МААМ-картинки

Профилактическая программа по разрешению конфликтов между участниками образовательных отношений в школе

Анна Владимировна Мутовкина
Профилактическая программа по разрешению конфликтов между участниками образовательных отношений в школе
▼ Скачать + Заказать документы

Профилактическая программа

по разрешению конфликтов

в образовательном учреждении

(с использованием восстановительного подхода

для всех участников образовательного процесса)

Составители:

А. В. Мутовкина,

педагог-психолог

Новокузнецк, 2021

ОГЛАВЛЕНИЕ

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ. 3

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ…. 4

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. 7

АДРЕСАТ. 7

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ. 7

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 7

МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ….8

Публикация «Профилактическая программа по разрешению конфликтов между участниками образовательных отношений в школе» размещена в разделах

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ. 8

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 8

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 1…

ПРИЛОЖЕНИЕ 2…

ПРИЛОЖЕНИЕ 3…

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы Профилактическая программа по разрешению конфликтов в образовательной организации (с использованием восстановительного подхода для всех участников образовательного процесса).

Заказчик Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»

Основания

для разработки программы 1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 марта 2016 г. №423-р.

2. Указ Президента Российской Федерации №761 от 1 июня 2012 г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.».

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р.

4. Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. №520-р.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

Разработчики / авторы составители 1. Педагог-психолог.

2. Заместитель директора по воспитательной работе.

Исполнители 1. Классные руководители.

2. Педагог-психолог.

3. Специалисты Школьной службы примирения.

Цель программы : Развитие психолого-педагогической компетенции участников образовательных отношений в разрешении конфликтных ситуаций с использованием восстановительного подхода.

Задачи программы : 1. Сформировать психолого-педагогическую компетентность у участников образовательного процесса.

2. Сформировать представление у участников образовательных отношений о восстановительных практиках как способах разрешения конфликтов.

3. Способствовать развитию психологической безопасности в школе для всех участников образовательного процесса.

4. Предоставить детям, родителям и педагогам психолого-педагогической помощи с целью предупреждения возникновения конфликтов и конфликтных ситуаций в школе.

Срок реализации 2021-2024 гг.

Направления программы 1. Консультативное направление.

2. Диагностико-аналитическое направление.

3. Просветительское направление.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью.

В условиях внедрения Новых Федеральных Государственных Образовательных стандартов, одной из приоритетных задач школы становится

воспитание самостоятельной и ответственной личности, со сформированной культурой здорового и безопасного образа жизни, умеющей взаимодействовать с другими людьми и готовой конструктивно разрешать возникающие конфликты.

У школьника должны быть сформированы такие умения и компетенции, как уважение и принятие ценностей семьи и общества, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом, а так же между всеми участниками образовательного процесса должны быть сформированы доброжелательность, отзывчивость, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение. Для этого в школе необходимо создать условия, при которых каждый имел возможность развивать в себе эти качества и в случае необходимости мог получить квалифицированную помощь.

Особого внимания требуют школьники, которые в силу своих индивидуальных психологических и физиологических особенностей испытывают коммуникативные и личностные проблемы и нуждаются в индивидуальной поддержке.

К ним относятся : агрессивные, тревожные, импульсивные, гиперактивные, дети с неврозами и расстройствами поведения.

Самое большое количество конфликтных ситуаций в школе происходит среди учащихся 5-8 классов, что обусловлено особенностями подросткового возраста.

К другим неблагоприятным факторам, негативно влияющим на поведение подростков можно отнести следующие:

• агрессивность и нетерпимость взрослого окружения

• проявления экстремизма в обществе

• увлечение деструктивными компьютерными играми и интернет-сайтами

• агрессивные модели поведения в средствах массовой информации, доступные для просмотра подросткам, стимулирующие агрессивные импульсы

• неблагополучие в семьях

Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины. Для этого крайне необходимо проведение своевременной диагностикой для профилактики конфликтов в школьных коллективах.

Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Профилактика конфликтов – это их предупреждение. Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Это требует меньших затрат сил, средств и времени.

Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами ученики и учителя, руководители школ, школьные психологи, социальные педагоги.

