Ольга Кнутова
Проектная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС до (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основной целью которого является развитием творческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Наиболее активной инновационной педагогической технологией, открывающей новые возможности воспитания и обучения дошкольников, является в наши дни метод проектов.
Публикация «Проектная деятельность в детском саду в соответствии с ФГОС до (из опыта работы)» размещена в разделах
Метод проектов актуален и очень эффективен, он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
Слово «проект» происходит от латинского слова «projects», что означает «брошенный вперед», выступающий, выдающийся вперед, а в переводе с греческого языка данное слово обозначает «путь исследования».
Метод проектов недолго был отражен в педагогических идеях прогрессивных педагогов России начала прошлого века – П. П. Блонского, А. С. Макаренко, С. Т. Шацкого, Вввв. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, М. В. Крупениной, Е. Г. Кагарова. Затем во второй половине 30-х годов, наряду с передовыми идеями М. Монтессори, был запрещен. В настоящее время метод проектов активно используется в практике детских садов.
Проект – это «энергичная, от всего сердца деятельность», так считал американский педагог Уильям Кильпатрик, которого считают основоположником проектного метода в обучении. Педагог представлял обучающий процесс, как ряд опытов. Знания, полученные в процессе одного опыта, развивали и обогащали последующий опыт.
Ряд ученых (Т. А. Данилина, М. Б. Зуйкова, Л. С. Киселева, Т. С. Лагода и др.) рассматривают проектную деятельность, как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, как поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в единое целое.
Проектная деятельность- это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки. Об актуальности использования метода проектов свидетельствуют те аргументы, что в научной педагогической литературе он упоминается в контексте с гуманизацией образования, проблемным и развивающим обучением, педагогикой сотрудничества, личностно- ориентировочным и деятельностным подходами.
Типологии проектов в ДОУ :
По количеству участников:
• Индивидуальные;
• Групповые.
По продолжительности:
• Краткосрочные (1-4 недели);
• Среднесрочные (1-3 месяца);
• Долгосрочные (полугодие, учебный год).
По содержанию:
• Монопроекты (ода образовательная область);
• Интегративные (две и более образовательные области).
По доминирующему виду проектной деятельности;
• Информационные;
• Исследовательские;
• Творческие;
• Практико –ориентировочные и т. д.
Виды проектов в ДОУ (по Т. В. Фуряевой) :
Исследовательско-познавательные (старший возраст) :
- совместное экспериментирование и последующее оформление результатов в виде газет, самостоятельных рукописных изданий, дизайнерских сооружений и т. д.
Игровые (младший возраст) :
- использование элементов творческих игр с вхождением в образ персонажей и решением поставленных проблем.
Информационно- практико-ориентированные (средний возраст) :
- сбор информации и ее реализации (оформление и дизайн группы, разработка игровых модулей, составление планов и схем, картотек и др.)
Творческие (младший возраст) :
- оформление результата деятельности в виде праздников, театральных представлений, презентаций продуктов совместного труда.
Досуговые:
- спортивные и развлекательные мероприятия.
Комплексные:
- смешанные типы по предметно- содержательному наполнению.
Этапы работы над проектом :
1. Целеполагание: Педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени. В результате совместного обсуждения выявляется гипотеза, которую взрослый предлагает подтвердить в процессе поисковой деятельности.
2. Разработка проекта : Составление плана деятельности по достижению цели (к кому обратиться за помощью; в каких источниках можно найти информацию; какие предметы использовать; с какими предметами научиться работать для достижения цели).
3. Выполнение проекта : Практическая часть. Дети исследуют, экспериментируют, ищут, творят. Педагог оказывает необходимую практическую помощь, направляет и контролирует осуществление проекта.
4. Подведение итогов: Определение задач для новых проектов.
5. Презентация: Демонстрация достижений, продуктов детской деятельности.
В практике своей работы я стала достаточно активно использовать данный метод, и хочу поделиться опытом своей работы в данном направлении. В современных методических рекомендациях нет четкого указания на то, сколько проектов в год должно быть реализовано. Но, учитывая преемственные связи с начальной школой, я определила для себя, что это должно быть не мене 4-х проектов в год. Хотя практика показала, что их может быть и больше.
Проектная деятельность всегда разворачивается в проблемной ситуации, которая не может быть решена прямым действием, поэтому я стараюсь находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферу.
Работая над проектами, я ставлю такие цели, чтобы развивать у каждого ребё нка:
- творческое начало, воображение, изобретательность;
- способность к критическому мышлению и умение делать самостоятельный выбор;
- способность ставить проблемы и находить их решение;
- неравнодушие к проблемам близких людей, своего города, общества, страны, окружающей среды.
