Ковалева Елена
Портфолио педагога дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание
Эссе «Моя профессия – воспитатель»
Отзывы родителя и педагога
Деятельность по самообразованию
Тема по самообразованию
План по самообразованию
Рабочая программа по самообразованию
Пояснительная записка
Список используемой литературы
Эссе "Моя профессия - воспитатель
«Воспитатель для меня, скорее,
не профессия, а образ жизни…»
Публикация «Портфолио педагога дошкольного образования» размещена в разделах
Каждый день, приходя на работу, я вижу счастливые лица и улыбки моих детей, мы общаемся с ними, и каждый раз для меня открывается новый мир, новая жизнь. Дети учат меня быть терпеливой, сдержанной. Оказываясь в различных ситуациях я должна уметь управлять своим характером и настроением. Профессия воспитателя как никакая другая окружена любовью, нежностью и лаской.
В нашей профессии очень важно не останавливаться на достигнутом, нужно постоянно расти и развиваться. Важным условием в работе с детьми являются: похвала, искренняя заинтересованность в проблемах маленького человека. Необходимо найти для каждого ребенка именно то слово, в котором он нуждается именно сейчас, звать к добру, учить видеть смысл в любом деле. Это нужно для того чтобы малыш видел во мне не только воспитателя, но и маму.
Каждый день я отдаю детям тепло своего сердца. И самой лучшей наградой за мой труд станет умение моих воспитанников жить в гармонии с окружающим миром. Когда мои дети станут взрослыми, я надеюсь, что они оценят мои старания. Я точно знаю, что я сделала правильный выбор, реализовав себя в профессии – воспитатель, рядом с любознательными, открытыми, доверчивыми малышами.
Я знаю, я не напрасно тружусь.
Я – воспитатель! И этим горжусь!
Отзыв о педагоге родителя
Мы очень рады, что попали в группу именно к Елене Алексеевне, потому что она очень доброжелательный, отзывчивый, яркий человек, с ней легко работать, общаться, решать проблемные и творческие вопросы.
Елена Алексеевна трудолюбива, исполнительна, активна, доброжелательна. Она тот человек, на которого можно положиться в любом деле. Ее характерные черты - требовательность к себе и своим воспитанникам.
Душевная и творческая щедрость, преданность делу, влюбленность в свою работу, самоотверженная трудовая деятельность, доброжелательность и человечность Елены Алексеевны вызывают искреннее уважение. Ее занятия несут познавательный характер, учат детей думать, развивает память, учат искать ответ на поставленный вопрос.
Воспитанники Елены Алексеевны - активно участвуют и становятся победителями в различных конкурсах и соревнованиях. Очень интересны и качественны занятия. Дети активны, открыты и доброжелательны.
Также, Елена Алексеевна всегда в кругу нас - родителей, своих воспитанников.
Мы, как родители уважаем нашего любимого педагога и по возможности оказываем помощь в ее работе, советуемся, консультируемся по вопросам воспитания и обучения наших детей.
Она - творчески работающий, хорошо знающий психологию детей дошкольного возраста воспитатель. В ней сочетается огромное трудолюбие, любовь к своей профессии, детям, стремление к творчеству. Она умело использует свой богатый опыт и знания в работе с детьми.
Желаю Елене Алексеевне дальнейшего профессионального и творческого роста, оптимизма, благополучия.
Отзыв о педагоге воспитателя
За время работы, Елена Алексеевна показала себя знающим, творчески работающим воспитателем, хорошо владеющим методикой воспитания детей дошкольного возраста. Осуществляя учебно-воспитательный процесс, педагог опирается на современные требования в области образования, направленные на охрану и укрепление здоровья детей, развитие и поддержку детской познавательной и творческой инициативы.
Занятия Елены Алексеевны отличаются целенаправленностью, разнообразием методов и приемов, они интересны и познавательны.
Педагог применяет разработанный дидактический, наглядный и раздаточный материал.
