Эльвина Зарипова
Проектное «Развитие устной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация проекта
Тип проекта : Исследовательско -творческий, групповой.
Срок реализации: долгосрочный (1 год,
Участники проекта : дети, воспитатели, родители, специалисты.
Возраст детей – 6-7 лет.
База проекта – Cредняя логопедическая группа МДОУ «ЦРР-детский сад Теремок» Челябинская область село Кунашак. работающий по «Адаптированной примерной основной образовательной программе для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» Нищева Н. В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7лет). – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016 и «Основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Публикация «Проектное „Развитие устной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
Введение
Актуальность проблемы, на решение которой направлен проект. Федеральный государственный стандарт образования дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция: к завершению дошкольного образования ребенок должен хорошо понимать устную речь и выражать свои мысли и желания.
Ни один из целевых ориентиров дошкольного образования не может быть достигнут без освоения речевой культуры. В соответствии с ФГОС дошкольного образования речевое развитие включает в себя : владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной и грамматически правильно диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, развитие звуковой и интонационной культуры речи, развитие фонематического слуха, а также знакомство с детской литературой, развитие понимания на слух текстов детской литературы и формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте[1].
Значительное внимание в системе дошкольного образования в рамках речевого развития уделяется формированию связной речи. Это определяется тем, что в связной речи реализуется основная функция языка и речи – коммуникативная, что позволяет ребенку осуществлять полноценный процесс общения со сверстниками и взрослыми, доносить им о своих желаниях и потребностях. Кроме того, в связной речи наиболее ярко выступает взаимосвязь умственного и речевого развития : формирование словаря, грамматического строя, фонематической стороны, аналитико-синтетической деятельности.
Важно обратить внимание и на то, что одно из важнейших условий успешности обучения будущего первоклассника в школе – развитие повествовательной монологической речи. Только обладая хорошо развитым навыком повествовательного рассказывания, ребенок сможет давать развернутые ответы на сложные вопросы школьной программы, последовательно и полно излагать свои собственные суждения, пересказывать содержание текстов из учебников, художественных произведений. Кроме того, развитие монологической речи важно для развития мыслительной способности в целом[1].
У дошкольников с общим недоразвитием речи (ОНР) в силу их речевых и когнитивных особенностей имеются значительные трудности в овладении связной речью и, в частности, навыком повествовательного рассказывания.
Для высказываний детей с общим недоразвитием речи характерны : нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, низкий уровень используемой фразовой речи. Самостоятельное рассказывание у таких детей характеризуется многочисленными повторами одного и того же слова, нарушением порядка слов в предложении. В повествовательных рассказах дети с ОНР часто ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц[1].
Проблемой формирования связной речи у детей с ОНР занимались К. Д. Ушинский, В. И. Тихеева, Е. А. Флерина, А. М. Бородич, Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, В. П. Глухов, Т. А. Ткаченко и др.
Современное состояние исследований в данной области
В последние годы стремительными темпами увеличивается число дошкольников с общим недоразвитием речи, они входят в самую многочисленную группу детей с нарушениями развития.
В результате таких неблагоприятных факторов, как загрязнение экологии, дестабилизация в социальной среде, рост процента родовых травм и послеродовых осложнении, возрастание количества заболевании и различных патологии, влияющих на здоровье и психическое развитие ребенка происходит увеличение количества речевых нарушении (Т. А. Ткаченко [1997]).
Нельзя не отметить повсеместное распространение и неоправданно раннее знакомство детей с электронным устройствами, большого количества безграмотной и не несущей никакой пользы информации, негативное влияние улицы. Под влиянием этих факторов у детей отмечается скудный словарный запас, аграмматичность, что в свою очередь негативно повлияет на обучение в школе.
Несформированная речевая деятельность негативно влияет на эффективность запоминания, овладение мыслительными операциями так считали Т. А. Ткаченко [1997], Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина [1995], нарушается межличностное взаимодеиствие (Ю. Ф. Гаркуша [2002], Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова [1990] и др., развитие игровой деятельности замедляется (Л. Г. Соловьева [1966], Т. А. Ткаченкo [1997] и др.).
Одним из важных показателей несформированности речевой деятельности является бедность и недостаточная систематизированность (а нередко и полная несистематизированность) словарного запаса детей.
