Вершинина Лариса
Профилактика предэкзаменационного стресса у подростков «Приемы волевой мобилизации»
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка к программе «Я подросток»
Профилактика предэкзаменационного стресса.
Приемы волевой мобилизации.
Выполнили:
педагоги-психологи
МУ ДО «Центр «Позитив»
Вершинина Л. А
Кудашова С. В.
г. Энгельс, Саратовская область
декабрь 2022 г.
ЗНАКОМСТВО С ПРИЕМАМИ ВОЛЕВОЙ МОБИЛИЗАЦИИ И СОВЛАДАНИЯ СО СВОИМИ ЧУВСТВАМИ.
Цель: познакомить учащихся с некоторыми приемами волевой мобилизации, самообладания, необходимыми учащимся в ходе сдачи экзамена.
Публикация «Профилактика предэкзаменационного стресса у подростков „Приемы волевой мобилизации“» размещена в разделах
Выпускной класс очень ответственный, фактически это переломный момент в жизни. Конечно же, экзамены - это серьезное испытание, которое заставляет человека мобилизовать все свои силы. Существуют приемы волевой мобилизации, которые можно применять при подготовке к экзаменам. Эти приемы позволят включиться в работу, настроиться на подготовку к экзаменам.
«Ассоциации»
Подумайте и запишите с чем у вас ассоциируется слово «экзамен». Проанализируйте трудности, о которых сигнализирует та или иная ассоциация, и способы их преодоления.
«Эксперимент»
Цель: научить самообладанию в стрессовых условиях.
Необходимо за 30 секунд прочитать три последовательных отрывка:
ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗАЛОБХВАТИМОЮШЕЮ НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаП УгаННоГоРеБЕНКаВБеЗОПаСНОемЕсТОнаК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОтБеГ УшиХ ног
Целесообразно ответить на следующие вопросы:
— Сразу ли вы справились с заданием?
— Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?
— В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?
— Как развить самообладание?
Мини-лекция на тему: «Экспресс-приемы волевой мобилизации»
В сложных условиях учебной деятельности, например во время контрольных работ, экзаменов, физической подготовки, у учащихся часто возникает необходимость осуществить волевую мобилизацию. В этом случае могут оказаться удобными в применении экспресс-методы, которые позволят решить какую-то частную задачу. Эти приемы волевой саморегуляции взяты из школ восточных единоборств.
«Волевое дыхание»
Примите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите глубокое, ровное дыхание. Затем, дыша ровно и спокойно, одновременно поднимите руки до уровня груди ладонями вверх, согните их в локтях и отведите локти назад.
После этого сделайте спокойный выдох с одновременным медленным опусканием рук ладонями вниз. Во время выдоха последовательно напрягаются мышцы рук, плечевого пояса, живота, ног. Можно представить, что опускающиеся руки прессуют находящийся в легких воздух и направляют его вниз, в землю. По окончании выдоха напряжение мышц прекращается.
Упражнение повторяется до появления уверенности в своих силах и готовности организма действовать с максимальной отдачей.
«Возбуждающее дыхание»
Займите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите ровное, глубокое дыхание, одновременно поднимая руки вверх и скрещивая их перед лицом.
После этого, напрягая все мускулы тела, особенно мышцы живота, резко открыв рот, опуская руки- через стороны вниз, сделайте выдох. В конце выдоха соберитесь с силой и резко вытолкните из легких остаток воздуха. При выдохе издайте гортанный звук. Вдох и выдох производите медленно. Трехкратное повторение этого упражнения позволяет мобилизовать силы и активизировать деятельность.
«Приятно вспомнить»
Упражнение основано на использовании такого механизма психической саморегуляции, как самоубеждение. В случае неуверенности в своих силах при решении какой-либо задачи рекомендуется представить и проанализировать опыт успешного решения аналогичных проблем в прошлом. В конце концов, нужно твердо сказать себе: «Я решал задачи и сложнее, решу и эту!»
Эти упражнения желательно использовать каждый день в процессе подготовки к занятиям в школе, при подготовке к экзаменам.
Литература.
1. Психологическое сопровождение итоговой аттестации учащихся 9-11 классов. Методические рекомендации для педагогов-психологов образовательных учреждений и профилактических центров. С. В. Чаловка, О. С. Гришанова. Под ред. Михайлиной М. Ю. - Саратов- ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2008. - 64 с.
2. Готовимся к ЕГЭ. ТРЕНИНГ ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ Татьяна Липская, аспирант, Ольга Кузьменкова, кандидат психологических наук, зав. кафедрой возрастной и педагогической психологии ОГПУ, Оренбург.