Подводя итоги теоретического исследования по обоснованию необходимости работы по профилактике конфликтов в школе, можно сделать следующие выводы:

• специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией, поэтому необходимо проводить диагностические обследования подростков для выявления тех или иных личностных особенностей и строить психо- социо-профилактическую работу, опираясь на результаты диагностики. Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы – трудности в учебе, замкнутость, потеря мотивации, уход от жизненных реалий, как итог неуспешная личность.

Предупреждение же конфликтов среди участников образовательного процесса, а особенно школьников подросткового возраста включает в себя ряд этапов:

1. диагностический (изучение микроклимата в коллективе или среди отдельных учащихся, например, учащихся группы риска с помощью диагностических методик: тесты, анкеты, метод наблюдения);

2. прогностический (включает обработку проведенной диагностики, ее анализ и составление своеобразного прогноза относительно возникновения, либо не возникновения конфликтной ситуации);

3. этап планирования (комплекс необходимых мероприятии по предотвращению конфликта или конфликтной ситуации);

4. профилактический (собственно воплощение мероприятий и их анализ)

Многие психологи, например, Хухлаева О. В., утверждают, что для решения проблемы важно перенести акцент с коррекции на профилактику, причем не на профилактику отдельно взятого нарушения, а на сохранение психологического и психического здоровья, все это и обусловило актуальность создания профилактической программы по разрешению конфликтов в образовательной организации (с использованием восстановительного подхода для всех участников образовательного процесса).

Цель программы : Развитие психолого-педагогической компетенции участников образовательных отношений в разрешении конфликтных ситуаций с использованием восстановительного подхода.

Задачи программы :

1. Сформировать психолого-педагогическую компетентность у участников образовательного процесса.

2. Сформировать представление у участников образовательных отношений о восстановительных практиках как способах разрешения конфликтов.

3. Способствовать развитию психологической безопасности в школе для всех участников образовательного процесса.

4. Предоставить детям, родителям и педагогам психолого-педагогической помощи с целью предупреждения возникновения конфликтов и конфликтных ситуаций в школе.

Адресат – участники образовательного процесса как субъекты образовательных отношений (обучающиеся, педагоги и родители).

Срок реализации – 3 года.

Ожидаемые результаты:

1. Сформированность психолого-педагогической компетентности у участников образовательного процесса.

2. Сформированность представления у участников образовательного процесса о восстановительных практиках как способах разрешения конфликтов.

3. Создание психологической безопасности в школе для всех участников образовательного процесса.

4. Получение участниками образовательного процесса психолого-педагогической помощи, способствующей профилактике конфликтов и конфликтных ситуаций в школе.

5. Разработка и подбор методических рекомендаций по профилактике конфликтов в образовательной среде для всех участников образовательного процесса.

Методы реализации:

• анкетирование;

• беседы, групповые дискуссии, круглые столы;

• игры, упражнения, тренинги;

• классные часы;

• родительские собрания;

Оценка эффективности программы :

1. Методика диагностики психологического климата в коллективе

(А. Н. Лутошкин).

2. «СПСК» — социально-психологическая самооценка коллектива

(методика О. Немова)

3. Оценка агрессивности в отношениях (А. Ассингер).

4. Методика диагностики стиля поведения в конфликте (К. Томас).

5. Опросник «Какой у вас стиль общения и воспитания?» (Ю. В. Бавыкина).

Содержание программы

Профилактическая программа по разрешению конфликтов в образовательной организации (с использованием восстановительного подхода для всех участников образовательного процесса) включает в себя следующие направления:

1. Консультативное направление

2. Диагностическо-аналитическое направление

3. Просветительское направление

Календарно-тематическое планирование

Научно-методическое направление

Работа с обучающимися

№ Тема Форма проведения Сроки Ответственные

1. «Что такое Школьная дружба (1-4 кл.) Классный час Сентябрь Классные руководители, специалисты службы примирения

2. «Что такое конфликт. Правила бесконфликтного общения» (5-8 кл.) Классный час Сентябрь Классные руководители, специалисты службы примирения

3. Тренинг «Общение и умение слушать» (9-11 кл.) Тренинг Октябрь Педагог-психолог

4. «Давайте жить дружно!» (4-5 кл.) Классный час Ноябрь Классные руководители, специалисты службы примирения

5. Дискуссия «Посредничество как один из способов разрешения конфликтов» (8 кл.) Групповая дискуссия Ноябрь Педагог-психолог

