Татьяна Пенкина
Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста
В дошкольном детстве соблюдение права ребёнка на охрану здоровья имеет особое значение.
По мнению учёных, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребёнка. Причин для этого много. Так, академик Ю. Е. Вельтищев связывает это с тем, что в данном возрастном периоде происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности.
Публикация «Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста» размещена в разделах
Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью, поэтому эмоциональные перегрузки сопряжены с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций.
Неслучайно именно в этом возрасте родители и педагоги нередко сталкиваются с таким проявлением в поведении детей, как частая смена настроения, повышенная раздражительность, плаксивость, быстрая утомляемость. Малыши грызут ногти, крутят волосы, плохо засыпают, случается, много и бесцельно двигаются.
Деятельность дошкольного учреждения по обеспечению сохранности физического и психического здоровья детей раннего возраста – это :
• Профилактическая работа;
• Обеспечение психологической безопасности личности ребёнка;
• Оздоровительная направленность образовательного процесса;
• Социально-педагогическая и психологическая поддержка детей и их семей.
Профилактическая работа включает : закаливание, сон, диетическое питание, тщательный уход за детьми и воспитание у них привычек здорового образа жизни.
Психологическую безопасность личности ребёнка обеспечивает режим комфортной для малыша жизнедеятельности, строгое дозирование интеллектуальных и физических нагрузок.
Под оздоровительной направленностью образовательного процесса подразумевается система мер, не травмирующих нервную систему ребенка во время образовательных занятий.
Для родителей проводятся специальные консультации, в родительский уголок помещена соответствующая информация (папки-передвижки, информационные буклеты и т. д.)
Ребёнка раннего возраста характеризует повышенная эмоциональность. Раннее формирование положительных эмоций – залог становления личности, основа проявления познавательной активности.
Психика ребенка раннего возраста устроена так. Что его практически невозможно заставить целенаправленно выполнять какие – либо, даже самые полезные. Упражнения. Малышу должно быть интересно это делать не потому, что надо и полезно, а потому, что ему это нравится.
В весьма раннем возрасте начинают провялятся артистические способности. Игры- драматизации очень полезны. Театр – всегда игра, сказка, чудо, волшебное действо с красочными персонажами и увлекательными сюжетами. Это возможность не только увидеть героя, но и самому стать им. В игре – драматизации вырабатывается правильное и четкое произношение звуков, снижает закомплексованность, скованность, малыш раскрепощается; воспитываются сенсорные навыки, расширяется сфера эмоциональных и мыслительных возможностей, развивается фантазия и творческое воображение.
Роль музыки в снятии психоэмоционального напряжения у детей очень велика. Приобщая ребенка с раннего детства к музыке, мы развиваем не только непосредственно музыкальные способности, но и эмоциональную восприимчивость, стремление к прекрасному, более глубокое понимание мира. Для этой цели мы приобрели магнитофон с гнездом для цифровых носителей (скачиваем из интернета музыку для детей, песни из детских кино и мультфильмов, плясовые мелодии, колыбельные, марши и русские народные сказки).
Необходимость поиска заработка для современных родителей, перегрузки на работе, сокращение свободного времени у членов семьи приводят к ухудшению их физического и психологического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам. Свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенка ставят как внешние проблемы, так и домашние. Малыш попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакций родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Таким образом, работа воспитателя целиком и полностью направлена на то, чтобы дети, впервые переступившие порог детского сада, чествовали себя уверенно и испытывали только положительные эмоции.