Ирина Никитина
Проектно-познавательная деятельность для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст является уникальным периодом становления и развития способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствовать
Одна из наиболее важных способностей — это способность к познанию.
В соответствии с ФГОС ДО одной из задач познавательного развития является развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации. Исходя из задачи, в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Публикация «Проектно-познавательная деятельность для дошкольников» размещена в разделах
(слайд №3)
Продуманная организация деятельности по познавательному развитию детей, основанная на инновационных методах, позволит достичь целевых ориентиров, обозначенных во ФГОС ДО.
В ходе целенаправленной работы по познавательному развитию у дошкольников формируются познавательные интересы, повышается уровень познавательной активности, расширяется активный словарный запас, совершенствуются навыки группового взаимодействия и сотрудничества, дошкольники проживают ситуации успеха, уверенности в своих действиях, которые являются стимулом их личностного развития.
Разрабатывая модель организации познавательного интереса, мы поставили следующую цель: (слайд №4)
• Формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности через организацию исследовательской деятельности.
Нами были поставлены следующие задачи:
создание развивающей предметно – пространственной среды в группе;
создание условий для свободного исследования и экспериментирования;
расширять представления детей об окружающим мире;
научить планированию, поиску и умению делать выводы;
развивать связную речь;
формировать умения презентовать продукт своей творческой деятельности;
воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
(слайд№5)
Для этого в группе были сзданы следующие условия: Поддержание повышенного интереса детей к образовательной деятельности.
Создание в группе благоприятного микроклимата.
Улучшение в группе комфортных условий для детского экспериментирования.
Усовершенствование в группах центров, зон для экспериментирования.
Использование «Центра природы», «Огорода на окне» и центров наблюдений на территории ДОУ.
Научить ребенка ставить вопросы и составлять план.
Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Использовать методы поощрения детей.
Привлечение родителей к исследовательским детским проектам.
Работу по познавательному развитию мы начали с проведения диагностики
(слайд№5) по методике В. В. Гербовой и Т. И. Гризик для того, чтобы определить уровень познавательного развития, результаты вы видите на экране.
Мною была изучена (слайды№6) и подобрана методическая литература.
И созданы оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности. «Создание условий для проектно-исследовательской деятельности дошкольников», на котором родители ознакомились с основными направлениями нашей работы. (слайд№10) Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в совместной работе, в создании условий в группе для успешной реализации проекта.
(слайды№7)
(слайды №8).
Были использованы следующие методы в работе с детьми:
Метод 3-х вопросов:Что знают?
Что хотят узнать?
Что нужно сделать чтобы узнать?
И метод «Паутинка», где исследование пропускалось через все центры.
Слайд 9
Алгоритм действий по осуществлению исследовательской деятельности был следующий Шаг 1. Выявление проблемы, которую можно исследовать (греч. «задача», «преграда», «трудность»). Главное качество исследователя – найти необычное в обычном, уметь задавать вопросы, находить неожиданное, удивительное в самом простом и привычном.
Шаг 2. Выбор темы исследования. Исследование или проектирование? Отличие: исследование - процесс поиска неизведанного; проект – это решение практической задачи.
Шаг 3. Определение цели исследования («выявить», «изучить», «определить»); определение целей проектов («разработать», «создать», «выполнить»).
Шаг 4. Определение задач исследования (основных шагов направления исследования).
Шаг 5. Выдвижение гипотезы (предположения, догадки). Гипотеза – это попытка предвидения событий.
Шаг 6. Составление предварительного плана исследования. Ответить на вопрос «Как можно узнать новое о том, что исследуем?». Возможные пути и методы исследования: подумать самому; прочитать книги о том, что исследуешь; посмотреть видеофильмы; воспользоваться компьютером; спросить у других людей; понаблюдать; провести эксперимент и др.
Шаг 7. Провести эксперимент (опыт, наблюдение, проверить гипотезы
Шаг 8. Сделать выводы
(слайд№10)
«
Для успешного решения поставленных задач совместно с родителями была создана образовательная среда, в которую вошли (слайд№11) центр экспериментирования, разнообразные пособия: дидактические игры и упражнения, (слайд№12) иллюстрации, схемы, алгоритмы, альбомы презентации и многое другое. Создана полочка «Умных книг» и библиотека художественной литературы, (слайд№13) которые позволяют в образовательной деятельности стимулировать потребность ребенка в познании окружающего мира и себя. Детьми, с помощью родителей были изготовлены книжки – самоделки, которые пополнили библиотеку группы. (слайд№14)
В уголке художественно – эстетического развития собраны альбомы с различными видами народных промыслов, познакомиться с которыми могут не только дети, но и родители.