6. «Техники эффективной коммуникации» (9-11 кл.) Классный час Ноябрь Классные руководители, специалисты службы примирения

7. «Международный день толерантности» (1-11 кл) Классный час Ноябрь Классные руководители

8. «Конфликты и их урегулирование» (5 кл.) Тренинг Декабрь Педагог-психолог

9. «Сильный человек, слабый человек – стереотипы и заблуждения» (9 кл.) Групповая дискуссия Декабрь Педагог-психолог

10. «Стратегии поведения в конфликте» (6 кл.) Классный час Декабрь Классные руководители, специалисты службы примирения

11. «Нужна ли Служба примирения в школе (5-11 кл.) Конференция Январь Классные руководители, специалисты службы примирения, педагог-психолог

12. «Учимся жить без конфликтов» (7 кл.) Классный час Январь Классные руководители, специалисты службы примирения

Работа с педагогами

1. «Конфликты в школе и пути их разрешения» Семинар-практикум Сентябрь Педагог-психолог, специалисты службы примирения

2. «Права и обязанности обучающихся» Семинар Декабрь Специалисты службы примирения

3. «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг Февраль Педагог-психолог

4. «Учитель и проблемы дисциплины» Семинар-практикум Апрель Педагог-психолог

5. «Возрастные особенности детей и подростков» Индивидуальные, групповые консультации Сентябрь-май Педагог-психолог

6. «Школьная служба примирения» Доклад, информационный стенд Сентябрь-ноябрь,

декабрь-февраль,

март-май Специалисты службы примирения

Работа с родителями

1. «Возрастные особенности детей и подростков» Индивидуальные, групповые консультации Сентябрь-май Педагог-психолог

2. «Школьная служба примирения» Доклад, информационный стенд Сентябрь-ноябрь,

декабрь-февраль,

март-май Специалисты службы примирения

3. «Правила бесконфликтного общения» Памятки Сентябрь-май Педагог-психолог, специалисты службы примирения

Диагностико-аналитическое направление

Работа с обучающимися

№ Тема Форма проведения Сроки Ответственные

1. Методика диагностики психологического климата в коллективе (1-11 кл.) (А. Н. Лутошкин) Анкетирование Сентябрь-октябрь,

апрель-май Педагог-психолог, классные руководители

2. Методика диагностики стиля поведения в конфликте (5-11 кл.)

(К. Томас) Анкетирование Сентябрь-октябрь,

апрель-май Специалисты службы примирения

Работа с педагогами

1. Методика диагностики стиля поведения в конфликте (К. Томас) Анкетирование Сентябрь-октябрь,

апрель-май Специалисты службы примирения

2. Оценка агрессивности в отношениях (А. Ассингер) Анкетирование Сентябрь-октябрь,

апрель-май Педагог-психолог

Работа с родителями

1. Методика диагностики стиля поведения в конфликте (К. Томас) Анкетирование Сентябрь-октябрь,

апрель-май Специалисты службы примирения

2. Опросник «Какой у вас стиль общения и воспитания?» (Ю. В. Бавыкина) Анкетирование Сентябрь-октябрь,

апрель-май Педагог-психолог

Просветительское направление

Работа с обучающимися

№ Тема Форма проведения Сроки Ответственные

1. «Дом дружбы» (5 кл.) Тренинг Сентябрь Педагог-психолог

2. «Гармония с собой» (8 кл.) Круг сообщества Сентябрь Педагог-психолог, специалисты службы примирения

3. «День позитива» (1-11 кл.) Акция Октябрь Специалисты службы примирения

4. «Человек побеждает сидя» (7 кл.) Круг сообщества Январь Педагог-психолог, специалисты службы примирения

5. «Мир без конфликтов» (1-11 кл.) Конкурс буклетов Январь Специалисты службы примирения, классные руководители

6. «Возведем мосты, разрушим стены» (6 кл.) Круг сообщества Февраль Педагог-психолог, специалисты службы примирения

7. «Школьная служба примирения глазами детей» (1-11 кл.) Конкурс рисунков Февраль Специалисты службы примирения, классные руководители

8. «Морские командные учения» (7 кл.) Игра-тренинг Февраль Педагог-психолог

9. «Возведем мосты, разрушим стены» (6 кл.) Круг сообщества Март Педагог-психолог, специалисты службы примирения

