Лариса Вязанкина
Профилактическая работа в ДОУ по предупреждению ДДТТ
▼ Скачать + Заказать документы
Согласно Федеральному закону № 196 от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
• приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении над экономическими результатами хозяйственной деятельности;
• приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, общества
Публикация «Профилактическая работа в ДОУ по предупреждению ДДТТ» размещена в разделах
Наиболее беззащитными и уязвимыми, в данной проблеме, всегда остаются дети. Поэтому, осуществлять знакомство с правилами дорожного движения, соблюдение которых является законом для каждого, надо начинать с дошкольного возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочны, а правила, усвоенные в эти годы, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение — потребностью человека.
Работу в данном направлении мы начинаем с создания необходимой нормативно-правовой базы.
В работе по обучению детей правилам дорожного движения и предупреждению травматизма руководствуемся ст. 29 Закона РФ «О безопасности дорожного движения», приказом Минобразования РФ № 354 от 09.07.96 г. «О повышении безопасности дорожного движения детей и учащихся России», областной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в Нижегородской области в 2012 – 2014 годах», с целью повышения эффективности работы по профилактике дорожно – транспортного травматизма. Ежегодно на начало учебного года издаётся приказ «Об организации работы по профилактике дорожно–транспортного травматизма среди детей в ДОУ», в котором назначается ответственный за организацию работы, утверждается план работы на год с педагогами, родителями, детьми. Работа по предупреждению ДДТТ рассматривается не реже двух раз в год на педагогическом совете, родительском собрании. В ДОУ разработан паспорт дорожной безопасности, согласованный с ГИБДД Дальнеконстантиновского района. Паспорт дорожной безопасности размещён на сайте ДОУ, на стенде в помещении ДОУ.
В детском саду разработана инструкция для воспитателей по предупреждению детского дорожного травматизма. Проведение инструктажа - 2 раза в год.
Работа по обеспечению безопасности и предупреждению ДДТТ воспитанников нашего детского сада четко планируется в соответствии с требованиями программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста» - авторы Р. Б. Стёркина, О. Л. Князева и др., а так же программой «Детство» - авторы Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе и др.
Окружающий мир сильно воздействует на ребёнка-дошкольника, он «питает его ум и душу». Поэтому большое внимание мы уделяем созданию предметно-развивающей среды в группах, чтобы детям было комфортно и интересно изучать окружающий мир и чувствовать себя в безопасности. В течение всего учебного года мы обогащаем среду. В группах оформлены центры безопасности, содержание, которых включает в себя: макеты «Улица города», «Улица нашего посёлка», наборы дорожных знаков, плакаты: «Правила поведения на дороге», «Правила дорожного движения», «Предписывающие и запрещающие дорожные знаки», «Безопасность на дороге», «Детям о правилах дорожного движения»; дидактические игры: «Дорожная грамота», «Пешеходы», «Важные знаки», «Собери светофор», «Транспорт» и др., игры-модели «Наша улица», «Автомобили на дороге». Созданы условия для режиссерских и сюжетно-ролевых игр. Например, в средней разновозрастной группе оборудован макет автомобиля, автозаправочная станция, которые дети используют в играх. В рамках обогащения среды в соответствии с ФГОС ДО были приобретены: транспортные игрушки – автомобили специального назначения, мега игровые наборы – автомобильные парковки «Авто-гараж», настольные наборы дорожных знаков, дидактические игры по ПДД. Так же имеются атрибуты для игр: шапочки, рули, жезлы, дорожные знаки и пр.
