Корнеева Ольга
Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР
▼ Скачать +Заказ
Трудности усвоения программы школьного обучения в большинстве случаев возникают из-за нарушения у детей чтения и письма.
Нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом. В основе этих нарушений лежит несформированность некоторых психических функций, в частности зрительно-пространственных.
Причиной возникновения оптической дисграфии являются трудности оптического и оптико-пространственного анализа и синтеза, недифференцированность зрительного восприятия и памяти, недоразвитие пространственного восприятия и пространственных представлений.
Публикация «Профилактика оптической дисграфии у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
Оптическая дисграфия проявляется в заменах и искажениях графического образа букв.
Выделяются литеральная и вербальная формы оптической дисграфии.
При литеральной дисграфии отмечается нарушение воспроизведения даже изолированных букв.
При вербальной дисграфии изолированные буквы ребенок воспроизводит правильно, однако при написании слов наблюдаются искажения и замены букв.
Нарушения письменной речи отрицательно сказываются:
- на школьной успеваемости детей;
- увеличивают сроки овладения школьной программой;
- вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.
Если учесть, что именно чтение и письмо являются необходимой базой для всего последующего образования, то острота проблемы становится очевидной.
Важно своевременно выявить нарушения зрительно-пространственных функций, потому что гораздо важнее говорить о способах профилактики данных нарушений у дошкольников, чем о путях преодоления её у школьников.
Учитывая то, что у дошкольников с ОНР имеется качественное своеобразие и более низкий по сравнению со сверстниками с правильной речью уровень сформированности тех неречевых психических функций, которые являются предпосылками возникновения оптической дисграфии, основная цель моей работы – разработка системы мероприятий по предупреждению оптических нарушений в группе для детей с ОНР.
Профилактическую работу я провожу в следующих направлениях:
а) Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса);
б) уточнение и расширение объема зрительной памяти;
в) формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений;
г) развитие зрительно-моторных координаций.
д) развитие зрительного анализа и синтеза.
е) автоматизация зрительных представлений графических образов букв;
ж) дифференциация букв, имеющих оптические сходства.
з) дифференциация смешиваемых букв изолированно, в слогах, словах, предложениях, текстах.
Средствами профилактики оптической дисграфии у дошкольников с ОНР являются различные дидактические игры и упражнения.
Подготовительный этап - работа с картинками (со старшей логопедической группой).
Основной этап - работа с буквами (с подготовительной логопедической группой).
Задания и упражнения, направленные на профилактику оптической дисграфии включаются в подгрупповые и фронтальные занятия по формированию лексико-грамматических компонентов, связной речи, обучению грамоте, а также в индивидуальную работу по формированию правильного звукопроизношения.
В работе по развитию зрительного восприятия и узнавания используются следующие задания:
1. Назвать предметы по их контурам.
2. Назвать недорисованные предметы.
3. Назвать перечеркнутые изображения.
4. Определить, что неправильно нарисовал художник.
5. Распределить предметы по величине.
6. Распределить изображения предметов по их реальной величине.
7. Подбор картинок к определенному цветовому фону. Предлагаю детям
«лужайки» разного цвета: красного, зеленого, желтого, синего, а также картинки с изображениями предметов разного цвета: арбуза, огурца, листа; цыпленка, репы, дыни; мака, помидора, клубники; сливы, василька, синей ленты. Даю задание положить картинку на свою лужайку.
8. Игра «Геометрическое лото».
У детей большие карты. На каждой из карт геометрическая фигура: круг, квадрат, прямоугольник, овал, треугольник. Кроме того, имеются картинки с изображением различных предметов.
Показать нарисованный предмет. Дети определяют, на что похож этот предмет (на круг, овал, треугольник, квадрат). Изображение предмета кладется на карту с похожей геометрической фигурой. Можно предложить следующие предметные картинки: тарелка, арбуз, мяч; огурец, яйцо, дыня; платок, скатерть.
10. Нахождение одинаковых фигур среди других.
11. Дорисовывание незаконченных контуров круга, треугольника.
12. Дорисовывание симметричных изображений.
13. Составление разрезных картинок.
14. Дополнение рисунка. Детям предлагается нарисовать домик, справа и сверху от домика – солнце, слева от домика – забор, справа внизу нарисовать
озеро, справа от забора – цветы.
15. Конструирование фигур из палочек.