Елена Алексеевна проводит изучение свободной деятельности детей, разрабатывая памятки для родителей, сценарии, подбирает и применяет игровой, театрализованный материал.
Елена Алексеевна - творческий педагог. Углубленная работа по чтению художественной литературы способствовала созданию системы работы над художественным произведением: использование активных методов обучения позволяет анализировать и пересказывать текст, «оживлять» и «вводить» персонажей, обыгрывать ситуацию и фантазировать в рамках художественного текста. Данная система позволяет интегрировать разные виды художественно-эстетической деятельности (слово, рисунок, жест, мимика, игровая ситуация, игра-драматизация).
Елена Алексеевна успешно знакомит детей с национальными традициями и литературным наследием.
В коллективе педагог является хорошим новатором и помощником для молодого поколения.
Деятельность по самообразованию
Тема: «Роль сказок А. С. Пушкина в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании личности ребенка, заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные и физические приоритеты определяют его жизненный путь. Сейчас необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка, воспитанию в нем созидательного начала.
Сегодняшний мир — иной. Компьютер и телевизор отняли у детей и родителей время общаться друг с другом. Родители больше озабочены своей карьерой, и дети за частую предоставлены сами себе, в результате дети растут бездушными, злыми. К сожалению, такие понятия как доброта, великодушие, отзывчивость могут оказаться, незнакомыми нашим детям. Происходит утрата семейных ценностей.
Все это говорит об актуальности духовного-нравственно воспитания подрастающего поколения.
Проблема нравственного воспитания детей была предметом пристального внимания многих известных классиков зарубежной и русской педагогики: Я. А. Коменского, Ж. Ж. Руссо, И. П. Песталоцци, Н. И. Пирогова, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и др.
По моему мнению, чтение сказок как нельзя лучше подходит для формирования и развития духовно-богатой личности с прочными нравственными устоями.
Во-первых, сказки способствуют тесному общению взрослого и ребенка, что в наше время становиться необычайной редкостью для детей в семье.
Во-вторых, оказывает влияние на формирование нравственных чувств: доброты, любви, сожаления, сочувствия, товарищества и т. д.
В-третьих, прививают детям любовь к книге и чтению.
А также, расширяют словарный запас, помогают правильно строить диалоги, влияют на развитие связной, логичной речи.
Знакомство ребенка со сказкой начинается с выразительного чтения ее взрослым. Н. Ф. Виноградова говорила, что «для ребёнка, ещё не овладевшего навыком чтения, слушание литературных произведений, которые читает ему взрослый, является источником развития стойкого интереса к литературе, накопления читательского опыта, развития речи, воображения».
На мой взгляд именно сказки А. С. Пушкина наиболее лучше подходят для работы с детьми дошкольного возраста, так как они легко воспринимаются слушателями, потому что написаны в стихотворной форме.
Как известно, Пушкин не писал специально для детей. Однако вошедшие в круг детского чтения пушкинские произведения оказывают на ребёнка глубокое и плодотворное воспитательное воздействие, раскрывают перед ним большие явления человеческой жизни и важные социальные и нравственные проблемы в простой, яркой и эмоциональной форме.
Сказки Пушкина пробуждают симпатии и антипатии читателей-детей, формируют их активное отношение к героям. Присутствие вымысла, фантастичности в сказках А. С. Пушкина делает их более ценными с методической точки зрения по сравнению с другими литературными жанрами. Они, наполнены зачаровывающими описаниями чудес, необычными событиями, происшествиями, встречами с героями сказок, обладающими чудодейственной силой, невольно приковывают к себе внимание детей.
Поэзия Пушкина пленяет детей не только простотой и ясностью языка, удивительной красочностью образов, эмоциональностью, энергичностью, динамикой. Пушкинские пейзажи, вошедшие в книги для детского чтения, передают подлинно русский взгляд на родную природу, воспевают её величие и красоту. Они воспитывают в нас с младенческих лет глубокое чувство, любовь к прекрасному.
