Анна Владимировна Мутовкина
Профилактическая программа по разрешению конфликтов между участниками образовательных отношений в школе
▼ Скачать + Заказать документы
Профилактическая программа
по разрешению конфликтов
в образовательном учреждении
(с использованием восстановительного подхода
для всех участников образовательного процесса)
Составители:
А. В. Мутовкина,
педагог-психолог
Новокузнецк, 2021
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ. 3
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ…. 4
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ. 7
АДРЕСАТ. 7
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ. 7
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. 7
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ….8
Публикация «Профилактическая программа по разрешению конфликтов между участниками образовательных отношений в школе» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ. 8
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 8
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 1…
ПРИЛОЖЕНИЕ 2…
ПРИЛОЖЕНИЕ 3…
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы Профилактическая программа по разрешению конфликтов в образовательной организации (с использованием восстановительного подхода для всех участников образовательного процесса).
Заказчик Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №5»
Основания
для разработки программы 1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 марта 2016 г. №423-р.
2. Указ Президента Российской Федерации №761 от 1 июня 2012 г. «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг.».
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р.
4. Концепция развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2017 г. №520-р.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
Разработчики / авторы составители 1. Педагог-психолог.
2. Заместитель директора по воспитательной работе.
Исполнители 1. Классные руководители.
2. Педагог-психолог.
3. Специалисты Школьной службы примирения.
Цель программы : Развитие психолого-педагогической компетенции участников образовательных отношений в разрешении конфликтных ситуаций с использованием восстановительного подхода.
Задачи программы : 1. Сформировать психолого-педагогическую компетентность у участников образовательного процесса.
2. Сформировать представление у участников образовательных отношений о восстановительных практиках как способах разрешения конфликтов.
3. Способствовать развитию психологической безопасности в школе для всех участников образовательного процесса.
4. Предоставить детям, родителям и педагогам психолого-педагогической помощи с целью предупреждения возникновения конфликтов и конфликтных ситуаций в школе.
Срок реализации 2021-2024 гг.
Направления программы 1. Консультативное направление.
2. Диагностико-аналитическое направление.
3. Просветительское направление.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Конфликты – неотъемлемая часть современной жизни. Говоря о конфликтах, мы чаще всего ассоциируем их с агрессией, спорами, враждебностью.
В условиях внедрения Новых Федеральных Государственных Образовательных стандартов, одной из приоритетных задач школы становится
воспитание самостоятельной и ответственной личности, со сформированной культурой здорового и безопасного образа жизни, умеющей взаимодействовать с другими людьми и готовой конструктивно разрешать возникающие конфликты.
У школьника должны быть сформированы такие умения и компетенции, как уважение и принятие ценностей семьи и общества, готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом, а так же между всеми участниками образовательного процесса должны быть сформированы доброжелательность, отзывчивость, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение. Для этого в школе необходимо создать условия, при которых каждый имел возможность развивать в себе эти качества и в случае необходимости мог получить квалифицированную помощь.
Особого внимания требуют школьники, которые в силу своих индивидуальных психологических и физиологических особенностей испытывают коммуникативные и личностные проблемы и нуждаются в индивидуальной поддержке.
К ним относятся : агрессивные, тревожные, импульсивные, гиперактивные, дети с неврозами и расстройствами поведения.
Самое большое количество конфликтных ситуаций в школе происходит среди учащихся 5-8 классов, что обусловлено особенностями подросткового возраста.
К другим неблагоприятным факторам, негативно влияющим на поведение подростков можно отнести следующие:
• агрессивность и нетерпимость взрослого окружения
• проявления экстремизма в обществе
• увлечение деструктивными компьютерными играми и интернет-сайтами
• агрессивные модели поведения в средствах массовой информации, доступные для просмотра подросткам, стимулирующие агрессивные импульсы
• неблагополучие в семьях
Чтобы заниматься профилактикой конфликтов, необходимо иметь представление о том, как они возникают, развиваются и завершаются в школьных коллективах, каковы их особенности и причины. Для этого крайне необходимо проведение своевременной диагностикой для профилактики конфликтов в школьных коллективах.
Именно в общеобразовательной школе закладываются основы поведения человека в будущем в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Профилактика конфликтов – это их предупреждение. Предупредить конфликт гораздо легче, чем конструктивно разрешить его. Это требует меньших затрат сил, средств и времени.
Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами ученики и учителя, руководители школ, школьные психологи, социальные педагоги.
Подводя итоги теоретического исследования по обоснованию необходимости работы по профилактике конфликтов в школе, можно сделать следующие выводы:
• специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией, поэтому необходимо проводить диагностические обследования подростков для выявления тех или иных личностных особенностей и строить психо- социо-профилактическую работу, опираясь на результаты диагностики. Межличностные и межгрупповые конфликты негативно сказываются на всех процессах жизнедеятельности школы – трудности в учебе, замкнутость, потеря мотивации, уход от жизненных реалий, как итог неуспешная личность.
