Приложение МААМ

Профилактика девиантного поведения у старших дошкольников посредством трудового воспитания

Нечаева Ксения Андреевна
Профилактика девиантного поведения у старших дошкольников посредством трудового воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

Номинация: программа профилактической работы образовательной организации

Название практики: ПРОФИЛАКТИКА ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ

Авторы: Виталёва Яна Витальевна

педагог-психолог

без категории;

Нечаева Ксения Андреевна

воспитатель

первой квалификационной категории

Лесосибирск-2024

Описание практики

Публикация «Профилактика девиантного поведения у старших дошкольников посредством трудового воспитания» размещена в разделах

для представления на Форуме

Раздел 1 Актуальность: Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные поступки которых вызывают в лучшем случае удивление. Неприемлемые асоциальные действия, отсутствие интереса к обучению, неумение общаться в детском коллективе – все это признаки «трудного» ребенка с девиантным поведением. Несмотря на то, что понятие «девиация» чаще используется для оценки поведения подростков и взрослых, у детей дошкольного возраста довольно часто встречаются нарушения поведения и эмоциональные расстройства. Исследования многих отечественных педагогов (Овчарова Р. В., Галагузова М. А., Беличева С. А., Олиференко Л. Я., рассматривающих девиантное поведение как одно из проявлений социальной дезадаптации, доказывают, что воспитанники дошкольного образовательного учреждения в большей степени нуждаются в социально-педагогической поддержке и профилактике девиантного поведения.

Труд всегда рассматривался одним из средств воспитания и необходимым условием для развития личности. В процессе труда происходит становление социального опыта ребенка, он познает значимость труда, учится выполнять некоторые трудовые действия, оценивать свой вклад в общее дело. Трудовое воспитание в дошкольном возрасте влияет на формирование личности ребё нка: в труде и с помощью труда воспитываются личностные качества и положительные взаимоотношения между детьми. В труде дошкольники успешно усваивают и закрепляют нравственные нормы поведения. Трудовое воспитание составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.

Нормативные документы:

• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. (гл. 1, ст. 2)

• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

• Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования»

• СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях»

• Устав МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик»

• Образовательная программа МБДОУ «Детский сад №10 «Кораблик»

Цели и задачи практики:

Целью практики является создание в детском саду условий, предотвращающих девиантное поведение детей старшего дошкольного возраста, способствующих формированию у них жизненных навыков, препятствующих возникновению девиантного поведения.

Для достижения цели решаются следующие задачи:

- выявить детей, потенциально предрасположенных к девиантному поведению;

- развивать навыки сотрудничества посредством трудовой деятельности;

- формировать у воспитанников адекватную самооценку;

- организовывать мероприятия, способствующие ориентации на здоровый и безопасный образ жизни;

- формировать позитивные социальные и личностные установки для понимания и принятия общепринятых норм.

Раздел 2 Стоит отметить, что в дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда : самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе и ручной труд. Соответственно, профилактика девиантного поведения у дошкольников осуществляется через них.

В процессе реализации первого этапа мы провели:

1. Наблюдение за воспитанниками во время занятий, игр, прогулки и тихого часа.

2. Графические методики «КАКТУС», «РИСУНОК СЕМЬИ» (проводит психолог сада,

3. Беседа.

4. Анкетирование родителей

5. Анкетирование детей

6. Индивидуальные беседы с воспитанниками и родителями.

7. Демонстрация худ. фильмов и мультфильмов.

8. Проведение консультаций о защите прав ребёнка.

9. Родительские собрания («Наши дети – в наших руках»).

10. Семинары для педагогов («Девиантное поведение. Что это? Когда нужно начинать профилактику?»).

Для обучения детей трудовым действиям во всех группах детского сада создана специальным образом выстроенная, пополняемая предметно-развивающая среда (фартучки, лопатки, грабли, лейки, дидактические игры, наглядный материал и т. д.)

В основном этапе реализации практики нами проводились следующие мероприятия:

1. Заседание детско-родительского клуба «Мы вместе!» на тему «Девиантное поведение, что это?»

2. Беседа с родителями «Воспитание, как основа будущего ребенка».

3. Семинары-практикумы с родителями на тему: «Гиперактивный (агрессивный, замкнутый) ребёнок, почему он такой?»

4. Индивидуальные беседы и консультирование родителей.

Для детей в процессе реализации практики основного этапа проводились следующие мероприятия:

1. Организация выставок («Что такое хорошо и что такое плохо!», «Наши семейные, добрые дела»);

2. Посещение театрализованных представлений, организованных на базе ДОУ («Путешествие в страну вежливости», «Мир добрых дел», «Плохо или хорошо?» и др.);

3. Организация выездной экскурсии в речной порт города Лесосибирска с целью ознакомления с профессиями флота.

Завершающий этап.

Задачи этапа: проведение повторного тестирования, выявление эффективности программы.

В процессе реализации третьего этапы проводились следующие мероприятия:

1. Повторное анкетирование родителей.

2. Беседа с родителями с целью выявления изменений произошедших в поведении старших дошкольников.

3. Повторная диагностика с целью выявления снижения уровня агрессии, гиперактивности и замкнутости. Тест по «Методике диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки. Диагностика «Несуществующее животное».

4. Сопоставление результатов, анализ работы и выявление эффективности данной программы.

5. Семинар-практикум для родителей детей с ОВЗ «Профилактика девиантного поведения у дошкольников через трудовое воспитание» (семинар-практикум на данную тему проводился в прошлом году в подготовительной группе и имел большой успех, поэтому в данную программу он тоже был включен).