На прогулочном участке детей старшего дошкольного возраста имеется разметка пешеходного перехода (зебра); разделительная полоса на тротуарной дорожке для игр и катания на велосипедах; модель «светофор». В коридорах здания, для родителей оформлены стенды по правилам дорожного движения. С 2009 года работа с детьми старшего дошкольного возраста по ознакомлению с правилами дорожного движения строится в проектном методе. Этот метод позволяет осуществлять интегрированный подход в обучении и развитии детей, помогает увлечь детей общей идеей и достичь определённого результата. Планируя работу с детьми в проектном методе, мы устанавливаем взаимосвязь игр-занятий с другими формами организации учебно-воспитательного процесса: наблюдениями, экскурсиями, опытно-исследовательской деятельностью, беседами, чтением и просмотром видеофильмов, трудовой и продуктивной деятельностью, развивающими и творческими играми, общением с детьми других групп, праздниками и развлечениями.
Организация работы с детьми начинается с младшего дошкольного возраста. В первой младшей группе дети знакомятся с разными видами транспорта, пешеходным светофором. В уголках находятся разнообразные двигательные игрушки, автомобильный транспорт, иллюстрации с изображением транспорта, и дидактические игры: «Собери машину» (из четырёх частей, «Пешеходный светофор», «Найди такую же машину».
Во второй младшей группе мы знакомим с правилами поведения в общественном транспорте, понятием тротуар и проезжая часть, транспортным светофором, видами транспорта. В дополнение к материалам первой младшей группы - в уголке находится настольный макет улицы со светофором и автомобилями, дидактические игры: «На чём ездят пассажиры», «Собери светофор», «Собери машину» (из 6 частей, атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Мы шофёры», «Автобус».
В средней группе идет знакомство детей с пешеходным переходом, правилами правостороннего движения по тротуару и проезжей части, назначением сигналов светофора. В центре имеется пешеходный переход (из ткани, макет улицы с пешеходным переходом, макет светофора, набор знаков дорожного движения, набор машин, дидактические игры: «Собери светофор», «Найди свой цвет», «Транспорт» и др.
Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с дорожными знаками, перекрестком, работой регулировщика. В центре есть макет перекрестка со знаками дорожного движения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, плакаты по ПДД с изображением регулировщика, различные дидактические игры: «Техосмотр», «Угадай знак», «Важные знаки», «Наша улица», «Служебные машины» и др.
Систематически проводятся экскурсии по улицам нашего посёлка с целью наблюдения за различными видами автомобилей, а также ознакомления с дорожной грамотой:
- к проезжей части дороги;
- к нерегулируемому перекрёстку;
- к остановке пассажирского транспорта;
- к дорожному знаку «Дети» и т. д.
Проводятся беседы на темы: «Где и как переходить улицу», «Береги себя малыш!», «Опасности на дороге», «Главный на дороге – светофор». и др… Чтение художественных произведений: «Наш друг светофор» - М. Дружинина, «Азбука безопасности» - А. Иванов, «Тайны дорожных знаков» - А. Кривицкая, «Самокат» - Н. Кончаловская, «Ехали медведи» - Т. И. Алиева, «Как неразлучные друзья дорогу переходили»- А. Иванов, «Моя улица», «Я иду через дорогу»- С. Михалков и др…
Решение проблемно-игровых ситуаций: «Как помочь Незнайке, который приехал в город?», «Письмо от Светофорчика»; «В общественном транспорте» «Регулировщик на улице», «Что нам скажет этот знак», «Как безопасно перейти улицу», «Если на дорогу выкатился мяч» и др. ; рассматривание картин, иллюстраций, о транспорте, правилах дорожного движения. Периодически организуются выставки детских рисунков: «Красный, жёлтый, зелёный», «Главный на дороге – светофор», «Дорога глазами детей». Очень привлекают детей игры подвижного характера, которые зачастую придумывают сами дети: «Сигналы светофора», «Мы пешеходы», «Воробушки и автомобиль», «Берегись автомобиля!» и др.
В рамках организации работы по безопасности ДДТТ детский сад осуществляет подписку газеты «Добрая дорога детства». На страницах которой, обсуждаются проблемы безопасности детей на дорогах, даются рекомендации взрослым (педагогам и родителям) по воспитанию основ безопасности у детей и др.