Особое внимание уделяется развитию зрительной памяти.
1. Запомнить буквы, фигуры или цифры (3 – 5, а затем выбрать их среди других (8 – 10).
2. Разложить буквы, фигуры или цифры в первоначальной последовательности.
3. Игра «Чего не стало?» На столе раскладываются 5 – 6 игрушек. Дети должны запомнить их. Затем одну убираю. Дети отгадывают, какой игрушки не стало.
4. Игра «Что изменилось?». Дети запоминают последовательность предъявляемых картинок и определяют, что изменилось.
Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно – пространственного анализа и синтеза.
Коррекционная работа проводится по следующему плану:
1) дифференциация правых и левых частей тела;
2) ориентировка в окружающем пространстве;
3) уточнение понимания и употребление предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.
Дифференциацию правых и левых частей тела мы начинаем с выделения ведущей правой руки.
Рекомендую следующие виды заданий:
1) Показать, какой рукой надо писать, рисовать, здороваться.
Затем предлагаю сказать, как называется эта рука. В случае затруднений сама даю ответ, а дети повторяют несколько раз. Далее даю задание поднять правую руку и назвать ее.
2) Показать левую руку, назвать ее.
3) Поднять то левую, то правую руку, показать карандаш левой, правой рукой, взять книгу правой, левой рукой. После усвоения речевых обозначений правой и левой руки можно перейти к дифференциации других правых и левых частей тела: ног, глаз, ушей.
В заключение детям предлагаю более трудные задания: показать левой рукой правый глаз, правое ухо, левую ногу; правой рукой показать левый глаз, левое ухо;
Показать правые и левые части тела у человека, сидящего напротив.
Формирование ориентировки в окружающем пространстве основывается на имеющихся у детей представлениях о правой и левой стороне тела, а также речевых обозначениях правой и левой руки. Эта работа проводится в следующей последовательности:
1) Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т. е. к самому себе.
Сначала я даю задание определить пространственное расположение предметов, находящихся сбоку от ребенка:
«Покажи, какой предмет находится справа от тебя, слева» и т. д.
Предлагаю выполнить действие, например, положить книгу справа или слева от себя.
Если при выполнении этих заданий у ребенка возникают затруднения, то необходимо уточнить, что справа – это значит ближе к правой руке, а слева – ближе к левой руке.
Далее пространственные отношения закрепляю в речи.
Предлагаю ответить на такой, например, вопрос: «Где находится шкаф (окно, дверь?» При этом ребенок должен стоять так, чтобы эти предметы были справа или слева.
1)Определение пространственных соотношений между двумя – тремя предметами и их изображениями.
- Сначала уточняю расположение двух предметов. Затем предлагаю взять правой рукой тетрадь и положить ее около правой руки, взять левой рукой книгу и положить ее около левой руки.
Далее задаю вопрос: «Где находится книга, справа или слева от тетради?»
В дальнейшем детям предлагаю следующие задания:
• Положить карандаш слева от книги;
• Сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева и т. д.
Когда дети начинают безошибочно ориентироваться в пространственном положении предметов, переходим к заданиям с картинными изображениями, геометрическими фигурами, цифрами, буквами.
Примерные задания:
1. Нарисовать круг, справа от него крестик, слева от крестика поставить точку.
2. Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – круг.
3. Написать определенные буквы справа или слева от вертикальной линии.
4. Игра «Паучок».
На первых порах все дети имеют перед собой лист с квадратной сеткой, а одно крупное пособие крепится на доске. В центре сетки находится «Паучок» - точка, которая может перемещаться только по сигналу и только на одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчета ведется только от центра. Дается сигнал: вверх – вправо. Дети передвигают свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановился «паучок». В данном примере это – правый верхний квадрат.
Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений: от 2 – 3 до 8 – 10.
Для усложнения игры детям предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представлять её перемещение, глядя на таблицу.
На третьем этапе дети с закрытыми глазами определяют путь «мухи» и отвечают, где она остановилась.
В результате этой игры легко усваиваются понятия: верх – низ, право – лево, а также дети запоминают названия квадратов:
1 – центральный квадрат;
2 – правый центральный квадрат;
3 – левый центральный квадрат;
4 – верхний центральный квадрат и т. д.