Использование метода проектов в работе с дошкольниками имеет свою специфику: мне необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или, даже провоцировать её возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом стараюсь не переусердствовать с опекой и помощью родителей.
В результате использования метода проектов дети в моей группе стали более раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.
Большую роль в реализации проектов играет привлечение родителей. Благодаря их участию в проектах у детей формируется чувство гордости, повышается самооценка, а у тех детей, родители, которых чаще выполняют роль ассистентов, наблюдается значительное продвижение в развитии.
Привлекая родителей к работе над проектом, я создаю в группе дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей их детей, выявления творческого потенциала всех участников проекта, расширения возможностей реализации проекта. Участие взрослых в детских проектах способствует социально-личностному развитию каждого ребенка.
И более подробно я хочу рассказать о тех проектах, которые были проведены в нашей группе.
Наиболее интересным из последних проектов я считаю краткосрочный проект «Азбука доброты».
Вид проекта : познавательный.
Тип проекта : групповой, краткосрочный (2 недели).
Срок реализации проекта : (05.12 – 16.12)
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Актуальность:
Актуальность проекта обусловлена необходимостью дружеских взаимоотношений, развитию нравственных качеств у детей дошкольного возраста. Анализ работы детского сада показывает, что воспитание детей сегодня отстает от реальных потребностей практики воспитания дошкольников и современных требований общества. По результатам диагностики, опроса родителей выявлено низкое самосознание взрослых к осознанному отношению и проявлению толерантности.
Цель проекта : Воспитание у детей положительных качеств характера, способствовать сплоченности коллектива, мотивировать детей на совершение добрых поступков, добрых дел во благо других людей.
Задачи проекта :
-Узнать значение слова «доброта» (с помощью взрослых, просмотреть значение слова в
справочниках);
- Выяснить, как стать добрым (с помощью взрослых, наблюдать за тем, как люди проявляют доброту);
- Развивать представление о добре и зле ;
- Воспитывать стремление совершать добрые дела и красивые поступки.
- В процессе проекта, выявить основные правила доброты;
- Познакомиться с художественной литературой, пословицами и поговорками о доброте;
- Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей;
- Воспитывать уважения к окружающим людям, воспитывать нравственные качества: доброту, уважение, милосердие;
- Уточнять знания об этикете, закреплять правила вежливого общения;
- Воспитывать бережное отношение к природе, желание оказать помощь братьям нашим меньшим.
Предполагаемые результаты:
- дети, родители, педагоги постоянно пользуются формами словесной вежливости;
- снижение детской конфликтности, налаживание дружеских взаимоотношений между детьми;
- создание благоприятной психологической атмосферы в группе;
- у детей сформировано заботливое отношение к членам своей семьи; оказывают посильную помощь;
- уважительно относятся к людям пожилого возраста;
- бережно относятся к живой и неживой природе;
- могут составить рассказ о добром поступке.
Предварительная работа :
- Провести родительское собрание на тему:
«Семья». Предложить родителям совместно с детьми придумать и сделать герб своей семьи. Дать объяснение символике.
- Предложить каждой семье принять участие в общесадовом конкурсе на лучшую кормушку для птиц;
- Провести беседу с родителями на тему «Добрый поступок моей семьи». Дать задание вспомнить, обсудить с детьми и вместе написать краткий рассказ на заданную тему.
Правила доброты:
- Помогайте маме нести тяжелую сумку;
- Защищайте девочек и маленьких детей;
- Не бойтесь предлагать свою помощь тем, кто в ней нуждается;
не допускайте грубости;
- Старайтесь во всем помочь ближнему;
- Помогайте слабым, больным;
- Учитесь добру у других;
- Уступайте место в автобусе пожилым людям;
- Будьте добрыми и милосердными людьми;
- Относитесь к людям так, как хотели, чтобы они относились к вам.
НОД:
Познавательное развитие:
Беседы:
- «Что значит быть добрым?», «Беседа о добрых делах и поступках», «Давайте никогда не ссориться!», «Как мы можем позаботиться о старших?», «Как помочь птицам зимой?».
Просмотр мультфильмов:
- «Добро пожаловать», «Как ослик счастье искал», «Кошкин дом».
Дидактические игры:
- «Хорошо – плохо», «Оцени поступок».
Дидактические упражнения:
- «Если кто-то заболел», «Подари улыбку».
Социально-коммуникативное развитие:
- Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу».