Созданные совместно с родителями и детьми мини – музеи «Весёлые матрёшки», «Изделия из дерева», «Утварь Бабушки Федоры» (слайд №15) позволили расширить знания детей об окружающем мире на наглядном примере. А мини-музей коллекций, (слайд №16) созданный в группе, позволил каждому ребенку показать свою коллекцию и рассказать о ней. (слайд №17) Материалы коллекций широко используются в проведении опытно-экспериментальной деятельности, в играх, в инсценировках.
После предварительной работы по созданию образовательной среды нам необходимо было вовлечь воспитанников и их родителей в целенаправленную работу по познавательному развитию. Мы разработали цикл ОД, (слайд №18) где дети проявляли свою самостоятельную активность, выражали инициативу, высказывали умозаключения. Формами работы были представлены все виды деятельности : игровая, познавательная, исследовательская, изобразительная и продуктивная. (слайд №19) Например, знакомство детей с ВОВ проходило на занятиях познавательного цикла, где ребята узнали о подвигах наших солдат, о страданиях взрослых и детей, прошедших войну, смотрели хроники военных лет, презентации, (слайд №20) собирали альбомы, где размещены фотографии бабушек, дедушек – участников войны, участвовали во всероссийском конкурсе рисунков «Галерея Великой Победы», (слайд №21) создавали уголок памяти, ходили на экскурсию в музей, возлагали цветы к вечному огню, встречались с ветеранами, участвовали в празднике «Мы гордимся и помним!» (слайд №22)
Дети охотно и с увлечением участвовали во всех мероприятиях, делясь впечатлениями не только, друг с другом, но и со всеми окружающими, в том числе и родителями.
Наряду с традиционными методами и приемами в своей работе мы решили использовать метод (слайд №23) макетирования.
Знакомство с окружающими явлениями природы возможно не только посредством наблюдений, изготовлением (слайд №24) поделок, но изготовлением макетов на различные темы. В своей работе мы используем макеты для «погружения» детей в лексическую тему. Знакомство детей с объектом происходит постепенно. (слайд №25)
Мы читаем детям произведения художественной литературы по теме, рассматриваем иллюстрации, презентации, проводим экскурсии. В процессе подготовки к работе с (слайд №26) макетом организуем поисково-исследовательскую деятельность — собираем различную информацию, создаем фотоальбомы, гербарии. После такой большой подготовительной работы вместе с детьми приступаем к (слайд №27) изготовлению макета, обсуждаем все его компоненты. Период изготовления макета обладает самоценностью и сам по себе является процессом обучения, в ходе которого дети описывают объект или явление, сравнивают, рассуждают, задают много вопросов, (слайд №28) пополняют свой словарный запас. Благодаря макетированию обычное занятие превращается в увлекательную деятельность.
За три года работы нами были разработаны 19 проектов, при реализации которых повысился познавательный интерес дошкольников, пополнилась образовательная среда группы, родители стали полноправными участниками образовательного процесса. Например, (слайд №29) в ходе реализации долгосрочного проекта «Злаки» на занятиях познавательного цикла «От колоска до каравая», «Как колосок на стол хлебом пришёл», «Хлеб войны», в нашей группе появилась коллекция злаков, (слайд №30) исследовательские альбомы «Откуда хлебушко пришёл?», «Хлеб – всему голова», «Как колосок хлебом на стол пришёл». Были изготовлены (слайд №31) дидактические игры из макарон «Сложи узор» и «Собери бусы», дидактическое пособие для рисования манкой. (слайд №32) Совместно с детьми и родителями была подготовлена выставка картин, выполненных из различных видов крупы, проведено совместное (слайд №33) с родителями занятие «Мёд – подарок полей». Были проведены (слайд №34) тематические развлечения «Хлеб – всему голова» и «Осенины – осени Именины». (слайд №35)
В процессе осуществления образовательной деятельности мы создавали стимулы для регулярного целенаправленного включения детей в совместную познавательную деятельность путём включения в дидактические игры, проектно-исследовательскую деятельность, метод макетирования, активно воздействующие на познавательное развитие детей. Взаимодействие ребенка и взрослого в игре, создание совместных проектов, помогли (слайд №36) повысить уровень познавательного развития наших воспитанников, о чем свидетельствуют следующие показатели диагностики по методике В. В. Гербовой и Т. И. Гризик на заключительном этапе работы, результаты вы видите на экране.
Таким образом, мы видим, что проектно-исследовательская деятельность актуальна и очень эффективна. (слайд №37) Она даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности, коммуникативные и познавательные навыки. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. (слайд №38)
В ходе совместной проектно-исследовательской деятельности жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.
Эффективное использование данной образовательной технологии привело к положительной динамике познавательного развития детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.
Я планирую продолжить работу в этом направлении для того, чтобы более эффективно решать проблемы (слайд №39) познавательно — исследовательского развития воспитанников в соответствии с ФГОС ДО.
Спасибо за внимание!