С большим детским интересом рассматривается детская страничка газеты, которая включает не только материал для детского чтения, но и интеллектуальные игры и задания по ознакомлению и закреплению ПДД.
Традиционно в осенний и весенний периоды года в ДОУ проводятся месячники и недели безопасности, посвящённые вопросам обеспечения безопасности детей на дорогах. А так же «Уроки безопасности для детей и родителей», «День Защиты детей», в рамках которых активизируется и приобретает приоритетный характер работа по данному направлению.
Регулярно проводятся праздники, досуги и развлечения. А также викторины, КВН, конкурсы, акции, которые чаще всего являются итоговыми мероприятиями, и показывают результаты освоения детьми дорожной грамоты. К участию, в таких мероприятиях привлекаются родители воспитанников. К примеру, в марте 2016 года педагоги ДОУ, дети подготовительной к школе группы и их родители стали участниками Общероссийской акции «Урок безопасности для детей и родителей», организованной Фондом детских благотворительных программ в рамках проекта «Охрана жизни и здоровья детей в дорожных условиях…» Педагогам-организаторам данной акции вручены сертификаты участников.
Стало традицией и участие старших дошкольников в районной велогонке «Олимпийские надежды», на которой дети могут на практике проверить своё поведение на дороге.
Воспитатель является первым учителем для детей дошкольного возраста. От его профессиональной грамотности зависят знания и умения воспитанников. Поэтому, для реализации задач по профилактике ДДТТ, заведующий детского сада, совместно со старшим воспитателем организуют следующие формы работы с сотрудниками : тематические семинары, семинары-практикумы, консультации; обучение на проблемных тематических курсах; изучение методического инструментария; организация деловых игр, конкурсов, выставок, мастер-классов (показ открытых занятий); тематический контроль.
Поведение ребенка формируется под воздействием поведения взрослых. Поскольку чаще всего он переходит дорогу вместе с родителями, то взаимодействие детского сада с семьей в вопросах воспитания, предусмотрительного отношения к транспорту является первостепенным. Воспитателями ДОУ разработаны основные формы и направления по обучению родителей правилам дорожного движения, составлены соответствующие памятки по правилам дорожного движения для родителей. Работают информационные стенды: «Правила дорожные знать каждому положено», «Родителям о безопасном поведении на дороге» и др. Регулярно на общих и групповых родительских собраниях рассматриваются вопросы безопасности, в частности безопасности детей на дорогах: «Роль родителей в воспитании дорожной грамоты у детей». Организованный круглый стол «Ребёнок и дорога», участниками которого стали родители, педагоги, социальный работник, участковый, выявил проблемы, наметил пути их решения, а также взаимное сотрудничество. На сайте ДОУ в рубрике безопасность наших детей регулярно размещается информация для родителей: памятки, рекомендации, а так же новости о проводимых мероприятиях в детском саду.
Организуем и работу с общественными организациями: библиотекой, школой. Дети нашего детского сада – частые гости сельской библиотеки. Активная позиция педагогов и сотрудников библиотеки помогает в организации увлекательных познавательных мероприятий в стенах библиотеки: выставки печатных изданий, просмотр мультипликационных фильмов, просмотр мультимедийных презентаций, беседы, викторины. Новыми формами взаимосотрудничества является участие сотрудников библиотеки в мероприятиях ДОУ (детских праздниках, викторинах и пр.); в летний оздоровительный период были организованы библио-акции «С книжкой на скамейке», одной из тем, которой являлась тема «Правила дорожные знать каждому положено».
Совершая целевые экскурсии в школу, дети закрепляют свои знания о правилах поведения на дороге, что обозначает тот или иной дорожный знак. Дети старшего дошкольного возраста принимают участие в мероприятиях начального звена школы.
Считаем, что только при тесном сотрудничестве педагогов, детей, родителей и общественных организаций в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма будет достигнут положительный результат.