Екатерина Смирнова
Профессиональное самообразование как средство формирования педагогической культуры воспитателя ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
В статье раскрывается актуальность проблемы профессионального самообразования воспитателя. Автор раскрывает основные проблемы формирования педагогической культуры воспитателя дошкольной образовательной организации. Также в статье представлено описание работы воспитателя по реализации плана профессионального самообразования, направленного на формирование педагогической культуры воспитателя, а именно по направлению формирования представлений об основных экономических категориях как аспекта экономического воспитания детей дошкольного возраста.
Публикация «Профессиональное самообразование как средство формирования педагогической культуры воспитателя ДОО» размещена в разделах
Ключевые слова: самообразование, профессиональное самообразование, педагогическая культура, воспитатель, план самообразования, профессиональное развитие.
В настоящее время уровню педагогической культуры воспитателя предъявляются очень высокие требования, поэтому для ее повышения особенно важным является умение современных воспитателей дошкольной образовательной организации постоянно обновлять и совершенствовать свои знания. Одним из способов решения данной проблемы является профессиональное сообразование.
Прежде всего, определимся с ключевыми терминами: «педагогическая культура», «самообразование» и «профессиональное самообразование».
Под педагогической культурой понимается совокупность объективных качеств воспитателя, которые основаны на человеческих ценностях в достижении образовательных целей в едином педагогическом процессе [2].
Самообразование является целенаправленной работой воспитателя, которая позволяет расширить и углубить свои теоретические знания, совершенствовать имеющиеся и приобретать новые профессиональные навыки и умения с учетом современных требований [1].
Профессиональное самообразование представляет собой процесс творческого закрепления и развития профессиональных компетенций, полученных в вузе, колледже. Профессиональное самообразование является показателем сформированности осознанной «внутренней» потребности самосовершенствования, отношения к профессии как жизненной ценности, утверждения личной и общественной значимости в окружающем мире [3].
На наш взгляд, сегодня существует достаточно большое количество проблем, связанных с формированием педагогической культуры воспитателя дошкольной образовательной организации посредством профессионального самообразования. Исходя из собственной практики, отметим некоторые из них:
- спонтанное и бессистемное протекание процесса самообразования педагогов, приводящее к серьезным проблемам в процессе совершенствования педагогического мастерства;
- «синдром выгорания», провоцирующий отсутствие позитивного общественного мнения о конкретном педагоге, мнения администрации дошкольной образовательной организации, коллег, родителей, воспитанников;
- недостаточная мотивация или ее полное отсутствие к освоению новых методик и технологий;
- нежелание повышать свою педагогическую культуру через изучение опыта работы коллег;
- недостаточно сформированные умения анализировать научно-методическую литературу, применять полученные знания на практике, активизировать свои творческие способности;
- трудности самостоятельно формулировать тему самообразования и составлять план в соответствии с ним. Как показывает практика, темы чаще всего не затрагивающие годовые задачи, решаемые в дошкольной организации, не соответствующие целям и задачам ФГОС ДО и ФОП ДО и пр.
Конечно, мы понимаем, что сразу все проблемы решить невозможно, однако решать их постепенно, последовательно, целенаправленно необходимо каждому воспитателю. Лишь тогда будет возможен реальный результат, а не просто формальный подход, не приводящий в действительности к успешности.
В качестве примера хотим представить реализованный нами ранее план самообразования по теме «Формирование представлений об основных экономических категориях как аспект экономического воспитания детей дошкольного возраста».
Прежде всего, отметим, что выбор данной темы связан с социальным заказом общества, так как в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» подчеркивается приоритет общечеловеческих ценностей, поэтому в условиях развития современного общества становится значимым экономическое воспитание подрастающего поколения. Современная действительность диктует необходимость воспитания детей дошкольного возраста как самостоятельных, активных, деятельных, трудолюбивых, экономически грамотных личностей, что является фундаментом дальнейшей жизнедеятельности. Кроме этого сегодня наблюдается недостаточная научно-методическая разработанность процесса экономического воспитания детей в условиях дошкольной образовательной организации, хотя в последние годы интерес к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни стал предметом пристального изучения.