На опыте я убедилась, что со сказками нужно работать в нетрадиционной форме. Этому в немалой степени способствует введение: театрально-игровой деятельности, творчества, прослушивание музыкальных произведений, привлечение в совместную деятельность родителей и др.
Среди факторов, способствующих становлению личности ребенка важная роль принадлежит образовательной программе. Согласно этому, а также, в соответствии с действующими федеральными государственными требованиями с сентября 2012 года, свою педагогическую деятельность я осуществляю по Примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» /Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Указанная программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей.
Систематически в своей работе использую метод диагностического исследования детей, чтобы своевременно отслеживать динамику развития ЗУН у детей. На основе полученных данных прогнозирую индивидуальную работу с детьми.
С 2010 года в своей работе использую кружковую деятельность, для реализации которой был разработан план работы с детьми, с родителями и с педагогами ДОУ.
План по самообразованию
Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросе о роли сказок А. С. Пушкина в духовно-нравственном воспитании ребёнка.
Задачи:
1. Расширить и систематизировать теоретические и практические знания по актуальным вопросам духовно-нравственного воспитания ребёнка:
изучение опыта работы воспитателей других ДОУ;
изучение специальной методической литературы по данной тематике.
Ожидаемые результаты:
- появление чётких представлений о материалах (играх, пособиях, диагностике) по духовно-нравственному воспитанию ребёнка;
- приобретение дополнительных теоретических и практических знаний, позволяющих внести изменения в работу по духовно-нравственному воспитанию посредствам сказок А. С. Пушкина.
2. Сотрудничество с педагогами МДОАУ ДС №10:
консультация для педагогов «Сказки – добрые друзья»;
беседы с воспитателями по духовно-нравственному воспитанию дошкольников;
выработка конкретных рекомендаций по индивидуальной работе с детьми по данной теме;
совместная деятельность: подборка материалов, упражнений, игр по данной тематике.
Ожидаемые результаты:
- появление навыков профессиональной взаимопомощи;
- обмен опытом между педагогами по данной теме;
- укрепление собственной мотивации и мотивации коллег на плодотворное сотрудничество в вопросах духовно-нравственного воспитания ребёнка для улучшения качества работы с детьми.
3. Практическая работа с детьми:
планирование кружковой работы с детьми, направленной на приобщение детей к художественной литературе, посредствам сказок А. С. Пушкина;
переход от монотонных занятий к увлекательной и занимательной театральной деятельности.
Ожидаемые результаты:
- приобщение детей к чтению художественной литературы как естественной составляющей общей социализации личности ребёнка.
4. Практическая работа с родителями:
родительское собрание «Какие сказки нужны детям?»;
индивидуальные консультации для родителей по духовно-нравственному воспитанию детей;
оформление папок-передвижек по теме;
день открытых дверей.
Ожидаемые результаты:
- становление тесных связей между родителями, воспитателями и детьми;
- активное участие родителей в жизни МДОАУ.
5. Пополнение, распространение и обобщение педагогического опыта:
участие в мероприятиях по данной теме;
отчёт по теме «Роль сказок А. С. Пушкина в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста»
Ожидаемые результаты:
- использование в своей практике лучшего опыта педагогов, работающих в данной области.
Рабочая программа кружка
«Сказки - добрые друзья»
Пояснительная записка
Не секрет, что за последние десятилетия в нашей стране наметилась негативная тенденция: значительное снижение к чтению книг вообще и художественной литературы в частности. Это означает, что дети лишаются целого мира – мира художественной литературы, развивающего человека как интересную личность.
Художественная литература должна занимать в жизни ребёнка важное место. Тем более, что федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования выделяют чтение художественной литературы в отдельную образовательную область, призванную помочь в формировании у дошкольника целостной картины мира.
Систематическая и разнообразная работа с художественной литературой поможет более успешно вести обучение малышей, сделать это обучение более лёгким и интересным, что необыкновенно актуально для оптимизации образовательного процесса в ДОУ.
По моему мнению, сказки А. С. Пушкина как нельзя лучше подходят для ознакомления и приобщения детей к художественной литературе в целом.
