Наталья Киташова
Проектный метод в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проект рассматривается, как основа инноваций в системе дошкольного образования. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который активно входит в практику работу дошкольных образовательных учреждений в связи с реализацией ФГОС ДО.
Публикация «Проектный метод в ДОУ» размещена в разделах
В дошкольном образовании проект – это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченной цели. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития социальной активности и поддержки детской инициативы. В процессе проектной деятельности ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, управляя своим поведением и планируя свои действия, овладевает средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников, предполагает интеграцию различных образовательных областей и основывается на потребностях и интересах детей. Метод проектов предполагает самостоятельную активность воспитанников, однако ребёнок не может самостоятельно сформулировать проблему и определить замысел, он не может быть автором и организатором проектной деятельности, нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы и воплотить в предстоящей деятельности.
Проекты представляют интерес как для детей, так и для взрослых по следующим причинам:
- проекты позволяют ребенку получать знания через включение в практическую деятельность,
- дают возможность реализации игровой деятельности,
- не противоречат, а расширяют метод наглядного моделирования,
- включают в деятельность всех возможных участников воспитательно-образовательного процесса – педагогов, детей, родителей,
- объединяют усилия всех специалистов детского сада, что дает возможность активно взаимодействовать,
- дают возможность реализации личностно-ориентированного подхода, так как разные виды деятельности разных детей ведут к единому результату,
- дают возможность ребенку увидеть конкретный результат своей деятельности.
Проектная деятельность дошкольников является уникальным способом сотрудничества педагогов, детей и родителей. Организация проектной деятельности важна не только для подготовки малышей к школе, но и для полноценного развития ребенка, для его успешной адаптации к социальной жизни в обществе, для роста гармоничной, творческой и активной личности.
В последнее время занятия математикой не занимают первые места в числе любимых занятий детей.
Метод проектов позволит использовать разнообразные средства и приемы в развитии у детей математических представлений, а также появиться возможность интегрирования знаний и умений.
Метод интересен тем, что педагог и дети в процессе обучения пользуются фактами и стимулами, почерпнутыми из окружающей действительности.
Осуществление проектов обогащает игры детей новыми сюжетами, большими возможностями и расширяют содержание игровой деятельности.
Вырабатывается единая стратегия, которая помогает детям лучше подготовиться к школе и успешно адаптироваться в начальных классах.
Дает возможность семьям более активно включаться в процесс обучения ребенка в ДОУ.
Примерная технологическая карта проекта
Информационная часть Пример заполнения
Название проекта «В стране геометрических фигур»
Тип проекта По количеству участников: групповой, подгрупповой, межгрупповой, индивидуальный, с привлечением семьи.
По видам деятельности: игровой, информационный, исследовательский, информационно-игровой, информационно-творческий, познавательный.
По продолжительности: долгосрочный (полугодие, год, среднесрочный (1 месяц, краткосрочный (несколько недель 2-3).
Участники проекта Указать участников проекта (дети, родители воспитанников, воспитатели)
Целевая группа Возраст детей
Масштаб проекта Срок реализации проекта (например, 2 недели)
Актуальность проекта АКТУАЛЬНОСТЬ проекта – это степень его важности в данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Проблема – некая противоречивая ситуация, возникшая в результате работы, определившая тему исследования и требующая своего разрешения в итоге исследовательской работы. Причины – почему? (недостаточно материала, мало внимания уделено дома, в образовательной программе).
В каждом возрасте своя актуальность. Если в раннем – это недостаточное развитие сенсорных процессов и свойств (ощущений, восприятий, представлений) для успешной познавательной деятельности, для стимулирования детской активности, для развития интеллекта и пр. Для дошкольного возраста – это недостаточное развитие логического мышления и всего мыслительного процесса, развитие памяти, развитие умения вести поиск решения самостоятельно и пр.
Цель проекта Это общий результат, которого мы хотим достичь, выполняя проект.
Например.
Для раннего возраста – это создание условий для сенсорного развития детей в возрасте от 2 до 3 лет. Для старшего дошкольного возраста – это создание условий для развития математических способностей детей в возрасте от ___ до ___ лет в процессе реализации проекта.
Задачи проекта Задачи проекта — действия или шаги по достижении промежуточных результатов, направленных на достижение цели.
Например:
1. Закреплять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник).
2. Развивать у детей конструктивные способности, умение классифицировать.
3. Формировать умения различать, называть, сравнивать геометрические фигуры.
4. Развивать внимание, речь, память, воображение, мелкую моторику рук при различных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование).
5. Развивать коммуникативные навыки.
6. Развивать умения запоминать стихотворения о геометрических фигурах.
7. И т. д.
Ожидаемый результат Ожидаемые результаты – это конкретные результаты, которые предполагается достичь в ходе реализации проекта. Вытекают из проблемы (не знали – узнали, не умели – научились)
План работы (прописать даты проведения) Организационно-подготовительный этап
1.1
1.2
Например:
Консультация для родителей: «Весёлая математика для больших и маленьких»;
Консультация для родителей: «Математика – это интересно».
Пополнить картотеку наглядного пособия, иллюстрированного материала.
Подбор дидактических игр.
Подбор подвижных игр.
Разучивание стихотворений, пальчиковых игр, физ. минуток.
Пополнить картотеку математических игр: «Лото с геометрическими фигурами»; «Сложи круг, квадрат»; «Сделай фигуру из пальчиков»; «Покажи одинаковые предметы»; «Цвет и форма».
2. Основной этап
2.1
2.2
2.3
Например:
Познание: конструирование из геометрических фигур.
Чтение художественной литературы: «Три поросёнка»; «Два жадных медвежонка»; заучивание считалок, стихов, потешек о геометрических фигурах.
Сюжетно – ролевые игры: «Детский сад»; «Магазин»; «Поликлиника».
Подвижные игры: «Ловишки»; «Найди, где спрятано»; «Найди свой домик».
Дидактические игры с математическим содержанием: «Чудесный мешочек»; «Построим фигуру»; «На что похоже»; «Найди предмет круглой формы».
Рисование: «Солнышко»; «Построй и нарисуй».
Лепка: «Гусеница»; «Божья коровка».
Аппликация: «Дом»; «Машина»; «Ракета».
3. Заключительный
3.1
3.2
Например:
Проведение занятия «Юные помощники».
Выставка дидактических игр и пособий.
Викторина…. КВН….
Список используемой литературы
Презентация проекта.
Обычно в конце проживания темы проекта организуется какое-либо яркое событие или общее дело, которое предоставляет детям возможность продемонстрировать полученные в ходе проекта знания и умения, а также выразить своё эмоциональное отношение к происходившему ранее и происходящему в настоящий момент – это и есть презентация.
Изготовление лэпбука включить в проектную деятельность.
Проектом должны быть охвачены все образовательные области:
- речевое развитие (отгадывание загадок о геометрических фигурах, о цифрах; просмотр мультфильмов; заучивание потешек, собрать картинку из геометрических фигур и пр.);
- физическое развитие (математические физминутки; математическая утренняя гимнастика);
- художественно-эстетическое развитие (рисование животных из геометрических фигур и т. п.);
- познавательное развитие (решение логических задач);
- социально-коммуникативное развитие (конструирование).