Маргарита Довыдова
Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
«Профилактика речевых нарушений у детей
младшего и среднего дошкольного возраста
подготовила учитель-логопед Довыдова Маргарита Васильевна
Профилактическую работу, как рекомендовано ведущими специалистами в области логопедии Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой, Г. В. Чиркиной и др., мы начинаем уже с младшего дошкольного возраста и продолжаем её на протяжении 2-х лет в более напряженном ритме, а заканчиваем в подготовительной к школе группе.
Публикация «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста – задача большой общественной значимости, и серъёзность её должны осознавать и родители и педагоги.
Воспитатели детского сада должны руководствоваться процессом формирования у детей правильного звукопроизношения, начиная с младшего дошкольного возраста. На занятиях, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, четкой, и внятной. В общей системе по развитию речи большое место должны занимать игры и занятия, направленные на выработку у детей четкой дикции и правильного звукопроизношения.
Развитию чёткой артикуляции помогает воспитание у детей привычки смотреть на собеседника и таким образом следить за движением губ и языка. Далее необходимо развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие. Точное слуховое восприятие звука стимулирует правильное произношение, а правильная артикуляция в свою очередь способствует лучшему фонематическому восприятию.
В начале учебного года проводиться обследование детей на предмет выявления речевых нарушений. После этого воспитателям массовых групп предлагаются рекомендации по улучшению работы речевого развития детей конкретно по каждой группе.
Проводятся консультации по результатам обследования. Параллельно предлагаем воспитателям заполнить самостоятельно таблицу учета звуковой культуры речи у детей и далее прослеживать и корректировать учебный процесс по речевому развитию, а именно по звукопроизношению, согласно этой карте. Карта заполняется 2 раза в год – в начале года и сравнения результатов в конце года. Так продолжается на протяжении двух лет. Воспитатели наглядно видят результат своей работы.
Кроме этого предлагаем «Задачи по звукопроизношению» с примерным планированием занятий в течение года по возрастам.
Младшая группа : 1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над простыми по произношению звуками: а, у, и, о, э, п, б, в, ф.
2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
Средняя группа : 1. Готовить артикуляционный аппарат для правильного произношения всех звуков родного языка, тренируя его основные движения во время проведения артикуляционной гимнастики и при работе над звуками: т, д, н, к, г, х. ы.
2. Вызывать и закреплять, или уточнять произношение свистящих звуков: с, сь, з, зь, ц.
3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.
4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.
В средней группе продолжается работа по развитию речедвигательного и речеслухового анализаторов. Отрабатываются основные движения артикуляционного аппарата, и уточняется произношение свистящих звуков.
Большое значение имеет артикуляционная гимнастика. Для детей массовых групп мы предлагаем упражнения для развития общего артикуляционного праксиса: «улыбочка», «трубочка», «чистим зубки», «уколы в щеки», «облизываем губы», «покусывание язычка», «дуем на кончик языка», «часики», «кошка сердится», «белим потолок».
Рекомендуем вводить артикуляционные упражнения постепенно, с подгруппой детей используя индивидуальные зеркала, в игровой форме, с помощью сказочных героев, чтобы заинтересовать малышей, и то же время добиваться четкости выполнения артикуляционных поз.
Особое внимание уделяем развитию фонематического слуха и восприятия. Как вы знаете, необходимо различать эти понятия, поскольку фонематическое восприятие – это способность различать фонемы (звуки) и определять звуковой состав слова: количество звуков, слогов в слове, положение звука в слове. Фонематический слух – это часть физиологического слуха, которая направлена на сопоставление слышимых звуков с их эталонами, сохраняющимися в памяти человека упорядоченно.
Фонематический слух начинает формироваться у ребенка очень рано. На второй недели жизни ребенок, услышав звук человеческого голоса, прекращает плакать, когда с ним начинают говорить. С шести месяцев ребенок путём подражания произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи. Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся всего одной фонемой (мишка – миска). Так формируется фонематическое восприятие – способность воспринимать звуки человеческой речи. От трех и семи лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за своим произношением, умение исправлять его в некоторых случаях.
К 4-м годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, то есть у него должно быть сформировано фонематическое восприятие. К этому времени у ребенка заканчивается формирование правильного звукопроизношения.
Для достижения лучших результатов в работе по развитию фонематического слуха у детей младшего дошкольного возраста, ориентируясь на специфику возраста, рекомендуем проводить игры, опираясь на наглядность. Цель игр: - учить детей внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова. Рекомендуем следующие игры: «Волшебная палочка подскажи!», «Петрушка ошибается», «Назови слова», «Как об этом сказать», «Поможем кукле», «Подберём слова», «Подскажи слово», «Здравствуй, Петушок!», «Что умеет Петушок?» и другие.
В средней группе продолжается работа над дикцией, используется наглядность, но уже рекомендуем проводить словесные игры: «Какие слова бывают?», «Назовите разные слова», «Эхо», «Это слово звонкое или тихое?», «Подскажи последнее словечко», «Какое слово потерялось?», «Где вы слышали эти слова?», «На что похоже?» - слова, сходные по звучанию, «Слова забыли свое место». Кроме этого игры с наглядностью: «Кто на картинке?», «Что бы мог нарисовать художник?», «Здравствуйте, я Петрушка!», «Кто что делает?», «Загадочный круг».
Целесообразность нашей работы объясняется увеличением количества детей, нуждающихся в логопедической помощи. Проводимые мероприятия, ответственное отношение педагогов к данному вопросу позволило сократить количество детей с нарушенным произношением и фонематическим слухом.
Таким образом, профилактическая работа даёт положительные результаты синхронной работы трё х звеньев: логопед – воспитатели – родители.
Список используемой литературы
1. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. М., 1985.
2. Филичева Т. Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г. В. Основы логопедии. М., 1989.
3. Филичева Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. М., 2000.
4. Фомичева М. В., Воспитание у детей правильного произношения. М., 1980 г.