Предупреждение же конфликтов среди участников образовательного процесса, а особенно школьников подросткового возраста включает в себя ряд этапов:
1. диагностический (изучение микроклимата в коллективе или среди отдельных учащихся, например, учащихся группы риска с помощью диагностических методик: тесты, анкеты, метод наблюдения);
2. прогностический (включает обработку проведенной диагностики, ее анализ и составление своеобразного прогноза относительно возникновения, либо не возникновения конфликтной ситуации);
3. этап планирования (комплекс необходимых мероприятии по предотвращению конфликта или конфликтной ситуации);
4. профилактический (собственно воплощение мероприятий и их анализ)
Многие психологи, например, Хухлаева О. В., утверждают, что для решения проблемы важно перенести акцент с коррекции на профилактику, причем не на профилактику отдельно взятого нарушения, а на сохранение психологического и психического здоровья, все это и обусловило актуальность создания профилактической программы по разрешению конфликтов в образовательной организации (с использованием восстановительного подхода для всех участников образовательного процесса).
Цель программы : Развитие психолого-педагогической компетенции участников образовательных отношений в разрешении конфликтных ситуаций с использованием восстановительного подхода.
Задачи программы :
1. Сформировать психолого-педагогическую компетентность у участников образовательного процесса.
2. Сформировать представление у участников образовательных отношений о восстановительных практиках как способах разрешения конфликтов.
3. Способствовать развитию психологической безопасности в школе для всех участников образовательного процесса.
4. Предоставить детям, родителям и педагогам психолого-педагогической помощи с целью предупреждения возникновения конфликтов и конфликтных ситуаций в школе.
Адресат – участники образовательного процесса как субъекты образовательных отношений (обучающиеся, педагоги и родители).
Срок реализации – 3 года.
Ожидаемые результаты:
1. Сформированность психолого-педагогической компетентности у участников образовательного процесса.
2. Сформированность представления у участников образовательного процесса о восстановительных практиках как способах разрешения конфликтов.
3. Создание психологической безопасности в школе для всех участников образовательного процесса.
4. Получение участниками образовательного процесса психолого-педагогической помощи, способствующей профилактике конфликтов и конфликтных ситуаций в школе.
5. Разработка и подбор методических рекомендаций по профилактике конфликтов в образовательной среде для всех участников образовательного процесса.
Методы реализации:
• анкетирование;
• беседы, групповые дискуссии, круглые столы;
• игры, упражнения, тренинги;
• классные часы;
• родительские собрания;
Оценка эффективности программы :
1. Методика диагностики психологического климата в коллективе
(А. Н. Лутошкин).
2. «СПСК» — социально-психологическая самооценка коллектива
(методика О. Немова)
3. Оценка агрессивности в отношениях (А. Ассингер).
4. Методика диагностики стиля поведения в конфликте (К. Томас).
5. Опросник «Какой у вас стиль общения и воспитания?» (Ю. В. Бавыкина).
Содержание программы
Профилактическая программа по разрешению конфликтов в образовательной организации (с использованием восстановительного подхода для всех участников образовательного процесса) включает в себя следующие направления:
1. Консультативное направление
2. Диагностическо-аналитическое направление
3. Просветительское направление
Календарно-тематическое планирование
Научно-методическое направление
Работа с обучающимися
№ Тема Форма проведения Сроки Ответственные
1. «Что такое Школьная дружба?» (1-4 кл.) Классный час Сентябрь Классные руководители, специалисты службы примирения
2. «Что такое конфликт. Правила бесконфликтного общения» (5-8 кл.) Классный час Сентябрь Классные руководители, специалисты службы примирения
3. Тренинг «Общение и умение слушать» (9-11 кл.) Тренинг Октябрь Педагог-психолог
4. «Давайте жить дружно!» (4-5 кл.) Классный час Ноябрь Классные руководители, специалисты службы примирения
5. Дискуссия «Посредничество как один из способов разрешения конфликтов» (8 кл.) Групповая дискуссия Ноябрь Педагог-психолог
6. «Техники эффективной коммуникации» (9-11 кл.) Классный час Ноябрь Классные руководители, специалисты службы примирения
7. «Международный день толерантности» (1-11 кл) Классный час Ноябрь Классные руководители
8. «Конфликты и их урегулирование» (5 кл.) Тренинг Декабрь Педагог-психолог
9. «Сильный человек, слабый человек – стереотипы и заблуждения» (9 кл.) Групповая дискуссия Декабрь Педагог-психолог
10. «Стратегии поведения в конфликте» (6 кл.) Классный час Декабрь Классные руководители, специалисты службы примирения
11. «Нужна ли Служба примирения в школе?» (5-11 кл.) Конференция Январь Классные руководители, специалисты службы примирения, педагог-психолог
12. «Учимся жить без конфликтов» (7 кл.) Классный час Январь Классные руководители, специалисты службы примирения
Работа с педагогами
1. «Конфликты в школе и пути их разрешения» Семинар-практикум Сентябрь Педагог-психолог, специалисты службы примирения
2. «Права и обязанности обучающихся» Семинар Декабрь Специалисты службы примирения
3. «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Тренинг Февраль Педагог-психолог
4. «Учитель и проблемы дисциплины» Семинар-практикум Апрель Педагог-психолог
5. «Возрастные особенности детей и подростков» Индивидуальные, групповые консультации Сентябрь-май Педагог-психолог
6. «Школьная служба примирения» Доклад, информационный стенд Сентябрь-ноябрь,
декабрь-февраль,
март-май Специалисты службы примирения
Работа с родителями
1. «Возрастные особенности детей и подростков» Индивидуальные, групповые консультации Сентябрь-май Педагог-психолог
2. «Школьная служба примирения» Доклад, информационный стенд Сентябрь-ноябрь,
декабрь-февраль,
март-май Специалисты службы примирения
3. «Правила бесконфликтного общения» Памятки Сентябрь-май Педагог-психолог, специалисты службы примирения
Диагностико-аналитическое направление
Работа с обучающимися
№ Тема Форма проведения Сроки Ответственные
1. Методика диагностики психологического климата в коллективе (1-11 кл.) (А. Н. Лутошкин) Анкетирование Сентябрь-октябрь,
апрель-май Педагог-психолог, классные руководители
2. Методика диагностики стиля поведения в конфликте (5-11 кл.)
