Ольга Аристова
Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Предпосылки возникновения оптической дисграфии у дошкольников.
Дисграфия «начинается» не в школе, а значительно раньше: у детей дошкольного возраста. Именно в этом возрасте возможно выявление предпосылок дисграфии, которая неизбежно проявится у детей с началом их школьного обучения в случае непринятия профилактических мер. Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения.
Публикация «Профилактика оптической дисграфии у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Что касается оптической дисграфии, то она обусловлена в первую очередь несформированностью зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственно – временных представлений. Стойкие нарушения письменной речи могут возникать у детей с нормальным интеллектом, сохранной устной речью, полноценным зрением и слухом, у которых имеется несформированность некоторых частных психических процессов, которые могут почти ничем себя не проявлять в повседневной жизни, но создают препятствия при овладении письмом.
Так, у многих детей наблюдается сниженная зрительная и слуховая память, причем зрительная память развита лучше, чем слуховая. Двигательно дети расторможены, нарушена моторика как общая, так и мелкая. Уровень развития устной речи не соответствует возрастным нормам : словарь беден, имеются значительные нарушения грамматического строя речи, нарушена слоговая структура слова. Дети используют в речи предложения из двух, трех, редко из четырех слов. Лексический запас отстает от возрастной нормы. Отмечаются ограниченные возможности использования и предметного словаря, и словаря действий и признаков. Навыками словообразования они практически не овладевают. Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций: выраженные трудности в использовании падежных конструкций, опускаются предлоги, союзы, частицы употребляются крайне редко. Также дети не имеют четких представлений о форме и величине предметов, об их расположении в пространстве по отношению друг к другу, им не знакомы такие понятия, как «выше», «ниже», «дальше», «ближе». Дети не могут подобрать антонимы к словам, обозначающим величину предметов (например, в ходе обследования ребенку показывают длинную и короткую дорожку и говорят: «вот эта дорожка длинная, а эта какая», и ребенок отвечает, что она «маленькая», вместо «короткая») [8].
Следовательно, чтобы дети успешно овладели навыками письма, необходима большая специализированная помощь по коррекции речи и всех психомоторных функций ребенка уже в дошкольном возрасте. Еще профессором Левиной Р. Е. был выдвинут принцип предупредительного подхода к детям дошкольного возраста [4]. Ведь, как известно, вторичные отклонения легче предупредить, чем исправлять уже сформировавшиеся нарушения.
Для профилактики оптической дисграфии у дошкольников, были подобраны игры, которые возможно использовать в практической работе в детском саду.
Для формирования навыка последовательного анализа изображений и конструкций подойдут игры с кубиками Воскобовича и блоками Деньеша. На первом этапе игры, ребенок выполняет орнамент или фигуру путем наложения элементов на предложенный шаблон. Далее, ребенок выполняет задания только по зрительному восприятию, с наглядной опорой на схему. Третий этап игры – выполнение фигуры по символическим изображениям, которые даны в альбоме с методическими рекомендациями и схемами для игр с блоками Деньеша (этот образец игры возможно использовать при развитии навыков анализа и синтеза).
Для развития зрительного восприятия, полезны игры: «догадайся, что нарисовано или какую я загадал вещь?», игры на запоминание сочетания различных геометрических форм, упражнения на складывание разрезных картинок. Ориентация в специально разработанных игровых картах- лабиринтах.
Рекомендуются игры на воспроизведение пространственных последовательностей. Например, возможно использование игрушечного музыкального инструмента с разноцветными клавишами и цветовыми схемами к этому инструменту.
Интересны игры: «Шарики в непрозрачной трубочке» (На глазах у ребенка в трубочку кладутся цветные шарики, нужно определить, в какой последовательности они выкатятся с одной и с другой стороны)
«Живые цепочки» (Детям выдаются карточки с картинками, водящий выстраивает детей в соответствии с заданной схемой. Картинки можно подбирать тематические, чтобы с опорой на их последовательность возможно было составить предложение. Если дети читающие, можно им предложить карточки с буквами или словами.
При наличии выраженной недостаточности зрительно – моторной координации на занятиях широко используют штриховки, обводки, срисовывания геометрических фигур.
Рекомендуются игры на нахождение отличий, дорисовывание недостающих в образце деталей, письмо букв и слов по шаблонам, далее по контурным линиям.
Одновременно, рекомендуется работа на упрочнение звуко - буквенных связей, формирование стабильных графических образов букв. Это задания с дополнительной опорой на кинестетический анализатор: обводка пальцем выпуклых или выполненных на шершавой основе букв. Игра «Угадай на ощупь какая буква?», «Угадай с закрытыми глазами, что я тебе написал на руке?» [М. Монтессори]
Положите перед ребенком несколько сходных по начертанию букв (Р, Я, Ь, Б, В, Ы, Ъ; или Ш, Щ, Ц; или П, Н, И, Й; или К, Х, Ж; или Ю, О, С, Э). Показываете одну из них, ребенок находит такую же среди лежащих на столе.
Покажите ребенку две похожие буквы. (Ш- Щ; Ц- Щ; Б- В; Г- Т; Л- Д; З- В; Р- В; К- Ж; Ч- Я; С- О; И- Й; Ь- Ы; О- Ю; Ь- Ъ; Г- Е; Ь- В; Ь- Б; Г- Б) Нужно из первой дорисовать вторую.
Положите перед ребенком 2 буквы. Попросите его реконструировать первую (что- то дорисовать, что- то замазать белым маркером, чтобы она превратилась в другую. (П- Н; П- И; Н- И; О- С; О- Э; Л- А; В- Ь; Ы- Ъ; Х- У; Ф- О; Я- Ж, М- П; Р- Ь).
Положите перед ребенком 2 буквы. Пусть он развернет 1- ую из них и дорисует ее так, чтобы она превратилась в другую (Ш- Е; П- Ц; С- Э; У- А; Ь- Я; Ч- Ь; Я- Ы) [М. А. Полякова]
Используя коррекционные игры на занятиях с детьми, необходимо помнить, что подбирать материал следует с того уровня знаний и навыков, которыми ребенок владеет достаточно прочно. Это создает положительный эмоциональный настрой в начале занятий и повышает мотивацию сотрудничества.