Гульнур Яковлева
Профессиональное выгорание педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Разумеется, ничья жизнь в нынешнее время не обходится без эмоциональных, психологических или физических перегрузок в процессе своей жизнедеятельности. Если эти перегрузки несущественны, организм справляется самостоятельно, предотвращая его негативное влияние на состояние человека. Однако если человек в ходе профессиональной деятельности часто подвергается серьезным нагрузкам, то напряжение копится, стресс нарастает, негативные переживания собираются в «снежный ком». Организм человека истощается, и итогом становится профессиональное и эмоциональное выгорание.
Публикация «Профессиональное выгорание педагогов» размещена в разделах
Современное состояние нынешней образовательной системы характеризуется активным внедрением инновационных технологий в педагогический процесс. В условиях происходящих изменений в обществе все более высокие требования предъявляются не только к профессиональным знаниям педагога, но и к уровню его личностного саморазвития, его психологического самочувствия.
Чаще всего у работника с синдромом эмоционального выгорания отмечаются повышенная эмоциональная неуравновешенность, негативное отношение к ученикам и их родителям, коллегам, потеря интереса к работе и даже к жизни.
Если на эмоциональное выгорание не обращать внимания, оно постепенно приводит к изменениям личности. Именно поэтому так важно вовремя заметить первые признаки данного синдрома.
Предлагаю пройти тест для оценки эмоционального состояния. Тест: Сейчас зачитаю 10 утверждений. Если более 3 утверждений вам подходит, у вас очень вероятно профессиональное выгорание.
• Я часто чувствую себя подавленным.
• Я быстро устаю.
• Мне сложно засыпать.
• Я почти перестал чувствовать голод.
• Мне тяжело справляться с ситуацией.
• У меня слишком много дел и задач на работе.
• Я часто чувствую злость и разочарование.
• Я чувствую свою беспомощность на работе.
• Мне кажется, что всем безразлично, что со мной происходит.
• Мои силы на исходе.
Почему педагоги подвержены развитию синдрому эмоционального выгорания?
Педагоги входят в группу повышенного риска по СЭВ, потому что работают в постоянном напряжении и стрессе, ежедневно общаются с большим количеством людей. Их деятельность требует беспрестанного самоконтроля, причем даже после работы. Если другие работники после рабочего дня могут отвлечься и отдохнуть, то педагогу приходится идти на субботник, проверять тетради, заполнять журналы, отвечать на сообщения родителей в чате, составлять план занятий т. д., и т. п.
Когда у учителя появляется свободное время, он не может полностью расслабиться. Современный педработник рискует столкнуться с осуждением. Ему приходится держать марку и не выходить из профессиональной никогда. Такое состояние не может не сказываться на эмоциональном состоянии человека.
Проявления синдрома выгорания
У каждого педагога эмоциональное выгорание выражается по-разному, но почти всегда клиническая картина этого расстройства включает проявления:
• Социально-психологические: нервные срывы, вспышки гнева и безосновательной агрессии, повышенная тревожность, постоянное чувство беспокойства, страха, угнетенное состояние, апатия, отсутствие положительного настроя на будущее.
• Физиологические: повышенная утомляемость, постоянная усталость, нарушения сна, раздражительность, головные боли, обострение хронических заболеваний.
• Профессиональные : безразличие к работе, коллегам, к педагогическому процессу в целом.
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов
Профилактика профессионального выгорания учителя зависит от них самих. Для предотвращения и преодоления эмоционального выгорания специалист должен научиться снимать стресс, морально и физически отдыхать от работы, отделять профессиональную жизнь от личной. Подойдут различные техники релаксации, прогулки и занятия спортом, любая гимнастика, плавание, чтение интересной литературы. Важно развивать в себе креативность, не пренебрегать планированием образовательной деятельности, чтобы реже сталкиваться со стрессом.
И в заключение я хотела бы прочитать вам притчу про стакан:
ПРИТЧА ПРО СТАКАН
В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?"
- "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.
- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?
- Ничего, - ответили студенты.
- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.
- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.
- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?
- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить вас в больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.
- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?
- Нет, - был ответ. - Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах?
Студенты были удивлены и обескуражены.
- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли? - Спросил профессор.
- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.
- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами.
Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будете продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т. е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!