5. Диктанты для рисования орнаментов и букв. Например, поставить точку на клетчатом листе бумаги и от нее вести карандашом линии по клеточкам под диктовку:
5 – вниз, 1 – вправо, 4 – вверх, 2 – вправо, 1 – вверх, 3 – влево.
Если ошибок нет, то получается буква «Г», которую дети штрихуют. Таким образом дети могут написать любую неизвестную букву. Работа эта интересна, требует концентрации внимания, четкости выполнения инструкции, сформированного зрительно – пространственного восприятия.
Работа по выработке, автоматизации и дифференциации направлений пространства в схеме собственного тела сочетается с развитием координации движения и совершенствованием мелкой моторики рук (это различные физкультминутки, комплексы пальчиковых упражнений). Физкультминутки и гимнастика для пальцев рук, для глаз, в сочетании с закреплением направлений пространства преследуют еще одну цель - снятие умственного и психофизического напряжения дошкольников, способствуют лучшему усвоению материала, изучаемого на занятии.
Работа по развитию зрительно-моторной координации является важной на этом этапе. Используются задания на копирование фигуры, дорисовывание недостающей детали с опорой на образец, обведение контура рисунка по точкам, штриховка, точное воспроизведение последовательности графического ряда, различные лабиринты. Упражнения такого типа активно включается в домашние задания, а также в индивидуальные и фронтальные занятия.
В процессе логопедической работы по формированию буквенного гнозиса и дифференциации сходных оптически букв предлагаются следующие задания:
1. Найти букву среди ряда других букв (после длительного и кратковременного предъявления).
2. Назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями.
3. Определить букву в неправильном положении.
4. Обвести контурные изображения букв.
5. Дописать букву.
6. Выделить буквы, наложенные друг на друга (написать или назвать).
7. На фоне контурных изображений предметов найти «спрятавшиеся» буквы.
8. Конструирование печатных букв из элементов.
9. Реконструирование букв:
а) добавляя элементы (например, из буквы Р сделать В);
б) уменьшая количество элементов (например, сделать из буквы Ж - К);
в) изменяя пространственное расположение элементов (например, сделать из буквы Р - Ь, или из Т – Г).
Рекомендуемые задания:
-найти букву в ряду сходных;
АЛ ЛД ХУ ОЮ СО
-сложить из палочек букву (сначала по образцу, затем по памяти)
-срисовать букву по предложенному образцу;
-реконструировать букву, добавляя, убавляя, заменяя элементы;
В – Р П - Н Ь – В
- показать правильную букву среди пар букв, изображенных правильно и зеркально;
-определить различие сходных букв, отличающихся лишь одним элементом;
Р – В З – В Ь – В
- определить различие сходных букв, состоящих из одинаковых элементов, различно расположенных в пространстве:
Р –Ь П – Н П – И И – Н Г – Т
- найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаемся к игре «Буквы рассыпались»
-дописать недостающие элементы букв;
-предъявление букв разного шрифта: печатная; прописная; строчная; стилизованная;
-нахождение буквы в геометрических фигурах.
-определение букв, которые можно выложить из двух (Т, Г, Х, и из трех (И, А, П, Н, С, К) палочек.
При устранении оптической дисграфии проводится работа по уточнению зрительных образов букв. Буква соотносится с каким-либо сходным по форме предметом:
О – обруч, З – змея, П – перекладина, Ж – жук.
Используются стихи и загадки о буквах.
Для лучшего усвоения буквы рекомендуется ощупывание и узнавание рельефных букв, срисовывание, вырезывание буквы, лепка из пластилина, обведение контуров, письмо буквы в воздухе, определение сходства и различия смешиваемых букв, определение буквы, «написанной» на спине, на ладони. Эти упражнения можно использовать и для младших детей, рисуя геометрические фигуры, знакомые им (круг, квадрат, треугольник).
Особое внимание уделяется знакомству детей с траекторией движения руки при написании буквы. Детям объясняется, что элементы буквы пишутся всегда сверху вниз.
Для предупреждения ошибок чтения и письма очень хорошо проводить работу с изографами. На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.
Дети с интересом читают слова, в которых видна только верхняя или нижняя половина букв.
Работа по предупреждению оптической дисграфии дает хорошие результаты. Большинство детей, пришедших в логопедическую группу с общим недоразвитием речи и закончивших обучение в ней, по моим наблюдениям в дальнейшем успешно учатся в общеобразовательных школах.