В процессе развития познавательной деятельности ребенка не последнюю роль играет сформированность лексической системности, понимание значения слова (Л. С. Выготский [1966] ,Н. И. Жинкин [1958], А. Р. Лурия[1967] и др.). Познавательное развитие, развитие понятийного мышления невозможно без усвоения новых слов (Шашкина Г. Р., Зернова Л. П., Зимина И. А. [2003]).
Сформированность лексики – это один из самых существенных факторов в овладении чтением, письмом, счетом. Богатый словарный запас является залогом полноценности устной речи и грамотного письма у детей старшего дошкольного возраста. Он играет большую роль в овладении и применении на практике грамматических правил. Например для быстрого и правильного подбора проверочных слов, нужно обладать обширным словарным запасом, а также верным пониманием значения слова, лексического и смыслового. Такие действия зачастую являются затруднительными, а порой и невозможными для детей с небогатым словарным запасом. Этим детям доставляет сложность работа с их бедным словарным запасом, у них не сформированы семантические поля и для них недоступен смысл многих слов. (Н. В. Шестакова [2016]).
Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка. И напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках (М. М. Алексеева, В. И. Яшина [2000]).
Принимая во внимание большое значение состояния активного и пассивного словаря ребенка, который является предпосылкой для успешного обучения в школе, освоения чтения, письма, счета; для формирования познавательной деятельности; для развития общения, а также недостаточную изученность проблемы и коррекции нарушений активного и пассивного словаря у дошкольников с ОНР следует считать данную тему актуальной.
Для предотвращения такой проблемы необходимо уже в дошкольном возрасте обращать внимание на формирование словарного запаса у детей. Очень важно работать не только над количественным ростом словаря, но и над качественным, т. е. над верным пониманием значений слов и смыслового родства.
Цель и задачи проекта
Цель: формирование (коррекция нарушений) связной речи у старших дошкольников.
Задачи:
1) изучить и проанализировать источники, методическую литературу и результаты исследования по проблеме, опыт работы других педагогов;
2) провести диагностическое исследование связной речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи;
3) разработать и реализовать программу занятий (индивидуальных, групповых) для старших дошкольников (5-7 лет) на 1 учебный год;
4) разработать практические рекомендации, организовать диссеминацию, тиражирование предлагаемого опыта на муниципальном и других уровнях.
Описание проекта
Этапы реализации проекта
ЭТАП МЕРОПРИЯТИЯ
I. Подготовительный (информационно-аналитический)
Анкетирование родителей и воспитателей детского сада (Приложение 1).
Выбор темы проекта. Разработка цели и задач проекта.
Подбор художественной и методической литературы.
Развитие мотивации участников проекта.
II. Организационный Изучение учебно-методической материала и литературы.
Разработка технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Консультации для родителей и воспитателей по теме проекта (Приложение 2)
Разработка плана работы на учебный год по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи
III. Практический
Самостоятельная и совместная деятельность детей и взрослых в процессе литературного творчества, продуктивной деятельности (изготовление поделок, коллажей, фотоальбомов, книжек- малышек (рассказов на основе личного опыта, театрализованных инсценировок.
Работа с родителями, специалистами по оформлению рисунков, коллективных работ (изготовление поделок, книг,
атрибутов, декораций к театральной постановке, пособий по развитию связной речи).
Реализация разработанного плана работы на учебный год по развитию связной речи детей с общим недоразвитием речи посредством продуктивной деятельности
IV.Заключительный Анализ результатов реализации проекта;
Презентация проекта;
Размещение информации о проведении проекта на сайт детского сада;
Составление методических рекомендаций для воспитателей по использованию продуктивной деятельности в коррекционной работе (Приложение 5).;
Составление рекомендаций для родителей по использованию продуктивной деятельности в коррекционной работе
(Приложение 6);
Оформление выставки совместной работы родителей с детьми.
Обобщение работы, оформление проекта для участия в конкурсе.
Критерии эффективности проекта
Критерии Показатель
Развитие повествовательной монологической речи Процентная доля дошкольников с высоким показателем уровня развития повествовательной монологической речи (не менее чем на 15%);
Понижение процентной доли дошкольников с низким уровнем повествовательной монологической речи (не менее чем на 15%);
Участие дошкольников в конкурсах, выставках и проектах.