Цель: создать условия для формирования представлений об основных экономических категориях как аспекта экономического воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с данной целью, нами определены следующие задачи:
- создать воспитывающую среду в дошкольной организации, направленную на формирование представлений об основных экономических категориях у дошкольников;
- формировать нравственно-экономические качества личности ребенка;
- насыщать различные виды детской деятельности (игровую, трудовую, познавательную) информацией об экономической жизни семьи, людей, общества;
- активизировать внимание родителей (законных представителей) к решению задач по экономическому воспитанию детей дошкольного возраста;
- распространять опыт работы по формированию представлений об основных экономических категориях у детей дошкольного возраста.
Форма самообразования : индивидуальная.
Индивидуальный план работы включал следующие этапы:
Первый этап. Информационно-аналитический : изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования.
Второй этап. Внедрение в практику: разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
Третий этап. Результативный: представление опыта работы по теме.
В рамках каждого этапа мы определили тему, форму и способы распространения. Например, на втором этапе осуществлялась апробация календарно-тематического плана работы по формированию представлений об основных экономических категориях у детей дошкольного возраста, создавалась воспитывающая среда в дошкольной организации в данном направлении, реализовывался план работы с родителями и осуществлялась реализация плана распространения опыта.
Перед реализацией работы нами был определен предполагаемый результат:
- повышение собственного уровня знаний путем изучения психолого-педагогической литературы по данной теме;
- повышение уровня сформированности экономической воспитанности детей дошкольного возраста, выраженное представлениями об основных экономических категориях: бюджет, доход, расход, товар, цена, деньги, обмен, банк, валюта, реклама, экономия, рынок и т. д. ;
- повышение заинтересованности и внимания родителей к решению задач по формированию представлений об основных экономических категориях у детей дошкольного возраста;
- повышение своей профессиональной компетентности и педагогов-коллег по формированию представлений об основных экономических категориях у детей дошкольного возраста.
Форма нашей отчетности была следующей: результаты диагностики; календарно-тематическое планирование; серия занятий; методическая копилка; отчет о результатах проведенной работы.
После реализации намеченного плана самообразования по данной теме нами отмечена положительная динамика. И предполагаемый результат был достигнут в полной мере.
В заключении отметим, что профессиональное самообразование становится жизненной потребностью воспитателя, профессионального и личностного самоопределения, гарантом успешности в государстве, обществе, личностного самосовершенствования, а также ценностным блоком системы современного профессионального образования. Каждый воспитатель выбирает определенное направление профессионального самообразования, однако каждый должен помнить, что лишь целенаправленная, планомерная и систематическая работа позволит выполнить задачи в полной мере и достичь нужного результата. На наш взгляд, воспитателям в современной действительности не следует заострять внимание на чем-то одном, а расширять знания и совершенствовать свои умения и навыки в разных направлениях, что позволит сделать личность воспитателя многогранной.
Следует помнить о том, что профессиональное самообразование – это процесс всей трудовой жизни, а фиксированного времени, а также средство утверждения в правильности выбранной профессии и показатель личностно-профессионального роста.
Список цитируемой литературы
1. Алиева Л. В. Профессиональное самообразование - ресурс становления творческой личности педагога-воспитателя// Педагогическое искусство. – 2019. – С. 72-79.
2. Мишукова Н. И. Профессиональное самообразование как средство формирования педагогической культуры воспитателя дошкольного образовательного учреждения / Н. И. Мишукова // Молодой ученый. – 2020. – № 4 (294). – С. 304-305.
3. Перминова Л. М. Профессионализм педагога как ресурс личностного развития // Педагогика. – 2018. – № 10. – С. 104-109.