Для реализации цели программы использовались следующие формы работы: групповая работа, беседы, мини - лекции, родительские собрания, творческие задания, а также проведение первичной и вторичной диагностики.

Методы, используемые при реализации практики: показ, объяснение, обсуждение процессов труда и его результатов, обучение отдельным способам выполнения трудовых операций, пример взрослого и детей, целенаправленное наблюдение, разыгрывание коммуникативных ситуации.

Достигнутые в представляемой практике результаты:

1. Снижение уровня агрессивности, гиперактивности, отмечается улучшение отношений в детском коллективе, дети проявляют уважение к старшим и их труду;

2. Родители принимают активное участие в совместной трудовой деятельности с детьми в ДОУ и дома;

3. Дети научились снижать физическое напряжение посредством выполнения трудовых поручений;

У детей появилась адекватная оценка к требованиям взрослого (понимание и принятие общепринятых норм)

Учитывая необходимость трудового воспитания дошкольников согласно ФГОС и ФОП ДО, творческой группой педагогов в сентябре 2023 г. был разработан инновационный практико-ориентированный проект «Формирование позитивных установок к различным видам труда как условие успешной социализации детей дошкольного возраста : ТРУДОВЫЕ СТУПЕНЬКИ» и уже начал свою реализацию в ДОУ. Также на основании приказа Министерства образования Красноярского края наш ДОУ признан инновационной площадкой по формированию навыков трудового воспитания. Впереди нас ждет очень много работы и мы уверены, что у нас всё получится!

Раздел 3 Мероприятия, проведенные в содержательном блоке, представлены в приложениях 1 и 2.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

План работы с родителями на 2023-2024 учебный год по проблеме девиантного поведения детей дошкольного возраста

Формы работы

Месяц Родительские собрания Индивидуальные беседы, консультации Тренинги Наглядная агитация

Сентябрь «Девиантное поведение у дошкольников : причины, проявления» Оформление тематического цикла

Октябрь Практические занятия с элементами тренинговых упражнений «Навыки эффективного общения» совместно с психологом

Ноябрь «Подвижные игры для снятия агрессивного поведения»

Декабрь Индивидуальная беседа: «Как незаметно прививаются формы отклоняющегося поведения»

Январь Оформление тематического цикла

Февраль «Формы и методы преодоления девиантного поведения у детей»

Март Консультация «Влияние средств массовой информации на развитие ребенка»

Апрель Круглый стол «Как взрослые провоцируют агрессивное поведение детей»

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

План мероприятий на 2023-2024 учебный год по профилактике девиантного поведения посредством трудового воспитания для детей старших и подготовительных групп

В мероприятиях принимают участие воспитанники общеобразовательных и компенсирующих групп, их родители и воспитатели.

Месяц Мероприятие

Сентябрь • Выставка детско-родительских поделок из природного материала «Чудеса с обычной грядки»

• Праздник урожая в стране «Лилипутии»

Октябрь • Акция ко дню пожилого человека «Тепло из детских рук» - старшие и подготовительные группы

• Познавательное развлечение «Откуда к нам хлеб пришёл» - старшие и подготовительные группы

Ноябрь • Развлечение «Синичкин день» - 12 ноября старшие, подготовительные группы

• Мастер-класс по изготовлению кормушек для птиц из бросового материала для старших и подготовительных групп

Декабрь • Изготовление ёлочных игрушек для городской ёлки

• Социальная акция ко дню инвалида «Ладошка пожеланий»

• Социальная акция ко дню инвалида «Подарок доброты!» (помощь детям из детского дома)

Январь • Экскурсия подготовительных групп в речной порт г. Лесосибирска

Февраль • Выставка поделок-кукол «Мир профессий»

Март • Социальная акция по ПДД «Чем ярче – тем безопаснее!»

Апрель • Социальная акция «Детству зеленый свет!»

Публикации по теме:

Фотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольниковФотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Основной вид деятельности ребёнка - игра, играя дети познают мир, узнают много нового и интересного. В соответствии с.

Фоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольниковФоторепортаж о моих достижениях в огородничестве «Мои любимцы №2» и роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Могу сказать про себя, что я не покупаю всё это на рынке и в магазине, а выращиваю сама. Вот и сегодня, с утра пораньше.

Фотоотчёт о неделе трудового воспитанияФотоотчёт о неделе трудового воспитания Уважаемые коллеги, вот и закончилась в нашей школе Неделя трудового воспитания. Забегая вперёд, хочу высказать общее удовлетворение проделанной.

Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания»Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Консультация для педагогов "Необходимость трудового воспитания" Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое.

Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников»Консультация для воспитателей «Огород в детском саду как одна из форм трудового воспитания дошкольников» Дошкольное детство - этап формирования личности человека, становление ценностного отношения к окружающему миру. В этот период закладывается.

Организация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском садуОрганизация ручного труда дошкольников как творческой деятельности в системе трудового воспитания в детском саду Наши дети любят играть. Мы сделаем игру своими руками из бумаги. Оригами – это увлекательное и полезное занятие. Научимся делать из бумаги.

Особенности диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу побеседовать об особенностях диагностики отклоняющегося (девиантного) поведения у дошкольников. Понятие.

Положение о неделе трудового воспитанияПоложение о неделе трудового воспитания 1. Общие положения. 1.1 Воспитательная неделя по трудовому воспитанию вводится в учебно-воспитательный процесс школы с целью повышения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика девиантного поведения у старших дошкольников посредством трудового воспитания
Опубликовано: 4 июня 2024 в 10:48
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактика девиантного поведения у старших дошкольников посредством трудового воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Нечаева Ксения Андреевна (УИ 2400927) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД