Вера Астапова
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма через социальное партнерство с семьей
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.
Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно – транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
Публикация «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма через социальное партнерство с семьей» размещена в разделах
За 9 месяцев 2019г. с участием детей и подростков до 16 лет в Белгородской области зарегистрировано 132 ДТП, в которых 140 несовершеннолетних получили травмы. Чаще всего жертвами аварий становятся юные пешеходы (55 ДТП) и пассажиры (63 ДТП). Проблема безопасности дорожного движения имеет разные аспекты. Главным из них всегда будет сохранение человеческой жизни, особенно жизни детей. Согласно стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013 – 2020 годы заложенные основы здорового образа жизни и личной безопасности должны стать приоритетными образовательными результатами в дошкольном образовании.
Детский сад — первый внесемейный социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступает в контакт семья с целью воспитания и обучения ребенка, подготовки его к жизни в обществе. Мы, специалисты дошкольного учреждения, при условии грамотного построения взаимодействия с семьей имеем уникальную возможность систематического общения с семьей, близкого контакта с родителями, что раскрывает широчайшие возможности для организации совместной работы в триаде «семья — ребенок — детский сад».
Работе с родителями в детском саду уделяется большое внимание, ведь именно они каждый день и не раз переходят с ребятишками дорогу и несут за них ответственность. Однако иногда случается, что сами дети знают значительно больше родителей и даже поправляют их поведение на дороге.
Работа с родителями по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни в нашем МБДОУ № 21 «Сказка» г. Старый Оскол ведется через разнообразные формы : анкетирование, беседы с родителями на темы: «Правила дорожного движения нужны и важны», «Дорога в детский сад. Опасна ли она?».
Регулярно педагоги размещают в родительских уголках информацию на темы: «Ребёнок и улица», «Как приобщить ребёнка к безопасному поведению на дороге», «Памятки для родителей по правилам дорожного движения», проводят родительские собрания: «Дисциплина на улице – залог безопасности пешехода», «Наши помощники». Воспитатели и специалисты осуществляют взаимодействие в работе по формированию навыков практического применения и соблюдения детьми правил дорожного движения. Об эффективности проведенной работы можно судить и по возросшей активности родителей и детей при проведении совместных мероприятий. За годы работы по обучению воспитанников правилам дорожного движения не было ни одного дорожно – транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил дорожного движения нашими воспитанниками.
Независимо от того, какую форму взаимодействия с семьей мы выбираем, важно учитывать, что осознание себя в новом статусе родителя сопровождается пересмотром жизненных принципов, системы ценностей, устремлений. Поэтому необходимо, чтобы рядом с родителем оказался грамотный педагог, на компетентную помощь которого он мог бы рассчитывать в любой ситуации.
Наш педагогический коллектив постоянно ставил и ставит перед собой цель: искать новые формы взаимодействия, наполнять их актуальным содержанием и преподносить его так, чтобы родители захотели им воспользоваться. Ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники, сегодня нельзя. Именно поэтому в качестве одной из основных форм работы с семьями наших воспитанников мы выбрали такое объединение родителей, детей и педагогов, как детско – родительский (семейный) клуб.
При организации воспитательно – образовательного процесса мы отметили, что у многих детей не сформированы знания о правилах дорожного движения. Это объясняется как малым жизненным опытом, так и безучастным отношением взрослых. По результатам анкетирования вовлеченность родителей в образовательный процесс составляет 30%. Для решения вышеуказанной проблемы нами был разработан проект «Формирование основ безопасного поведения воспитанников на дороге через создание семейного клуба «В гостях у Светофора». Целью проекта является: Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма через социальное партнерство с семьей средствами инновационной наглядно – информационной деятельности.
Реализация проекта позволит решить следующие задачи:
- повышение уровня личностной комфортности детей и взрослых в семье и ДОУ;
- формирование позитивного опыта семейного воспитания;
- повышение педагогической компетентности взрослых участников проекта;
- снятие затруднений в детско-родительских отношениях;
- пропаганда здорового образа жизни;
- организация взаимодействия и сотрудничества через совместную деятельность, конкурсы и другие мероприятия;
- развитие сотрудничества с различными социальными институтами, государственными и общественными организациями.
По данным социально – психологических и социально – педагогических исследований, тенденции, происходящие в семейных отношениях (отделение молодой семьи от старшего поколения, сокращение числа детей, финансовые затруднения, нестабильность) приводят к уменьшению педагогического потенциала семьи, снижению уровня педагогической компетентности и психолого-педагогической культуры, недостаточному выполнению воспитательных функций родителями, эмоциональному неблагополучию детей.
Поэтому, сложившуюся ситуацию наиболее целесообразно постепенно менять, направив на установление более тесных неформальных контактов между педагогами ДОУ и семьями воспитанников, на решение задач повышения педагогической компетентности родителей, через апробацию новых форм партнерских отношений. Одна из эффективных форм психолого-педагогического сопровождения семей – организация в ДОУ клубов разной направленности. Среди основных направлений их деятельности – пропаганда семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.