Во-первых, сказки Пушкина легко воспринимаются детьми дошкольного возраста, потому что написаны в стихотворной форме.
Во-вторых, они привлекают детей динамичным сюжетом, необычайными ситуациями и событиями, сценами, полными чудес и превращений.
И в-третьих, сказки Пушкина – народны, они основывались на жизни и быте простого народа и как нельзя лучше подходят для формирования и развития духовно-богатой личности с прочными нравственными устоями
Творчество А. С. Пушкина даёт огромный потенциал для развития выразительной и связной речи, совершенствует звукопроизношение. Читая и обсуждая его произведения, накапливается эстетический опыт, умение выразительно читать стихи, воспитывается культура речи, умение рассуждать. Дети расширяют и обогащают свой словарный запас, развивается образное мышление, фантазия, творческие способности и, наконец, идёт приобщение детей к русской классической литературе.
Система работы, изложенная в данной программе, как раз и помогает соединить в себе воспитание ребёнка как личности, формирование интереса к книге и интеллектуальное развитие дошкольников.
Цель программы: приобщение детей к чтению художественной литературы, формирование и развитие всех компонентов речи у детей дошкольного возраста посредством изучения произведений А. С. Пушкина.
Задачи:
1) Обучающие:
Повышать мотивацию ребенка на чтение, слушание, усвоение содержания литературного произведения;
Научить детей использовать сказочный материал нетрадиционно;
2) Развивающие:
Развивать знания детей в области литературы, но не только программных, но и внепрограммных произведений А. С Пушкина.
Развивать память, фонематическое восприятие, чувство рифмы, побуждая детей учить наизусть отрывки из произведений А. С. Пушкина.
Способствовать накоплению у детей эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения
Обогащать и расширять словарный запас детей
3) Воспитательные:
Воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний.
Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге как источнику культуры и информации
Иными словами, данная рабочая программа является вспомогательной по отношению к основной программе, так как помогает процессу воспитания и развития дошкольников.
Программа рассчитана на детей от 4-х до 7-ми лет.
К началу реализации содержания программы необходимо, чтобы дошкольники имели круг конкретных представлений, связанный с социальным миром, миром предметов, природы, в основном обладали средним уровнем развития речевых и познавательных процессов. Реализовать содержание данной программы возможно в совместной деятельности, в форме кружковой работы.
Данная работа организуется в средней, старшей и подготовительной группах с октября по апрель каждого учебного года включительно в форме кружковой работы, дополняющей и обогащающей реализацию образовательной области «Чтение художественной литературы».
Кружок проводится 1 раз в неделю, 4 раза в месяц.
В зависимости от уровня развития и подготовленности дошкольников, а также в зависимости от сложности и объёма произведения каждое из них может рассматриваться как на одном, так и на двух-трёх занятиях.
Занятия в кружках проводятся в следующих формах:
1) групповая и индивидуальная работы;
3) познавательно-развлекательные викторины;
4) подготовка и участие в конкурсах, выставках, спектаклях;
5) экскурсии;
6) тематические беседы;
7) игры и др.
Для освоения программы используются разнообразные приёмы и методы:
– словесные (беседа, объяснение, познавательный рассказ, чтение художественной литературы);
– наглядные (картины, образцы, рисунки);
– метод наблюдения (экскурсии, прогулки, походы);
– игровые (дидактические, развивающие, подвижные, театрализованные);
– метод проблемного обучения (самостоятельный поиск решения на поставленное задание).
Работа с детьми строится на принципах:
– от простого к сложному;
– индивидуального подхода;
– развития творческой инициативы.
Уровень усвоения детьми кружковой программы определяется посредством диагностики, проводимой в начале и конце каждого учебного года в игровой форме (конкурсы, постановки, лексические игры, решение кроссвордов и ребусов, при выполнении творческих заданий, их презентации и последующей самооценки.
