Светлана Глущенко
Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время наблюдается выраженная тенденция — растет количество детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
Чтобы понять, насколько катастрофически растет количество детей, у которых проблемы с речью, приведу всего одну цифру: дошкольников, не имеющих речевых проблем, у нас по России лишь 6-12 процентов.
Внимание к развитию речи ребенка на первых возрастных ступенях особенно важно потому, что в это время интенсивно растет мозг ребенка и формируются его функции. «Для речи - таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов. Если же в первые три года речи малыша не было уделено должного внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное».
Публикация «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста» размещена в разделах
Речевые нарушения существенно влияют на психические функции ребенка. У детей с нарушением речевого развития могут наблюдаться:
• Неустойчивое внимание
• Плохие локомоторные функции: нарушения в координации, сниженная скорость и ловкость движений
• Трудности с выполнением словесных инструкции
• Обидчивость, робость, замкнутость.
Можно сказать, что отправной точкой всей этой волны речевых патологий стали 1990-е годы. И по мнению российских академиков, связано это в первую очередь с активным развитием репродуктивных технологий — теперь врачи могут выходить новорожденного весом от 500 граммов.
Понятно, что у недоношенных детей здоровье в целом ослаблено, а любое отставание в развитии, будь оно соматическое или психическое, в конечном счете сказывается на речи. Точно так же на здоровье современных детей в раннем возрасте влияет экология, социальные условия, стресс. Сегодня остро стоит проблема билингвизма, миграции — все это так или иначе ведет к нарушению сначала устной, а потом и письменной речи.
При этом, как ни парадоксально, количество нарушений примерно одинаково по всем регионам РФ. В сельской местности остро стоит проблема грамотных специалистов, которые могут решить серьезные проблемы с речью, зато там меньше нарушений, связанных со стрессовыми факторами, так как в целом дети спокойнее. В городах же, напротив, дети растут в более напряженной обстановке, но есть шанс, что специалисты раньше заметят отклонения.
И последнее. Очень большую роль в развитии ребенка играет то, насколько информированы и ответственны родители. Зачастую мамы, у которых была трудная беременность и роды, изначально настроены на дополнительные занятия с ребенком, контролируют его общее, психическое и речевое развитие, и от этого дети, конечно, выигрывают. Мы еще не дошли до уровня Швеции, где логопед вместе с патронажной сестрой приходит на второй день после выписки из роддома, но в целом ранняя логопедия в мегаполисах развивается очень активно. Но очень многое по-прежнему зависит от инициативы родителей, их роль не менее важна, чем роль медицинских и образовательных учреждений.
По инициативе родителей нашего детского сада в 2019 -2020 году, мною был разработан и проведен представленный проект по речевому развитию детей группы раннего возраста.
Название проекта: «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста. «Я умею говорить».
Тип проекта:
• - информационный;
• - речевой ;
• - познавательный;
• - долгосрочный.
Участники проекта:
• учитель-логопед Глущенко Светлана Юрьевна;
• дети первой младшей общеразвивающей группы «Репка»;
воспитатели группы: Вагнер Инна Савельевна, Кочергина Марина Дмитриевна
• Сроки реализации проекта: декабрь – апрель 2019 - 2020 учебного года.
Цель проекта: предотвращение причин возникновения речевых нарушений в младшем дошкольном возрасте, повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
• Профилактика речевого недоразвития у детей раннего дошкольного возраста :
• Развитие артикуляционного и голосового аппарата;
• Развитие речевого дыхания;
• Развитие слухового восприятия и речевого слуха;
• Развитие мелкой и общей моторики;
• Формирование правильного звукопроизношения.
• Педагогическое просвещение родителей, привлечение их к коррекционной работе с детьми раннего возраста.
• Создание в группе речевого центра.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
• Совместная деятельность учителя –логопеда и родителей.
• Совместная деятельность детей и учителя-логопеда.
• Совместная деятельность воспитателя и детей.
• Самостоятельная деятельность детей.
• Совместная деятельность воспитателя и родителей.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
• Повысить речевую активность у детей раннего дошкольного возраста :
• Активизировать развитие артикуляционного и голосового аппарата;
• Активизировать развитие речевого дыхания;
• Повысить уровень слухового восприятия и речевого слуха;
• Повысить уровень развития мелкой и общей моторики;
• Формировать правильное звукопроизношение;
• Активизировать активный и пассивный словарь детей;
• Повысить педагогическое просвещение родителей, привлечение их к коррекционной работе с детьми раннего возраста.
• Создать в группе речевой центр;
• Разработать и собрать картотеки игр упражнений, пособий для речевого центра.
1 этап: подготовительный
(информационно-аналитический)
Задачи:
• Скрининговое обследование речи детей младшего дошкольного возраста с целью : выявить детей с речевыми нарушениями, определить уровень речевого развития детей;
• Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах речевого развития (анкетирование);
• Установить контакт с родителями детей, согласовать воспитательное воздействие на ребенка ( родительское собрание по теме: «Речевое развитее детей раннего возраста. Причины задержки развития речи.»);
• Начать сбор методических пособий и материалов для картотек и пособий для «Речевого центра».
2 этап: основной (практический) :
Задачи:
• Разработать и апробировать систему воздействия на речь детей младшего дошкольного возраста,
• Составление системы игр и упражнений, картотек, пополнение «Речевого центра» пособиями для развития мелкой моторики, развития дыхания, развитие слухового внимания.
• Вовлечение родителей в коррекционный процесс. Участие родителей в семинарах-практикумах по темам: «Артикуляционная гимнастика для малышей, как средство профилактики речевых нарушений», «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить». Проведение родительских собраний по темам: «Развитие дыхания - основа для правильной речи», и консультаций «Речевые игры с детьми дома», «Развитие слухового внимания и восприятия речи детей младшего возраста». Проведение общих и индивидуальных бесед.
• Создание информационного стенда «Уголок логопеда».
3 этап: заключительный (контрольно-диагностический) :
Задачи:
• Проанализировать эффективность коррекционной работы с детьми, провести скрининговое обследование речи детей младшего дошкольного возраста с целью определения динамики речевого развития детей.
• Проанализировать эффективность работы логопеда с родителями и педагогами по вопросам речевого развития детей,
• Презентация проекта для педагогов ДОУ.