Cветлана Ворончихина
Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста
Письмо тесно связано с процессом устной речи и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.
Большое количество детей, имеющих нарушения письменной речи, заставляет специалистов задуматься о необходимости принятия каких- либо профилактических мер на этапе подготовки к овладению грамотой, а именно формирования предпосылок, необходимых для нормального овладения письмом и чтением в период дошкольного детства.
Публикация «Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Значительно легче предупреждать нарушение письма и чтения в дошкольном возрасте, чем преодолевать их во время обучения в школе. К мерам ранней профилактики дисграфии и дислексии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, достаточная сформированность которых необходима для нормального овладения процессом письма и чтения. Выделяются три группы специфических ошибок у детей :
- ошибки на уровне буквы и слога;
- ошибки на уровне слова;
- ошибки на уровне предложения (словосочетания).
Основные задачи по профилактике дисграфии и дислексии у детей :
1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков.
2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений.
3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.
4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.
5. Формирование связной речи.
6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, на листе бумаги.
7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев, игр пальчиками, обводки, штриховки.
8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву "написали" на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка узнать буквы на ощупь и т. д.)
9. Подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложения, слово, слог, буква, звук, составление схем и т. д. Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения школьными знаниями.
Все содержание работы по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников реализуется через упражнения в занимательной, игровой форме.
Для развития слухового восприятия важно использовать игры, задания имеющие целью формирование слухового внимания: "Угадай кто это"; навыка определения направления звука: "Где позвонили", "Часовой", "Жмурки с голосом"; различения силы и громкости звука: "Тихо- громко!", "Улавливай шёпот", Необходимо развивать у ребёнка чувство ритма, обучая повторять заданный ритмический рисунок (хлопками, отстукиванием, сравнивать серии ударов, предъявляемые последовательно. Таким образом, мы развиваем и речевые, и внеречевое слуховое восприятие ребёнка.
Для развития фонематического слуха ребенка следует обучать сравнению простых фраз; выделения и запоминанию определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по составу); учить подбирать картинки, соответствующие словам, начинающимся на заданный звук; различать отдельные звуки в ряду других звуков, затем - в слогах и словах (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу). Дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу, показать картинки с изображением предметов, называющимися словами - квазиомонимами. Детям старшего дошкольного возраста можно предлагать придумать предложения со славами - квазиомонимами.
Развитие зрительного восприятия с целью профилактики нарушений чтения и письма, должно быть направлено на формирование следующих умений и навыков: знание "телесной схемы", умение анализировать предмет, его изображение, процессы соизмерения, составление картинки, разрезанной на части, конструирование по образцу, по предоставлению (например, из палочек, умение видеть графему и ее точное расположение, запоминание элементов букв, различение букв, имеющих одинаковые элементы начертания, дописывание элементов букв и т. д.
Для этого детям предлагаются следующие задания: "Назвать предметы по их контурам", "Назвать и дорисовать недорисованные предметы", "Назвать перечеркнутые изображения", "Выделить предметные изображения, наложенные друг на другая", "Определить, что неправильно нарисовал художник", "Распределить предметы по величине" (учитывая реальные размеры, "Запомни рисунок", "Цифровая таблица", "Подбор картинок к определенному цветовому фону" (детям предлагаются фоны ("лужайки") разного цвета: красного, зеленого, желтого, синего, а также картинки с изображением предметов разного цвета: арбуза, огурца, листа; цыпленка, репы, дыни; мака, помидора, клубнике; сливы, василька, сине ленты; дается задание положить картинку на свою "лужайку") и т. д.
Кроме того, нужно учить детей находить недостающую часть предмета, отгадывать, какой игрушки или предмета не стало на столе. В этом могут помочь игры типа: "Что пропало?", "Что прибавилось?", "Сделай, как было".
Моторно-двигательное развитие детей включает в себя формирование крупной и мелкой моторики. Развитие общей двигательной умелости (двигательной памяти, переключаемости движений и самоконтроля при выполнении двигательных проб, произвольного торможения, статической и динамической координации движений, пространственной организации движений) подчиняется закономерностям формирования любого двигательного навыка. Установлено, что положительным фактором для детей при овладении графикой письма, является хорошо организованная физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном учреждении.
Очень эффективным приемом формирования тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук у детей, является "пальчиковый бассейн" - коробка, наполненная сыпучим наполнителем, имеющим необычную текстуру - например манной, гречневой крупой, горохом, рисом или фасолью. С помощью этого приспособленья можно обучать детей нахождению предмета и определению его формы без подключения зрительного анализатора; учить управлять движением пальцев и кистей рук; развивать кинестетические ощущения, давая задание погрузить кисть в наполнитель "бассейна" и принять заданное положение и др. А также можно использовать на занятиях счетные палочки или спички (очищенные от серы, пальчиковую гимнастику.
Формировать у детей умение и навыки работать по клеточкам "Забавные клеточки"
Развитие устной речи с целью профилактики дисграфии, предполагает осуществление комплексной работы, направленной на формирование каждого ее компонента. Педагогу необходимо развивать у ребенка все стороны динамической и просодической организации речи: формировать речевое и неречевое дыхание (учить произносить на едином выдохе длинную фразу, извлекать длительный звук из любого духового инструмента, поддувать пушинки, листики бумаги, не давая им упасть и т. д.); учить ребенка регулировать способ дыхания (следить за движением ворсинок ваты поднесенной к носу; удерживать набранную в рот воду максимальное время и т. п.); развивать ритмичность и выразительность речи; учить управлять тембром, силой и высотой собственного голоса (например, в играх "Успокой куклу", "Эхо", " Перебежки").
Развивая речь ребенка, важно учитывать положение о том, что опора на семантику значения слова является первостепенной в работе с дошкольниками. Подбирать задания для развития лексико-грамматического строя речи необходимо так, чтобы было возможно решать несколько языковых задач одновременно, например: " Придумай название действия на заданный звук" [на звук П - прыгать, плавать, пришивать, покупать и др. ], "Придумай слова со звуком Р, отвечающие на вопрос "какой?" [ круглый, оранжевый, ароматный], "Выбери из предложенных картинок те, название которых отвечает на вопрос "кто?", и состоит из 6 звуков" [ картинки отвечающие заданным требованиям: доктор, корова, собака, мальчик и др. ], "Придумай слово, обозначающие орудие действия и отвечающее на вопрос "чем?" [топором, лопатой, иглой и т. п. ].
Таким образом, формирование дошкольников к овладению самостоятельной письменной речью на уровне формирования предпосылок, составляющих основу овладения чтением и письмом, должно рассматриваться как цельный процесс, который предполагает реализацию специальной системы коррекционно- педагогической работы, опирающиеся на логопедический и общепедагогические принципы и использующие специальные приемы и методы, направленные на формирование предпосылок к овладению чтением и письмом.