Интеграция с другими образовательными областями
Познание: расширяется и закрепляется словарный запас, формируется и совершенствуется грамматический строй речи, формируется и развивается темп и ритм речи, ее выразительность, закрепляется правильное произношение звуков (умение вслушиваться в обращенную речь и понимать ее содержание, отвечать на вопросы кратко и полно, вести диалоги; учатся составлять рассказы-описания, пересказывать хорошо знакомые сказки и тексты).
Чтение художественной литературы: развивается интерес к художественной литературе, навык слушания, формируется эмоциональное отношение к поступкам героев, умение высказывать его, умение описать характер героев; формируется и закрепляется умение выразительно читать стихи.
Художественное творчество: активизируется и закрепляется речевой материал в процессе творчества (изготовление афиш, пригласительных и обычных билетов, рисование героев сказки для театра, на физкультминутках (упражнения «речь с движением», развивается мелкая моторика.
Музыка: развивается эмоциональная отзывчивость, умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, развивается темп и ритм движений, учатся отражать в движениях образы животных, птиц, активизируется и закрепляется речевой материал.
Физическая культура: формируется правильная осанка, умение ориентироваться в пространстве, учатся выполнять упражнения с речевым и музыкальным сопровождением.
Социализация: беседы о нравственных качествах героев произведений, их характере. Побуждать к оценке действий и поведения героев.
Труд: изготовление атрибутов к предстоящей инсценировке с предварительным обсуждением.
Коммуникация: развитие умения поддерживать беседу, совершенствовать диалогические формы речи, умение высказывать свою точку зрения, составлять рассказ о событиях из личного опыта.
Таким образом, можно сделать вывод, что театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.
Ожидаемые результаты:
у дошкольников будет развит интерес к чтению художественной литературы;
у дошкольников будет совершенствоваться звукопроизношение, связная и выразительная речь;
будет развит интерес к творчеству А. С. Пушкина, к русской литературе;
у дошкольников будет развита познавательная активность, творческие способности, коммуникативные навыки;
у дошкольников будет развито чувство эмоциональной отзывчивости;
будет создано единое развивающее пространство, включающее детей, педагогов и родителей.
Список используемой литературы
1. Акулова О. Театрализованные игры/ Дошкольное воспитание, 2005, №4, с. 24.
2. Арт`мова Л. В. Театрализованные игры дошкольников/ Л. В. Артемова. – М. : Просвещение, 2001. –127 с.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста/ А. М. Бородич. - М. : Просвещение, 2004. - 255 с.
4. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка/ Л. С. Выготский/ Вопросы психологии. – 2006. - N 6. – С. 62 – 76.
5. Даль В. И. Воспоминания о Пушкине / В. И. Даль / А. С. Пушкин в воспоминаниях современников. - Т. 2. - М. : Вече, 2004. - С. 224.
6. Мотивы сказки и былины в поэзии А. С. Пушкина [Электронный]
7. Дунаева Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребёнка. // Дошкольное воспитание – 2007, № 6, с. 35 – 40.
8. Лазаренко О. И. Диагностика и коррекция выразительности речи детей. — М. : ТЦ Сфера, 2009. — 64 с.
9. Махнева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений / М. Д. Махнева. – М. :ТЦ «Сфера», 2001. – 128 с.
10. Мигунова Е. В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. метод. пособие/ Е. В. Мигунова – Великий Новгород, 2006. – 126 с.
11. Тихеева Е. И. Развитие речи детей. / Под ред. Ф. А. Сохина. - М. : Просвещение, 2005. - 159 с.
12. Ушакова О. С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы)/ О. С. Ушакова // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - С. 8-12.
13. Пушкин, А. С. Избр. произв. [Текст] / А. С. Пушкин. - М. : Дет. лит., 2009. - 468 с.
14. Пушкин, А. С. Собр. соч. в трех томах [Текст] / А. С. Пушкин. - Т. 1. - М. : Худож. лит., 2004. - 486 с.
15. Ярыгина А. Увлечь книгой. // Дошкольное воспитание – 2007, № 5, с. 41-50.