, связано это в первую очередь с активным развитием репродуктивных технологий — теперь врачи могут выходить новорожденного весом от 500 граммов.

Понятно, что у недоношенных детей здоровье в целом ослаблено, а любое отставание в развитии, будь оно соматическое или психическое, в конечном счете сказывается на речи. Точно так же на здоровье современных детей в раннем возрасте влияет экология, социальные условия, стресс. Сегодня остро стоит проблема билингвизма, миграции — все это так или иначе ведет к нарушению сначала устной, а потом и письменной речи.

При этом, как ни парадоксально, количество нарушений примерно одинаково по всем регионам РФ. В сельской местности остро стоит проблема грамотных специалистов, которые могут решить серьезные проблемы с речью, зато там меньше нарушений, связанных со стрессовыми факторами, так как в целом дети спокойнее. В городах же, напротив, дети растут в более напряженной обстановке, но есть шанс, что специалисты раньше заметят отклонения.

И последнее. Очень большую роль в развитии ребенка играет то, насколько информированы и ответственны родители. Зачастую мамы, у которых была трудная беременность и роды, изначально настроены на дополнительные занятия с ребенком, контролируют его общее, психическое и речевое развитие, и от этого дети, конечно, выигрывают. Мы еще не дошли до уровня Швеции, где логопед вместе с патронажной сестрой приходит на второй день после выписки из роддома, но в целом ранняя логопедия в мегаполисах развивается очень активно. Но очень многое по-прежнему зависит от инициативы родителей, их роль не менее важна, чем роль медицинских и образовательных учреждений.

По инициативе родителей нашего детского сада в 2019 -2020 году, мною был разработан и проведен представленный проект по речевому развитию детей группы раннего возраста.

Название проекта: «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста. «Я умею говорить».

Тип проекта:

• - информационный;

• - речевой ;

• - познавательный;

• - долгосрочный.

Участники проекта:

• учитель-логопед Глущенко Светлана Юрьевна;

• дети первой младшей общеразвивающей группы «Репка»;

воспитатели группы: Вагнер Инна Савельевна, Кочергина Марина Дмитриевна

Сроки реализации проекта: декабрь – апрель 2019 - 2020 учебного года.

Цель проекта: предотвращение причин возникновения речевых нарушений в младшем дошкольном возрасте, повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Профилактика речевого недоразвития у детей раннего дошкольного возраста :

• Развитие артикуляционного и голосового аппарата;

• Развитие речевого дыхания;

• Развитие слухового восприятия и речевого слуха;

• Развитие мелкой и общей моторики;

• Формирование правильного звукопроизношения.

• Педагогическое просвещение родителей, привлечение их к коррекционной работе с детьми раннего возраста.

• Создание в группе речевого центра.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

• Совместная деятельность учителя –логопеда и родителей.

• Совместная деятельность детей и учителя-логопеда.

• Совместная деятельность воспитателя и детей.

• Самостоятельная деятельность детей.

• Совместная деятельность воспитателя и родителей.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

• Повысить речевую активность у детей раннего дошкольного возраста :

• Активизировать развитие артикуляционного и голосового аппарата;

• Активизировать развитие речевого дыхания;

• Повысить уровень слухового восприятия и речевого слуха;

• Повысить уровень развития мелкой и общей моторики;

• Формировать правильное звукопроизношение;

• Активизировать активный и пассивный словарь детей;

• Повысить педагогическое просвещение родителей, привлечение их к коррекционной работе с детьми раннего возраста.

• Создать в группе речевой центр;

• Разработать и собрать картотеки игр упражнений, пособий для речевого центра.

1 этап: подготовительный

(информационно-аналитический)

Задачи:

• Скрининговое обследование речи детей младшего дошкольного возраста с целью : выявить детей с речевыми нарушениями, определить уровень речевого развития детей;

• Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития (анкетирование);

• Установить контакт с родителями детей, согласовать воспитательное воздействие на ребенка ( родительское собрание по теме: «Речевое развитее детей раннего возраста. Причины задержки развития речи.»);

• Начать сбор методических пособий и материалов для картотек и пособий для «Речевого центра».

2 этап: основной (практический) :

Задачи:

• Разработать и апробировать систему воздействия на речь детей младшего дошкольного возраста,

• Составление системы игр и упражнений, картотек, пополнение «Речевого центра» пособиями для развития мелкой моторики, развития дыхания, развитие слухового внимания.

• Вовлечение родителей в коррекционный процесс. Участие родителей в семинарах-практикумах по темам: «Артикуляционная гимнастика для малышей, как средство профилактики речевых нарушений», «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить». Проведение родительских собраний по темам: «Развитие дыхания - основа для правильной речи», и консультаций «Речевые игры с детьми дома», «Развитие слухового внимания и восприятия речи детей младшего возраста». Проведение общих и индивидуальных бесед.

• Создание информационного стенда «Уголок логопеда».

3 этап: заключительный (контрольно-диагностический) :

Задачи:

• Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми, провести скрининговое обследование речи детей младшего дошкольного возраста с целью определения динамики речевого развития детей.

• Проанализировать эффективность работы логопеда с родителями и педагогами по вопросам речевого развития детей,

• Презентация проекта для педагогов ДОУ.

Публикации по теме:

Логопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возрастаЛогопедическая ритмика как средство профилактики речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста Участники: родители и дети. Цель: - познакомить родителей с особенностями логоритмических занятий, проводимых в младшей группе МДОУ «Детский.

Опыт работы «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель: Создание условий для.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Использование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возрастаИспользование нейропсихологических технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Использование нейропсихологичеких технологий в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста Современная логопедия богата огромным.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Консультация «Профилактика нарушений осанки» В дошкольном возрасте довольно часто выявляются нарушения осанки и другие отклонения в опорно – двигательном аппарате. Под осанкой ребенка.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста
Опубликовано: 11 марта 2021 в 19:56
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Глущенко (УИ 275281) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД