Елена Дериева
Профессиональные компетенции педагога ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональные
компетенции педагога ДОУ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ уровня профессиональной компетентности педагогических работников :
1. Владение современными педагоги-ческими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.
2. Готовность решать профессиональ-ные предметные задачи.
3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.
Придерживайтесь ПРАВИЛ:
Публикация «Профессиональные компетенции педагога ДОУ» размещена в разделах
• Диагностика уровня профессиональной компетентности работника важна и нуж-на не как самоцель, а как средство выяв-ления уровня профессионализма всего коллектива образовательного учрежде-ния, его педагогического потенциала, возможностей коллектива в реализации выдвинутых целей развития учреждения.
• Изучение профессиональной компетент-ности не должно быть привязано только к аттестации кадров, а должно быть не-прерывным процессом и охватывать всех педагогических и руководящих работни-ков.
• При диагностике профессиональной компетентности важен учет индивидуальных особенностей работника.
• Нельзя использовать результаты диагно-стики для "навешивания ярлыков", ими следует руководствоваться для построе-ния обоснованной системы работы с кад-рами.
Компетентным считается такой труд педагога, в котором на достаточ-но высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педаго-гическое общение, реализуется лич-ность педагога, достигаются хорошие результаты в обученности и воспи-танности детей.
Компетентность педагога – это способность качественно и безоши-бочно выполнять свои функции, как в обычных, так и в экспериментальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяю-щимся условиям.
Иными словами, компетенции – это цели, а компетентности – это ре-зультаты. И достижение цели всегда способствует развитию. Так и в педа-гогике, обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его про-фессиональная компетентность.
В ПРФЕССИОНАЛЬНОМ
СТАНДАРТЕ ПЕДАГОГА
предусмотрены
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА
1. Компетенция в ведении образова-тельного процесса
2. Методологическая (методическая) компетентность.
3. Компетентность в разработке и реа-лизации авторских образовательных программ.
4. Компетентность в организации вос-питательной работы.
5. Компетентность в создании предмет-но-пространственной среды и орга-низации здоровьесберегающих усло-вий образовательного процесса.
6. Компетентность в выстраивании ин-дивидуального образовательного маршрута воспитанников.
7. Компетентность в установлении кон-тактов с родителями
8. Компетенция в организации инфор-мационной основы деятельности вос-питанников.
9. Компетентность профессионально-личностного совершенствования.
10. Креативная компетентность педагога (исследовательская).
11. Коммуникативная компетентность.
12. Регулятивная компетентность.
13. Социальная компетентность.
14. Специальная компетентность.
4 СТАДИИ
овладения педагогом
той или иной компетенцией :
1. Первая стадия – бессознательная некомпетентность.
нет необходимых знаний, умений и навыков
не знает, об их отсутствии
Профессиональная самооценка : «Я не знаю, что я не знаю» (уровень профессионализма - низкий).
2. Вторая стадия - сознательная некомпетентность.
осознание того, каких профессиональных знаний, умений, навыков не хватает
Профессиональная самооценка : «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный уровень профессионализма - учебный).
3. Третья стадия - сознательная компетентность.
знает содержание своих профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять
Профессиональная самооценка : «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма - основной или номинальный).
4. Четвёртая стадия - бессознательная компетентность.
профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение
профессионализм является частью личности.
Высокий уровень мастерства (уровень профессионализма – оптимальный перспективный).
УСЛОВИЯ для повышения профессио-нальной компетентности педагога :
o систематически проходить курсы повышения квалификации
o изучать современную методическую, педагогическую литературу
o посещение обучающих семинаров, практикум и т. д.
o участвовать в дискуссиях, обмениваться опытом с коллегами
o участвовать в открытых просмотрах образова-тельной деятельности
o изучать информационно-компьютерные технологии
o участвовать в конкурсах профессионального мастерства
o иметь доступ в Интернет для общения с коллегами и размещения своих педагогических разработок
o осуществлять работу по самообразованию
формы методической работы
проблемные консультации
семинары (теоретический, проблемный)
семинары-практикумы
групповые дискуссии
педагогические мастерские
аукцион педагогических знаний по одному из направле-ний образовательной работы
Дискуссионная площадка
Мастер-класс
Школа педагогического мастерства
Клуб творческих встреч.
Психолого-педагогический семинар
Психологический тренинг
Организационно-деятельностные игры
Деловые игры (с моделированием реальных практических
ситуаций)
Открытые просмотры разных видов деятельности, в том
числе непосредственно образовательной
Взаимопосещения
Смотры-конкурсы
День открытых дверей
Практикумы
Творческие отчеты
Научно-практический семинары
Беседы за «круглым столом»
Эстафета передового опыта
Конкурс педагогического мастерства