Татьяна Шульпина
Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
№ 1 «Профессиональный стандарт «Педагог»
Сегодня мы поговорим о профессиональном стандарте педагога-воспитателя дошкольного образования.
№ 2 "Руководящие документы. Определение Профстандарта"
Профстандарт педагога утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от 18 октября 2013 г., способствующий повышению квалификации педагогов. В соответствии с этим в каждом учреждении были составлены планы действий:
- по введению и реализации Стандарта в ДОО (с 1 января 2014 г. по 1 января 2017г.);
Публикация «Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования» размещена в разделах
- план действий по организации применения профессионального стандарта «Педагог» в дошкольных образовательных учреждениях в переходный период до 1 января 2020 г.
Из чего следует, что в полную силу данный стандарт вступит уже со следующего года.
№ 3 "Основные разделы выступления"
В своем выступлении хочу обратить внимание на:
-общие сведения о профстандарте (что такое профстандарт, цели и функции);
- требования к педагогу дошкольного образования, которые представлены в профстандарте «педагог» (описать трудовые функций и раскрыть характеристику обобщенных трудовых функций);
- методы оценки выполнения требований профстандарта (критерии).
№ 4 "Каковы цели профстандарта"
Для начала разберемся, что такое профессиональный стандарт.
Согласно Трудовому кодексу РФ профессиональный стандарт – это характеристика квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенного вида профессиональной деятельности.
Он направлен на то, чтобы повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования и установить единые требования к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности
Каковы функции профстандарта
Профессиональный стандарт педагога выполняет следующие функции, призванные:
преодолеть технократический подхода в оценке труда педагога;
обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда;
избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его от выполнения своих прямых обязанностей;
мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации
Слайд № 5 "Когда применяется профстандарт"
Область применения – сфера дошкольного, начального и общего среднего образования.
Может применяться:
а) при приёме на работу в общеобразовательное учреждение на должность «педагог»;
б) при проведении аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление
в сфере образования;
в) при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями в случае предоставления им соответствующих полномочий.
Слайд № 6 "Требования к педагогу дошкольного образования"
В профстандарте представлены требования к педагогу дошкольного образования, отражающие специфику его работы на дошкольном уровне образования.
Рассмотрим подробнее трудовые действия, необходимые умения, знания и другие характеристики для воспитателей о реализации программ дошкольного образования.
Трудовое действие – процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.
- педагог должен принимать участие в разработке ООП
- в соответствии с ФГОС, планировать и реализовывать образовательную работу в группах раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС и ООП ДОУ;
- уметь организовать и провести педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы и проанализировать образовательную работу в группе детей раннего и дошкольного возраста;
- совместно с специалистами по результатам мониторинга принимать участие в планировании и корректировке образовательных задач;
- в работе с детьми учитывать рекомендации специалистов (психолога, логопеда, а также возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка;
- для того, чтобы сформировать психологическую готовность к школьному обучению необходимо создать позитивный психологический климат и условия в группе, организовать различные виды деятельности, например, игры (ролевые, с правилами, познавательно-исследовательскую деятельность, активно использовать помощь и поддержку детской инициативы, а также самостоятельность в разных видах деятельности;
- педагог должен уметь организовывать образовательный процесс на основе непосредственного общения с каждым ребенком;
- кроме того, педагог должен постоянно повышать свою квалификацию.
Слайд № 7 "Необходимые умения"
Необходимые умения:
- Педагог должен уметь владеть и организовывать разные виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом, продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства;
- применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации;
- использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ.
выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач.
- владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста.
Слайд № 8 "Необходимые знания"
Необходимые знания:
- специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
- основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
- общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
- особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
- основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
- современные тенденции развития дошкольного образования.
Слайд № 9 "Другие характеристики"
Воспитатель должен соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, требования профессиональной этики.
Слайд № 10 "Характеристика обобщенных трудовых функций"
Рассмотрим, какие требования к воспитателю предусматривает обобщенная трудовая функция «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ».
На слайде видно, что это: требования к образованию и обучению, требования к опыту практической работы и особые условия допуска к работе.
Слайд № 11"Методы оценки выполнения требований (критерии)"
Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к воспитателю, может быть проведена посредством оперативного (внутреннего) контроля. Профессиональная деятельность оценивается только комплексно. Высокая оценка включает сочетание показателей динамики развития интегративных качеств ребенка, положительного отношения ребенка к детскому саду и высокой степени активности вовлечения родителей в решение образовательных задач и жизнь детского сада.
На слайде представлены критерии оценки, предъявляемые к воспитателю.
Результаты контроля учитываются при проведении государственной аттестации педагога и присвоении ему категории.
Слайд № 12 "Компетенции педагога"
Меняется мир, изменяются дети, что в свою очередь выдвигает новые требования к квалификации. Поэтому возникла необходимость наполнения профессионального стандарта педагога новыми компетенциями. Они указанына данном слайде:
- работа с одаренными детьми;
- работа в условиях реализации программ инклюзивного образования;
- преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным;
- работа с детьми, имеющими проблемы в развитии;
- работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными детьми, в том числе с отклонениями в социальном поведении.
Слайд № 13 "Зачем нужен профессиональный стандарт педагога"
В заключении можно сделать вывод, что стандарт это:
- инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире;
- инструмент повышения качества образования;
- объективный измеритель квалификации педагога;
- средство отбора педагогических кадров в учреждения образования;
- основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Слайд № 14
Ну а в целом, нас никакими стандартами уже не напугаешь.
Если педагог проработал несколько лет и перестал задумываться о смене профессии, несмотря ни на что, он уже всецело отвечает всем требованиям всех стандартов.