- Ситуативный разговор «Мы любим делиться», «Мы – защитники малышей»;
- Драматизация сказки «Два жадных медвежонка», кукольный театр «Заюшкина избушка»;
- С. р. игры: «Семья», «К нам пришли гости»;
-Игры с телефоном (любая тема) : вежливое обращение;
- ИОС «Вручи подарок»;
- Д. и. «Волшебная шляпа»;
- Ремонт книг «Книжкина больничка»;
- Дежурство по столовой (взаимопомощь);
- Помощь дворнику в уборке снега на участке д. сада;
-Помощь в уходе за комнатными растениями в группе.
Речевое развитие:
- Речевые игры: «Мост дружбы», «Добрые и вежливые слова», «Добрые приветствия», «Душевный разговор»;
- Рассказы детей о добром поступке, который совершил ребенок или члены его семьи;
- Чтение художественной литературы:
М. Пляцковский «Урок дружбы», «Настоящий друг»; Э. Шим «Брат и младшая сестра», «Умей обождать»; Я. Аким «Жадина»; А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; Е. Серов «Добрый великан»; Н. Осеева «Плохо», «Добрые слова»; Т. Пономарева «Хитрое яблоко»; Н. Юсупов «Простите»; Е. Благинина «Подарок».
- Стихи для заучивания:
Е. Алябьева «Добрым быть приятно», А. Яшин «Покормите птиц зимой».
- Заучивание и обсуждение пословиц и поговорок о добре.
Физическое развитие:
Подвижные игры:
- «Веселые Смешарики», «Ловишки». «Веселые старты»;
Пальчиковые игры:
- «Дружные ребята». «В гости».
Художественно-эстетическое развитие:
- Прослушивание песен о дружбе, друге: «Улыбка», «Есть у солнышка дружок»;
- «Новогодняя открытка для дедушек и бабушек дома престарелых»;
- «Нарисуй улыбку»;
- Изготовление эко кормушек.
- Изготовление плаката «Наши добрые дела».
Этот проект заинтересовал, как детей, так и родителей, которые с удовольствием помогли в нашей работе.
Иногда, для большей заинтересованности детей к проекту, я привлекала не только родителей, но и людей со стороны, которые могли в наибольшей мере раскрыть ту или иную тему. Так в проекте «Правила дорожной безопасности» на родительском собрании выступил инспектор ПДД. А игры по ПДД провел майор нашей ракетной дивизии. Родители и дети были очень заинтересованы.
А это приглашенный ансамбль к проекту «Народные праздники». Дети по настоящему были вовлечены в ауру народных праздников, водили хороводы, слушали народные песни, играли в игры давно минувших лет, смогли рассмотреть такие музыкальные инструменты, как гусли и домра.
Очень часто в своей работе я использую исследовательский вид проектной деятельности. Исследовательский проект, как правило, носит индивидуальный характер. Реализация проекта включает в себя 4 этапа.
Первый этап предполагает создание ситуации, в ходе которой ребенок самостоятельно приходит к формулировке исследовательской задачи. Этап заканчивается формулировкой вопроса (Почему в холодильнике холодно? Можно ли приручить мышь? Для чего нужен зоопарк? и др.)
На втором этапе ребенок приступает к реализации проекта, то есть отвечает на поставленный вопрос. Для младших детей основным способом получения ответа является опрос членов семьи и других взрослых. Дети постарше могут вместе с родителями искать информацию в энциклопедиях, интернете, телевизионной передаче и т. д.
Результаты исследовательского проекта заносятся в специальный альбом, который помогает ребенку зафиксировать этапы своей работы и результаты исследования.
Без помощи родителей ребенку не обойтись, так как он не сможет самостоятельно оформить альбом и сделать записи. Но родители должны выполнять вспомогательную функцию, следуя замыслу ребенка и наблюдая за тем, чтобы он полноценно реализовывал каждый этап проекта.
Третий этап – презентация проекта. Он имеет большую значимость для социального развития ребенка: рассказывая взрослым и сверстникам о выполнении важного дела, дошкольник получает опыт реализации познавательной инициативы.
Четвертый этап. После презентации работа с проектами не заканчивается. Можно организовать выставку проектов; придумать различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации знаний, полученных в ходе работы над проектами.
Примером исследовательского проекта хочу представить проект своего воспитанника Саргана Саши на тему «Почему нельзя есть много конфет?»
Результаты работы показывают, что проектная деятельность создаёт необходимые условия для того, чтобы каждый ребёнок вырос талантливым, умным, добрым, мог жить и трудиться в новом обществе.
Участие в проектной деятельности даёт возможность развивать у дошкольников внутреннюю активность, способность выделять проблемы, ставить цели, добывать знания, приходить к результату.
Анализ и оценка получившихся результатов, их сравнение с замыслом дают возможность видеть пути дальнейшего развития проектной деятельности.