(К. Томас) Анкетирование Сентябрь-октябрь,
апрель-май Специалисты службы примирения
Работа с педагогами
1. Методика диагностики стиля поведения в конфликте (К. Томас) Анкетирование Сентябрь-октябрь,
апрель-май Специалисты службы примирения
2. Оценка агрессивности в отношениях (А. Ассингер) Анкетирование Сентябрь-октябрь,
апрель-май Педагог-психолог
Работа с родителями
1. Методика диагностики стиля поведения в конфликте (К. Томас) Анкетирование Сентябрь-октябрь,
апрель-май Специалисты службы примирения
2. Опросник «Какой у вас стиль общения и воспитания?» (Ю. В. Бавыкина) Анкетирование Сентябрь-октябрь,
апрель-май Педагог-психолог
Просветительское направление
Работа с обучающимися
№ Тема Форма проведения Сроки Ответственные
1. «Дом дружбы» (5 кл.) Тренинг Сентябрь Педагог-психолог
2. «Гармония с собой» (8 кл.) Круг сообщества Сентябрь Педагог-психолог, специалисты службы примирения
3. «День позитива» (1-11 кл.) Акция Октябрь Специалисты службы примирения
4. «Человек побеждает сидя» (7 кл.) Круг сообщества Январь Педагог-психолог, специалисты службы примирения
5. «Мир без конфликтов» (1-11 кл.) Конкурс буклетов Январь Специалисты службы примирения, классные руководители
6. «Возведем мосты, разрушим стены» (6 кл.) Круг сообщества Февраль Педагог-психолог, специалисты службы примирения
7. «Школьная служба примирения глазами детей» (1-11 кл.) Конкурс рисунков Февраль Специалисты службы примирения, классные руководители
8. «Морские командные учения» (7 кл.) Игра-тренинг Февраль Педагог-психолог
9. «Возведем мосты, разрушим стены» (6 кл.) Круг сообщества Март Педагог-психолог, специалисты службы примирения
10. «Школьная служба примирения глазами детей» (1-11 кл.) Конкурс рисунков Март Специалисты службы примирения, классные руководители
11. Вокруг света за 80 дней (8-9 кл.) Психологическая Игра Март Педагог-психолог
12. «Все мы разные, но все мы вместе» (1-11 кл.) Фотовыставка Апрель Специалисты службы примирения, классные руководители
13. «Всегда ли я хороший?» (5 кл.) Круг сообщества Апрель Педагог-психолог, специалисты службы примирения
14. Просмотр и обсуждение фильма «Когда я стану великаном» (9-11 кл.) Обсуждение Май Педагог-психолог
Работа с педагогами
1. «Стрессовые ситуации. Как помочь ребенку» Семинар-практикум Октябрь Педагог-психолог, специалисты службы примирения
2. «Семейное насилие и дети» Памятка Январь Педагог-психолог
3. Выступление на педагогическом совете «Беседа с ребенком, находящемся в кризисном состоянии» Памятка, информация на сайте школы Март Педагог-психолог
4. Работа с родителями по противодействию и профилактике буллинга Рекомендации Сентябрь-май Педагог-психолог, специалисты службы примирения
Работа с родителями
1. «Путь доверия» Тренинг Сентябрь Педагог-психолог
2. «Психологические особенности подросткового возраста» Родительское собрание Октябрь Педагог-психолог
3. «Стрессовые ситуации. Как помочь ребенку» Семинар-практикум Декабрь Педагог-психолог, специалисты службы примирения
4. «Причины и риски аутодеструктивного поведения» Родительское собрание Февраль Педагог-психолог
5. Алгоритм действий по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение детей Родительское собрание, памятки Апрель Педагог-психолог