Предполагаемые риски
Возможные риски Способы их преодоления
Пассивность и отсутствие поддержки со стороны родителей Проведение родительских собраний, беседы с родителями, совместные занятия с родителями;
Запись логопедических занятий на Умное зеркало ArtikMe для отслеживания динамики родителями.
Высокая заболеваемость, пропуски занятий детьми Активное внедрение здоровьесберегающих технологий в работу ДОУ.
Обучение родителей по использованию здровьесберегающих технологий в домашних условиях.
Подготовка материалов для дистанционной работы
Низкая мотивация Активное внедрение игровых технологий в образовательных процесс (в соответствии с положением Л. С. Выготского о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте, включение системы поощрения для создания соревновательного стимула.
Поломка оборудования Профилактика неисправности посредством соблюдения техники безопасности;
Гарантия на починку оборудования от производителя на случай поломки;
Поиск специалистов, работающих над ремонтом данного оборудования.
Ожидаемые результаты
Качественные результаты:
1) у автора проекта сформирована система знаний в области методики подготовки и проведения занятий оценка результатов выражается в способности к написанию конспектов подобных занятий.
2) у старших дошкольников с ОНР повышен уровень развития связной речи, применение различных технологий положительно воздействовало на процесс коррекции имеющихся нарушений; оценка результатов осуществляется за счет проведения входного и выходного исследования, сравнения полученных результатов.
3) автором проекта закреплены знания и умения по составлению и оформлению методических материалов, необходимых для представления продуктов практической деятельности; оценка результатов осуществляется за счет рецензирования куратором проекта представленных материалов.
Количественные результаты:
1) написаны конспекты х занятий в 2023-2024.
2) организовано и проведено 1 подгрупповое и 3 индивидуальных логопедических занятий в неделю в 2023-2024 МДОУ «ЦРР-детский сад «Теремок»
3) Было проведено родительское собрание с родителями старшего дошкольного возраста с ОНР.
Итоговый продукт
Теоретическая значимость проекта.
• Изучение учебно-методической литературы,
знакомство с инновационными методами развития связной речи детей.
Практическая значимость проекта.
• Технология по формированию монологической формы речи старших дошкольников с речевыми нарушениями посредством продуктивной деятельности в процессе обучения способствует повышению уровня их речевого развития
• Проведен цикл занятий по развитию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи (на третьей ступени, второго года обучения, который включает интеграцию образовательных областей с направлениями логопедической работы (формирование навыков звукопроизношения, развитие фонематического слуха).
Список литературы
1. Бизикова О. А. Развитие монологической речи у дошкольников : Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.
2. Бухарина Ксения Евгеньевна "Фонетические рассказы. Составление рассказов по сюжетным и предметным картинкам. Выпуск 5. Звуки [л]". Соответствует ФГОС, СПб, Детство-Пресс, 2017 г.
3. Вадим Петрович Глухов, Валерий Анатольевич Ковшиков.
Психолингвистика. Теория речевой деятельности: АСТ, Астрель; Москва; 2007
4. Глухов В. П. Формирование связной речи, детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием, 2002.
5. Комиссарова Светлана Александровна "Развитие связной речи дошкольников на материале текстов цепной структуры. Выпуск 3 (5-7 лет). Соответствует ФГОС, СПб, Детство-Пресс, 2017 г.
6. Подольская, О. А. Теория и практика инклюзивного образования : учебное пособие / О. А. Подольская, И. В. Яковлева. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 202 с. – Режим доступа: по подписке. – URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=494762. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-2780-8. – DOI 10.23681/494762. – Текст : электронный.
7. Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду : методическое пособие / Е. О. Смирнова, Е. А. Абдулаева, И. А. Рябкова и др. – 2-е изд. – Москва : Русское слово — учебник, 2018. – 113 с. – (ФГОС дошкольного образования). – Режим доступа: по подписке. – URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485773. – ISBN 978-5-533-00410-7. – Текст : электронный.
8. Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: поиски и достижения: сборник научных статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых (26–27 марта 2018 года) / под общ. ред. Л. А. Головчиц, А. В. Кротковой, Н. В. Микляевой ; Министерство образования и науки Российской Федерации и др. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2018. – 379 с. : табл., ил. – Режим доступа: по подписке. – URL : https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=486379. – Библиогр. в кн. – ISBN 978-5-4475-9668-2. – DOI 10.23681/486379. – Текст : электронный.