10. «Школьная служба примирения глазами детей» (1-11 кл.) Конкурс рисунков Март Специалисты службы примирения, классные руководители

11. Вокруг света за 80 дней (8-9 кл.) Психологическая Игра Март Педагог-психолог

12. «Все мы разные, но все мы вместе» (1-11 кл.) Фотовыставка Апрель Специалисты службы примирения, классные руководители

13. «Всегда ли я хороший?» (5 кл.) Круг сообщества Апрель Педагог-психолог, специалисты службы примирения

14. Просмотр и обсуждение фильма «Когда я стану великаном» (9-11 кл.) Обсуждение Май Педагог-психолог

Работа с педагогами

1. «Стрессовые ситуации. Как помочь ребенку» Семинар-практикум Октябрь Педагог-психолог, специалисты службы примирения

2. «Семейное насилие и дети» Памятка Январь Педагог-психолог

3. Выступление на педагогическом совете «Беседа с ребенком, находящемся в кризисном состоянии» Памятка, информация на сайте школы Март Педагог-психолог

4. Работа с родителями по противодействию и профилактике буллинга Рекомендации Сентябрь-май Педагог-психолог, специалисты службы примирения

Работа с родителями

1. «Путь доверия» Тренинг Сентябрь Педагог-психолог

2. «Психологические особенности подросткового возраста» Родительское собрание Октябрь Педагог-психолог

3. «Стрессовые ситуации. Как помочь ребенку» Семинар-практикум Декабрь Педагог-психолог, специалисты службы примирения

4. «Причины и риски аутодеструктивного поведения» Родительское собрание Февраль Педагог-психолог

5. Алгоритм действий по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение детей Родительское собрание, памятки Апрель Педагог-психолог

Публикации по теме:

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Фотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города ПионерскийФотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города Пионерский Этой осенью проходили очередные городские соревнования между детьми детских садов города Пионерский. В них принимали участия дети старших.

Использование современных образовательных технологий для повышения мотивации учащихся на уроках в начальной школе Каждый раз, готовясь к уроку, я представляю такую картину: мои ученики с легкостью принимают и извлекают информацию, выполняют различные.

Конкурсная программа для девочек к 8 Марта в начальной школе КОНКУРСНАЯ ПРОГРАММА К ПРАЗДНИКУ 8 МАРТА Конкурсы: Оборудование: «Хозяюшки» Уборка «мусора», кто быстрее. 2 совка, 2 веника, 2 фартука,.

Программа образовательных практик «Музыкальная семерка»Программа образовательных практик «Музыкальная семерка» I. Пояснительная записка Программа образовательных практик «Музыкальная семерка» (на основе игрового пособия «Первый дар Фребеля») разработана.

Программа по разрешению конфликтных ситуаций для подростков «Мы — разные» Пояснительная запискаВ современном обществе повышается внимание к проблемам конфликтов, которые возникают не только внутри семейных отношений,.

Программа «Психологическая подготовка детей к школе»Программа «Психологическая подготовка детей к школе» ВВЕДЕНИЕ Наши дети живут в эпоху полную противоречий, насыщенную информацией. Их поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране.

Рабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 летРабочая программа для дошкольных образовательных учреждений «Умелые ручки» для работы с детьми 5–7 лет Пояснительная записка «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая.

Речевые тренинги как форма взаимодействия с участниками образовательных отношений (фотоотчет)Речевые тренинги как форма взаимодействия с участниками образовательных отношений (фотоотчет) В нашем ДОУ уже не первый год активно работает родительский клуб "Дружная семейка". В рамках работы Клуба мы ежемесячно проводит речевые.

Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений»Опыт работы ДОУ «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через взаимодействие субъектов образовательных отношений» Понятия нравственности и патриотизма тесно связаны друг с другом. Нравственность включает честность, верность, долг, уважение. Это внутреннее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактическая программа по разрешению конфликтов между участниками образовательных отношений в школе
Опубликовано: 15 ноября 2023 в 22:03
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Профилактическая программа по разрешению конфликтов между участниками образовательных отношений в школе» (включая файлы) размещена пользователем Анна Владимировна Мутовкина (УИ 89833) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД